По Луке 14 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Новый русский перевод

 
 

Как-то в субботу Иисус был в гостях у советника-фарисея. И все они там примечали за Ним.
 
Однажды в субботу, когда Иисус пришёл на обед к одному из самых начальствующих фарисеев, те внимательно следили за Ним.

У одного из гостей была водянка. Он сидел как раз напротив Иисуса.
 
Напротив Иисуса сидел человек, больной водянкой.

Иисус спрашивает законников и фарисеев: «Врачевание в субботу позволяется или нет?».
 
Иисус спросил учителей Закона и фарисеев: — Разрешено исцелять в субботу или нет?

Они молчали. Тогда Он поднял гостя, исцелил его и велел идти.
 
Они молчали. Тогда Иисус, коснувшись человека, исцелил его и отпустил.

И говорит им: «Если ваш ребенок, или хоть бык, вдруг упадет в колодец в субботу, кто из вас не побежит вытаскивать его наверх?».
 
Затем Он сказал им: — Если у кого-то из вас сын[100] или вол упадет в колодец, разве вы не вытащите его немедленно, даже если это будет в субботу?

Ответа на Его слова у них не нашлось.
 
Им нечего было ответить на это.

Приглашенные занимали лучшие места. Он это заметил и рассказал притчу:
 
Иисус заметил, как гости выбирали почетные места за столом, и рассказал им притчу:

«Когда пригласят тебя на свадебный пир, не усаживайся на почетном месте, потому что может появиться гость поважнее тебя.
 
— Если тебя приглашают на свадебный пир, не садись на почетное место, ведь может случиться так, что среди приглашенных окажется кто-то знатнее тебя,

Подойдет хозяин, пригласивший вас обоих, и скажет тебе: “Уступи ему место.” И придется тебе, пристыженному, сесть на последнее место.
 
и тогда хозяин, пригласивший и тебя, и его, подойдет к тебе и скажет: «Уступи место этому человеку». И тебе придется со стыдом занять самое последнее место.

Наоборот, в гостях занимай скромное место. Подойдет хозяин и скажет тебе: “Друг! Пересядь поближе.” И окажешься почетным гостем.
 
Итак, когда тебя пригласили, пойди и сядь[101] на самое последнее место, чтобы хозяин подошел к тебе и сказал: «Друг, перейди на лучшее место». Тогда тебе будет оказан почет перед всеми гостями.

Кто возвышает себя — будет унижен, а кто ставит себя ниже всех — возвысится».
 
Так что каждый возвышающий себя будет унижен, и принижающий себя будет возвышен.

И сказал пригласившему Его фарисею: «К званому обеду или ужину не зови ни друзей, ни братьев, ни родню, ни богатых соседей, чтобы не звали тебя в ответ из благодарности.
 
Затем Он сказал хозяину: — Устраивая званый обед или ужин, не приглашай своих друзей, братьев, родственников или богатых соседей, чтобы они не пригласили тебя в ответ и тем не отплатили тебе.

Когда затеваешь угощение, зови нищих, увечных, хромых, слепых —
 
Устраивая пир, приглашай на него бедных, калек, хромых, слепых.

Такие гости ничем не могут тебе воздать. А воздастся тебе воскресением праведников».
 
Вот тогда ты будешь блажен, потому что они не смогут отблагодарить тебя, и ты получишь награду в воскресение праведных.

Это услышал один из гостей и говорит: «Хорошо тому, кто будет угощаться в Божьем Царстве».
 
Один из обедавших услышал это и сказал Иисусу: — Блажен тот, кто будет пировать в Царстве Божьем.

Иисус сказал: «Один человек затеял большой ужин и наприглашал гостей.
 
Иисус ответил ему: — Один человек приготовил большой пир и пригласил много гостей.

К началу ужина он послал раба сказать званым: “Приходите, уже все готово.”
 
Подошло время пира, и он послал своего слугу сказать приглашенным: «Приходите, уже всё готово».

