По Луке 20 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Новый русский перевод

 
 

В те дни, когда Иисус в Храме учил народ и возвещал евангелие, пришли первосвященники, книжники и старейшины
 
В один из дней, когда Иисус учил в храме, проповедуя Радостную Весть, к Нему пришли первосвященники и учители Закона со старейшинами.

И спрашивают Его: «Скажи, какой властью Ты действуешь? Кто дал Тебе власть?».
 
— Скажи нам, чьей властью Ты всё это делаешь и кто дал Тебе эту власть? — спросили они.

Он говорит: «Спрошу и Я у вас одно слово. Скажите,
 
В ответ Иисус сказал: — Я тоже задам вам вопрос. Скажите,

Крещение Иоанново откуда было: от Бога или от человека?».
 
откуда Иоанн получил свое право крестить, с Небес или от людей?

Тут они стали гадать: «Если скажем: “От Бога,” — Он спросит: “Почему же тогда вы ему не поверили?” —
 
Они стали совещаться между собой: «Если мы скажем: „С Небес“, то Он спросит: „Почему же вы ему не поверили?“

А если скажем: “От человека,” нас побьют камнями. В народе верят, что Иоанн — пророк».
 
Если скажем: „От людей“, то весь народ побьет нас камнями, ведь они убеждены, что Иоанн был пророком».

И ответили, что не знают откуда.
 
— Мы не знаем, от кого, — ответили они.

Тогда Иисус говорит им: «И Я вам не скажу, какой властью действую».
 
— Тогда и Я вам не скажу, чьей властью Я всё это делаю, — сказал им Иисус.

Собрался народ, и Иисус рассказал притчу: «Один человек насадил виноградник, сдал его артельщикам и надолго уехал.
 
Он начал рассказывать народу притчу: — Один человек посадил виноградник[123]. Он отдал его внаем виноградарям, а сам уехал в чужие края на долгое время.

В урочное время он послал к артельщикам раба за плодами виноградной лозы. Но артельщики избили раба и выпроводили его с пустыми руками.
 
Когда пришло время, он послал слугу к виноградарям, чтобы они дали причитающуюся ему часть урожая. Виноградари же избили слугу и отослали его с пустыми руками.

Он послал другого раба. Но и этого они тоже подлым манером избили и выпроводили с пустыми руками.
 
Он послал другого слугу, но они и этого избили, поиздевались над ним и отослали с пустыми руками.

Он послал третьего. Они и третьего опять избили и, израненного, прогнали.
 
Он послал третьего слугу. Они и этого изранили и выбросили из виноградника.

Хозяин виноградника подумал: “Что мне делать? Пошлю моего любимого сына. Может быть, его посовестятся.”
 
Тогда хозяин виноградника подумал: «Что же мне делать? Пошлю своего любимого сына, может, хоть его они устыдятся».

Увидев сына, артельщики сговорились: “Это единственный наследник. Давайте убьем его, и нам достанется наследство.”
 
Когда же виноградари увидели сына, они решили: «Это наследник. Давайте убьем его, чтобы наследство стало нашим».

И выбросили его за ограду. Убили его. Что после этого сделает с артельщиками хозяин виноградника?
 
Они выбросили его из виноградника и убили. Что теперь сделает с ними хозяин виноградника?

Он придет, перебьет их и сдаст виноградник другим». Выслушали и говорят: «Избави Бог!».
 
Конечно же, он придет и убьет тех виноградарей, а виноградник отдаст другим. Слышавшие это воскликнули: — Пусть этого не случится!

Глядя на них в упор, Иисус сказал: «О чем это в Писании: “Камень, который отвергли строители, стал во главу угла”?
 
Но Иисус, взглянув на них, сказал: — Что означают слова Писания: «Камень, Который отвергли строители, стал краеугольным»[124]?

Кто упадет на этот камень — разобьется, а на кого этот камень сам упадет — того раздавит».
 
Каждый, кто упадет на Тот Камень, разобьется вдребезги, а на кого Он упадет, того раздавит.

Книжники и первосвященники понимали, что притча Иисуса указывала прямо на них, и хотели было тут же схватить Его, но побоялись народа.
 
Учители Закона и первосвященники, поняв, что эту притчу Иисус рассказал о них, хотели немедленно арестовать Его, но побоялись народа.

Не упуская Иисуса из виду, они подослали к Нему обманщиков с обличьем праведников. С их помощью они хотели поймать Его на слове и передать по начальству во власть прокуратора.
 
Они стали внимательно следить за Иисусом и подослали к Нему людей, которые, притворясь праведными, попытались бы подловить Его на слове, чтобы можно было отдать Его во власть наместника.

И те говорят Иисусу: «Учитель! Мы знаем, что учение Твое правильное, слово — беспристрастное и учишь Ты людей Божеской истине.
 
Те спросили Иисуса: — Учитель, мы знаем, что Ты правильно говоришь и учишь. Ты беспристрастен и истинно учишь пути Божьему.

Можно платить подать кесарю или нельзя?».
 
Следует ли нам платить налог кесарю или нет?

