Римлянам 11 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Елизаветинская на русском

 
 

"В таком случае, говорю я, неужели Бог отрёкся от Своего народа?" Да запретят Небеса! Ведь сам я сын Израиля, от семени Авраама, из колена Вениамина.
 
Глаголю убо: еда отрину Бог люди своя? Да не будет. Ибо и аз израильтянин есмь, от семене авраамля, колена вениаминова.

Бог не отрёкся от Своего народа, который Он предызбрал. Разве вы не знаете, что Еврейские Писания говорят об Илии? Тот жалуется Богу на Израиль:
 
Не отрину Бог людей своих, ихже прежде разуме. Или не весте, о илии что глаголет писание, яко приповедует Богови на израиля, глаголя:

"Господь, пророки Твои убиты и жертвенники Твои разрушены, лишь я один остался, а теперь и меня хотят убить!"
 
Господи, пророки твоя избиша и олтари твоя раскопаша: и аз остах един, и ищут души моея, изяти ю.

Но что ответил ему Бог? "Я оставил Себе семь тысяч, чьи колени не преклонились перед Баалом".
 
Но что глаголет ему Божественный ответ? Оставих себе седмь тысящ мужей, иже не преклониша колена пред ваалом.

То же самое и в настоящем веке: есть остаток, избранный из милости.
 
Тако убо и в нынешнее время останок по избранию благодати бысть.

(Если же из милости, значит, не на основании законнических дел; иначе милость перестала бы быть милостью).
 
Аще ли по благодати, то не от дел: зане благодать уже не бывает благодать. Аще ли от дел, ктому несть благодать: зане дело уже несть дело.

Отсюда следует, что Израиль не достиг цели, к которой стремится. Избранные достигли её, но остальные сделались жестокосердными,
 
Что убо? Егоже искаше израиль, сего не получи, а избрание получи. прочии же ослепишася,

подобно тому, как говорится в Еврейских Писаниях: "Бог дал им дух усыпления — глаза невидящие, уши неслышащие вплоть до сего дня".
 
якоже есть писано: даде им Бог дух умиления, очи не видети и ушы не слышати, даже до днешняго дне.

И Давид говорит: "Да будет стол их ловушкой для них и капканом, западнёй и наказанием.
 
И давид глаголет: да будет трапеза их в сеть и в лов, и в соблазн и в воздаяние им:

Пусть помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и спины их сделай согбенными навсегда".
 
да помрачатся очи их еже не видети, и хребет их выну сляцай.

"В таком случае, говорю я, не споткнулись ли они, чтобы отпасть навсегда?" Да запретят Небеса! Напротив, именно благодаря тому, что они преткнулись, избавление пришло к язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
 
Глаголю убо: еда согрешиша, да отпадут? Да не будет. Но тех падением спасение языком, во еже раздражити их.

Более того, если их преткновение обогащает мир — то есть если Израиль был временно поставлен в положение менее благоприятное, чем у язычников, и это обогатило последних, — то насколько же большее богатство принесёт им Израиль в своей полноте!
 
Аще ли же прегрешение их богатство мира, и отпадение их богатство языков: кольми паче исполнение их?

Однако вам, язычники, скажу следующее: в силу того, что сам я посланник, направленный к язычникам, я рассказываю [всюду] о важности моего труда,
 
Вам бо глаголю языком: понеже убо есмь аз языком апостол, службу мою прославляю.

в надежде, что мне удастся возбудить ревность у некоторых [представителей] моего народа и спасти некоторых из них!
 
Аще како раздражу мою плоть, и спасу некия от них?

Ведь если отвержение Иисуса с их стороны несёт примирение миру, то что же принесёт принятие? Это будет жизнь из мёртвых!
 
Аще бо отложение их, примирение миру, что приятие, разве жизнь из мертвых?

Далее, если хала, приносимая в качестве первого плода, свята, то [свята] и вся булка. И если корень свят, то и ветви [святы].
 
Аще ли начаток свят, то и примешение: и аще корень свят, то и ветви.

Но если некоторые из ветвей отломились, а ты — дикая маслина — был привит посреди них и стал наравне с ними пользоваться богатством корня маслины,
 
Аще ли некия от ветвей отломишася, ты же, дивия маслина сый, прицепился еси в них, и причастник корене и масти маслинныя сотворился еси,

то не хвались, словно ты лучше [остальных] ветвей! Однако, если хвалишься, помни, что не ты поддерживаешь корень, а корень поддерживает тебя.
 