И стали они все, один за другим, извиняться. Первый сказал: “Я купил землю и мне нужно ее обойти и осмотреть. Ты уж меня извини.”
 
Но один за другим приглашенные начали извиняться. Первый сказал: «Я купил землю и мне надо пойти и посмотреть её. Извини меня, пожалуйста».

Другой сказал: “Я купил пять пар волов. Мне нужно пойти испробовать их в работе. Ты уж меня извини.”
 
Другой сказал: «Я купил пять пар волов и иду испытать их, извини меня, пожалуйста».

Третий сказал: “Я привел в дом жену. Прийти не могу.”
 
Третий сказал: «Я женился и поэтому не могу прийти».

Раб вернулся и передал хозяину их слова. В гневе тот говорит рабу: “Обеги улицы и переулки и приведи сюда из города нищих, увечных, слепых и хромых.”
 
Слуга вернулся и рассказал всё хозяину. Тогда хозяин дома рассердился и приказал слуге: «Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда бедных, калек, слепых и хромых».

И вот раб доносит ему: “Сударь! Сделано, как ты велел, но свободных мест все еще много.”
 
«Господин, — сказал слуга, — то, что ты повелел, выполнено, но ещё есть место».

Хозяин сказал: “Ступай на дороги и тропы и приглашай. Пусть весь мой дом наполнится гостями.
 
Тогда хозяин сказал слуге: «Пройди по дорогам и вдоль изгородей и уговори всех, кого встретишь, прийти на пир, чтобы дом мой был полон гостей.

Говорю вам: никто из званых не отведает моего ужина”».
 
Говорю вам, что из прежних приглашенных никто не попробует моего обеда».

Люди толпами шли за Иисусом. Он повернулся к ним и сказал:
 
С Иисусом шло множество людей, и Он, повернувшись к ним, сказал:

«Кто приходит ко Мне и не ставит Меня выше любви к отцу и матери, к жене и детям, к братьям и сестрам и к самой своей жизни, не может быть Моим учеником.
 
— Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей[102], тот не может быть Моим учеником.

И кто своего креста не несет и не идет за Мной, не может быть Моим учеником.
 
Тот, кто не несет свой крест и не идет за Мной, не может быть Моим учеником.

Кто из вас, затевая строительство башни, не сядет сперва за расчеты: достанет ли на все средств, —
 
Предположим, кто-то из вас хочет строить башню. Разве он не сядет вначале и не подсчитает все расходы, чтобы знать, хватит ли ему денег для завершения строительства?

Чтобы в случае их нехватки уже при готовом фундаменте люди не смеялись, видя это,
 
Ведь если он заложит фундамент и будет не в состоянии закончить постройку, то все видящие это будут над ним смеяться:

И не говорили: “Начал строить, а закончить не сумел”?
 
«Начал строить, а закончить не может».

И какой царь, идя войной на другого царя, сперва не сядет и не призадумается, надо ли ему с десятью тысячами выходить против двадцати тысяч, идущих на него?
 
Или, предположим, царь собирается на войну против другого царя. Разве он не сядет вначале и не подумает, в силах ли он с войском в десять тысяч человек отразить того, кто идет на него с войском в двадцать тысяч?

А не лучше ли будет выслать посольство и запросить мира, пока тот еще далеко?
 
Если нет, то пока противник ещё далеко, он пошлет посольство просить о мире.

Никто из вас не будет Моим учеником, пока не побросает всего, что у него есть.
 
Итак, тот из вас, кто не отречется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

Соль хороша сама по себе, но если соль рассолится, она не будет солить.
 
Соль — хорошая вещь, но если соль потеряет свой вкус, то что может опять сделать её соленой?

Ни в землю, ни в навозную кучу она не годится, разве что ее выбросить. У кого есть уши — слушай!».
 
Ни в землю она уже не годится, ни в навозную кучу, её остается лишь выбросить вон. У кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит!

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
5 [100] — В некоторых рукописях: осел.
10 [101] — Букв.: пойди и возляг.
26 [102] — Ср. Мф 10:37.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.