Иисус разгадал их хитрость и говорит:
 
Иисус видел их лукавство и сказал:

«Покажите Мне динарий. Чье это на нем изображение и имя?». Они отвечали: «Кесарево».
 
— Покажите Мне динарий. Кто на нём изображен, и чье на нём имя? — Кесаря, — ответили они.

Он сказал: «Вот и отдавайте кесарю кесарево, а Богу — Божье».
 
— Вот и отдавайте кесарево кесарю, а Божье — Богу, — сказал Он им.

И не сумели поймать Его на слове перед народом. Ответ Иисуса сразил их, и им пришлось замолчать.
 
Они не могли подловить Его перед народом ни на каком Его слове, и, удивленные Его ответом, замолчали.

К Иисусу пришли саддукеи, у которых вера не признает воскресения из мертвых, и спрашивают:
 
К Иисусу подошли несколько саддукеев[125], которые утверждали, что нет воскресения мертвых. Они спросили Его:

«Учитель! Моисей оставил нам такое предписание: если муж умрет бездетным, брат должен жениться на вдове и продолжить потомство брата.
 
— Учитель, Моисей написал, что если у кого-либо умрет брат, у которого была жена, но не было детей, то он должен жениться на вдове и восстановить род[126] своему брату[127].

Было семеро братьев. Первый женился и умер, детей не оставил.
 
Так вот, было семь братьев. Первый брат женился и умер бездетным.

И второй,
 
Затем второй

И третий брали вдову, и все повторялось вплоть до седьмого, который тоже умер бездетным.
 
и третий женились на ней, и так все семеро. И все они умерли, не оставив детей.

После всех умерла и вдова.
 
Потом умерла и женщина.

Которому из них будет она женой после воскресения, если была каждому?».
 
Итак, после воскресения, чьей женой она будет? Ведь все семеро были женаты на ней?

Иисус сказал: «Пока люди живут, они женятся и выходят замуж,
 
Иисус ответил им: — Люди этого века женятся и выходят замуж.

А те, кому после воскресения из мертвых по праву выходит новая жизнь, ни женятся, ни замуж не выходят.
 
Те же, кто удостоится жить в будущем веке и будет воскрешен из мертвых, не будут ни жениться, ни выходить замуж,

Они равны теперь ангелам и умереть уже не могут. После воскресения они — Божьи дети.
 
и умереть уже не смогут, но будут подобны ангелам. Они сыновья Бога, потому что участвуют в воскресении.

А что мертвые встанут, это еще Моисей подтвердил у купины, когда назвал Господа Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова.
 
А то, что мертвые воскресают, показал Моисей в истории с терновым кустом, когда он назвал Господа «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова»[128].

Не мертвых Он Бог, а живых. У Него все живы».
 
Он Бог не мертвых, а живых, потому что для Него все живы!

Среди книжников раздались голоса: «Лучше не скажешь, Учитель!».
 
Некоторые из учителей Закона сказали: — Хорошо Ты ответил, Учитель!

И уже больше никто не смел в Нем сомневаться.
 
И больше уже никто не решался задавать Ему вопросы.

Иисус говорил: «С чего люди взяли, что Христос — сын Давидов?
 
Затем Иисус спросил их: — Почему говорят, что Христос — Сын Давида?

Давид сам говорит в книге Псалмов: “Сказал Господь Господу моему: “Сядь по правую Мою руку,
 
Ведь сам Давид сказал в книге Псалмов: «Сказал Господь Господу моему: „Сядь по правую руку от Меня,

Пока не повергну Твоих врагов Тебе под ноги.”
 
пока Я не повергну врагов Твоих к ногам Твоим“»[129].

Давид зовет Его Господом. Как это Он сын Давиду?».
 
Итак, Давид называет Его Господом. Как же в таком случае Он может быть ему Сыном?

Народ живо слушал Иисуса. А ученикам Он сказал:
 
Весь народ слушал Иисуса, а Он сказал Своим ученикам:

«Опасайтесь книжников. Их волнует только одно: приветственные крики на площади, когда они расхаживают там в своих в длиннополых ризах. А в синагоге и на званых обедах они согласны сидеть только на лучших, почетных местах.
 
— Остерегайтесь учителей Закона. Они любят наряжаться в длинные одежды и любят, когда их приветствуют на площадях. Они сидят на самых почетных местах в синагогах и на званых обедах.

Они отбирают дома у вдов, а сами любят показаться и читают длинные молитвы. Вот кому будет самый страшный суд!».
 
Они разоряют дома вдов и напоказ долго молятся. Таких ждет очень суровое наказание.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
9 [123] — См. Ис 5:1-2.
17 [124]Пс 117:22.
27 [125]Саддукеи. Аристократическая религиозная группа иудеев, члены которой отвергали идею воскресения мертвых, не верили в ангелов и в духов. Саддукеи имели огромное влияние в Высшем Совете иудеев.
28 [126] — Букв.: семя.
28 [127] — См. Втор 25:5-6.
37 [128]Исх 3:6.
42 [129]Пс 109:1.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.