Евреям 10 глава

Послание к Евреям апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Комментарии Баркли

Подстрочник Винокурова

1
Σκιὰν Тенью 4639 N-ASF
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἔχων имеющий 2192 V-PAP-NSM
 3588 T-NSM
νόμος Закон 3551 N-NSM
τῶν  3588 T-GPN
μελλόντων готовящихся 3195 V-PAP-GPN
ἀγαθῶν, благ, 18 A-GPN
οὐκ не 3756 PRT-N
αὐτὴν сам 846 P-ASF
τὴν  3588 T-ASF
εἰκόνα образ 1504 N-ASF
τῶν  3588 T-GPN
πραγμάτων, дел, 4229 N-GPN
κατ᾽ каждый 2596 PREP
ἐνιαυτὸν год 1763 N-ASM
ταῖς  3588 T-DPF
αὐταῖς теми же 846 P-DPF
θυσίαις жертвами 2378 N-DPF
ἃς которые 3739 R-APF
προσφέρουσιν приносят 4374 V-PAI-3P
εἰς на 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
διηνεκὲς постоянно 1336 A-ASN
οὐδέποτε никогда 3763 ADV-N
δύναται может 1410 V-PNI-3S
τοὺς  3588 T-APM
προσερχομένους подходящих 4334 V-PNP-APM
τελειῶσαι· сделать совершенными; 5048 V-AAN
2
ἐπεὶ поскольку 1893 CONJ
οὐκ [разве] не 3756 PRT-N
ἂν  302 PRT
ἐπαύσαντο прекратили [бы] они 3973 V-AMI-3P
προσφερόμεναι, приносящиеся, 4374 V-PPP-NPF
διὰ из-за 1223 PREP
τὸ которого 3588 T-ASN
μηδεμίαν никакое 3367 A-ASF-N
ἔχειν иметь 2192 V-PAN
ἔτι уже́ 2089 ADV
συνείδησιν сознание 4893 N-ASF
ἁμαρτιῶν грехов 266 N-GPF
τοὺς  3588 T-APM
λατρεύοντας служащих 3000 V-PAP-APM
ἅπαξ однажды 530 ADV
κεκαθαρισμένους; очищенных? 2511 V-RPP-APM
3
ἀλλ᾽ Но 235 CONJ
ἐν в 1722 PREP
αὐταῖς них 846 P-DPF
ἀνάμνησις воспоминание 364 N-NSF
ἁμαρτιῶν грехов 266 N-GPF
κατ᾽ каждый 2596 PREP
ἐνιαυτόν, год, 1763 N-ASM
4
ἀδύνατον невозможно 102 A-NSN
γὰρ ведь 1063 CONJ
αἷμα кровь 129 N-NSN
ταύρων быков 5022 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
τράγων козлов 5131 N-GPM
ἀφαιρεῖν убирать 851 V-PAN
ἁμαρτίας. грехи. 266 N-APF
5
Διὸ Потому 1352 CONJ
εἰσερχόμενος входящий 1525 V-PNP-NSM
εἰς в 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
κόσμον мир 2889 N-ASM
λέγει, говорит, 3004 V-PAI-3S
Θυσίαν Жертву 2378 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
προσφορὰν приношение 4376 N-ASF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἠθέλησας, пожелал Ты, 2309 V-AAI-2S
σῶμα тело 4983 N-ASN
δὲ же 1161 CONJ
κατηρτίσω Ты наладил 2675 V-AMI-2S
μοι· Мне; 3427 P-1DS
6
ὁλοκαυτώματα всесожжения 3646 N-APN
καὶ и 2532 CONJ
περὶ о 4012 PREP
ἁμαρτίας грехе 266 N-GSF
οὐκ не 3756 PRT-N
εὐδόκησας. одобрил Ты. 2106 V-AAI-2S
7
τότε Тогда 5119 ADV
εἶπον, Я сказал, 2036 V-2AAI-1S
Ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
ἥκω, Я пришёл, 2240 V-PAI-1S
ἐν в 1722 PREP
κεφαλίδι заглавии 2777 N-DSF
βιβλίου книги 975 N-GSN
γέγραπται написано 1125 V-RPI-3S
περὶ о 4012 PREP
ἐμοῦ, Мне, 1700 P-1GS
τοῦ  3588 T-GSN
ποιῆσαι, сделать, 4160 V-AAN
 3588 T-NSM
θεός, Бог, 2316 N-NSM
τὸ  3588 T-ASN
θέλημά желание 2307 N-ASN
σου. Твоё. 4675 P-2GS
8
ἀνώτερον Выше 511 A-ASN-C
λέγων говорящий 3004 V-PAP-NSM
ὅτι что 3754 CONJ
Θυσίας Жертвы 2378 N-APF
καὶ и 2532 CONJ
προσφορὰς приношения 4376 N-APF
καὶ и 2532 CONJ
ὁλοκαυτώματα всесожжения 3646 N-APN
καὶ и 2532 CONJ
περὶ о 4012 PREP
ἁμαρτίας грехе 266 N-GSF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἠθέλησας пожелал Ты 2309 V-AAI-2S
οὐδὲ и не 3761 CONJ-N
εὐδόκησας, одобрил Ты, 2106 V-AAI-2S
αἵτινες те, которые 3748 R-NPF
κατὰ по 2596 PREP
νόμον Закону 3551 N-ASM
προσφέρονται, приносятся, 4374 V-PPI-3P
9
τότε тогда 5119 ADV
εἴρηκεν, Он сказал, 2046 V-RAI-3S-ATT
Ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
ἥκω Я пришёл 2240 V-PAI-1S
τοῦ  3588 T-GSN
ποιῆσαι сделать 4160 V-AAN
τὸ  3588 T-ASN
θέλημά желание 2307 N-ASN
σου. Твоё. 4675 P-2GS
ἀναιρεῖ Убирает 337 V-PAI-3S
τὸ  3588 T-ASN
πρῶτον первое 4412 A-ASN-S
ἵνα чтобы 2443 CONJ
τὸ  3588 T-ASN
δεύτερον второе 1208 A-ASN
στήσῃ· Он поставил; 2476 V-AAS-3S
