От Марка 4 глава

Евангелие от Марка
Аверинцев: отдельные книги → Перевод Десницкого

 
 

И снова начал Он учить возле берега моря; и собирается к Нему столько народа, что пришлось Ему сидеть в лодке, которая была на воде, а весь народ оставался на берегу у воды.
 
И снова стал Он учить на морском берегу. Собралась к Нему огромная толпа, так что пришлось Ему сесть в лодку на воде, а вся толпа оставалась на морском побережье.

И многому учил Он их в притчах, и, уча, говорил:
 
Он наставлял их многими притчами, и вот каким было Его наставление:

«Слушайте: вот, вышел сеятель, чтобы сеять.
 
— Послушайте: вышел сеятель сеять зёрна.

И было, когда сеял он: часть зерен пала у дороги, и прилетели птицы, и поклевали их.
 
И когда он сеял, одно зерно упало при дороге — налетели птицы, склевали его.

И другая часть пала на камень, где немного было земли, и тотчас проросло зерно, потому что было неглубоко под землей;
 
Другое зерно попало на каменистую землю, где почвы было немного: оно сразу взошло, потому что было в земле неглубоко,

и когда взошло солнце, было оно попалено и увяло, потому что не было у него корня.
 
но едва взошло и пригрело солнце, росток засох, потому что не укоренился.

И еще часть пала в терние, и терние разрослось и заглушило ростки, и не дали они плода.
 
Еще одно зерно попало в сорняки, так что сорняки разрослись и задушили росток, не принес он плода.

И пали другие зерна в землю добрую, и поднимались и возрастали, и давали плод, одни тридцатикратный, другие шестидесятикратный, а третьи стократный».
 
А были и такие зерна, что попали в плодородную почву и принесли урожай, когда взошли ростки: какое в тридцать, какое в шестьдесят, какое и во сто крат.

И говорил Он им: «Кто имеет уши, чтобы слышать, да слышит!»
 
И добавил:— У кого есть уши, пусть услышит.

И когда остались спутники Его, включая Двенадцать, наедине с Ним, стали они спрашивать Его про притчи.
 
А когда они остались одни, кто был вокруг Него вместе с Двенадцатью стали Его расспрашивать о значении притчи

И говорил Он им: «Вам дарована тайна Царствия Божьего, а тем, внешним, все является в притчах,
 
и Он им ответил:— Вам доверено таинство Царства Божьего, а прочим всё открывается только в притчах:

чтобы они: очами взирали, и не видели, ушами внимали, и не слышали, и не обратились, и не стяжали прощения». [38]
 
«Смотреть-то будут, да не увидят, слушать-то будут, да не поймут, А иначе бы они обратились и получили прощение».

И говорит Он им: «Вы не разумеете этой притчи? Как же вы уразумеете все притчи?
 
И говорит им:— Не поняли вы этой притчи? А как поймете остальные?

Слово — вот что сеет сеятель.
 
Сеятель — он сеет Слово.

А место при дороге, где сеется слово, — это те, кто чуть услышат его, как тотчас приходит сатана и похищает посеянное в них слово.
 
Зерна, что упали при дороге — это когда Слово посеяно, но едва его услышат люди, как приходит сатана и похищает только что посеянное в них Слово.

А сеяние на камень — это про тех, кто, услышав слово, тотчас с радостью принимают его,
 
А зерна, что попали на каменистую землю — это когда они услышат Слово и тотчас радостно его примут,

но оно не имеет в них корня, и потому они непостоянны, и когда приходят скорби и гонения за слово, впадают в соблазн.
 
но слово не пустит корня — они переменчивы, и стоит начаться скорби или гонению за Слово, как они поддаются соблазну.

И еще другие — сеяние в терние: это про тех, которые слышат слово,
 
И еще есть зерна, что попали в сорняки — это когда они услышат слово,

но мирские заботы, обольщение богатством и другие похоти, войдя в них, заглушают слово, и оно делается бесплодно.
 
но подступят заботы о мирском, соблазн богатства и всякие прочие желания, задушат они Слово — и останется человек без плода.

А сеяние в землю добрую — это про тех, которые слышат слово, и принимают его, и приносят плод тридцатикратный, и шестидесятикратный, и стократный».
 
А зерна, что попали в хорошую почву — это когда они выслушают Слово, примут его и принесут плод: кто в тридцать, кто в шестьдесят, а кто и во сто крат.

