Бытие 25 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Авраам взял себе другую жену, ее звали Кетура,
2 она родила ему Зимрана, Йокшана, Медана, Мидьяна, Ишбака и Шуаха.
3 У Йокшана родились Шева и Дедан. Ашшуреи, летушеи и леуммеи — потомки Дедана.
4 Сыновья Мидьяна: Эфа, Эфер, Ханох, Авида и Эльдаа. Все они потомки Кетуры.
5 Всë, чем он владел, Авраам передал Исааку,
6 а сыновей наложниц своих он щедро одарил и еще при жизни своей отослал их на восток, в земли восточные, подальше от сына своего Исаака.
7 Всех лет жизни Авраама — сто семьдесят пять.
8 Прошли годы странствий его, и он скончался. Умер Авраам в глубокой старости, насытившись жизнью; и отошел он к праотцам своим.1
9 Похоронили его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпела, на востоке от Мамре, на поле Эфрона-хетта, сына Цохарова,
10 на поле, которое Авраам приобрел у хеттов; и Авраам, и жена его Сарра погребены там.
11 После смерти Авраама благословил Бог его сына Исаака, поселившегося возле Беэр-Лахай-Рои.
12 ЗАПИСЬ О ПОТОМКАХ2 Измаила, сына Авраама от египтянки Агари, рабыни Сарриной.
13 И вот имена сыновей Измаила по старшинству: Невайот, первенец Измаила, за ним Кедар, Адбеэль, Мивсам,
14 Мишма, Дума, Масса,
15 Хадад, Тема, Етур, Нафиш и Кедма.
16 Это сыны Измаила, по именам которых названы селения и стоянки их. Это двенадцать вождей со своими племенами.
17 Измаилу было сто тридцать семь лет, когда он испустил свой последний вздох; умер он и приобщился к покою праотцев своих.
18 Потомки Измаила расселились от Хавилы до Шура, что находится восточнее Египта по направлению к Ашшуру.3 Жили они в стороне от всех братьев своих.4
19 ПОТОМКИ Исаака, сына Авраамова.
У Авраама родился Исаак.
20 Исааку было сорок лет, когда он взял в жены Ревекку, дочь Бетуэля-арамея из Паддан-Арама, сестру Лавана-арамея.
21 У Ревекки не было детей, и поэтому Исаак молился ГОСПОДУ о жене своей. Ответил ГОСПОДЬ на мольбу его: Ревекка, жена его, зачала.
22 Младенцы же во чреве ее так сильно толкали друг друга, что она воскликнула: «Если так и впредь будет, то для чего мне это?» И пошла вопросить ГОСПОДА.
23 ГОСПОДЬ сказал ей:

«В себе два народа ты носишь,
два племени, что путями своими
пойдут от рожденья;
одно племя сильней другого станет,
и старший будет младшему слугой!»

24 Когда настало ей время родить, оказалось — близнецы во чреве ее!
25 Первый явился на свет красноватым,5 волосатым, как ворсистая одежда, его назвали Исавом.6
26 Потом родился второй близнец, ухватившийся рукой своей за пятку Исава; его назвали Иаковом.7 Исааку было шестьдесят лет, когда они родились.
27 Дети выросли. Исав стал ловким охотником, человеком поля, а благонравный Иаков предпочитал оставаться дома.
28 Исаак любил Исава — нравилась ему дичь Исавова, а Ревекка любила Иакова.
29 Однажды, когда Иаков готовил обед, Исав вернулся с охоты, измученный и голодный.
30 «Изнемог я! — сказал он Иакову. — Дай, прошу, мне поесть того красного, того варева красного». (Потому и прозвали его Эдом.)8
31 «Хорошо, если право быть первенцем9 сейчас же уступишь мне», — ответил Иаков.
32 «К чему мне это право — я умираю!» — вскричал Исав.
33 «Сперва поклянись мне», — настаивал Иаков; и после того, как он продал Иакову свое право считаться первенцем в семье,
34 дал Иаков хлеба Исаву и чечевичной похлебки. Тот поел, попил, поднялся и ушел. Так пренебрег Исав своим правом быть в семье первенцем.

