Иакова 5 глава

Соборное послание апостола Иакова
Подстрочник Винокурова → Новый Библейский Комментарий

Подстрочник Винокурова

1
Ἄγε Ну 71 V-PAM-2S
νῦν теперь 3568 ADV
οἱ  3588 T-NPM
πλούσιοι, богатые, 4145 A-NPM
κλαύσατε заплачьте 2799 V-AAM-2P
ὀλολύζοντες завывающие 3649 V-PAP-NPM
ἐπὶ над 1909 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
ταλαιπωρίαις несчастьями 5004 N-DPF
ὑμῶν вашими 5216 P-2GP
ταῖς  3588 T-DPF
ἐπερχομέναις. приходящими. 1904 V-PNP-DPF
2
 3588 T-NSM
πλοῦτος Богатство 4149 N-NSM
ὑμῶν ваше 5216 P-2GP
σέσηπεν сгнило 4595 V-2RAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
τὰ  3588 T-NPN
ἱμάτια одежды 2440 N-NPN
ὑμῶν ваши 5216 P-2GP
σητόβρωτα порченые молью 4598 A-NPN
γέγονεν, сделались, 1096 V-2RAI-3S
3
 3588 T-NSM
χρυσὸς золото 5557 N-NSM
ὑμῶν ваше 5216 P-2GP
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ἄργυρος серебро 696 N-NSM
κατίωται, заржавело, 2728 V-RPI-3S
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ἰὸς ржавчина 2447 N-NSM
αὐτῶν их 846 P-GPM
εἰς во 1519 PREP
μαρτύριον свидетельство 3142 N-ASN
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
ἔσται будет 1510 V-FDI-3S
καὶ и 2532 CONJ
φάγεται съест 5315 V-FDI-3S
τὰς  3588 T-APF
σάρκας тела́ 4561 N-APF
ὑμῶν ваши 5216 P-2GP
ὡς как 5613 ADV
πῦρ· огонь; 4442 N-ASN
ἐθησαυρίσατε вы собрали сокровища 2343 V-AAI-2P
ἐν на 1722 PREP
ἐσχάταις последние 2078 A-DPF-S
ἡμέραις. дни. 2250 N-DPF
4
ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
 3588 T-NSM
μισθὸς плата 3408 N-NSM
τῶν  3588 T-GPM
ἐργατῶν работников 2040 N-GPM
τῶν  3588 T-GPM
ἀμησάντων собравших жатву 270 V-AAP-GPM
τὰς  3588 T-APF
χώρας земель 5561 N-APF
ὑμῶν ваших 5216 P-2GP
 3588 T-NSM
ἀπεστερημένος отобранная 650 V-RPP-NSM
ἀφ᾽ от 575 PREP
ὑμῶν вас 5216 P-2GP
κράζει, кричит, 2896 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
αἱ  3588 T-NPF
βοαὶ вопли 995 N-NPF
τῶν  3588 T-GPM
θερισάντων собравших урожай 2325 V-AAP-GPM
εἰς в 1519 PREP
τὰ  3588 T-APN
ὦτα уши 3775 N-APN
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
Σαβαὼθ Саваофа 4519 HEB
εἰσεληλύθασιν. вошли. 1525 V-2RAI-3P
5
ἐτρυφήσατε Вы предались роскоши 5171 V-AAI-2P
ἐπὶ на 1909 PREP
τῆς  3588 T-GSF
γῆς земле 1093 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἐσπαταλήσατε, предались излишествам, 4684 V-AAI-2P
ἐθρέψατε вы откормили 5142 V-AAI-2P
τὰς  3588 T-APF
καρδίας сердца́ 2588 N-APF
