Евреям 7 глава

Послание к Евреям святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Елизаветинская на русском

 
 

Итак, «когда Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, встретил Авраама, который возвращался после победы над царями, то благословил его».
 
Сей бо мелхиседек, Царь салимский, священник Бога вышняго, иже срете авраама возвращшася от сеча царей и благослови его,

При этом Авраам «уделил ему десятину от всей добычи». Имя Мелхиседек переводится как «Царь правды», а «царь Салима» означает «царь мира».
 
емуже и десятину от всех отдели авраам, первее убо сказуется Царь правды, потом же Царь салимский, еже есть, Царь мира,

Нет у него ни отца, ни матери, ни родословия, не указано ни начало его дней, ни завершение жизни — и этим он подобен Сыну Божьему, и неизменно остается священником.
 
без отца, без матере, без причта рода, ни начала днем, ни животу конца имея, уподоблен же Сыну Божию, пребывает священник выну.

Посмотрите, сколь велик был Мелхиседек — ему «уделил десятину от всей добычи» прародитель наш Авраам!
 
Видите же, елик сей, емуже и десятину дал есть авраам патриарх от избранных.

Священниками служат потомки его сына Левия, им законом заповедано собирать десятину с народа, то есть со своих собратьев — а ведь все они произошли от Авраама.
 
И приемлющии убо священство от сынов левиин заповедь имут одесятствовати люди по закону, сиречь, братию свою, аще и от чресл авраамовых изшедшую:

И вдруг тот, кто не принадлежал к их роду, взял десятину с Авраама и благословил его — а ведь тот получил обещание от Самого Бога.
 
не причитаемый же родом к ним, одесятствова авраама и имущаго обетования благослови:

Нет сомнений, что благословение получает низший от высшего.
 
без всякаго же прекословия меншее от болшаго благословляется.

И вот в одном случае десятину берут люди смертные, а в другом — Мелхиседек, и о нем есть свидетельство, что он еще жив.
 
И зде убо десятины человецы умирающии приемлют: тамо же свидетелствуемый, яко жив есть.

Собственно говоря, через Авраама десятину дал и Левий — тот, кто теперь сам получает десятину.
 
И да сице реку, авраамом и левий, приемляй десятины, десятины дал есть:

Ведь он уже был в теле своего отца, когда того встретил Мелхиседек.
 
еще бо в чреслех отчиих бяше, егда срете его мелхиседек.

Если бы к совершенству приводило левитское священство (ведь народ принял закон именно от потомков Левия), какая была бы нужда появляться другому священнику по чину Мелхиседека? Тогда он мог бы называться священником по чину Аарона.
 
Аще убо совершенство левитским священством было, людие бо на нем взаконени быша: кая еще потреба по чину мелхиседекову иному востати священнику, а не по чину ааронову глаголатися?

Но если появилось новое священство, то и закон неизбежно должен измениться.
 
прелагаему бо священству, по нужди и закону пременение бывает.

Тот, Кто был назван таким Первосвященником, принадлежал к племени не Левия, а Иуды — никто из него не служил перед жертвенником.
 
О немже бо глаголются сия, колену иному причастися, от негоже никтоже приступи ко олтарю:

Изменение закона видно из того, что наш Господь произошел из племени Иуды, а Моисей ничего не говорил о священниках из этого племени.
 
яве бо, яко от колена иудова возсия Господь наш, о немже колене моисей о священстве ничесоже глагола.

Еще более очевидное доказательство — что появился другой Священник, подобный Мелхиседеку;
 
И лишше еще яве есть, яко по подобию мелхиседекову востает священник ин,

притом Его сделал священником не закон, который смотрит только на происхождение, а сила неодолимой жизни.
 
иже не по закону заповеди плотския бысть, но по силе живота неразрушаемаго.

Такое и дано свидетельство: «ты священник вовек по чину Мелхиседека».
 
Свидетелствует бо, яко ты еси священник во век по чину мелхиседекову.

Прежняя заповедь была отменена как утратившая силу и пользу,
 
Отлагание убо бывает прежде бывшия заповеди за немощное ея и неполезное:

ведь закон ничего не довел до совершенства. А нам была дана лучшая надежда, которая позволяет приблизиться к Богу.
 
ничтоже бо совершил закон: привведение же есть лучшему упованию, имже приближаемся к Богу.

И тут не обошлось без клятвы. Прежде становились священниками без нее,
 
И по елику не без клятвы:

а Иисус — во исполнение клятвы, как Ему и было сказано: «поклялся Господь и не раздумает — ты священник вовек».
 
они бо без клятвы священницы быша, сей же с клятвою чрез глаголющаго к нему: клятся Господь и не раскается: ты еси священник во век по чину мелхиседекову:

Насколько же больше завет, заключенный при посредничестве Иисуса!
 
по толику лучшаго завета бысть испоручник Иисус.

Прежде священниками становились многие, потому что смерть не позволяла никому остаться священником навсегда —
 
И они множайши священницы быша, зане смертию возбранени суть пребывати:

а Он пребывает вовеки, Его священство не прервется никогда.
 
сей же, занеже пребывает во веки, непреступное имать священство,

И Он может неизменно спасать тех, кто приходит через Него к Богу — Он вечно живой заступник за них.
 
темже и спасти до конца может приходящих чрез него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них.

Такой и нужен нам первосвященник: чистый, непричастный злу и грязи, Который отделился от грешников и поднялся превыше небес.
 
Таков бо нам подобаше архиерей: преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от грешник и вышше небес бывый,

Нет у Него нужды, как у тех первосвященников, ежедневно приносить жертвы сначала за собственные грехи, а затем и за грехи народа — Он это сделал единожды, принеся в жертву Себя Самого.
 
иже не имать по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о своих гресех жертвы приносити, потом же о людских: сие бо сотвори единою, себе принес.

Закон ставит первосвященниками людей с их слабостями, а клятвенное слово Божье, данное уже после закона, навеки поставило первосвященником совершенного Сына.
 
Закон бо человеки поставляет первосвященники, имущыя немощь: слово же клятвенное, еже по законе, Сына во веки совершенна.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.