Псалтирь 57 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
На мелодию «Не погуби»
Молитва1 Давида
2 О вы, сильные2 мира сего, о правде ли печетесь?
Людей справедливо ли судите?3
3 О нет! В сердце вы зло вынашиваете,
а руками своими путь насилию пролагаете на земле.
4 Нечестивые, сойдя с колен матери, сбиваются с пути,
с самого рождения4 своевольны и лживы.
5 Яд у них — яд змеиный,
как у кобры глухой, что уши свои закрыла
6 и не слышит голоса заклинателя,
как бы искусны ни были заклинания его.
7 Боже, сокруши зубы их в самой пасти!
Вырви, ГОСПОДИ, клыки львиные!
8 Да исчезнут они, как вода протекающая;
когда натянут они луки свои,
пусть стрелы их5 будут без наконечников.
9 Пусть пропадут нечестивые, как след от слизняка уползающего,
как выкидыш, солнца не увидевший.
10 Прежде, чем их котлы жар ощутят терновника горящего
пусть живыми они сметены будут, словно бурей яростной.6
11 Увидев возмездие свершившимся, порадуется праведник.
Он вброд пойдет через поток крови нечестивых.7
12 И тогда люди скажут:
«Несомненно, есть награда для праведника,
есть Бог — Он суд и правду вершит на земле!»

Комментарии МакДональда

Псалом 57: Суд над судьями

57:2−3 В начале псалма выражен решительный протест против поведения несправедливых судей и правителей. Речь идет о могущественных властителях этой земли. Справедливы ли они в своих решениях? Несут ли они правосудие простым людям? Очевидный ответ: нет. В сердцах их гнездятся самые разные пороки. Их руки совершают злодеяния, которые они планируют в своих сердцах. Земля полна несправедливости, которую они вершат.

57:4 От нечестных правителей мы переходим к обсуждению нечестивых вообще. Их развращенность не выработалась в течение жизни; она присуща им с рождения. Их беззаконие и непокорность — врожденные; научившись говорить, они уже лгут.

57:5−6 Их речи коварны и губительны, как смертельный яд змеи. Они не слушают голоса Божьего, как глухой аспид не слушает заклинателя, как бы искусно он ни играл.

57:7−8 Давид описывал природу нечестивых, сравнивая их с природными явлениями. И для суда он ищет теперь сравнения также в мире природы. Зубы этих свирепых львов будут сокрушены, их мощные челюсти разбиты. Они исчезнут, как вода, которую впитывает почва, как поток, который таинственным образом исчезает под землей.

Значение еврейского выражения в стихе 7б не вполне понятно. Оно может значить: «Да будут они как стрелы с отсеченными наконечниками — тупые и безвредные».

57:9 Теперь мы обращаемся к образам улиток и слизняков. Как улитка «распускается» и исчезает, оставляя за собой след из слизи, так пусть исчезнут и эти беззаконники. Не имеет значения, действительно ли исчезает улитка. Никто ведь не возражает, когда мы говорим, что «таем от жары». Зачем же придираться к образному выражению в Библии?

Следующее проклятие — чтобы беззаконники умерли преждевременно, как выкидыш женщины, который никогда не увидит солнца. «Глаза грешников никогда не были открыты, — пишет Скрогги, — они никогда не развивали свои способности; грешник — жертва аборта, невыполненное обещание».

57:10 Наконец, автор псалма просит о том, чтобы беззаконники внезапно были развеяны, как горящий терн разлетается под порывом вихря, прежде чем котел над ним ощутит жар. Макларен говорит:

«По-видимому, автор псалма представляет себе группу путешественников, которые располагаются лагерем и готовят себе пищу. Они собирают терн для растопки и надеются вскоре утолить свой голод; но еще до того, как нагрелся котел, не говоря уже о том, чтобы вода закипела и еда была готова, налетает вихрь, который сметает топливо, котел и все остальное».

57:11 Здесь еврейские выражения вполне ясны. Здесь безошибочно утверждается, что Божий народ возрадуется, когда грешники будут наказаны; праведник омоет стопы свои в крови нечестивого. Если эта фраза кажется христианам слишком мстительной и лишенной любви, давайте скажем вместе с Дж. Дж. Беллетом, что, хотя мы не можем радоваться суду в этот век благодати, верующие будут ему радоваться, когда Господь осуществит отмщение во славу Свою. Можно также вспомнить слова Моргана о том, что «больше симпатизировать грешным беззаконникам, чем Божьему гневу, это нездоровая сентиментальность и порочная слабость».

57:12 Во время продолжающегося суда над нечестивыми люди понимают, что праведники вознаграждаются и что Бог действительно судит людей здесь на земле.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. к 15:1.
2  [2] — Друг. чтение: боги.
2  [3] — Друг. возм. пер.: справедливо ли судите, сыны человеческие.
4  [4] — Букв.: от чрева матери.
8  [5] — Букв.: его.
10  [6] — Перевод этого стиха предположителен.
11  [7] — Букв.: свои стопы омоет он в крови нечестивого.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.