1 Паралипоменон 11 глава

Первая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Все израильтяне собрались к Давиду в Хеврон и сказали:
— Мы — твоя плоть и кровь.
2 Даже прежде, когда нашим царем был Саул, ты водил израильтян в бой. И Господь, твой Бог, сказал тебе: «Ты будешь пасти Мой народ, Израиль, и станешь его правителем».
3 Когда все старейшины Израиля пришли к царю Давиду в Хеврон, он заключил с ними в Хевроне союз перед Господом, и они помазали[66] Давида в цари над Израилем, как и обещал через Самуила Господь.
4 Давид и все израильтяне пошли на Иерусалим (то есть Иевус). Иевусеи, жившие там,
5 сказали Давиду:
— Ты не войдешь сюда.
Но Давид захватил укрепление Сион, что ныне Город Давида.
6 Давид сказал:
— Кто ударит по иевусеям первым, станет главой войска.
Первым поднялся Иоав, сын Саруи, и получил командование.
7 Давид обосновался в укреплении, и потому оно стало называться Городом Давида.
8 Он обстроил его кругом от Милло[67] до окружной стены, а Иоав отстроил остальные части города.
9 Давид становился всё сильнее и сильнее, потому что с ним был Господь Сил.
10 Вот вожди воинов Давида, которые вместе со всем Израилем своей силой поддержали его в его царстве, чтобы воцарить его, как обещал Господь.
11 Вот список воинов Давида:
Иашовеам, сын Хахмония, который был главой троих[68]. Он сражался с копьем против трехсот человек и убил их в одной схватке.
12 После него в числе троих воинов был Элеазар, сын ахохитянина Додо.
13 Он был с Давидом в Пас-Даммиме[69], когда филистимляне собрались там для битвы. Там было поле, засеянное ячменем. Войско стало разбегаться перед филистимлянами,
14 но эти воины встали посреди поля, защитили его и перебили филистимлян, и Господь даровал им великую победу.
15 Трое из тридцати вождей пришли к Давиду к скале у пещеры Адуллам, когда войско филистимлян стояло лагерем в долине Рефаим.
16 Давид тогда был в укреплении, а войска филистимлян в Вифлееме.
17 Давида томила жажда, и он сказал:
— О, если бы кто-нибудь принес мне попить из колодца у вифлеемских ворот!
18 Тогда те трое пробились через филистимский лагерь, зачерпнули воды из колодца у вифлеемских ворот и принесли Давиду. Но он отказался пить и вылил воду как приношение Господу.
19 — Сохрани меня Бог сделать это! — сказал он. — Разве я стану пить кровь этих людей?! Ведь они принесли воду, рискуя своей жизнью! — И он не стал пить.
Такие подвиги совершили трое этих воинов.
20 Брат Иоава Авишай, был главой троих. Он с копьем сражался против трехсот человек, перебил их всех и прославился наравне с теми тремя.
21 Он был в большем почете,[70] чем те трое, и стал их вождем, хотя сам не был одним из них.
22 Беная, сын Иодая, был доблестным воином из Кавцеила, совершившим великие подвиги. Он сразил двух сильнейших воинов[71] из Моава. Ещё он спустился в ров в снежный день и убил там льва.
23 Он также сразил огромного египтянина, который был 5 локтей[72] ростом. У египтянина в руке было копье, большое, как ткацкий навой, а Беная вышел против него с палкой. Он вырвал копье из руки египтянина и убил его этим же копьем.
24 Таковы были подвиги Бенаи, сына Иодая. Он прославился наравне с теми тремя.
25 Он был знаменит среди тридцати, но славой с теми тремя не равнялся. Давид поставил его начальником своей стражи.
26 Могучими воинами были:
Асаил, брат Иоава,
Элханан, сын Додо из Вифлеема,
27 хародитянин[73] Шаммот,
пелонитянин Хелец,
28 Ира, сын Иккеша из Текоа,
Авиезер из Анатота,
29 хушатянин Сивхай,
ахохитянин Илай,
30 нетофитянин Магарай,
Хелед, сын Бааны нетофитянина,
31 Иттай, сын Рибая, из Гивы, что в земле Вениамина,
пирафонянин Беная,
32 Хурай с рек Гааша,
арбатитянин Авиил,
33 Азмавет из Бахарума,
шаалбонитянин Элияхба,
34 сыновья гизонитянина Гашема,
Ионафан, сын араритянина Шаге,
35 Ахиам, сын араритянина Сахара,
Элифал, сын Ура,
36 мехератитянин Хефер,
пелонитянин Ахия,
37 Хецрай из Кармила,
Наарай, сын Езбая,
38 Иоиль брат Нафана,
Мивхар, сын Гагрия,
39 аммонитянин Целек,
Нахарай из Беэрота, оруженосец Иоава, сына Саруи,
40 итриянин Ира,
итриянин Гарев,
41 хетт Урия,
Завад, сын Ахлая,
42 Адина, сын Шизы, из рода Рувима (он был вождем рувимитян, и с ним было тридцать воинов),
43 Ханан, сын Маахи,
митнитянин Иосафат,
44 аштератит Уззия,
Шама и Иеил, сыновья Хофама из Ароера,
45 Иедиаел, сын Шимрия,
его брат тициянин Иоха,
46 махавитянин Элиэл,
Иеривай и Иошавия, сыновья Элнаама,
моавитянин Ифма,
47 Элиэл, Овид и Иаасиил из Мецоваи.