не хвалися на ветви: аще ли же хвалишися, не ты корень носиши, но корень тебе.

Тогда ты скажешь: "Ветви отломились, чтобы я привился".
 
Речеши убо. отломишася ветви, да аз прицеплюся.

Правильно, но что дальше? Они отломились из-за недостатка доверия [Богу]. Но ведь ты держишься только благодаря своему доверию [Богу]. Потому не будь заносчив; наоборот, бойся!
 
Добре: неверием отломишася, ты же верою стоиши: не высокомудрствуй, но бойся.

Ведь если Бог не пожалел природные ветви, то, конечно же, не пожалеет и тебя!
 
Аще бо Бог естественных ветвей не пощаде, да не како и тебе не пощадит.

Потому приглядись повнимательней к Божьей доброте и строгости: с одной стороны, строгости по отношению к отломившимся, но, с другой стороны, Божьей доброте по отношению к тебе — если только сам ты хранишь себя в этой доброте! Иначе и ты будешь отсечён!
 
Виждь убо благость и непощадение Божие: на отпадших убо непощадение, а на тебе благость Божия, аще пребудеши в благости: аще ли же ни, то и ты отсечен будеши.

Более того, оставшиеся [ветви], если не станут упорствовать в недостатке доверия [Богу], будут привиты обратно; поскольку Бог в силах привить их обратно.
 
И они же, аще не пребудут в неверствии, прицепятся: силен бо есть Бог паки прицепити их.

Ибо если ты был отрезан от дикой по природе маслины и привит, вопреки природе, к культивированной маслине, насколько же проще эти природные ветви привьются обратно к своей собственной маслине!
 
Аще бо ты от естественныя отсечен дивия маслины, и чрез естество прицепился еси к добрей маслине: кольми паче сии, иже по естеству, прицепятся своей маслине?

Я же, братья, хочу, чтобы вы осознали истину, которую Бог прежде хранил в тайне, но теперь открыл, чтобы вы не думали, что знаете больше того, что есть на самом деле. [Истину] о том, что жестокосердие, в какой-то мере, нашло на Израиль до тех пор, пока не войдёт полное число язычников;
 
Не бо хощу вас не ведети тайны сея, братие, да не будете о себе мудри, яко ослепление от части израилеви бысть, дондеже исполнение языков внидет,

и что именно таким образом весь Израиль спасётся. Как говорят Еврейские Писания: "Из Сиона придет Избавитель; он отвратит нечестие от Иакова
 
и тако весь израиль спасется, якоже есть писано: приидет от сиона избавляяй, и отвратит нечестие от иакова:

и вот договор Мой с ними... когда Я прощу им грехи их".
 
и сей им от мене завет, егда отиму грехи их.

В отношении Доброй Вести они ненавидимы ради вас. Но в отношении избрания, они любимы ради Патриархов,
 
По благовествованию убо, врази вас ради: по избранию же, возлюблени отец ради.

поскольку Божьи дары и Его призвание не подлежат пересмотру.
 
Нераскаянна бо дарования и звание Божие.

Подобно тому, как сами вы прежде были непокорны Богу, но теперь помилованы из-за непокорности Израиля,
 
Якоже бо и вы иногда противистеся Богови, ныне же помиловани бысте сих противлением:

так и Израиль непокорен сейчас, чтобы быть помилованным Богом, если вы проявите к нему ту же милость, которую Бог проявил к вам.
 
такожде и сии ныне противишася вашей милости, да и тии помиловани будут.

Ибо Бог заключил всё человечество в непокорности, чтобы проявить милость ко всем.
 
Затвори бо Бог всех в противление, да всех помилует.

О глубина богатства, мудрости и познания Бога! Как непостижимы Его суды! Как неисследимы Его пути!
 
о, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове его, и неизследовани путие его.

Ибо кто познал ум Господа? Кто был Ему советником?
 
Кто бо разуме ум Господень, или кто советник ему бысть?

Или, кто давал Ему что-либо, чтобы Он должен был возвратить?
 
Или кто прежде даде ему, и воздастся ему,

Ибо от Него и через Него и для Него всё. Ему да будет слава вовеки! Аминь, да будет так.
 
Яко из того и тем и в нем всяческая. Тому слава во веки. Аминь.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.