10
ἐν в 1722 PREP
котором 3739 R-DSN
θελήματι желании 2307 N-DSN
ἡγιασμένοι освящены 37 V-RPP-NPM
ἐσμὲν мы есть 1510 V-PAI-1P
διὰ через 1223 PREP
τῆς  3588 T-GSF
προσφορᾶς приношение 4376 N-GSF
τοῦ  3588 T-GSN
σώματος те́ла 4983 N-GSN
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
ἐφάπαξ. разом. 2178 ADV
11
Καὶ И 2532 CONJ
πᾶς всякий 3956 A-NSM
μὲν ведь 3303 PRT
ἱερεὺς священник 2409 N-NSM
ἕστηκεν стои́т 2476 V-RAI-3S
καθ᾽ каждый 2596 PREP
ἡμέραν день 2250 N-ASF
λειτουργῶν служащий 3008 V-PAP-NSM
καὶ и 2532 CONJ
τὰς  3588 T-APF
αὐτὰς те же 846 P-APF
πολλάκις многократно 4178 ADV
προσφέρων приносящий 4374 V-PAP-NSM
θυσίας, жертвы, 2378 N-APF
αἵτινες те, которые 3748 R-NPF
οὐδέποτε никогда 3763 ADV-N
δύνανται могут 1410 V-PNI-3P
περιελεῖν снять 4014 V-2AAN
ἁμαρτίας. грехи. 266 N-APF
12
οὗτος Этот 3778 D-NSM
δὲ же 1161 CONJ
μίαν одну 1520 A-ASF
ὑπὲρ за 5228 PREP
ἁμαρτιῶν грехи 266 N-GPF
προσενέγκας принёсший 4374 V-AAP-NSM
θυσίαν жертву 2378 N-ASF
εἰς на 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
διηνεκὲς постоянно 1336 A-ASN
ἐκάθισεν сел 2523 V-AAI-3S
ἐν с 1722 PREP
δεξιᾷ правой [стороны́] 1188 A-DSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
13
τὸ  3588 T-ASN
λοιπὸν [в] остальном 3063 A-ASN
ἐκδεχόμενος ожидающий 1551 V-PNP-NSM
ἕως пока 2193 ADV
τεθῶσιν будут положены 5087 V-APS-3P
οἱ  3588 T-NPM
ἐχθροὶ враги 2190 A-NPM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ὑποπόδιον [в] подножие 5286 N-ASN
τῶν  3588 T-GPM
ποδῶν ног 4228 N-GPM
αὐτοῦ· Его; 846 P-GSM
14
μιᾷ одним 1520 A-DSF
γὰρ ведь 1063 CONJ
προσφορᾷ приношением 4376 N-DSF
τετελείωκεν Он сделал совершенными 5048 V-RAI-3S
εἰς на 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
διηνεκὲς постоянно 1336 A-ASN
τοὺς  3588 T-APM
ἁγιαζομένους. освящаемых. 37 V-PPP-APM
15
Μαρτυρεῖ Свидетельствует 3140 V-PAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμα Дух 4151 N-NSN
τὸ  3588 T-NSN
ἅγιον· Святой; 40 A-NSN
μετὰ после 3326 PREP
γὰρ ведь 1063 CONJ
τὸ  3588 T-ASN
εἰρηκέναι, сказать, 2046 V-RAN
16
Αὕτη Этот 846 D-NSF
 1510 T-NSF
διαθήκη завет 1242 N-NSF
ἣν который 3739 R-ASF
διαθήσομαι буду завещать 1303 V-FDI-1S
πρὸς к 4314 PREP
αὐτοὺς ним 846 P-APM
μετὰ после 3326 PREP
τὰς  3588 T-APF
ἡμέρας дней 2250 N-APF
ἐκείνας, тех, 1565 D-APF
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος, Господь, 2962 N-NSM
διδοὺς дающий 1325 V-PAP-NSM
νόμους законы 3551 N-APM
μου Мои 3450 P-1GS
ἐπὶ на 1909 PREP
καρδίας сердца́ 2588 N-APF
αὐτῶν, их, 846 P-GPM
καὶ и 2532 CONJ
ἐπὶ на 1909 PREP
τὴν  3588 T-ASF
διάνοιαν разум 1271 N-ASF
αὐτῶν их 846 P-GPM
ἐπιγράψω надпишу 1924 V-FAI-1S
αὐτούς, их, 846 P-APM
17
καὶ и 2532 CONJ
τῶν  3588 T-GPF
ἁμαρτιῶν грехов 266 N-GPF
αὐτῶν их 846 P-GPM
καὶ и 2532 CONJ
τῶν  3588 T-GPF
ἀνομιῶν беззаконий 458 N-GPF
αὐτῶν их 846 P-GPM
οὐ нет 3364 PRT-N
μὴ не 3364 PRT-N
μνησθήσομαι вспомню 3403 V-FPI-1S
ἔτι. уже́. 2089 ADV
18
ὅπου Где 3699 ADV
δὲ же 1161 CONJ
ἄφεσις прощение 859 N-NSF
τούτων, этого, 5130 D-GPF
οὐκέτι уже́ не 3765 ADV-N
προσφορὰ приношение 4376 N-NSF
περὶ о 4012 PREP
ἁμαρτίας. грехе. 266 N-GSF
19
Ἔχοντες Имеющие 2192 V-PAP-NPM
οὖν, итак, 3767 CONJ
ἀδελφοί, братья, 80 N-VPM
παρρησίαν право 3954 N-ASF
εἰς для 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
εἴσοδον входа 1529 N-ASF
τῶν  3588 T-GPN
ἁγίων [в] святое 40 A-GPN
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
αἵματι крови́ 129 N-DSN
Ἰησοῦ, Иисуса, 2424 N-GSM
20
ἣν которой 3739 R-ASF
ἐνεκαίνισεν Он возобновил 1457 V-AAI-3S
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
ὁδὸν путь 3598 N-ASF
πρόσφατον свежий 4372 A-ASF
καὶ и 2532 CONJ
ζῶσαν живущий 2198 V-PAP-ASF
διὰ через 1223 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
