Притчи 11 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Переклад Куліша та Пулюя

 
 

Обманные весы — мерзость для ГОСПОДА, а точные гири1 угодны Ему.
 
Невірна вага — се гидота у Господа; вірна вгодна йому.

Вслед за гордыней позор приходит, а смирению сопутствует мудрость.
 
За гордощами приходить сором; де покора, там мудрість.

Непорочность указывает путь честным, а вероломных погубит их коварство.
 
Щирим буде провідницею їх безвинність, а зрадливих погубить їх лукавість.

В день гнева богатство не поможет, а праведность избавит от смерти.
 
Богацтво не поможе в день гнїву, тільки правда спасе від смертї.

Праведность по ровной дороге поведет непорочного, а нечестивец падет из-за своего нечестия.
 
Правдивість рівняє праведному стежки його, безбожний же через свою безбожність гине.

Честных спасет их праведность, а вероломные угодят в ловушку собственной похоти.2
 
Правдивого рятує з біди правда його, а беззаконників спіймає їх беззаконність.

Со смертью нечестивца умирает и надежда его, и чаяния злодеев погибнут.
 
Умре безбожний, мре з ним і надїя його, чого ждуть беззаконні, те з ними погибне.

Праведник спасен будет от беды, вместо него попадет в нее нечестивец.
 
Праведник спасеся з біди, а намість його попадає в неї безбожник.

Уста лицемера губят ближнего, но праведники знанием спасутся.
 
Устами губить зрадник ближнього свого, та праведники рятуються своєю прозорністю.

Когда процветает праведник — город радуется, когда нечестивец сгинул — ликует.
 
Як праведним щастить, радується місто, а як безбожникам погибель, бувають веселощі.

Благословениями праведных воздвигается3 город, устами нечестивцев он разрушается.
 
Словами добрими праведників росте у гору город, а устами безбожників занепадає.

Кто выказывает презрение к ближнему — лишен здравого смысла, а человек разумный хранит молчание.
 
Недоумок висказує погорду ближньому свому, а розумний чоловік мовчить.

Разносит сплетни всякий разглашающий тайны, а достойный доверия4 не скажет лишнего.5
 
Хто переносчиком живе, той таємницю виявлює, а вірний чоловік таїть справу.

Народ, лишенный мудрого руководства,6 гибнет, ищущие совета у многих людей одержат победу.7
 
Де нема управи, там занепадає народ, де ж райцїв досить, там йому дїється добре.

Кто за чужого человека поручился — обрек себя на беду, кто ненавидит обязательство за долг другого — живет в безопасности.
 
Біди собі напитує, хто за другого дає поруку; хто ж ненавидить поруку, той безпечен.

Добрая8 женщина стяжает славу, сильные9 мужи стяжают богатство.
 
Жона обичайна славу здобуває, а трудящі приходять до богацтва.

Милосердный человек милостив к себе, жестокий — обрекает тело свое на муки.
 
Милосердний чоловік чинить добро душі своїй, а жорстокий замучує тїло своє.

Плата нечестивцу призрачна, но сеющему праведность — истинное воздаяние.
 
Безбожний робить роботу безнадїйну-непевну; хто ж сїє правду, тому певна нагорода.

Не отступающий от праведности обретет жизнь, а кто стремится к злу — к собственной смерти спешит.
 
Праведність веде до життя, а хто простує до злого, простує до смертї.

Коварное сердце отвратительно ГОСПОДУ, но те, чей путь непорочен, радуют Его.
 
Гидота Господу переворотні серцем, але любі йому, хто в невинностї ходить.

Не сомневайся,10 злодей безнаказанным не останется, а род праведных будет спасен.
 
Можна заручити, що ледачий не уйде кари, а рід праведного буде захований.

Женщина красивая, но безрассудная — что золотое кольцо в свином рыле.11
 
Що в рилї у свинї золотий колець, те краса в женщини безумної.

Праведники желают лишь добра, а надежды нечестивцев обернутся гневом Господним.
 
Бажаннє праведних — одно лиш добро, дожиданнє безбожних — гнїв.

Иной раздает щедро — и становится богаче, а другой скуп сверх меры, да только беднеет.
 
Той сипле щедро, й йому ще прибуває, а другий на міру скупий, та й все біднїшає.

Щедрая душа не узнает голода, и того, кто другому дал напиться, от жажды избавят.
 
Добродїйна душа буде насичена; хто щедро надїляє, й сам надїлен буде.

Проклянут люди того, кто припрятал зерно, а голову продающего хлеб12 венчает благословение.
 
Хто приховує вроджай, того клянуть люде, а на голову продаючого — благословеннє.

Кто добра ищет, найдет благоволение Господне, кто стремится к злу, к тому оно и придет.
 
Хто дбає про добро, той знаходить ласкавість, а хто шукає зла, до того воно й приходить.

Кто на богатство свое полагается, тот падет, а праведники полны сил будут, словно свежая листва.13
 
Хто лиш на статки вповає, той упадає, а праведні, як лист, зазеленїють.

Кто свой дом разоряет, тому ветер достанется в удел, и глупец будет слугой мудрецу.
 
Хто розстроює домівку свою, одержить в наслїддє вітер; і дурний буде рабом мудрого.

Плод праведности — древо жизни, и мудрый привлекает к себе людей.14
 
Доробок праведного — дерево жизнї, й мудрий пригортає серця.

Если праведнику уже на земле воздается, то тем более — нечестивцу и грешнику!15
 
Така відплата праведникові (вже) на землї, а тим більше безбожному й грішникові.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — В знач. гири точного веса.
6  [2] — Или: алчных желаний; ср. 10:3.
11  [3] — Или: возвеличивается / прославляется.
13  [4] — Букв.: верный духом.
13  [5] — Или: не выдаст секрет.
14  [6] — Или: мудрого попечения / совета.
14  [7] — Или: спасены будут.
16  [8] — Или: любезная / милая.
16  [9] — Или: трудолюбивые. Ср. более пространный текст в LXX: добрая жена стяжает славу для мужа, а жена, ненавидящая праведность, — престол бесчестия; ленивый придет к нищете, но трудолюбивый приобретает богатство.
21  [10] — Букв.: рука в руке; друг. возм. пер.: рано или поздно.
22  [11] — В библейские времена женщины носили подобные украшения не только в ушах, но и в носу, см. Быт 24:47; Ис 3:21.
26  [12] — Друг. возм. пер.: того, кто снабжает хлебом.
28  [13] — Или (ближе к букв.): будут зеленеть, как лист.
30  [14] — Букв.: берет души. Масоретский текст не совсем ясен; друг. чтение: а насилие губит жизни, ср. Пс 30:14.
31  [15] — LXX: если даже праведник с трудом может быть спасен, то что же станется с нечестивым и грешным? Ср. цитату из Притч в 1Пет 4:18.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.