Бытие 13 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Из Египта Аврам направился вместе с женой и всем имуществом своим обратно в южные пределы Ханаана; пошел с ним и Лот.
2 Очень богат был Аврам и скотом, и серебром, и золотом.
3 Он продолжал свой путь с юга на север — от одной стоянки до другой, пока не пришел к Бет-Элю, к тому месту между Бет-Элем и Аем, где он уже разбивал шатер,
4 и ставил жертвенник, когда приходил туда в первый раз. Там призвал Аврам имя ГОСПОДНЕ: богослужение совершил.
5 Богат был и Лот, кочевавший вместе с Аврамом, были и у него овцы, и крупный рогатый скот, и слуги1 свои.
6 Жить бок о бок они уже не могли: земель с пастбищами не хватало на всех. Домашнего скота у них было так много,2 что им было тесно жить вместе,
7 и это вызывало споры между пастухами Аврама и пастухами Лота. (В те времена еще в той местности жили ханаанеи и периззеи.)
8 Тогда Аврам сказал Лоту: «Мы с тобой близкие родственники,3 и никаких раздоров между мной и тобой, между твоими и моими пастухами не должно быть!
9 Разве мало земли, которую ты мог бы избрать для себя? Лучше тебе оставить меня и жить отдельно! Если ты пойдешь налево, я — направо. Если ты — направо, я — налево».
10 Лот, оглядев всё вокруг, остановил свой взор на долине Иорданской, которая вся орошалась водой, до самого Цоара была она, как сад ГОСПОДЕНЬ, как земля египетская (это было до того, как ГОСПОДЬ уничтожил Содом и Гоморру).
11 Выбрал себе Лот всю долину Иорданскую и направился на восток. Так расстались они друг с другом.
12 Аврам поселился в Ханаане, а Лот — между городами долины, разбив шатры свои неподалеку от Содома.
13 (Жители Содома были чрезвычайно испорчены: их жизнь во грехе бросала вызов ГОСПОДУ.)4
14 После того как Лот ушел, ГОСПОДЬ сказал Авраму: «Окинь взором всё вокруг, посмотри на север и на юг, на восток и на запад:
15 всю землю, которую ты видишь, отдам Я навеки тебе и потомкам твоим.
16 Потомство твое сделаю неисчислимым, как песок; не счесть никому твоих потомков, как не счесть песчинок на земле.
17 Итак, ходи по земле сей, пройди ее вдоль и поперек, ибо тебе Я отдам ее».
18 Снявшись с места, Аврам продолжил свой путь и поселился близ Хеврона, возле дубравы Мамре; там поставил он жертвенник ГОСПОДУ.

Новой Женевской Библии

13:1−18 Лот отделился от Аврама и поэтому был отчужден от благословения. Оставив своего благословенного Богом родственника и не увидев опасности пребывания в греховном Содоме, он «вообразил, что живет в раю, на самом же деле он находился почти в самом центре ада» (Кальвин. Комментарий на Быт 13:10). Аврам, отказавшись от своих прав, верою унаследовал «всю землю» и «потомство как песок» (33:11; 44:33).

13:1 Лот. Лот упомянут здесь только потому, что с ним связаны дальнейшие события.

13:4 жертвенника. См. 12:7 и ком.

13:6 непоместительна была земля для них. Парадоксально то, что эту проблему породил не голод, а Божие благословение.

13:8−17 Здесь сравниваются и противопоставляются Лот и Аврам: обоим была предложена вся эта земля (ст. 9:15−17), но оглядевшись вокруг (ст. 10, 14), каждый из них пошел в свой удел (ст. 11−12, 18); Лот, сделавший свой выбор в соответствии с внешними обстоятельствами (27:18−27), сам дважды едва не погиб (14:12, 16; 19:1−29), в то время как Аврам обогатился навечно.

13:9 отделись же от меня. Иногда в интересах мира братья должны разделиться (Деян 15:39; 1Кор 7:12−15).

если ты налево, то я направо. Т.е., иными словами, «нам не по пути». Вера в Божие всемогущество сделала Аврама великодушным. Его великодушие является прообразом великодушия Израиля по отношению к Моаву и Амману, потомкам Лота (Втор 2:8−19). Бог приветствует великодушие и миротворчество (Лев 19:18; Пс 132; Мф 5:43−48; Иак 3:17−18).

13:10 окрестность Иорданскую. Это граница земли обетованной или, возможно, местность, непосредственно примыкавшая к ней (10:19; Чис 34:2−12); она противопоставляется Ханаану в ст. 12.

как сад Господень. Т.е. как рай (2:8). Причины человеческих бед кроются не в окружающей обстановке, а в глубокой порочности самого человека. Несмотря на пребывание человека в идеальных условиях, грех начал свое существование именно там.

13:12 раскинул шатры до Содома. Это завязка тех событий, кульминацией которых будет спешное бегство из Содома, но уже без богатства и без имущества.

13:13 были злы. Т.е. Лоту было известно, каковы жители Содома. «Злы» значит не жестокие, но, скорее, «приверженцы зла».

весьма грешны пред Господом. Эти слова дополняют и проясняют смысл слова «злы».

13:15 землю... потомству... навеки. Земля была дарована Авраму, но фактически он ею не обладал. Это было обетование на будущее, которое в настоящем воспринимается только верой.

13:16 как песок земной. Обетование о потомстве осуществляется в ветхом Израиле (Чис 23:10; 3Цар 4:20; 2Пар 1:9) и обретает окончательное завершение в новом Израиле, состоящем из иудеев и язычников (Рим 4:16−18; Гал 3:29; Откр 7:9). Это обетование, относящееся к детям завета, не следует путать с тем, которое относится к находящимся вне завета благодати (16:10).

13:17 встань, пройди. Авраму предлагалось владеть землей. С одной стороны, это владение было символическим, но, с другой стороны, он владел этой землей на законных основаниях.

13:18 Мамре. Имя аморреянина из Хеврона, брата Анера и Эшкола, друга Аврама (14:13, 24). По имени этого аморреянина называлась и дубрава; она находилась близ Хеврона, где поселился Аврам и где также жили Исаак и Иаков (18:1; 35:27).

в Хевроне. Иосиф Флавий говорит о нем как о самом древнем городе в мире древнее, чем Мемфис в Египте.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Букв.: шатры.
6  [2] — Букв.: имущество их было так велико.
8  [3] — Или: (как) братья.
13  [4] — Букв.: были нечестивыми и чрезвычайно грешными перед Господом (или: против Господа).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.