καταπετάσματος, завесу, 2665 N-GSN
τοῦτ᾽ это 5124 D-NSN
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
τῆς  3588 T-GSF
σαρκὸς плоть 4561 N-GSF
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
21
καὶ и 2532 CONJ
ἱερέα Священника 2409 N-ASM
μέγαν великого 3173 A-ASM
ἐπὶ над 1909 PREP
τὸν  3588 T-ASM
οἶκον домом 3624 N-ASM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
22
προσερχώμεθα давайте будем подходить 4334 V-PNS-1P
μετὰ с 3326 PREP
ἀληθινῆς истинным 228 A-GSF
καρδίας сердцем 2588 N-GSF
ἐν в 1722 PREP
πληροφορίᾳ полновесности 4136 N-DSF
πίστεως, веры, 4102 N-GSF
ῥεραντισμένοι окроплённые 4472 V-RPP-NPM
τὰς  3588 T-APF
καρδίας сердцами 2588 N-APF
ἀπὸ от 575 PREP
συνειδήσεως совести 4893 N-GSF
πονηρᾶς дурной 4190 A-GSF
καὶ и 2532 CONJ
λελουσμένοι омытые 3068 V-RPP-NPM
τὸ  3588 T-ASN
σῶμα телом 4983 N-ASN
ὕδατι водой 5204 N-DSN
καθαρῷ· чистой; 2513 A-DSN
23
κατέχωμεν давайте будем удерживать 2722 V-PAS-1P
τὴν  3588 T-ASF
ὁμολογίαν признание 3671 N-ASF
τῆς  3588 T-GSF
ἐλπίδος надежды 1680 N-GSF
ἀκλινῆ, непреклонное, 186 A-ASF
πιστὸς верен 4103 A-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
 3588 T-NSM
ἐπαγγειλάμενος· Пообещавший; 1861 V-ADP-NSM
24
καὶ и 2532 CONJ
κατανοῶμεν давайте будем замечать 2657 V-PAS-1P
ἀλλήλους друг друга 240 C-APM
εἰς для 1519 PREP
παροξυσμὸν обострения 3948 N-ASM
ἀγάπης любви 26 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
καλῶν хороших 2570 A-GPN
ἔργων, дел, 2041 N-GPN
25
μὴ не 3361 PRT-N
ἐγκαταλείποντες оставившие 1459 V-PAP-NPM
τὴν  3588 T-ASF
ἐπισυναγωγὴν собрание 1997 N-ASF
ἑαυτῶν, своё, 1438 F-1GPM
καθὼς как 2531 ADV
ἔθος обычай 1485 N-NSN
τισίν, [у] некоторых, 5100 X-DPM
ἀλλὰ но 235 CONJ
παρακαλοῦντες, увещевающие, 3870 V-PAP-NPM
καὶ и 2532 CONJ
τοσούτῳ стольким 5118 D-DSN
μᾶλλον более 3123 ADV
ὅσῳ скольким 3745 K-DSN
βλέπετε видите 991 V-PAI-2P
ἐγγίζουσαν приближающийся 1448 V-PAP-ASF
τὴν  3588 T-ASF
ἡμέραν. день. 2250 N-ASF
26
Ἑκουσίως Добровольно 1596 ADV
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἁμαρτανόντων грешащих 264 V-PAP-GPM
ἡμῶν нас 2257 P-1GP
μετὰ после 3326 PREP
τὸ  3588 T-ASN
λαβεῖν принять 2983 V-2AAN
τὴν  3588 T-ASF
ἐπίγνωσιν познание 1922 N-ASF
τῆς  3588 T-GSF
ἀληθείας, истины, 225 N-GSF
οὐκέτι уже́ не 3765 ADV-N
περὶ о 4012 PREP
ἁμαρτιῶν грехах 266 N-GPF
ἀπολείπεται остаётся 620 V-PPI-3S
θυσία, жертва, 2378 N-NSF
27
φοβερὰ страшное 5398 A-NSF
δέ же 1161 CONJ
τις какое-то 5100 X-NSF
ἐκδοχὴ ожидание 1561 N-NSF
κρίσεως суда 2920 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
πυρὸς огня 4442 N-GSN
ζῆλος горячность 2205 N-NSN
ἐσθίειν есть 2068 V-PAN
μέλλοντος готовящегося 3195 V-PAP-GSN
τοὺς  3588 T-APM
ὑπεναντίους. противников. 5227 A-APM
28
ἀθετήσας Отвергнувший 114 V-AAP-NSM
τις кто-либо 5100 X-NSM
νόμον Закон 3551 N-ASM
Μωϋσέως Моисея 3475 N-GSM
χωρὶς без 5565 ADV
οἰκτιρμῶν отзывчивости 3628 N-GPM
ἐπὶ при 1909 PREP
δυσὶν двух 1417 A-DPM
или 1510 PRT
τρισὶν трёх 5140 A-DPM
μάρτυσιν свидетелях 3144 N-DPM
ἀποθνῄσκει· умирает; 599 V-PAI-3S
29
πόσῳ скольким 4214 Q-DSN
δοκεῖτε полагаете 1380 V-PAI-2P
χείρονος худшего 5501 A-GSF
ἀξιωθήσεται будет удостоен 515 V-FPI-3S
τιμωρίας наказания 5098 N-GSF
 3588 T-NSM
τὸν  3588 T-ASM
υἱὸν Сына 5207 N-ASM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
καταπατήσας, растоптавший, 2662 V-AAP-NSM
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-ASN
αἷμα кровь 129 N-ASN
τῆς  3588 T-GSF
διαθήκης завета 1242 N-GSF
κοινὸν общую 2839 A-ASN
ἡγησάμενος посчитавший 2233 V-ADP-NSM
ἐν в 1722 PREP
которой 3739 R-DSN
ἡγιάσθη, он был освящён, 37 V-API-3S
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-ASN
πνεῦμα Духа 4151 N-ASN
τῆς  3588 T-GSF