ὑμῶν ваши 5216 P-2GP
ἐν в 1722 PREP
ἡμέρᾳ день 2250 N-DSF
σφαγῆς. заклания. 4967 N-GSF
6
κατεδικάσατε, Вы осудили, 2613 V-AAI-2P
ἐφονεύσατε убили 5407 V-AAI-2P
τὸν  3588 T-ASM
δίκαιον. праведного. 1342 A-ASM
οὐκ Не 3756 PRT-N
ἀντιτάσσεται противящегося 498 V-PMI-3S
ὑμῖν. вам. 5213 P-2DP
7
Μακροθυμήσατε Прояви́те долготерпение 3114 V-AAM-2P
οὖν, итак, 3767 CONJ
ἀδελφοί, братья, 80 N-VPM
ἕως до 2193 ADV
τῆς  3588 T-GSF
παρουσίας пришествия 3952 N-GSF
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου. Го́спода. 2962 N-GSM
ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
 3588 T-NSM
γεωργὸς земледелец 1092 N-NSM
ἐκδέχεται ожидает 1551 V-PNI-3S
τὸν  3588 T-ASM
τίμιον ценный 5093 A-ASM
καρπὸν плод 2590 N-ASM
τῆς  3588 T-GSF
γῆς, земли́, 1093 N-GSF
μακροθυμῶν долго терпящий 3114 V-PAP-NSM
ἐπ᾽ в 1909 PREP
αὐτῷ нём 846 P-DSM
ἕως до [тех пор, пока] 2193 ADV
λάβῃ получит 2983 V-2AAS-3S
πρόϊμον ранний 4406 A-ASM
καὶ и 2532 CONJ
ὄψιμον. поздний. 3797 A-ASM
8
μακροθυμήσατε Проявите долготерпение 3114 V-AAM-2P
καὶ и 2532 CONJ
ὑμεῖς, вы, 5210 P-2NP
στηρίξατε утвердите 4741 V-AAM-2P
τὰς  3588 T-APF
καρδίας сердца́ 2588 N-APF
ὑμῶν, ваши, 5216 P-2GP
ὅτι потому что 3754 CONJ
 1510 T-NSF
παρουσία пришествие 3952 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἤγγικεν. приблизилось. 1448 V-RAI-3S
9
μὴ Не 3361 PRT-N
στενάζετε, стоните, 4727 V-PAM-2P
ἀδελφοί, братья, 80 N-VPM
κατ᾽ против 2596 PREP
ἀλλήλων, друг друга, 240 C-GPM
ἵνα чтобы 3363 CONJ
μὴ не 3363 PRT-N
κριθῆτε· стали судимы; 2919 V-APS-2P
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
 3588 T-NSM
κριτὴς Судья 2923 N-NSM
πρὸ перед 4253 PREP
τῶν  3588 T-GPF
θυρῶν дверьми 2374 N-GPF
ἕστηκεν. стои́т. 2476 V-RAI-3S
10
ὑπόδειγμα [В] пример 5262 N-ASN
λάβετε, возьмите, 2983 V-2AAM-2P
ἀδελφοί, братья, 80 N-VPM
τῆς  3588 T-GSF
κακοπαθίας перенесения зла 2552 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
τῆς  3588 T-GSF
μακροθυμίας долготерпения 3115 N-GSF
τοὺς  3588 T-APM
προφήτας, пророков, 4396 N-APM
οἳ которые 3588 R-NPM
ἐλάλησαν говорили 2980 V-AAI-3P
ἐν во 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
ὀνόματι имя 3686 N-DSN
κυρίου. Го́спода. 2962 N-GSM
11
ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
μακαρίζομεν прославляем как блаженных 3106 V-PAI-1P
τοὺς  3588 T-APM
ὑπομείναντας· выстоявших; 5278 V-AAP-APM
τὴν  3588 T-ASF
