Притчи 15 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Переклад Куліша та Пулюя

 
 

Кроткий ответ отвращает гнев, а резкое слово вызывает ярость.
 
Відказ лагідний гнїв палкий гасить, а зневажливе слово розбуджує лютість.

Язык мудрого преображает знание,1 а уста глупцов извергают вздор.
 
Язик мудрих подає добрі відомостї, а уста безумних мелють лиш дурницї.

Пред очами ГОСПОДА всё сущее,2 видит Он и добрых, и злых.
 
Господнї очі скрізь по сьвіту позирають, і доброго й лихого вони вбачають.

Утешительное слово3 — древо жизни, а коварный язык сокрушает дух.
 
Лагідний язик — се дерево жизнї, а необузданий — пригноблює духа.

Кто пренебрегает наставлениями4 отца своего — глуп, внимающий же обличениям — благоразумен.
 
Дурний нехтує отецьку науку, хто ж вважає на докір, — добрий розум має.

В доме честного — великое богатство, а нечестивцу от всякого достатка — только ущерб.
 
В дому в праведного — достаток добра, а в доходах безбожного — самий хиба розстрій.

Уста мудрых сеют знание, а сердце глупых бесплодно.5
 
Уста мудрих ширять знаннє, та не так серце безумних.

Жертва нечестивцев отвратительна ГОСПОДУ, а молитвы честных Ему угодны.
 
Жертва безбожних — гидота Господеві, молитва ж праведних угодна йому.

Мерзок для ГОСПОДА путь нечестивца, а тех, кто стремится к праведности, Он любит.
 
Противна Господу безбожного дорога; хто ж ходить дорогою правди — сей йому любий.

Уклоняющегося с пути постигнет суровое наказание, и кто ненавидит обличение — погибнет.
 
Страшенна кара тим, хто праву путь покине; й хто ненавидить докір, — погибне.

Если Шеол и Аваддон6 не сокрыты от ГОСПОДА, тем более — сердца человеческие.
 
І преисподня й ад явні Господеві, а надто — серця синів людських.

Бесстыдный человек не любит обличений, к мудрым он не пойдет.
 
Не любить ледарь тих, хто його картає, та до мудрих він також не пійде.

Радостью сердца лицо сияет, а скорбное сердце сокрушает дух.
 
Веселе серце чинить і лице веселим, а як туга в серцї, то і душа ниє.

Сердце разумное ищет знания, а уста глупцов вздором кормятся.
 
Розумне серце шукає знання, уста ж безумних дурницями живуть.

У несчастного все дни горя полны, а для радостного сердца — всякий день7 праздник.
 
В нещасного всї днї сумнії, у кого ж серце веселе, тому що дня гостина.

Лучше скромный достаток, да боязнь ГОСПОДА огорчить, 8 чем при большом состоянии не знать покоя.9
 
У страсї Божому й мале далеко лучше, анїж скарби великі в тревозї.

Лучше обед из овощей, да с любовью, чем откормленный телец, да с ненавистью.
 
Смачнїйша мисочка капусти, да з любови, анїж з приправою ненавистї теля товсте.

Вспыльчивый человек сеет вражду, а негневливый — погасит ссору.
 
Палкий чоловік доводить до сварки, а лагідний втихомиряє незгоду.

Тропа ленивого сорняками и колючками поросла, а путь праведных — торная дорога.
 
Лїнивого дорога — мов тернєм встелена, дорога же праведних — гладка.

Мудрый сын радует отца, а глупый и мать свою презирает.
 
Розумний син отця свого возвеселяє, дурний же чоловік і матїрю помітає.

Глупость забавляет человека недалекого, а здравомыслящий идет по пути прямому.
 
Дурницї — радощі безумному, а чоловік розумний ступає правою дорогою.

Без разумного совета не осуществится задуманное, а кто ищет совета у многих, у того будет успех.
 
Без поради розпочате дїло розбиваєсь, як же порадників доволї, воно остоїться.

В радость человеку удачный ответ, и уместное слово всегда кстати!10
 
Радість чоловікові — (розумний) відказ із уст його; слово в час сказане — яке воно любе!

Путь мудрого человека вверх устремлен, дабы избегнуть глубин Шеола.
 
Путь життя мудрого веде вгору, щоб відбитись йому від пропастї в низу.

Дом гордеца ГОСПОДЬ разрушит, а межу вдовы защитит.11
 
Дім надутих розвалить Господь, а межу вдовину утвердить.

Мерзость для ГОСПОДА — замыслы злодеев, а добрые слова чисты и искренни.
 
Гидота Господу задуми ледачих, слова же невинних любі йому.

Алчный до наживы погубит свой дом, а кому ненавистны взятки — будет жить.
 
Зруйнує дом свій, хто любить підкупство, а жити ме, хто ненавидить гостинцї.

Сердце праведника обдумывает ответ, а уста нечестивцев извергают зло.
 
Обдумує відказ праведного серце, уста же безбожників вимітують зло.

Удаляется ГОСПОДЬ от нечестивцев, а молитвы праведников Он слышит.
 
Далекий Господь од безбожних, молитву ж праведних він слухає.

Сияющий взгляд радует сердце, добрая весть укрепляет тело.12
 
Ясний погляд веселить серце; приятна новина тучить навіть костї.

Кто внимает живительному обличению, тот окажется среди мудрецов.
 
Ухо, уважне до науки жизнї, пробуває між мудрими.

Кто не слушает обличений — пренебрегает собственной жизнью, кто внимает наставлениям — обретет разум.
 
Хто відкидає упомин, — не дбає про свою душу; хто ж уважний на докір, — набуває розуму.

Благоговение пред ГОСПОДОМ — вот чему учит мудрость, а смирение предшествует славе.
 
Страх Господень навчає мудростї, й славу випереджує покора.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: украшает знание, в знач. знание излагается в подобающем ему виде, изысканной форме.
3  [2] — Букв.: на всяком месте.
4  [3] — Букв.: язык.
5  [4] — Или: наказанием / наказом.
7  [5] — Букв.: но не так в сердце глупых.
11  [6] — Аваддон — еще одно название мира мертвых (ср. Откр 9:11), букв.: погибель — по мнению автора, только Господь знает всё о потустороннем, посмертном бытии.
15  [7] — Или: всегда.
16  [8] — Друг. возм. пер.: при благоговении пред Господом.
16  [9] — Или: быть в тревоге.
23  [10] — Или: как хорошо слово, сказанное вовремя.
25  [11] — Т. е. защитит надел вдовы и всё ее имущество от посягательств, ср. 22:28; 23:10; Втор 19:14; Втор 27:17.
30  [12] — Букв.: кости.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.