χάριτος благодати 5485 N-GSF
ἐνυβρίσας; оскорбивший? 1796 V-AAP-NSM
30
οἴδαμεν Знаем 1492 V-RAI-1P
γὰρ ведь 1063 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
εἰπόντα, Сказавшего, 2036 V-2AAP-ASM
Ἐμοὶ Мне 1698 P-1DS
ἐκδίκησις, мщение, 1557 N-NSF
ἐγὼ Я 1473 P-1NS
ἀνταποδώσω· воздам; 467 V-FAI-1S
καὶ и 2532 CONJ
πάλιν, опять, 3825 ADV
Κρινεῖ Судит 2919 V-FAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
τὸν  3588 T-ASM
λαὸν народ 2992 N-ASM
αὐτοῦ. Его. 846 P-GSM
31
φοβερὸν Страшно 5398 A-NSN
τὸ  3588 T-NSN
ἐμπεσεῖν впасть 1706 V-2AAN
εἰς в 1519 PREP
χεῖρας ру́ки 5495 N-APF
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ζῶντος. живущего. 2198 V-PAP-GSM
32
Ἀναμιμνῄσκεσθε Вспоминайте 363 V-PMM-2P
δὲ же 1161 CONJ
τὰς которые 3588 T-APF
πρότερον прежде 4386 ADV-C
ἡμέρας, дни, 2250 N-APF
ἐν в 1722 PREP
αἷς которые 3739 R-DPF
φωτισθέντες освещённые 5461 V-APP-NPM
πολλὴν [во] многой 4183 A-ASF
ἄθλησιν борьбе 119 N-ASF
ὑπεμείνατε вы выстояли 5278 V-AAI-2P
παθημάτων, [со] страданиями, 3804 N-GPN
33
τοῦτο это 5124 D-ASN
μὲν ведь 3303 PRT
ὀνειδισμοῖς и [в] поношениях 3680 N-DPM
τε  5037 PRT
καὶ и 2532 CONJ
θλίψεσιν [в] угнетениях 2347 N-DPF
θεατριζόμενοι, обозреваемые, 2301 V-PPP-NPM
τοῦτο это 5124 D-ASN
δὲ же 1161 CONJ
κοινωνοὶ сообщники 2844 N-NPM
τῶν [которых] 3588 T-GPM
οὕτως так 3779 ADV
ἀναστρεφομένων подвергающихся 390 V-PPP-GPM
γενηθέντες· сделанные; 1096 V-AOP-NPM
34
καὶ и 2532 CONJ
γὰρ ведь 1063 CONJ
τοῖς  3588 T-DPM
δεσμίοις [с] узниками 1198 N-DPM
συνεπαθήσατε, вы претерпели страдание, 4834 V-AAI-2P
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
ἁρπαγὴν похищение 724 N-ASF
τῶν  3588 T-GPN
ὑπαρχόντων имуществ 5225 V-PAP-GPN
ὑμῶν ваших 5216 P-2GP
μετὰ с 3326 PREP
χαρᾶς радостью 5479 N-GSF
προσεδέξασθε, вы приняли, 4327 V-ADI-2P
γινώσκοντες знающие 1097 V-PAP-NPM
ἔχειν иметь 2192 V-PAN
ἑαυτοὺς себя самих 1438 F-2APM
κρείττονα лучшее 2909 A-ASF
ὕπαρξιν имущество 5223 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
μένουσαν. остающееся. 3306 V-PAP-ASF
35
μὴ Не 3361 PRT-N
ἀποβάλητε отбросьте 577 V-2AAS-2P
οὖν итак 3767 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
παρρησίαν право 3954 N-ASF
ὑμῶν, ваше, 5216 P-2GP
ἥτις то, которое 3748 R-NSF
ἔχει имеет 2192 V-PAI-3S
μεγάλην великое 3173 A-ASF
μισθαποδοσίαν, воздаяние, 3405 N-ASF
36
ὑπομονῆς [в] стойкости 5281 N-GSF
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἔχετε имеете 2192 V-PAI-2P
χρείαν нужду 5532 N-ASF
ἵνα чтобы 2443 CONJ
τὸ  3588 T-ASN
θέλημα волю 2307 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ποιήσαντες сделавшие 4160 V-AAP-NPM
κομίσησθε вы получили 2865 V-AMS-2P
τὴν  3588 T-ASF
ἐπαγγελίαν. обещание. 1860 N-ASF
37
ἔτι Ещё 2089 ADV
γὰρ ведь 1063 CONJ
μικρὸν малое 3397 A-ASN
ὅσον сколькое 3745 K-ASN
ὅσον, сколькое, 3745 K-ASN
 3588 T-NSM
ἐρχόμενος Приходящий 2064 V-PNP-NSM
ἥξει придёт 2240 V-FAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
χρονίσει· будет медлить; 5549 V-FAI-3S
38
 3588 T-NSM
δὲ же 1161 CONJ
δίκαιός праведный 1342 A-NSM
μου Мой 3450 P-1GS
ἐκ из 1537 PREP
πίστεως веры 4102 N-GSF
ζήσεται, будет жить, 2198 V-FDI-3S
καὶ и 2532 CONJ
ἐὰν если 1437 COND
ὑποστείληται, отступится, 5288 V-AMS-3S
οὐκ не 3756 PRT-N
εὐδοκεῖ обретёт удовольствие 2106 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
ψυχή душа́ 5590 N-NSF
μου Моя 3450 P-1GS
ἐν в 1722 PREP
αὐτῷ. нём. 846 P-DSM
39
ἡμεῖς Мы 2249 P-1NP
δὲ же 1161 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐσμὲν есть 1510 V-PAI-1P
ὑποστολῆς отступление 5289 N-GSF
εἰς для 1519 PREP
ἀπώλειαν, гибели, 684 N-ASF
ἀλλὰ но 235 CONJ
πίστεως веры 4102 N-GSF
εἰς для 1519 PREP
περιποίησιν сохранения 4047 N-ASF
ψυχῆς. души́. 5590 N-GSF