ὑπομονὴν стойкость 5281 N-ASF
Ἰὼβ Иова 2492 N-PRI
ἠκούσατε, вы услышали, 191 V-AAI-2P
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-ASN
τέλος свершение 5056 N-ASN
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
εἴδετε, вы увидели, 1492 V-2AAI-2P
ὅτι потому что 3754 CONJ
πολύσπλαγχνός многожалостлив 4184 A-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
κύριος Господь 2962 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
οἰκτίρμων. отзывчив. 3628 A-NSM
12
Πρὸ Прежде 4253 PREP
πάντων всего 3956 A-GPN
δέ, же, 1161 CONJ
ἀδελφοί братья 80 N-VPM
μου, мои, 3450 P-1GS
μὴ не 3361 PRT-N
ὀμνύετε, клянитесь, 3660 V-PAM-2P
μήτε и не 3383 CONJ-N
τὸν  3588 T-ASM
οὐρανὸν небом 3772 N-ASM
μήτε и не 3383 CONJ-N
τὴν  3588 T-ASF
γῆν землёю 1093 N-ASF
μήτε и не 3383 CONJ-N
ἄλλον другой 243 A-ASM
τινὰ какой-то 5100 X-ASM
ὅρκον· клятвой; 3727 N-ASM
ἤτω пусть будет 1510 V-PAM-3S
δὲ же 1161 CONJ
ὑμῶν ваше 5216 P-2GP
τὸ  3588 T-NSN
Ναὶ Да 3483 PRT
ναὶ да 3483 PRT
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
Οὒ Нет 3739 PRT-N
οὔ, нет, 3739 PRT-N
ἵνα чтобы 3363 CONJ
μὴ не 3363 PRT-N
ὑπὸ под 5259 PREP
κρίσιν приговор 2920 N-ASF
πέσητε. вы подпали. 4098 V-2AAS-2P
13
Κακοπαθεῖ Претерпевает зло 2553 V-PAI-3S
τις кто 5100 X-NSM
ἐν у 1722 PREP
ὑμῖν; вас? 5213 P-2DP
προσευχέσθω· Пусть молится; 4336 V-PNM-3S
εὐθυμεῖ благодушествует 2114 V-PAI-3S
τις; кто? 5100 X-NSM
ψαλλέτω. Пусть поёт псалмы. 5567 V-PAM-3S
14
ἀσθενεῖ Болеет 770 V-PAI-3S
τις кто 5100 X-NSM
ἐν у 1722 PREP
ὑμῖν; вас? 5213 P-2DP
προσκαλεσάσθω Пусть позовёт к себе 4341 V-ADM-3S
τοὺς  3588 T-APM
πρεσβυτέρους пресвитеров 4245 A-APM-C
τῆς  3588 T-GSF
ἐκκλησίας, церкви, 1577 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
προσευξάσθωσαν пусть помолятся 4336 V-ADM-3P
ἐπ᾽ над 1909 PREP
αὐτὸν ним 846 P-ASM
ἀλείψαντες помазавшие 218 V-AAP-NPM
[αὐτὸν] его 846 P-ASM
ἐλαίῳ маслом 1637 N-DSN
ἐν во 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
ὀνόματι имя 3686 N-DSN
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου· Го́спода; 2962 N-GSM
15
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
εὐχὴ молитва 2171 N-NSF
τῆς  3588 T-GSF
πίστεως веры 4102 N-GSF
σώσει спасёт 4982 V-FAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
κάμνοντα, изнемогающего, 2577 V-PAP-ASM
καὶ и 2532 CONJ
ἐγερεῖ поднимет 1453 V-FAI-3S
αὐτὸν его 846 P-ASM
 3588 T-NSM
κύριος· Господь; 2962 N-NSM
