К Римлянам 2 глава

Послание Римлянам
Новый русский перевод → В переводе Лутковского

 
 

Поэтому нет тебе извинения, судящий другого, кто бы ты ни был. Осуждая других, ты тем самым осуждаешь и себя, потому что ты, судящий, сам делаешь то же.
 
Поэтому если ты осуждаешь другого, нет тебе оправдания, как и любому человеку, ибо, осуждая, ты обвиняешь себя самого, поскольку, осуждая, творишь то же самое.

Мы знаем, что тех, кто так поступает, ждет Божий суд, и суд этот согласен с истиной.
 
А мы знаем, что поступающих так ждет суд Божий, и это справедливо.

Так неужели же ты надеешься избежать Божьего суда, осуждая других за то, что делаешь сам?
 
Так на что ты надеешься, человек, осуждая так поступающих? Что ты, сам творя то же самое, избежишь суда Божьего?

Или ты пренебрегаешь великой добротой Божьей, Его снисходительностью и долготерпением, не понимая, что Божья доброта ведет тебя к покаянию?
 
Или ты пренебрегаешь богатством Его благости, и кротости, и долготерпения, не понимая, что Бог по доброте Своей ведет тебя к покаянию?

Своим упрямством и нераскаявшимся сердцем ты сам накапливаешь гнев, который обрушится на тебя в день Божьего гнева, когда свершится Его праведный суд.
 
Но жестокостью своею и нераскаянным сердцем ты сам себе копишь гнев на день гнева и откровения праведного суда Божьего,

Бог воздаст каждому по его делам[4].
 
Который воздаст каждому по делам его:

Тем, кто, постоянно творя добро, ищет славы, чести и бессмертия, Он даст вечную жизнь.
 
тем, которые, постоянно творя добро, взыскуют нетленной славы и чести — Жизнь Вечную;

Но кто ищет своего, кто отвергает истину и следует злу, того ждут гнев и ярость.
 
бесчестным же и неповинующимся истине, но предающимся непотребству — ярость и гнев.

Каждого, делающего зло, ожидают горе и беда, во-первых, иудея, потом и грека.
 
Скорбь и невзгоды душе любого человека, творящего зло, иудея прежде, затем эллина;

А каждого, делающего добро, ждут слава, честь и мир, во-первых, иудея, а потом и язычника,
 
слава же, честь и мир каждому, кто творит добро, иудею прежде, затем эллину,

потому что Бог не отдает предпочтения никому.
 
ибо у Бога нет лицеприятия.

Кто грешит, не имея Закона, тот вне Закона и погибнет, а кто грешит, зная Закон, тот по Закону и будет судим.
 
Таким образом, те, что грешат вне закона (Моисея), вне закона и погибнут; а те, что грешат, имея закон, по закону осуждены будут, —

Бог признает праведными не тех, кто слушает Закон, а тех, кто его исполняет.
 
ведь не слушающие (чтение) закона оправданы перед Богом, но исполняющие закон оправданы будут,

(Да, у язычников нет Закона, но когда они интуитивно делают то, чего требует Закон, они этим показывают, что и без Закона знают, что нужно делать, а что нет.
 
ибо когда язычники, не имея закона, по внутреннему побуждению исполняют требования закона, то, не имея закона, они сами себе закон:

Они показывают тем самым, что требования Закона записаны у них в сердце[5], и об этом свидетельствуют их совесть и мысли, то оправдывающие их, то обвиняющие.)
 
тем самым они показывают, что требования закона запечатлены в их сердцах, о чём свидетельствуют совесть их и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, —

Это сделается явным в тот день, когда Бог, через Иисуса Христа, будет судить тайные дела и мысли людей в согласии с Радостной Вестью, которую я возвещаю.
 
в тот день, когда Бог, как я и благовествовал, через Христа Иисуса будет судить тайные дела людей.

Вот ты называешь себя иудеем, полагаешься на Закон и хвалишься тем, что близок к Богу;
 
Если же ты именуешь себя иудеем и полагаешься на закон, похваляешься (своим) Богом,

ты знаешь Его волю и можешь определить согласно Закону, что хорошо, а что нет.
 
тем, что тебе известна воля Его и что ты, изучив закон, избираешь лучшее;

Ты считаешь, что ты поводырь слепым и свет для тех, кто заблудился во тьме,
 
если ты убедил себя, что являешься поводырем слепых, светом для пребывающих во тьме,

что ты наставник глупцов и учитель невежд, потому что обладаешь Законом — воплощением знания и истины.
 
наставником невежд, учителем младенцев, имея в законе запечатленные знание и истину,

Тогда почему же ты, уча других, не научишь в первую очередь самого себя? Ты проповедуешь против воровства[6], а сам крадешь;
 
то почему же ты, уча другого, не научишь себя самого? проповедуя: не укради, — крадешь?

ты порицаешь супружескую неверность[7], а сам изменяешь супруге; ты ненавидишь идолов, а сам обкрадываешь языческие храмы;
 
говоря: не прелюбодействуй, — прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, — святотатствуешь?

ты гордишься Законом, а бесчестишь Бога, нарушая Закон.
 
Ты, хвалящийся законом, преступая закон, позоришь Бога!

Написано: «Из-за вас бесчестится имя Божье среди язычников».[8]
 
Ибо, как написано, из-за вас имя Божье в поношении у язычников.

В обрезании есть польза тогда, когда ты соблюдаешь Закон, но если ты Закон нарушаешь, то в твоем обрезании нет смысла.
 
Так и обрезание имеет значение, если ты исполняешь (все предписания) закона; но если ты нарушитель закона, то обрезание твоё стало необрезанием.

Ведь если язычники соблюдают Закон, то разве они не будут считаться обрезанными?
 
Поэтому если необрезанный соблюдает предписания закона, то необрезание его не зачтется ли ему в обрезание?

И тот, кто лишен телесного обрезания, но исполняет Закон, осудит тебя, обрезанного и имеющего писаный Закон, но не исполняющего его.
 
И необрезанный по естеству, но исполняющий (предписания) закона, осудит тебя, нарушителя закона, имеющего и Писание, и обрезание,

Ведь иудей не тот, кто выглядит иудеем, и настоящее обрезание — не то, которое на теле.
 
ибо не тот иудей, кто внешне таков, и не то обрезание — внешнее, на плоти,

Нет, настоящим иудеем является человек, который внутренне таков, и обрезание — это обрезание сердца по Духу, а не по букве Закона. Такому человеку похвала не от людей, а от Бога.
 
но тот иудей, кто внутренне таков, и обрезание — которое в сердце, по духу, а не по букве; таковому похвала не от людей, но от Бога.

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [4]Пс 61:13; Прит 24:12.
15 [5] — См. Иер 31:32-33.
21 [6] — См. Исх 20:15; Втор 5:19.
22 [7] — См. Исх 20:14; Втор 5:18.
24 [8]Ис 52:5; Иез 36:20-23.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.