Комментарии Баркли

ЕДИНСТВЕННАЯ ИСТИННАЯ ЖЕРТВА (Евр 10:1−10)

Автор послания к Евреям видел во всей системе иудейского жертвоприношения лишь бледную копию того, чем должно быть истинное богослужение. Вся цель религии в том и заключается, чтобы установить близкие отношения между человеком и Богом, а вся она не могла достичь этого. В лучшем случае эта система жертвоприношений могла установить какой-то отдаленный и перемежающийся по силе контакт человека с Богом. Для выражения своей мысли автор послания употребляет два слова. Он называет закон бледной тенью, в греческом скиа, которое переводится как тень, со значением неясное отражение, простой силуэт, форма, не имеющая реального бытия. Автор послания говорит далее, что он не отражает самый образ вещей. В данном случае он употребляет греческое слово епкон, что означает полное представление, детализированное воспроизводство. Это слово означает портрет, и имело бы значение фотография, если бы в те времена существовало нечто подобное. В действительности же автор послания хочет сказать: «Без Христа вы можете узреть лишь тень божественного».

И он подкрепляет свою мысль доказательствами. Год за годом приносятся жертвы скинии и, особенно, в день очищения. Но, действенную, эффективную операцию не нужно повторять; сам факт повторного, неоднократного приношения этих жертв неопровержимо доказывает, что они не очищают человеческую душу и не обеспечивают полного и постоянного доступа к Богу.

Возьмем такую аналогию: человек заболел, ему прописывается лекарство. Если лекарство помогло ему, он всегда скажет, смотря на склянку из-под лекарства: «Вот что вернуло мое здоровье». Напротив же, если лекарство не оказало ожидающего воздействия, каждый взгляд на склянку напоминает ему о его болезни, что он все еще болен, и что прописанное лекарство бесполезно.

И автор послания к Евреям пишет с пророческой страстностью: «Жертвоприношение животных не может очистить человека и открыть ему доступ к Богу. Такие жертвоприношения способны лишь напомнить человеку, что он неисправимый грешник и между ним и Богом непроходимым барьером стоят его грехи». Они совершенно бессильны очищать от грехов, и лишь еще ярче показывают ему на них.

Лишь жертва, принесенная Иисусом Христом, оказалась способной исполнить чаяния людей. Для того чтобы обосновать свою мысль и объяснить ее читателем, автор использует цитату из Пс 39:7−9:

«Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне;
Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце».

Автор послания к Евреям цитирует его иначе и вторая часть 39:7 звучит у него так: «но... тело уготовал Мне». Дело опять же в том, что он цитировал не из оригинального древнееврейского текста, а из Септуагинты, греческого перевода Ветхого Завета. Около 270 г. до Р. Х. в Александрии, в Египте, началась работа по переводу Ветхого Завета. Очевидно, что в древнем мире намного больше людей умело читать по-гречески, нежели по-арамейски.

Как бы там ни было, обе фразы имеют одинаковое значение. «Ты открыл мне уши» значит: «Ты так тронул меня, что я повинуюсь всему, что я слышу». Псалмопевец тоже думает о внемлющем, послушном ухе. «(Ты) тело уготовал Мне», значит: «Чтобы в моем теле и моим телом я исполнял Твою волю». В сущности, значение того и другого одинаково.

Автор послания вложил слова Пс 39:7−9 в уста Иисуса. Означают же они, что Богу нужны не жертвоприношения животных в повиновение Его воле. В своей сущности жертва была благородным делом. Она значила, что человек отрывал от себя дорогое его сердцу и отдавал его Богу для подтверждения своей любви. Но сама человеческая природа легко могла привести к выхолащиванию самой идеи, а человека к мысли о жертве, как о средстве купить себе прощение Божье.

Автор послания к Евреям не говорил ничего нового, когда он говорил, что послушание и есть истинная жертва. Еще задолго до него пророки видели, как выродилась система жертвоприношений и поведали людям, что Бог хочет получить от них не кровь и мясо животных, а послушание в человеческой жизни. И это одна из самых благородных идей о Боге во всем Ветхом Завете.

«И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» (1Цар 15:22).
«Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои» (Пс 49:14).
«Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс 50:18−19).
«Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжении» (Ос 6:6).
«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев и козлов не хочу... Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня... И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови... Научитесь делать добро; ищите правды» (Ис 1:11−20).
«С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом Небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцом однолетним?
Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или несчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?
О, человек! сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих 6:6−8).

Всегда раздавались голоса, призывавшие к Богу и о том, что единственной жертвой Богу может быть жертва послушания. Только послушание может открыть человеку дорогу к Богу; неповиновение человеческое воздвигает преграды, которые никакое жертвоприношение животного не может устранить. Иисус же был совершенной жертвой, потому что Он в совершенстве исполнял волю Божью. Он взял всего Себя, Свою душу и Свое тело, и сказал: «Да будет воля Твоя; делай со Мной, что Ты хочешь». Он принес Богу ради людей то, что ни один человек не был способен принести Ему — совершенное повиновение, то есть совершенную жертву. Чтобы достичь близких отношений с Богом, существует только один путь — повиновение. Иисус принес в жертву то, что человек не мог принести. В Своем совершенном человеческом образе Он принес совершенную жертву совершенного повиновения. Через эту жертву путь к Богу раз и навсегда открыт для нас.

ЗАКОНЧЕННОСТЬ ХРИСТОВА (Евр 10:11−18)

Автор послания к Евреям продолжает подчеркивать полную противоположность жертвы, принесенной Иисусом, и жертвоприношений животных священниками:

1. Автор подчеркивает свершения Иисуса. Жертву Иисус принес один раз, силу же она будет иметь вечно; жертвы животных священники должны приносить снова и снова, и даже в этом случае они не выполняют по-настоящему возложенной на них задачи. Каждый день, с тех пор как стоял храм, делались следующие жертвоприношения (Чис 28:3−8). Утром и вечером по одному однолетнему агнцу без порока в жертву всесожжения. Одновременно с жертвой всесожжения делали хлебное приношение, состоявшее из десятой части ефы пшеничной муки тонкого помола, смешанной с четвертью гина выбитого елея. Приносили также жертву возлияния — четверть гина вина. В дополнение к этому ежедневно делалось хлебное приношение первосвященника — десятая часть ефы пшеничной с елеем и испеченная на мелкой сковородке; одна половина ее приносилась утром, другая — вечером. И, кроме того, перед каждым таким жертвоприношением утром и после каждого такого жертвоприношения вечером приносили в жертву благовония. Жертвоприношение было сведено в своего рода будничную работу священников. Моффат говорил о «левитах-каторжниках», изо дня в день приносящих эти жертвы. Этому не было видно конца, а люди, тем не менее, сознавали свою греховность и отчужденность пред Богом. Иисус же, напротив, принес жертву, которая не могла быть повторена и которую и не нужно было приносить еще раз.

а) Ее нельзя было повторить. В каждом великом свершении есть нечто неповторимое. Можно до бесконечности играть модную мелодию: чаще всего каждая последующая является лишь повторением предшествующей. Но нельзя повторить Пятую или Девятую Симфонии Бетховена: никто не сможет написать нечто подобное. Можно воспроизвести стихи, которые печатаются в периодических журналах или на Новогодних открытках, но нельзя повторить белый стих шекспировских драм или гекзаметр гомеровской «Илиады». Эти вещи занимают особое место. Определенные вещи могут быть воспроизведены. Всем гениальным творениям присущи особенности, которые не могут быть воспроизведены или повторены другими. Такие же особенности имеет жертва, которую принес Христос. Она отличается такой завершенностью и неповторимостью, что она не может быть воспроизведена.