Новой Женевской Библии

11:1 — 29:30 Царствование Давида — настоящего руководителя и вождя — центральная тема в историческом повествовании летописца. Говоря об отдельных его ошибках и неудачах (13:7−11; 4:3; 21:1−6), он, тем не менее, умалчивает о тягчайших из них, известных нам из книг Царств (2Цар 11:1 — 12:14). Особое внимание уделено оказанной Давиду повсеместной поддержке народа (11:1 — 12:40) и совершаемым им приготовлениям к строительству храма (13:1 — 29:30).

11:1 — 12:40 Представители всех колен воодушевленно последовали за Давидом, в результате чего он объединил под своей властью всю территорию Израиля (см. Введение: Характерные особенности и темы). Летописец располагает этот материал в виде расширенного киязма: А Б В Г В' Б' А', т.е.: помазание Давида в Хевроне и последующее его утверждение в Иерусалиме (11:1−9); военная помощь, пришедшая к Давиду в Хевроне (11:10−47), в Секелаге (12:1−7), в пустыне (12:8−19), в Секелаге (12:20−22) и в Хевроне (12:23−37); помазание Давида в Хевроне (12:38−40).

11:1−9 Описание помазания Давида (11:1−3) и выбор им Иерусалима в качестве столицы (11:4−9). Летописец о помазании сообщает в самом начале, опуская рассказ о борьбе, предшествовавшей его воцарению (см. 2Цар 5:1−10). Царем Давида признали «все Израильтяне» (11:1) и «все старейшины Израилевы» (11:3).

11:1 все Израильтяне. Этим и сходными с ним выражениями в тех местах повествования, где говорится об объединенном царстве, обозначается народ, объединившийся при Давиде и Соломоне (11:10; 12:38; 14:8; 15:3, 28; 18:14; 19:17; 21:5; 28:4, 8; 2Пар 1:2; 7:8; 9:30). Летописец надеется на будущее объединение всех племен и земель Израиля под властью нового царя из рода Давидова (см. ком. к 2Пар 10:1; 29:24; а также Введение: Характерные особенности и темы).

11:2 Бог твой, сказал тебе. Летописец подчеркивает, что оказанная Давиду всеобщая поддержка явилась выражением всевышней Божественной воли (11:3, 9−10; 12:18, 23). Согласно Втор 17:14−15, царь Израиля может считаться законным только в том случае, если он избран на царствие Богом, а не одним лишь народным волеизъявлением. Очевидно, что в отношении Давида это условие было соблюдено (см. также 2Пар 6:6).

11:4−9 Утверждение Давида в избранном им столицей Иерусалиме и возведение городских укреплений представлено летописцем как свидетельство сопутствовавшего ему успеха. Завершение строительных работ всегда означало, что предпринявшему их царю ниспослано Божие благословение (см. ком. к 2Пар 14:6−7; 17:12; 26:9; 27:3−4; 32:27−29).

11:4 Давид и весь Израиль. В 2Цар 5:6 сказано: «царь и люди его». Поддержка, оказанная Давиду всеми коленами Израилевыми, положила начало воссоединению царства (см. ком. к 11:1).

Места важнейших археологических раскопок.

11:10 — 12:37 Летописец повествует о мощной военной поддержке, полученной Давидом.

11:10−47 В Хевроне Давиду была оказана существенная военная поддержка (см. 12:23−37). Кроме вступительной части (11:10) и нескольких последних стихов (11:41−47) перечень вождей и храбрых воинов, а также их деяний заимствован летописцем из 2Цар 23:8−39. Значение этого перечня в контексте общего замысла летописца раскрыто им в ст. 11:10: вожди и воины «со всем Израилем» поддержали воцарение Давида «по слову Господню, над Израилем» (букв.: «над всеми землями»).

11:10 со всем Израилем. См. ком. к 11:1.

11:15−19 Примкнувшие к Давиду вожди проявили ловкость и отвагу, принеся ему воды из колодезя Вифлеемского, находящегося за расположением вражеского войска. Давид, в свою очередь, выказал смирение, вылив эту воду в качестве приношения Господу (ср. Быт 35:14; 4Цар 16:13; Иер 7:18).

11:41−47 Летописец продолжает перечень сторонников Давида, называя тех из них, кто не был упомянут в 2Цар 23:39. Говоря о племенной принадлежности тех или иных воинов и о том, из какой земли кто из них родом, он подчеркивает масштаб полученной Давидом поддержки (см. ком. к 11:10−47).

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [66] — Посредством обряда помазания человек посвящался на определенное служение. Такого помазания удостаивались пророки, цари и священники.
8 [67] — Искусственная земляная платформа.
11 [68] — В других рукописях: тридцати полководцев. См. 2Цар 23:8.
13 [69] — Или: в Эфес-Даммиме. См. 1Цар 17:1.
21 [70] — Ср. 2Цар 23:19; смысл этого места в евр. тексте неясен.
22 [71] — Или: двух сыновей Ариила.
23 [72] — Около 2,3 метра ростом.
27 [73] — Ср. 2Цар 23:25; букв.: хароритянин.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.