Новой Женевской Библии

25:1−18 Родословие, предшествующее повествованию о смерти Авраама (ст. 1−4; ст. 7−11), а также следующее за ним родословие Измаила (ст. 12−18) представляют собой родословные сыновей Авраама, рожденных по плоти. Эти родословия убедительно свидетельствуют о том, что только от Сарры произошло потомство, рожденное по обетованию; многочисленные же потомки Авраама, рожденные по плоти, никоим образом не могут претендовать на землю, обещанную в наследство Исааку (ст. 5−6). Избранные сыны связаны с плотскими сыновьями не духовными, а кровными узами. Сын Авраама, рожденный по обетованию, является его «единственным сыном» (22:2 и ком.).

25:1 взял... еще жену. Хеттура была наложницей Авраама (1Пар 1:32), поэтому Писание нигде больше не говорит о ее детях как о потомстве Авраама.

25:2−4 Некоторые из этих имен встречаются в качестве географических названий в районе Аравийской пустыни к востоку от реки Иордан.

25:5 отдал... все, что было у него, Исааку. См. 24:36. Авраам выслал потомков Хеттуры так же, как когда-то изгнал Измаила с Агарью (21:10 и ком.).

25:6 подарки. Это было их наследство.

еще при жизни своей. Сам Авраам закрепил законное право Исаака на наследование обещанной земли.

25:8 умер. Авраам умер, верой увидев исполнение обетования в будущем (Евр 11:10, 13 16).

в старости доброй. См. 15:15.

25:9 погребли... в пещере. См. гл. 23; 35:27 29; 49:29−32.

25:12 Вот родословие. См. 2:4 и ком.

25:13−15 Некоторые из этих имен являются арабскими, другие же, согласно небиблейским источникам, представляют собой названия северо-западных аравийских племен.

25:16 двенадцать князей племен. См. 17:20.

25:18 поселились пред лицем всех братьев своих. См. 16:12.

25:19−35:29 История Исаака представляет собой историю соперничества между Исааком и Ревеккой (ст. 28; гл. 27), между Иаковом и Исавом (25:19−34; гл. 27; 32−33), Иаковом и Лаваном (гл. 29−31), Лией и Рахилью (29:31−30:24), а в конечном итоге между Иаковом и Ангелом Господним (32:22−32). Краеугольным камнем этой истории является обетование, данное Аврааму (24:7) и переданное затем Исааку и Иакову (28:3, 4, 13−15; 35:11−12). Обетование включает в себя Божие покровительственное Присутствие (28:15; 31:42; 32:9, 12; 35:3). Суверенная Божия воля в действии это то, что связывает всю историю воедино (Рим 9:10−12): Бог отверз неплодную утробу Ревекки, утвердил превосходство Иакова над Исавом, противоречащее человеческому праву первородства, а также отверг патриархальную власть Исаака, общественное положение Лавана и военную силу Исава. Согласно Божию выбору, дар веры получил Иаков, а не Исав (25:27−34).

25:19−26 Борьба за главенство между Иаковом и Исавом в утробе матери и верховный выбор Господа дают начало этому родословию и определяют его дальнейший характер.

25:19 Вот родословие. См. 2:4 и ком.

Исаака, сына Авраамова. Эта история охватывает время, когда Исаак был патриархом с момента его женитьбы и до самой смерти. Однако вся она посвящена Иакову (Введение: Содержание). Исаак попытался воспротивиться тому, чтобы Божие благословение досталось Иакову (гл. 27), и поэтому о нем больше не упоминается вплоть до самой его смерти (35:27−29).

25:20 Арамеянина. См. Втор 26:5. Это прелюдия к бегству Иакова в Месопотамию и его конфликту с Лаваном (гл. 28−31).

из Месопотамии. Букв.: «из Падан-Арама». Падан-Арам является еще одним названием Арам-Нагара (24:10).

25:21 молился. См. 20:7. Жена Исаака и его потомство были вымолены у Бога (24:12). Хотя близнецы были рождены по обетованию, лишь один из них обладал даром веры.

неплодна. Следующему поколению также следовало знать, что его потомство было потомством по обетованию, а не по плоти (11:30; 17:15−16; 18:1−15; 21:1−7) и что Бог Своей верховной властью избрал его (ст. 23).

25:22 для чего мне это? Ответом на этот вопрос, волнующий человечество на протяжении всей его истории, является принятие той истины, что за всеми событиями стоит воля Божия (Нав 7:7).