б) Ее и не нужно повторять. Во-первых, жертва Христова в совершенстве показала людям любовь Божью. В Его жизни и смерти, продиктованной любовью к людям, в полной мере проявилось сердце Божье. Когда мы смотрим на Иисуса, мы можем сказать: «Вот каков Бог». Во-вторых, жизнь и смерть Иисуса были актом совершенного повиновения и, потому, единственной совершенной жертвой. Все Священное Писание, самые сильные его места, ясно показывает, что Богу нужна лишь одна жертва — повиновение; а в жизни и смерти Иисуса Богу была принесена именно эта жертва. К совершенству ничего нельзя добавить. В Иисусе — совершенное откровение Божье и совершенная жертва повиновения. Именно поэтому Его жертва не может и не должна быть повторена. Священники и впредь должны продолжать скучные и будничные жертвоприношения животных; а жертва Христова принесена один раз и навсегда.

2. Автор послания подчеркивает величие Иисуса, занявшего место одесную Бога. Автор очень тщательно выбирает слова. Священники стоят в служении, многократно принося одни и те же жертвы; Христос воссел одесную Бога. Они, священники, находятся в положении слуг, а Он занимает положение самодержца. Иисус — Царь, возвратившийся домой. Он исполнил возложенную на Него задачу и одержал победу. В жизни Иисуса проявлена определенная завершенность, на которую нам следовало бы обратить большее внимание. Жизнь Его была бы неполной, если бы Он не принял смерть, смерть была бы незавершенной без воскресения, а воскресение — неполным без Его возвращения и славы. Тот Иисус, Который жил, умер и воскрес, воссел одесную Бога. Он не просто святой, проживший очень хорошую жизнь; не просто мученик, умерший героической смертью; не просто воскресший, вернувшийся в круг своих друзей. Он — Господь славы. Его жизнь подобна большому мозаичному панно — когда вы смотрите на одну его часть, вы видите лишь одну деталь всей картины. Надо посмотреть на все панно, чтобы понять все его величие.

3. Автор послания подчеркивает конечную победу Иисуса. Он ждет, когда враги Его будут окончательно покорены; в конце будет создана вселенная, над которой будет стоять Он. Не нам знать, как это произойдет; но, может быть, это окончательное покорение будет заключаться не в том, что будут уничтожены все Его враги, а в том, что они покорятся Его любви. В конечном счете, победу должна одержать не столько сила Божья, сколько Его любовь.

И, наконец, по своей привычке, автор заканчивает отрывок цитатой из Писания. Иеремия, говоря о новом завете, который не будет дан человеку извне, а будет записан в сердце его, заканчивает такими словами: «И грехов их уже не воспомяну более» (Иер 31:34). Жертвою, принесенной Иисусом, навсегда разрушена преграда, отделявшая человека от Бога.

ЗНАЧЕНИЕ ХРИСТА ДЛЯ НАС (Евр 10:19−25)

Автор послания переходит к изложению практических аспектов из сказанного им выше. От богословских вопросов он обращается к увещеванию и прямой проповеди. Автор послания к Евреям — один из самых сильных богословов во всем Новом Завете, но все его богословие направляется инстинктом пастыря. Он размышляет не ради интеллектуального наслаждения, а единственно для того, чтобы сильнее обосновать свой призыв к людям войти в присутствие Божье.

Автор начинает с того, что он говорит нечто об Иисусе.

1. Иисус — это путь новый и живой в присутствие Бога. Мы входим в присутствие Божье через завесу, то есть, через плоть Христову. Это, конечно, сложное умозаключение, но автор имеет в виду следующее: перед входом в Святое Святых в скинии находилась завеса, отгораживавшая присутствие Божье. Для вхождения в Его присутствие, эта завеса должна была быть разорвана. Плоть Иисуса закрывала Его божественность. И вот, когда плоть Христа была растерзана на распятии, люди воочию узрели Бога. Вся Его жизнь была доказательством Его божественности, но лишь на распятии проявилась любовь Божья. Точно так же, как разорванная завеса открывала людям доступ в присутствие Бога, так и растерзанная плоть Христа показала величие Его любви и открыла путь к Богу.

2. Иисус — великий Священник над домом Божиим на небесах. Как мы уже много раз видели, задача священника заключалась в том, чтобы построить мост между человеком и Богом. А это значит, что Иисус не только показывает нам путь к Богу, но и вводит нас в непосредственное присутствие Его. Человек может проводить интересующегося туриста до королевского дворца, но не иметь никаких возможностей провести его в присутствие английской королевы; Иисус же может провести нас по всему пути.

3. Лишь Иисус способен действительно очистить человека. В религиозных обрядах, выполнявшихся священниками, священные предметы очищались путем опрыскивания их кровью жертвенных животных. Первосвященник снова и снова омывал себя чистой водой. Но все это не в состоянии снять с людей действительную нечистоту греховности. Лишь Иисус может по-настоящему очистить человека. Очищение, которое приносит людям Он, носит не внешний характер: Своим присутствием и Своим Духом Он очищает сокровенные мысли и желания человека и, тем самым, очищает его всего.

После этого автор послания обращается к читателям с такими призывами.

1. Приблизимся к присутствию Божию. Другими словами, никогда не будем забывать свой долг посещать богослужение. Каждый человек может теперь жить в двух мирах — нашем мире исторического времени и трехмерного пространства и в мире вечной, непреходящей реальности. Опасность заключается в том, чтобы не оказаться столь сильно вовлеченными в дела мира сего и не забыть тот, другой мир. Когда день начинается и кончается, вновь и вновь в потоке мирской суеты человек должен отходить от своих забот и, хотя бы на какой-то момент, войти в присутствие Божье. Каждый человек носит в себе и с собой свою таинственную скинию, но сколь многие забывают войти в нее.

2. Будем неуклонно держаться исповедания упования. Другими словами, никогда не ослабнем в нашей вере. Циники своими репликами будут пытаться разрушить нашу веру; материалисты своими доводами будут пытаться заставить нас забыть Бога; превратности жизни могут как-то поколебать нашу веру. Стивенсон говорил, что он так уверовал в конечное благо, что если бы даже он и проснулся в аду, то все же продолжал бы верить в него; также и наша вера должна быть такой сильной, чтобы ничто не могло расшатать или поколебать ее.

