Притчи 29 глава

Книга Притчи Соломона
Cовременный перевод WBTC → Новый русский перевод

 
 

Если человек упрям и сердится ещё больше, когда ему говорят, что он неправ, такой будет уничтожен. Нет у него надежды.
 
Тот, кто коснеет в упрямстве после многих упреков, будет внезапно погублен — без исцеления.

Когда правитель добр, то и народ счастлив, но когда у власти злой — все жалуются.
 
Когда умножаются праведники, люди радуются, а когда нечестивые правят, люди стонут.

У любящего мудрость отец очень счастлив. А если человек выбрасывает деньги на блудниц, такой потеряет богатство.
 
Человек, любящий мудрость, приносит отцу радость, а приятель блудниц расточает богатство.

У справедливого царя народ будет сильным. Но у себялюбивого царя, у которого народ должен платить за то, что царь для него делает, у такого царя народ будет слабым.
 
Правосудием царь укрепляет страну, а жадный до взяток[124] её разоряет.

Пытающийся получить желаемое, говоря приятное другим, расставляет себе ловушку.
 
Льстящий ближнему своему раскидывает сеть у него под ногами.

Злобные побеждены своими грехами. Но добрый может петь и быть счастливым.
 
Злодея ловит его же грех, а праведник может петь и радоваться.

Добрые пытаются сделать правильное для бедных, но злым всё равно.
 
Помнит[125] праведник о правах бедняков, а нечестивый в них и не вникает.

Высокомерные — причина многих бед. Они способны смутить города. Но мудрый приносит мир.
 
Глумливые возмущают город, а мудрецы отвращают гнев.

Если мудрый пытается уладить дело с глупым, последний будет спорить и говорить глупости, и два человека не договорятся.
 
Где мудрый судится с глупцом, там лишь злость и издевки, и нет покоя.

Убийцы всегда ненавидят честных людей. Злые хотят сжить со света честных людей.
 
Кровожадные люди ненавидят беспорочных и праведников хотят лишить жизни[126].

Глупый сердится очень легко, а мудрый терпелив и держит себя в руках.
 
Глупец дает гневу свободный выход, а мудрый владеет собой.

У правителя, выслушивающего ложь, будут плохие советники.
 
Если правитель внимает лжи, все его сановники[127] становятся злодеями.

И бедняк, и его притеснитель — одинаковы: обоим дал жизнь Господь.
 
У бедняка с притеснителем вот что общее: Господь дал зрение глазам обоих.

Царь, справедливый к бедным, будет царствовать долго.
 
Если царь судит бедных по справедливости, его престол утвердится вовеки.

Наказание и наставление полезно детям. Ребёнок, которому родители позволяют делать всё, что угодно, опозорит мать.
 
Розга и обличение дают мудрость, а ребенок, оставленный в небрежении, срамит свою мать.

Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде. Но добрые победят в конце концов.
 
Когда умножаются нечестивые, умножается грех, но праведники увидят их гибель.

Наказывай сына, когда он неправ, и всегда будешь им гордится. Он никогда тебя не опозорит.
 
Наказывай сына, и он принесет тебе покой; он доставит душе твоей радость.

Если Бог не ведёт народ, то не будет мира стране. Но, подчиняющийся законам Бога народ будет счастлив.
 
Где нет откровения[128] свыше, народ распоясывается; но блажен тот, кто хранит Закон.

Слуга ничему не научится, если ты будешь только говорить. Он может поймёт слова твои, но не будет подчиняться.
 
Слугу не исправить одними словами: он понимает, но не внимает.

Ты видел того, кто говорит не подумав. У глупого больше надежды, чем у него!
 
Видел ли ты человека, чье слово поспешно? На глупца больше надежды, чем на него.

Если даёшь слуге всё, что он хочет, то в конце концов он не будет хорошим слугой.
 
Слуга, избалованный с детства, придет к плохому концу[129].

Сердитый причиняет несчастья и вспыльчивый виноват во многих грехах.
 
Гневливый разжигает ссоры, и несдержанный совершает много грехов.

Если человек думает, что он лучше других, это его разрушит. Но покорного уважают люди.
 
Гордость человека его принизит, а смиренный духом будет прославлен.

Тот, кто присоединяется к вору в его преступлении, не слишком ценит свою жизнь. Только "угрозы" и проклятия заставят их молчать на суде.
 
Сообщник воров — враг самому себе; он слышит проклятия жертвы, но не осмеливается сознаться.[130] [131]

Страх, словно ловушка. Но верующий в Бога будет спасён.
 
Страх перед человеком — ловушка, а верящий Господу находится в безопасности.

Многие хотят дружить с правителем. И Господь — единственный, Кто судит справедливо.
 
Многие ищут приема у правителя, но справедливость — от Господа.

Добрым людям мерзки неправедные, а злым мерзки живущие праведно.
 
Нечестивые — мерзость для праведников, а честные — мерзость для неправедных.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
4 [124] — Или: дающий взятки.
7 [125] — Букв.: знает.
10 [126] — Или: а праведники заботятся об их жизни.
12 [127] — Чиновники, занимающие высокое положение в государстве.
18 [128] — Букв.: видения.
21 [129] — Так в одном из древн. переводов; или: в конце концов он захочет стать твоим сыном.
24 [130] — В соответствии с Законом, свидетель преступления должен был выйти на призыв и рассказать всё, что знает (см. Лев 5:1).
24 [131] — См. Лев 5:1.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.