По Луке 7 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Новый русский перевод

 
 

Этими словами Иисус закончил Свое обращение к народу. Затем Он вернулся в Капернаум.
 
Закончив говорить народу, Иисус отправился в Капернаум.

Там у одного центуриона умирал от тяжелой болезни раб, а этим рабом центурион очень дорожил
 
Там у одного сотника был болен и лежал при смерти слуга. Сотник очень дорожил этим своим слугой,

И когда услышал об Иисусе, послал к Нему иудейских старейшин с просьбой прийти исцелить раба.
 
и когда он услышал об Иисусе, то послал к Нему иудейских старейшин с просьбой прийти и исцелить его слугу.

Те пришли к Иисусу и стали дружно просить за центуриона: «Сделай это для него. Он этого достоин.
 
Старейшины пришли к Иисусу и стали горячо просить Его: — Этот человек заслуживает Твоей помощи,

Он любит наш народ. Он построил нам синагогу».
 
потому что он любит наш народ, и это он построил нам синагогу.

Иисус пошел с ними. Но когда Он был уже недалеко от дома, центурион выслал Ему навстречу друзей сказать от своего имени: «Не трудись, Господи! Я недостоин, чтобы Ты ступил под мой кров.
 
Иисус пошел с ними. Он уже подходил к дому, когда сотник послал к Нему друзей передать: — Господи, не утруждай Себя, так как я недостоин, чтобы Ты вошел под крышу моего дома,

Да и самого себя я посчитал недостойным подойти к Тебе. Скажи слово — и хлопец будет здоров.
 
потому я и себя не счел достойным прийти к Тебе. Но скажи лишь слово, и мой слуга выздоровеет.

Сам я слушаюсь командира, но и у меня есть свои подчиненные. Я говорю солдату: “Марш!” — и он идет. Говорю другому: “Ко мне!” — и он подбегает. Рабу тоже говорю: “Иди делай!” — и раб делает».
 
Ведь и сам я подчиняюсь приказам, и у меня в подчинении тоже есть воины. Я говорю одному: «Ступай!» — и он идет, другому: «Ко мне!» — и тот приходит. Слуге моему говорю: «Сделай это!» — и он делает.

Иисус услышал в его словах удивительное. Он повернулся к толпе, шедшей следом, и сказал: «Говорю вам: с такой верой Я впервые встречаюсь даже в Израиле».
 
Иисус, услышав это, удивился и, обернувшись к толпе, шедшей за Ним, сказал: — Говорю вам, что даже в Израиле Я не встречал такой сильной веры.

Посланцы вернулись домой и нашли раба в добром здравии.
 
Возвратившись в дом, посланные нашли слугу здоровым.

Затем Иисус пошел с учениками в город Наин. Народ шел за Ним толпами.
 
Вскоре после этого Иисус пошел в город, называемый Наин, и с Ним были Его ученики и много других людей.

Из городских ворот навстречу Иисусу как раз выходила большая толпа горожан: хоронили единственного сына матери-вдовы.
 
Он подходил к воротам города, когда из них выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдовой. Вместе с ней из города выходила большая толпа.

Господь увидел вдову, сжалился над ней и говорит: «Не плачь».
 
Увидев эту женщину, Господь сжалился над ней. — Не плачь, — сказал Он ей.

Затем подошел, положил руку на носилки. Шествие остановилось. Иисус сказал: «Юноша! Говорю тебе: встань!».
 
Затем Он подошел и прикоснулся к носилкам. Те, кто нес их, остановились, и Иисус сказал: — Юноша, говорю тебе: встань!

Мертвый приподнялся, сел и заговорил. Так Иисус вернул вдове сына.
 
Умерший сел и начал говорить, и Иисус передал его матери.

Всех пронял страх. Все славили Бога и говорили: «Великий пророк появился среди нас. Бог посетил Свой народ».
 
Всех, кто там был, охватил страх, и люди прославляли Бога: «Великий пророк появился среди нас! Бог посетил Свой народ!»

Весть об Иисусе дошла до самых дальних уголков Иудеи.
 
И молва об Иисусе распространилась по всей Иудее и в окружающих её землях.

Передали ее и Иоанну его ученики. Он выделил двух учеников и послал их
 
Ученики Иоанна рассказали ему обо всех этих событиях. И тогда Иоанн позвал к себе двоих из них

Спросить у Господа: «Ты ли тот самый Грядущий? Или нам ждать другого?».
 