κἂν если 2579 COND-K
ἁμαρτίας грехи 266 N-APF
 1510 V-PAS-3S
πεποιηκώς, сделал, 4160 V-RAP-NSM
ἀφεθήσεται будут прощены 863 V-FPI-3S
αὐτῷ. ему. 846 P-DSM
16
ἐξομολογεῖσθε Исповедуйте 1843 V-PMM-2P
οὖν итак 3767 CONJ
ἀλλήλοις друг другу 240 C-DPM
τὰς  3588 T-APF
ἁμαρτίας грехи 266 N-APF
καὶ и 2532 CONJ
εὔχεσθε моли́тесь 2172 V-PNM-2P
ὑπὲρ за 5228 PREP
ἀλλήλων, друг друга, 240 C-GPM
ὅπως чтобы 3704 ADV
ἰαθῆτε. вы были исцелены. 2390 V-APS-2P
πολὺ Многое 4183 A-ASN
ἰσχύει может 2480 V-PAI-3S
δέησις прошение 1162 N-NSF
δικαίου праведного 1342 A-GSM
ἐνεργουμένη. действующее. 1754 V-PMP-NSF
17
Ἠλίας Илия 2243 N-NSM
ἄνθρωπος человек 444 N-NSM
ἦν был 3739 V-IAI-3S
ὁμοιοπαθὴς подобный 3663 A-NSM
ἡμῖν, нам, 2254 P-1DP
καὶ и 2532 CONJ
προσευχῇ молитвой 4335 N-DSF
προσηύξατο он помолился 4336 V-ADI-3S
τοῦ  3588 T-GSN
μὴ не 3361 PRT-N
βρέξαι, пойти дождю, 1026 V-AAN
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔβρεξεν шёл дождь 1026 V-AAI-3S
ἐπὶ на 1909 PREP
τῆς  3588 T-GSF
γῆς земле 1093 N-GSF
ἐνιαυτοὺς года 1763 N-APM
τρεῖς три 5140 A-APM
καὶ и 2532 CONJ
μῆνας месяцев 3376 N-APM
ἕξ· шесть; 1803 A-NUI
18
καὶ и 2532 CONJ
πάλιν опять 3825 ADV
προσηύξατο, помолился, 4336 V-ADI-3S
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
οὐρανὸς небо 3772 N-NSM
ὑετὸν дождь 5205 N-ASM
ἔδωκεν дало 1325 V-AAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
γῆ земля 1093 N-NSF
ἐβλάστησεν прорастила 985 V-AAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
καρπὸν плод 2590 N-ASM
αὐτῆς. её. 846 P-GSF
19
Ἀδελφοί Братья 80 N-VPM
μου, мои, 3450 P-1GS
ἐάν если 1437 COND
τις кто 5100 X-NSM
ἐν у 1722 PREP
ὑμῖν вас 5213 P-2DP
πλανηθῇ заблудится 4105 V-APS-3S
ἀπὸ от 575 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ἀληθείας истины 225 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἐπιστρέψῃ обратит 1994 V-AAS-3S
τις кто 5100 X-NSM
αὐτόν, его, 846 P-ASM
20
γινωσκέτω пусть знает 1097 V-PAM-3S
ὅτι что 3754 CONJ
 3588 T-NSM
ἐπιστρέψας обративший 1994 V-AAP-NSM
ἁμαρτωλὸν грешного 268 A-ASM
ἐκ от 1537 PREP
πλάνης заблуждения 4106 N-GSF
ὁδοῦ пути 3598 N-GSF
αὐτοῦ его 846 P-GSM
σώσει спасёт 4982 V-FAI-3S
ψυχὴν душу 5590 N-ASF
αὐτοῦ его 846 P-GSM
ἐκ от 1537 PREP
θανάτου смерти 2288 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
καλύψει покроет 2572 V-FAI-3S
πλῆθος множество 4128 N-ASN
ἁμαρτιῶν. грехов. 266 N-GPF