3. Будем внимательны друг ко другу. Другими словами, мы должны помнить, что мы сделались христианами не только ради самых себя, но и ради других людей. Люди, вложившие все свое время и всю свою энергию в спасение своей души никогда не смогли добиться этого. Но многие, будучи спасенными, заботились сами о спасении других. Очень просто скатиться на позиции своего рода эгоистического христианства, но эгоистическое христианство — это явное противоречие, заложенное уже в терминах.

Автор послания к Евреям переходит к самому практическому описанию наших обязательств по отношению к другим людям. И здесь он видит три важных направления.

1. Мы должны поощрять друг друга к любви и добрым делам. Лучше всего делать это, подавая людям хороший пример. Можно также напоминать другим о хороших традициях, об их привилегиях и ответственности, если они готовы забыть о них. Кто-то сказал, что святой — это человек, в котором проявляется Христос; нужно всегда пытаться побуждать людей к добродетели, показывая им Христа. Нельзя забывать о том, как умирающий молодой солдат посмотрел на Флоренс Найтингейл и сказал: «Вы для меня — Христос».

2. Мы не должны оставлять собрания своего и богослужения. Среди адресатов послания к Евреям были такие, которые забыли хороший обычай собираться вместе. И нынче некоторые считают себя христианами, а забыли обычай посещать богослужение вместе с людьми Божиими в доме Божьем в день Божий. Они пытаются стать, по выражению Моффата, «благочестивыми крупицами», христианами в изоляции. При это Моффат выделяет три причины, по которым человек может избегать принятия участия в богослужениях вместе с собратьями.

а) Он может не ходить в церковь из-за страха. Ему может быть просто стыдно, что его видят идущим в церковь. Он, может быть, живет и работает среди людей, высмеивающих тех, кто ходит в церковь. Может быть, у него есть друзья, которые не видят смысла в этом, и он боится их критики и презрения. И, потому, он может попытаться стать тайным последователем. Но правильно сказано о таких людях, что это попросту невозможно, ибо «либо приверженность побеждает скрытность, либо же скрытность убивает приверженность». Надо помнить, что, помимо всего прочего, регулярное посещение церкви — это доказательство нашей веры. Даже в том случае, если проповедь не была достаточно содержательной, а богослужение было проведено без достаточного вкуса, посещение церковного богослужения дает нам возможность показать людям нашу веру.

б) Он может не ходить в нее из-за своих взглядов. Может быть, он уклоняется от контактов с людьми, которые «не такие, как он». Есть такие общины, к которым в равной степени подходит название клуб и религиозное братство. Это может случаться в районах, где по соседству живут люди из различных социальных групп. И представители высших социальных групп будут в равных частях шокированы и обрадованы, если в церковь хлынет толпа простых людей. Нельзя забывать, что в глазах Бога люди не делятся на «простых» и «избранных». Иисус Христос умер за всех людей.

в) Он может не ходить в нее из тщеславия или самомнения. Иные считают, что им нет надобности ходить в церковь, или, что читаемая там проповедь не отвечает их интеллектуальным запросам. Подражание модам, манерам, вкусам так называемого высшего света и презрение к простым людям — это уже неразумная вещь, но выделение себя в среде христиан — намного хуже. Самый мудрый — глупец в глазах Божиих; самый сильный — слаб в момент искушения. Ни один человек не может жить как христианин: пренебрегая братством в церкви. А если кто думает, что он может делать это, пусть помнит, что в церковь он приходит не только для того, чтобы получать, но и чтобы давать. Если он думает, что у церкви есть недостатки, то его долг — войти и помочь ей исправить их.

3. Мы должны увещевать друг друга. В некоторых военных уставах стоит: «Офицер не должен говорить что-либо обескураживающее другому офицеру при исполнении им своих обязанностей». Елифаз против своей воли высказал Иову слова великой хвалы: «Падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колена ты укреплял» (Иов 4:4). Очень просто посмеяться над идеалами человека, обескуражить его. Мир полон таких людей, которые постоянно расхолаживают, отбивают охоту у других; на нас же лежит христианский долг — увещевать друг друга, ободрять, поддерживать. Очень часто слова похвалы, благодарности, признательности или ободрения помогали человеку не падать духом. Благословен человек, говорящий такое слово.

И, наконец, автор говорит, что наш христианский долг по отношению друг к другу тем более актуален, что оставшееся у нас время коротко. Близок день оный. При этом автор послания думает о втором пришествии, когда, как мы знаем, все будет завершено. Ранняя христианская Церковь жила в ожидании этого происшествия. Независимо от того, как каждый из нас ощущает это ныне, мы должны помнить, что никто не знает также, когда раздастся призыв встать и пойти к Нему. Но, пока у нас есть время, наш долг — делать добро всеми доступными нам способами всем людям.

ОПАСНОСТЬ, КОТОРАЯ ГРОЗИТ ВСЕМ (Евр 10:26−31)

Снова и снова говорит автор послания со строгостью, равной которой, пожалуй, нет в Новом Завете. Лишь немногим авторам известно такое чувство абсолютного ужаса перед грехом как у автора послания к Евреям. Здесь же его мысль обращается к неумолимым наставлениям во Втор 17:2−7, согласно которым, если кто пойдет и будет служить чужим богам и поклоняться им:

«выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим, и побей их камнями до смерти. По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля. Рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды себя».

Этот ужас автора послания имеет две причины.

Во-первых, автор жил в эпоху, когда Церковь только что пережила одну волну гонений, а в скором времени ее ждала вторая волна таких гонений. Самая большая опасность грозила ей со стороны отступников, ведущих греховный образ жизни. В таких условиях Церковь не могла терпеть в своих рядах людей, бывших плохим примером христианской веры. Члены Церкви должны быть абсолютно верными ее учению, или быть отсеченными от нее. Это относится и к нашему времени. Дик Шеппард провел большую часть своей жизни проповедуя людям под открытым небом, которые были безразлично, либо враждебно настроены к Церкви. Из их вопросов, доводов и критических замечаний он сделал вывод, что «наибольший вред Церкви причиняет неудовлетворительный образ жизни практикующих христиан». Скверные христиане исподволь разрушают самые основы Церкви.