и послал их к Господу спросить: — Ты ли Тот, Кто должен прийти, или нам ожидать кого-то другого?

Они пришли к Иисусу и говорят: «Иоанн Креститель послал нас спросить у Тебя: Ты ли тот самый Грядущий? Или нам ждать другого?».
 
Они пришли к Иисусу и сказали: — Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Кто должен прийти, или нам ожидать кого-то другого?

К тому времени Иисус уже много народу исцелил от недугов и хворей и от злых духов и много слепых у Него прозрело.
 
Иисус как раз в это время исцелил множество людей от болезней, недугов, от одержимости злыми духами и многим слепым даровал зрение.

И Он говорит им: «Идите и расскажите Иоанну все, что сами видели и слышали: слепые прозревают и увечные сидни встают на ноги, прокаженные очищаются и глухие обретают слух. Мертвые встают. И до нищих доходит проповедь евангелия.
 
И Он ответил посланным: — Пойдите и расскажите Иоанну о том, что вы увидели и услышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и бедным возвещается Радостная Весть[56].

Счастлив, кто не чурается Меня».
 
Блажен тот, кто не усомнится во Мне.

Посланцы Иоанна ушли, а Иисус рассказывал в толпе об Иоанне: «Зачем вы ходили в пустыню? Что вас там привлекло? Тростинка, ветром колеблемая?
 
Посланцы Иоанна ушли, а Иисус начал говорить народу об Иоанне: — Что вы ходили смотреть в пустыню? Тростник, колеблемый ветром?

Зачем вы туда ходили? Кого увидели? Человека в богатых нарядах? Людям, привыкшим к пышным нарядам и роскоши, место не там, а в царских палатах.
 
Тогда что же вы ходили смотреть? Человека, одетого в роскошные одежды? Нет, те, кто одевается в дорогую одежду и живет в роскоши, находятся в царских дворцах.

Зачем вы туда ходили? Кого увидели? Пророка? Да, говорю вам, пророка. И даже больше чем пророка.
 
Тогда что же вы ходили смотреть? Пророка? Да, и говорю вам, что больше, чем пророка.

Это о нем сказано в Писании: “Впереди Тебя посылаю вестника. Твой путь для Тебя он приготовит.”
 
Он тот, о ком написано: «Вот Я посылаю перед Тобой Моего вестника, который приготовит перед Тобой Твой путь».[57]

Говорю вам: Иоанн — воистину великий человек. Таких больше нет. Но и он не ровня тому, кто в Царстве Небесном меньше всех.
 
Говорю вам, среди всех рожденных женщинами нет более великого, чем Иоанн. Но наименьший в Божьем Царстве — больше его.

Все, с кем Иоанн говорил, увидели Божью правду и приняли Иоанново крещение, даже сборщики податей.
 
(И весь народ, и даже сборщики налогов, услышав слова Иисуса, признали Божий путь правым, потому что они приняли крещение Иоанна.

Но фарисеи и законники отказались понимать Божью волю и не крестились у Иоанна.
 
Фарисеи же и учители Закона, отказавшись принять крещение от него, отвергли Божью волю.)

Стало быть, с кем сравнить Мне людей нынешнего поколения? Кому они подобны?
 
— С кем тогда Мне сравнить людей этого поколения? — продолжал Иисус. — На кого они похожи?

Так делают дети. Вот они садятся играть на площади и перекликаются: “Давайте плясать под нашу свадебную!” — “Нет, давайте горевать под нашу погребальную!”
 
Они как дети, которые сидят на площади и кричат друг другу: «Мы играли вам на свирели, а вы не плясали; мы пели вам похоронные песни, а вы не плакали».

Пришел Иоанн Креститель — ни хлеба не ест, ни вина не пьет, — и вы говорите: “В нем бес.”
 
Смотрите, вот пришёл Иоанн Креститель, не ест хлеба и не пьет вина, и вы говорите: «В нём демон».

Пришел Сын человеческий — и ест и пьет, — и вы говорите: “Как есть обжора и пьяница. А такие грешники, как сборщики податей, Ему друзья-приятели.”
 
Пришёл Сын Человеческий, ест и пьет, и вы говорите: «Вот обжора и пьяница, друг сборщиков налогов и грешников».

Но мудрость верна себе во всех своих ипостасях».
 
Но мудрость оправдана всеми детьми её[58].

Фарисей пригласил Его к себе откушать. Иисус пришел, сел за стол.
 