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1−6 Испытание богатством тех, кто вне церкви

Теперь Иаков обращает свой взор на богатых за пределами церкви. Эти люди не только не выдерживают испытания своим богатством, но и оказывают давление на церковь, угнетая бедных христиан либо потому что они бедные, либо потому что они христиане, либо и по той и другой причине. Для таких людей у Иакова нет ничего, кроме осуждения, так что подобно ветхозаветному пророку он предсказывает их судьбу.

Если христиане, несмотря ни на какие испытания, могут жить в атмосфере радостного ожидания, потому что знают свое будущее (1:2), то богатым неверующим следовало бы стенать от отчаяния, ибо их ожидает суд так же, как христиан ожидает награда. Иаков смотрит на их богатство из будущего и видит, что оно сгнило и изоржавело, а в современном понимании здесь было бы уместно вести речь об инфляции. Он просто перефразирует здесь слова Иисуса из Мф 6:19 о том, что земные сокровища очень недолговечны.

Их богатство не потребуется им в вечности, о чем свидетельствует «ржавчина», которая поразит его и съест плоть вашу, как огонь. Подобно богачу из притчи Иисуса (Лк 16:19−31), они будут брошены в адское пламя, потому что пренебрегали Божьей заповедью и не делились с бедными.

Они собирали свои сокровища «на черный день», но настали последние дни, ибо конец времен наступил с приходом Иисуса, и прозвучало Его повеление не собирать себе сокровищ на земле, но думать о небесных сокровищах.

Не говоря о том, чтобы отдавать другим, эти богатые присваивали себе плату, удержанную... у работников, трудившихся на их полях. Возможно, они ожидали роста цен на зерно; возможно, им не нравилось, как трудятся их работники. В любом случае Ветхий Завет требовал ежедневной оплаты труда работника (Лев 19:13; Втор 24:14, 15), но даже в те времена работодатели находили причины не выполнять это правило (Иер 22:13; Мал 3:5). Все это делалось, естественно, по земным законам, так что ни один судья не внимал жалобам работников. Последние же обращали свои вопли к небу, и небесный Судия, Который есть Господь Саваоф, слышал их. Упоминание имени Бога относит нас к Ис 5:9, где говорится о том, как Его суд настиг их. Бог не из тех, которые слышат и бездействуют, — Он слышит и действует с устрашающей силой.

Возвращаясь к теме Лк 16:19−31, Иаков рассуждает о роскошной жизни богачей, для которых каждый день как день заклания (или пиршества), выливавшегося в объедение свежим мясом умертвленного животного, поскольку остальное мясо приходилось консервировать посредством сушки или засолки. За этой картиной благоденствия встает мрачный образ их собственного «дня заклания», когда Бог начнет поражать врагов Своих (Ис 30:33; 34:5−8).

И как всегда в конце отрывка Иаков делает заключительное замечание о том, что эти богачи осудили, убили праведника. Здесь не имеется в виду буквальное убийство, так как значение греческого слова, переведенного «осудили», подразумевает судебное разбирательство, а не физическую казнь.

По-видимому, здесь речь идет о судебных процессах, с помощью которых богатые отнимали участки земли у бедных, а те, оставшись без средств к существованию, умирали от голода и болезней. У богатых не было оснований так поступать, однако праведник, замечает Иаков, не противился им. Вернее было бы сказать, обращаясь к богачам: «Разве они не были покорны вам?». Сейчас эти жертвы сильных мира сего мертвы, но, согласно Откр 6:10, они пребывают в присутствии Бога, взывая к справедливости. Можно быть уверенными, что справедливый суд не заставит себя долго ждать.

Ст. 7−20 Заключение

На этом Послание заканчивается, и апостол переходит к заключительной части. Обычно заключение греческого письма состояло из нескольких частей. Вначале шло обобщение, затем клятва, пожелания здоровья и в конце — обоснование причины написания всего письма. Все эти компоненты присутствуют в этом послании, хотя в свойственной христианству форме.

Ст. 7−11 Обобщение темы долготерпения

Известно, что христиане страдают от притеснений богатых. Что же им делать? Они могли бы во имя Бога прибегнуть к оружию и добиваться справедливости таким путем, но, как уже было сказано выше, человеческий гнев не поможет творить правды Божьей (1:20). Вместо этого христиане призваны быть долготерпеливыми, то есть уметь «долготерпеть», пока не возвратится Христос. Об этом качестве идет речь и в 1:2, 3, где оно названо «терпением». Пусть же оно укрепляется в вас, обращается Иаков к верующим. Особенно это свойство ценилось в Израиле, где земледельцу приходилось долгое время ожидать дождя осенью перед посевом, а затем весной — чтобы зерно, накопив силы, дало хороший урожай.