25:23 Господь сказал ей. Через пророчества, произнесенные в преддверии тех или иных событий, Бог обнаруживал Свое всевластное руководство в жизни Адама и Евы (3:15), потомков Ноя (9:25, 27), Авраама (12:1−3), Иакова и Исава, а также в истории Иосифа и его братьев (37:1−11).

больший. Это древнееврейское слово, означающее «старший сын», встречается только в родственном древнееврейскому аккадском языке, относящемся к середине второго тысячелетия до Р.Х.

будет служить меньшему. Иаков обязан своим первородством верховному (суверенному) Божиему избранию, а не природному праву (Втор 21:15−17). Вся слава принадлежит Богу, Который «творит все, что хочет» (Пс 113:11). Это пророчество исполнялось на протяжении всей истории Израиля (2Цар 8:13). Ирод Великий был одним из потомков Исава.

25:25 косматый. В древнееврейском языке это слово «сеир» созвучно названию горы, где поселился Исав (36:8).

25:26 Иаков. Иаков оправдывает свое имя, пытаясь нечестным путем приобрести Божие благоволение (27:33; Ос 12:3−4).

25:27−34 Исав представляет собой мирского человека грубого «человека полей», который недальновидно пренебрег Божественным обетованием ради того, чтобы утолить свой голод. Иаков же благодаря своей вере смог увидеть и по достоинству оценить это обетование.

25:27 человеком кротким. Букв.: «цельным», «совершенным».

25:28 Исаак любил... Ревекка любила. Родительские пристрастия привели в дальнейшем к разладу в семье. Любовь Исаака основывалась на природных чувствах, а любовь Ревекки на духовных ценностях (гл. 27). Божия всевластная благодать должна была возобладать над плотскими склонностями Исаака, тем более, что именно Исааку по закону принадлежала власть передавать семейное благословение (24:36; 25:5).

25:30 дай мне поесть красного, красного этого. Букв.: «залей мне в горло». Глагол, использованный здесь, служит для создания образа животной жадности и несдержанности.

25:31 продай мне. Иаков воспользовался слабостью Исава. Его отношение к брату резко отличается от отношения Авраама к Лоту (гл. 13), однако впоследствии оно изменится (гл. 33). В сущности, Иаков просит у Исава то, чем сам Исав не дорожит; в описанной ситуации нет обмана со стороны Иакова.

первородство. Первородный сын имел право быть основным наследником семейного состояния (27:33; Втор 21:17; 1Пар 5:1−2). В семье завета к такому состоянию, кроме всего прочего, относилось и обещание Господа даровать потомство в обетованной земле.

25:32 вот, я умираю. Исав не имел веры в Бога Авраама и жил сиюминутными переживаниями.

25:34 он ел и пил, и встал и пошел. Отрывочный стиль повествования характеризует Исава как грубого и не склонного к размышлениям человека.

пренебрег... первородство. См. Евр 12:16−17. Богу ненавистны те, кто пренебрегает Его обетованиями (Мал 1:3).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
8  [1] — Букв.: приобщился к народу своему — евр. эвфемизм, означающий «умереть».
12  [2] — См. примеч. «а» к 2:4; то же в ст. 13, 19.
18  [3] — Или: к Ассирии. Возможно, здесь имеется в виду упомянутое в ст. 3 племя ашшуреев, обитавших на Синайском полуострове.
18  [4] — Друг. возм. пер.: они (букв.: он, т. е. Измаил) всему родству сели на шею.
25  [5] — Или: рыжий. Из текста неясно, относится ли это определение к коже или волосам ребенка.
25  [6] — Т. е. грубый, волосатый.
26  [7] — Т. е. держащийся / хватающий за пяту, как бы желающий поставить подножку, отсюда производное значение: обманщик. В именах обоих братьев игра евр. слов: слова «красноватый» (адмони) и «волосы» (сеар) указывают на место, где будут жить потомки Исава (Эдом и Сеир), а имя Иаков (евр. Яаков) созвучно евр. слову «пятка» (акев).
30  [8] — Игра слов: Эдом (название страны, в которой жили потомки Исава) и адом («красный»).
31  [9] — Право первенца, первородство, давало как материальные, так и духовные преимущества (Исх 13:2; Втор 21:17).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.