Один из фарисеев пригласил Иисуса к себе на обед. Иисус пришёл к нему в дом и возлег у стола.

Одна горожанка, тамошняя грешница, узнала, что Иисус в гостях у фарисея, и принесла в алебастровом кувшине миро.
 
В это время одна женщина из этого города, которая была известна как грешница, узнав, что Иисус обедает в доме фарисея, принесла туда алебастровый кувшин, в котором было очень дорогое ароматическое масло.

Стоя возле Иисуса и плача, она роняла слезы Ему на ноги и вытирала своими волосами. Она целовала Его ноги и возливала на них миро.
 
Женщина встала сзади у ног Иисуса и, плача, обливала Его ноги слезами. Она стала вытирать Ему ноги своими волосами, целовала их и натирала ароматическим маслом.

Пригласивший Его к себе фарисей, наблюдая, подумал: «Будь Он пророком, Ему было бы известно, что за женщина прикасается к Нему. Грешница!».
 
Фарисей, пригласивший Иисуса, увидел это, и подумал: «Если бы Этот Человек действительно был пророком, то Он знал бы, что женщина, которая к Нему прикасается, — грешница».

Иисус сказал ему на это: «Слушай, Симон, что скажу тебе (тот говорит: “Скажи, Учитель”):
 
Тогда Иисус сказал ему: — Симон, Я хочу тебе что-то сказать. — Говори, Учитель, — ответил тот.

У заимодавца было два должника: один задолжал ему пятьсот динариев, другой пятьдесят.
 
— Два человека были должны одному и тому же заимодавцу, — начал Иисус. — Один должен был пятьсот динариев[59], а другой — пятьдесят.

Но когда у них не нашлось чем заплатить, он простил обоим. Который из них будет ему больше благодарен?».
 
И тому, и другому было нечем вернуть долг, и кредитор простил долг им обоим. Кто из них, по-твоему, будет больше любить его?

Симон ответил: «Думаю, тот, кому он больше простил». Иисус говорит ему: «Ты правильно рассудил».
 
Симон ответил: — Я думаю, тот, кому был прощен больший долг. — Ты правильно рассудил, — сказал Иисус.

И указывая взглядом на женщину, говорит Симону: «Видишь эту женщину? Когда Я вошел, ты воды Мне не дал для ног. А она слезой омыла Мне ноги и вытерла своими волосами.
 
И, повернувшись к женщине, сказал Симону: — Ты видишь эту женщину? Я пришёл в твой дом, и ты не дал Мне даже воды, чтобы вымыть ноги, а она омыла Мои ноги слезами и вытерла своими волосами!

Ты с поцелуем ко Мне не подошел. А она не перестает целовать Мне ноги.
 
Ты даже не поцеловал Меня при встрече, а эта женщина, с тех пор как Я вошел в дом, не перестает целовать Мне ноги.

Ты масла Мне на голову не возливал. А она возлила Мне на ноги миро.
 
Ты не помазал Мне голову маслом, а она драгоценным ароматическим маслом помазала Мне ноги.

Вот что Я скажу тебе: прощаются все ее грехи. Их у нее много, но много и любви. А кому мало прощается, у того мало любви».
 
Поэтому Я говорю тебе: прощены ей грехи её, которых было немало, из-за этого она и возлюбила так сильно. А тот, кому мало прощено, и любит мало.

И говорит ей: «Прощаются тебе твои грехи».
 
Потом Он сказал женщине: — Твои грехи прощены.

Гости не могли поверить: как это можно прощать грехи? Кто Он такой?
 
Но другие гости, возлежащие за столом, начали переговариваться: — Кто Он такой, что даже грехи прощает?

А Иисус сказал женщине: «Тебя спасла твоя вера. Ступай с миром».
 
Иисус же сказал женщине: — Твоя вера спасла тебя, иди с миром.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
22 [56] — См. Ис 29:18; Ис 35:5-6; Ис 61:1.
27 [57]Мал 3:1.
35 [58] — Существует несколько вариантов толкования этого места, например: 1) правота мудрости видна в жизни тех, кто следует ей; 2) но истинная мудрость не противоречит сама себе. Кроме того, некоторые толкователи полагают, что мудростью здесь назван Сам Иисус (ср. Прит 8:22-23; 1Кор 1:24).
41 [59] — Динарий был обычным дневным заработком наемного работника (см. Мф 20:2).
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.