Во-вторых, автор был уверен в том, что после того, как Иисус принес и дал им новое знание о Боге и воле Божьей, кара за грехи их будет намного страшнее. Один богослов древности написал нечто вроде катехизиса, который заканчивается вопросом: что будет, если люди пренебрегут жертвой, которую принес Иисус Христос? И автор находит на этот вопрос лишь один ответ: за этим неизбежно последует проклятие, «тем более еще потому что ты прочитал эту книгу». Чем больше человек знает, тем большим бременем ложится на него совершенный им грех. Автор послания к Евреям был уверен в том, что, если и по древнему закону отступничество расценивалось как ужасная вещь, то оно стало вдвойне ужасным теперь, после того, как к людям пришел Христос.

И автор послания дает три определения греха.

1. Грех совершает тот, кто попирает Христа, Сына Божия. Это не просто бунт против закона, это значит нанести рану любви. Человек может перенести почти любые удары, нанесенные его телу, но его подкашивает удар в сердце. Говорят, что во времена гитлеровского террора в Германии среди многих был арестован некоторый человек. Его пытали, мучили и поместили в концентрационный лагерь. Он встретил все это достойно и вышел оттуда не сломленным, с высоко поднятой головой. Но потом он вдруг случайно узнал, что донес на него — его собственный сын. Это открытие сломило его и он умер. Он мог вынести удар, нанесенный врагом, но удар, нанесенный любимым им человеком погубил его. Когда на Юлия Цезаря было совершено покушение, он встретил заговорщиков с почти презрительной смелостью, но когда он увидел поднятую для удара руку своего друга Брута, он закрыл лицо тогой и умер. С тех пор, как к нам пришел Христос, ужас греха заключается в том, что это не только нарушение закона, а главное попирание любви Христовой.

2. Грех совершает тот, кто отказывается видеть святость святынь. Кощунство, святотатство — отвратительнее всего. В сущности, автор послания к Евреям говорит следующее: «Посмотрите, что Он сделал ради вас; посмотрите на кровь, которую пролил за вас Христос и на Его сломленное тело; посмотрите, какой ценой были куплены ваши новые отношения с Богом; разве можете вы относиться к этому так, будто все оно ничего не значит? Разве вы не видите, какая это святыня?» Не суметь осознать святость жертвы, принесенной на кресте — грех.

3. Грех совершает тот, кто оскорбляет Духа Святого. Дух Святой говорит в нас, показывает нам, что хорошо и что плохо, пытается поправить нас, когда мы готовы согрешить и подстегнуть, когда мы начинаем впадать в состояние безразличия. Пренебрегать этими голосами, значит оскорблять Духа Святого и причинять боль сердцу Божьему. Из всего этого мы можем сделать следующий вывод. Совершать грех — это не просто нарушить безличный закон, но и разрушить личные отношения с Богом и ранить сердце Его, имя Которого — Отец.

И автор послания заканчивает угрозой. Он цитирует из Втор 32:35, 36, откуда ясно видна строгость Бога. В основе христианства, в конечном счете, лежит всегда угроза. Устранить эту угрозу — значит выхолостить веру. Конец света не будет одинаковым для доброго, и для злого человека. Ни один человек не может отвернуться от факта, что, в конце концов, его ждет суд.

ОПАСНОСТЬ КОЛЕБАНИЙ (Евр 10:32−39)

Одно время люди, которым было написано настоящее послание, выступали против него. Когда эти люди только стали христианами, они познали гонения и расхищение их имущества и почувствовали на себе, что несет с собой близость к подозрительным и непопулярным кругам. Эти люди достойно и с честью встретили ожидавшие их испытания, а теперь, когда им грозила опасность колебаний в вере, автор послания к Евреям напоминает им об их прежней верности.

Жизнь ясно показала, что людям часто легче выстоять в пору несчастий, чем в пору процветания. Покой погубил много больше людей, чем заботы. В качестве классического примера можно привести судьбы армий Ганнибала карфагенского, того самого полководца, которому одному удалось разгромить римские легионы. Но наступила зима и военные действия пришлось временно прервать. Ганнибал расположил свое войско на зимние квартиры в занятой им Капуе, городе роскоши. И одна зима в Капуе сделала то, чего не могли сделать римские легионы. Роскошная жизнь так подорвала моральное состояние карфагенских войск, что с наступлением весны, после возобновления военных действий, они не смогли противостоять римлянам.

Покой и благополучие погубили их, борьба же только укрепляла их. Точно также обстоит дело и с христианской жизнью. Человек, бывает часто, с честью встречает час испытаний, а в благополучные времена слабеет физически и теряет свою веру.

Автор послания обращается к своим читателям и слушателям со словами, актуальными и нынче для каждого. В сущности, он говорит: «Будьте такими, какими вы были в вашу лучшую пору». Если бы мы всегда проявляли себя с лучшей стороны, жизнь была бы совершенно иной. Христианство не требует от человека невозможного, но если бы мы всегда были такими честными, добрыми, смелыми и вежливыми, как можем — жизнь изменилась бы.

1. Для того, чтобы быть такими, мы должны верить и не оставлять упования нашего. Спортсмен достигает высоких результатов, потому что впереди ему светит цель. Он соблюдает дисциплину и нормы тренировки в предвосхищении конечного результата. Если смотреть на жизнь, как на будничное исполнение рутинных дел, можно легко скатиться на позиции постепенного отступничества, но если мы действительно стремимся к небесному венцу, нужно приложить все силы.

2. Кроме того, человеку нужны для этого терпение, стойкость. Стойкость — одна из тех великих добродетелей, которые не окружены дымкой романтики. Многие люди начинают хорошо, у многих — прекрасные порывы. Каждый парит иногда на орлиных крыльях; в момент больших испытаний человек может бежать, не чувствуя усталости, но величайший дар человеческий — идти и не падать в обморок.

3. И, наконец, человек должен помнить о грядущем конце. Здесь автор послания приводит цитату из Авв 2:3. Пророк говорит своему народу, что, если они будут тверды в своей вере, Бог поможет им в нынешней ситуации. Победу одерживает лишь тот, кто держится до конца.

Автор послания считает жизнь шествием в присутствие Христа. И потому, ничто не должно поколебать человека: самым важным во всей его жизни является ее конец, и лишь тот, кто выстоит до конца будет спасен.

Это призыв к людям: всегда поступать самым достойным образом, и всегда помнить о грядущем конце. Если жизнь — путь, шествие ко Христу, никто не должен потерять дорогу или остановиться где-то на полпути.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.