Ожидание христиан связано не с чем-то, а с кем-то. Иаков говорит о приближающемся пришествии Господа и о Судии, который стоит у дверей. Новый Завет неоднократно предупреждает о приближении дня Господа, то есть о возвращении Христа (Рим 13:12; Евр 10:25; 1Пет 4:7). Как видно, многие авторы новозаветных посланий и Евангелий ожидали этого события при жизни, однако эта атмосфера ожидания с тех пор как бы витает «в воздухе», ибо никто не знает, произойдет оно в следующую секунду или в следующем веке (Мк 13:32).

Далее обобщается тема языка. Самое главное, говорит Иаков, — не сетовать друг на друга. В противном случае, пренебрегая заповедями, данными в 4:11, 12, мы получаем от других то, что отдаем им (2:13). В связи с этим напоминание, что Судия Христос стоит у дверей, звучит как грозное предупреждение.

Иаков замечает, что пророки, которые говорили именем Господним, также страдали от рук имеющих богатство и власть. Тем не менее сегодня имена таких царей, как Ахав и Манассия, забыты, тогда как пророки Илия и Исайя почитаются на земле (а еще больше на небесах; ср.: Мф 5:11, 12). Видимо, эти пророки обладали чем-то, ради чего стоило терпеть все это. В этой связи приводится пример Иова, который не был пророком, но был просто праведником. Ветхозаветная книга Иова рисует его как ропщущего и жалующегося человека, однако в иудейских историях об Иове, широко распространенных во времена Иакова, он предстает образцом долготерпения. Так, темой целой книги, одна из частей которой называлась Евангелие Иова, было упорство и терпение. Читатели Иакова без труда узнали бы этот рассказ.

Важно заметить, что Бог не оставил христиан, к которым пишет Иаков. Он цитирует строки из Пс 102:8 и 110:4, отмечая щедрость и милость Господа. Бог не желает усложнять жизнь своих детей; вместо этого Он по Своей милости помогает им совершенствовать характер и собирать сокровища на небесах, где они будут вечно нетленны.

Ст. 12 Клятвы

На этом обобщение заканчивается. Греческое письмо должно было непременно заканчиваться клятвой, подтверждающей, что все, написанное в нем, правда. Вместо этого Иаков цитирует Иисуса (Мф 5:33−37) и утверждает, что христиане не должны давать никаких клятв. Не то чтобы в самой клятве было что-то плохое, просто она разделяет речь как бы на два уровня. Утверждения, которые заверены клятвой, рассматриваются как истинные, остальные же причисляются к обычным высказываниям и, следовательно, могут быть неистинными. Иисус сказал, что люди будут судимы за всякое... слово (Мф 12:36). Все произносимые слова должны быть правдивыми, прямыми и честными. Поскольку Бог слышит все, для христиан должно стать правилом относиться к своим словам как к клятве, произносимой пред Богом.

Ст. 13−18 Молитва об исцелении

После клятвы в конце греческого письма обычно шло пожелание хорошего здоровья адресату во имя богов. Иаков идет дальше, напоминая верующим о тех благословениях, которые Бог приготовил для их исцеления. Это не было чем-то новым для его читателей, но представляло собой напоминание об обычной практике христианской жизни.

Как и все христианские учителя, Иаков разделяет зло, которое может атаковать человека, на две категории. Первая — «страдание» (в русской синодальной Библии — «злостраждет ли кто») — включает в себя либо неприятости, приходящие извне, либо гонения со стороны злобных людей за проповедь Евангелия. Именно о таких страданиях, именуемых «искушениями» и «испытаниями», Иаков рассуждал в 5:7−11. Таким страдальцам лучше молиться не столько об избавлении, сколько о даровании им умения терпеть. Те же, кто доволен жизнью, должны молиться с благодарностью и петь псалмы хвалы Богу. Вторая категория — болезни.

