Приповістей 10 глава

Книга приказок Соломонових
Переклад Куліша та Пулюя → Под редакцией Кулаковых

 
 

Розумний син свойму отцеві втїха, а син безумний — материне горе.
 
Притчи Соломона.1 Мудрый сын радует отца, а глупый — горе для матери.2

Не дають користї добра, неправдою набуті, правда же рятує од смертї.
 
Обманом нажитое состояние не поможет, а праведность избавит от смерти.3

Не дасть Господь голодувати правим, здобутки ж безбожних він їм вирве.
 
Не оставит ГОСПОДЬ праведника голодным, но алчные замыслы4 нечестивцев разрушит.

Біднїє, хто лїнивий на роботу, трудящая ж рука дає багацтво.
 
Праздные руки на бедность обрекают, усердные руки богатство принесут.

Хто лїтом жне, — се чоловік розумний; хто ж спить у жнива, той — чоловік безпутний.
 
Разумный сын в страду хлеб убирает, а тот, который спит в жатву, позорит отца.

Благословеннє над головою праведника, уста ж безбожника його насилство зацїпить.
 
Благословения венчают голову праведника, а уста нечестивцев таят насилие.5

Память про праведника остане благословенна, імя же безбожних огидне.
 
Память о праведнике вовеки благословенна,6 а имя нечестивца в прах обратится.

Мудрий приймає серцем заповідї, а безумний устами спотикається.
 
Сердце мудрое повинуется заповедям, а уста глупца навлекают несчастья.7

Хто ходить у правотї, ходить у безпецї; хто ж скривлює стежки, заслужить кару.
 
Кто непорочно живет, тому бояться нечего,8 а кто петляет,9 изобличен будет.

Хто моргає очима, розбуджує досаду, а глупий устами спотикнеться.
 
Кто лукаво подмигивает, причиняет боль, и уста глупца навлекают несчастья.10

Уста праведного — се джерело жизнї, уста же безбожних неправедність ховають.
 
Уста праведного — живительный родник, а уста нечестивцев таят насилие.

Ненависть сварнї роздуває, любов же всї гріхи покриває.
 
Ненависть раздувает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

В устах розумного мудрість пробуває, на тїло ж безумного цїпок спадає.
 
На устах разумного пребывает мудрость, а спина глупца — для палки.

Що мудрий знає, те він ховає, уста же дурного — се близька погибель.
 
Мудрец бережет знания, а речи глупого — неминуемая гибель.

Багацтво — се утверджене місто багатиреві, а злиднї — се страх убогому.
 
Богатство для богача что город укрепленный,11 а нищета для бедного — погибель.

Праця праведного — для життя, надбаннє безбожника — на гріх.
 
Все старания праведника — к созиданию жизни, а у нечестивца вся прибыль — для греха.12

Хто хоронить науку, той на дорозї до жизнї, хто ж відкидає докір, по бездоріжжу блудить.
 
Кто внимает наставлениям,13 указывает путь жизни, кто сам отвергает обличения, тот и других совращает.

Хто таїть ненависть, у того уста обманливі, а хто розсїває обмову, той дурний.
 
Уста лжеца таят ненависть, а кто сеет клевету — тот глупец.

Многомовність не встережесь гріха, хто ж здержує язика — розумен.
 
При многословии не избежать греха, кто сдержан в речах, поступает благоразумно.

Очищене срібло — язик праведника, серце же безбожних — се покидь.
 
Слово в устах праведника14 — отборное серебро, но грош цена уму нечестивых.

Праведного уста навчають-пасуть многих, а дурні й мруть, не набравшись розуму.
 
Уста праведника пестуют15 многих, глупые же гибнут от собственного безрассудства.

Господня благодать — вона богатим робить, і горя з собою не приносить.
 
Благословение ГОСПОДНЕ дарует богатство, и не приумножить его усердием.16

Чинити зло — безумному забава, розумний же її у мудростї знаходить.
 
Глупец услаждает себя гнусными замыслами, а разумный человек — мудростью.

За що безбожного страх обнимає, те його не мине, а праведних бажаннє сповниться.
 
Что страшит нечестивца, то его и постигнет, а желания праведных исполнятся.

Як буря пронесесь, так безбожного, немов на сьвітї й не було, а праведний — мов би на вічних підвалинах.
 
Налетит буря — и нет нечестивца, а праведник устоит вовек.

Що оцет зубам а дим очам, те лїнивий тим, що послугуються ним.
 
Что уксус для зубов, что дым в глаза — таков лентяй для тех, кто дает ему поручения.

Господень страх днїв причиняє, безбожного ж лїта скоротяться.
 
Благоговение пред ГОСПОДОМ дарует долголетие, а годы нечестивцев сочтены.

Дожиданнє праведних — радість, а надїя безбожних погибне.
 
Чаяния праведников радуют сердце, а надежда нечестивцев погибнет.

Безвинному дорога Господня — твердиня, а страх беззаконникам.
 
Путь ГОСПОДЕНЬ — надежное прибежище для непорочного, а для злодеев — погибель.

Праведний по вік не схитнеться, безбожники ж не пожиють на землї.
 
Праведник вовеки непоколебим будет, а нечестивых не будет на земле.

Праведного уста родять мудрість, язик же злющий буде витятий.
 
Уста праведника источают мудрость,17 а язык гнусный вырван18 будет.

Праведного уста знають, що добре й гарне, уста же безбожних добро на зло перевертають.
 
Уста праведника ведают то, что благо, а речь нечестивцев порочна.19

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Отсюда и до 22:16 следует собрание отдельных изречений Соломона.
1  [2] — Вторая часть стиха почти дословно совпадает с 15:20.
2  [3] — Стих почти дословно совпадает с 11:4.
3  [4] — Букв.: желания.
6  [5] — Друг. возм. пер: насилие закроет уста нечестивцев, т. е. им воздастся тем же, что совершали они сами; та же строка повторяется в 10:11.
7  [6] — Или: праведника поминают при благословении.
8  [7] — Или: отвержение; то же в ст. 10.
9  [8] — Или (ближе к букв.): кто ходит в непорочности, ходит уверенно.
9  [9] — Букв.: искривляет пути свои.
10  [10] — LXX: а тот, кто открыто обличает, миротворец.
15  [11] — Эта часть стиха совпадает с первой частью 18:11.
16  [12] — Друг. возм. пер.: награда праведнику — жизнь, урожай нечестивца — наказание за грехи.
17  [13] — Или: обличениям.
20  [14] — Букв.: язык праведника.
21  [15] — Букв.: пасут; праведник здесь сравнивается с пастухом.
22  [16] — Или: и печали не прибавляет.
31  [17] — Букв.: плодоносят мудростью; ср. 12:14; 13:2; 18:20
31  [18] — Букв.: отрублен. В этой притче уста праведника метафорически отождествляются с плодоносящим деревом, а язык нечестивого — с бесплодным.
32  [19] — Или: коварна.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.