Больным рекомендуется призвать пресвитеров Церкви. Если кто-то занемог настолько, что не может дойти до церкви, он может просить церковных людей сильной веры прийти к нему и помолиться над ним. Обычно если болезнь не очень серьезная, следует молиться друг за друга; старшим же служителям рекомендуется поступать подобно ученикам в Мк 6:13, унаследовавшим свой дар от Иисуса, и помазать больного елеем с молитвой. Такая молитва будет не только услышана, но и даст конкретный физический результат. Очень важно, чтобы молитва была обращена к Господу, а помазание елеем совершалось во имя Господне. Не силою молитвы и не силою елеепомазания совершается исцеление больного, а Сам Господь восставит его. Только молитву веры слышит Господь, утверждает Иаков. Ни молитва надежды, ни какая бы то ни было другая молитва не поможет здесь — только та, которая стоит на основании твердой веры в то, что Бог исцелит. Именно о таком даре веры говорит Павел в 1Кор 12:9. Такие молитвы требуют времени и не совершаются быстро, подобно обычному ритуальному действию.

Иаков рассматривает связь, которая иногда существует между болезнью и грехом. Не всякая болезнь происходит от греха (Ин 9:3), но грех может быть ее причиной (1Кор 11:30). Если все-таки грех есть, то в нем следует усматривать корень, и от него двигаться далее в сторону плода, который и есть болезнь. Такие грехи, уверяет апостол, будут прощены, и Бог не задержит прощения, чтобы остановить болезнь. Он убеждает нас в том, что во избежание серьезных болезней лучше вообще не допускать греха. Признавайтесь друг пред другом в проступках. Для этого никто из верующих не нуждается в помощи старших служителей, ибо каждый из них — сам священник. Несомненную ценность представляет признание своих грехов друг перед другом и обретаемая при этом уверенность в их прощении.

Кто-нибудь из читателей послания может сказать: «Это относится к лидерам церкви, а я-то обычный христианин. Как я могу молиться за чье-то исцеление? Как я могу выслушивать чьи-то покаянные исповедания грехов?». Мы не должны забывать, что пред Богом мы праведны, поэтому наши молитвы сильны и действенны (в русской синодальной Библии — «много может усиленная молитва праведного»). Илия тоже был обыкновенным человеком, но у него был необыкновенный Бог, Который слышал его и отвечал на его молитвы. Илия был значительной фигурой не только Ветхого Завета, но и героем других иудейских легенд, в которых имя его всегда было связано с молитвой. Поэтому, хотя молитва о дожде в историях, рассказанных в 3Цар 17:1 и 18:16−46, не упоминается, для Иакова, как и для всех его современников-иудеев, это был несомненный факт.

Ст. 19−20 Определение цели

В этих стихах Иаков дает четкую формулировку цели своего послания. Основанием для него стало то, что некоторые уклонились от истины, о чем свидетельствует положение дел в церкви. Это выражение подразумевает не случайные прегрешения, а серьезное отклонение с пути веры (ср.: Ис 9:16). Если такое происходит с верующим, духовные братья должны обратить его от ложного пути, о чем говорится также в Гал 6:1. Здесь главная цель — не осуждение, а возрождение, и на это надеется Иаков.

Такое возрождение будет иметь чудесный результат. Важно не столько то, что грешник обращен от ложного пути и количество греха в мире тем самым уменьшается, сколько то, что конкретная человеческая душа спасена от смерти, то есть от вечной смерти (1Ин 5:16, 17; Иуд 22, 23), хотя и физическая смерть тоже может быть результатом греха (Деян 5:1−11). При этом покрывается множество грехов. В 1Пет 4:8 цитируется Прит 10:12, где говорится, что «любовь покрывает все грехи». Слово «покрывает» подразумевает «искупает», поскольку авторы опираются на ветхозаветный образ жертвенной крови, «покрывающей» грех. Противоположность любви — ненависть, порождающая сплетни и вражду. Иаков понимает любовь как мягкое и доброжелательное возвращение человека к покаянию пред Богом, Который простит все его грехи. После этого оправданный брат может продолжать следовать правильным путем и находить радость в испытаниях, зная, что его награда не за горами.

Peter H. Davids



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.