И говорил Он им: «Разве приносят светильник, чтобы накрыть его сосудом или поставить под кровать? Разве не для того, чтобы поставить на подсвечник? [39]
 
Еще сказал им:— Разве для того зажигают светильник, чтобы накрыть его горшком или поставить под кровать? Нет, ему место на подсвечнике!

Ведь если что утаено, то лишь для того, чтобы обнаружиться, и если что сокрыто, то лишь для того, чтобы выйти наружу. [40]
 
Не бывает, чтобы тайное не стало однажды явным, чтобы сокрытое не вышло на свет.

Если кто имеет уши, чтобы слышать, да слышит!»
 
У кого есть уши, пусть услышит.

И говорил Он им: «Примечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою и вам будет отмерено, и еще прибавлено.
 
Еще сказал им:— Слушайте и внимайте! Какой мерой меряете — такой и вам отмерено будет, и добавлено сверх того.

Ибо кто имеет, тому будет дано, а кто не имеет, у того будет отобрано и то, что он имеет».
 
У кого есть — тому и будет дано с избытком, а у кого нет — у того будет отнято, что имел.

И говорил Он: «Царство Божие таково, как если бы бросил человек зерна в землю
 
Еще сказал:— Царство Божье — с ним так: бросил человек семя в почву,

и ночью спал, а днем вставал, а зерно прорастало и тянулось вверх, он сам не знает, как;
 
спит он ночью, встает поутру, а семя пускает росток, тянется вверх, но он того не видит.

земля плодоносит сама собою — сперва стебель, потом колос, потом полное зерно в колосе.
 
Земля плодоносит сама по себе: сперва зеленый побег, потом колос, потом он наливается зерном.

A когда созреет урожай, человек тотчас посылает серп, ибо настала пора жатвы».
 
И когда созрел урожай, человек берется за серп, потому что настала пора жатвы.

И говорил: «Чему уподобить нам Царствие Божие, и в какой притче представить его?
 
Еще сказал:— С чем сравнить нам Царство Божье, где найти для него подобие?

Оно как зерно горчичное: когда посеют его в землю, оно, что меньше всех зерен на земле, [41]
 
Зернышко горчицы: когда сеют его в почву, оно меньше всех семян на земле.

возрастает и делается больше всех огородных растений, и пускает такие большие ветви, что птицы небесные могут вить гнезда под сенью его». [42]
 
А когда прорастет, поднимется и станет больше всех растений в саду, раскинет могучие ветви, так что в тени его птицы небесные смогут найти приют.

И во многих подобных притчах возвещал Он им слово, насколько они могли внять;
 
Он рассказывал им множество подобных притчей — насколько им удавалось Его понять.

а без притч Он ничего не говорил, но ученикам Своим наедине все разъяснял.
 
А без притчей Он с ними и не говорил, но наедине всё объяснял Своим ученикам.

И говорит Он им в тот же день, когда настал вечер: «Переправимся на тот берег!»
 
Еще сказал им вечером того самого дня:— Переправимся на ту сторону.

И они, оставив народ, перевозят Его, как Он был, в лодке; а были с Ним и другие лодки.
 
Они простились с народом и отплыли вместе с Ним на лодке, в которой Он сидел (а лодки там были и другие).

И сделался вихрь великий, и волны стали бить в лодку, до того, что лодка стала уже наполняться водою.
 
Налетела сильная буря, волны захлестывали лодку, и она уже набрала воды —

А Он спал на корме, положив голову на изголовье. И будят Его, и говорят Ему: «Учитель, Тебе и дела нет, что мы погибаем?»
 
а Он прилег на корме и уснул на подушке. Они Его разбудили, сказали:— Учитель, Тебя не заботит, что мы погибаем?

И Он, пробудившись, пригрозил ветру и сказал морю: «Замолчи, утихни!» И прекратился ветер, и сделалась тишина великая.
 
Он поднялся — и приказал ветру, и повелел морю:— Утихни! Уймись!Ветер утих, настала полная тишина.

И сказал Он им: «Что вы так боязливы? Или еще нет у вас веры?»
 
А им сказал:— Что ж вы так боязливы? Так и нет у вас веры?

И устрашились они страхом великим, и говорили друг другу: «Кто же Он, если ветер и море Ему повинуются?»
 
Они страшно испугались и говорили друг другу:— Да кто же Он такой, что ветер и море повинуются Ему?

Примечания:

 
Аверинцев: отдельные книги

12  [38] — Очами взирали, и не видели, ушами внимали, и не слышали, и не обратились, и не стяжали прощения. Ср. Ис 6:9-10: «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Св. Ириней Лионский поясняет: «…Бог у неверующих вызывает слепоту, как ее вызывает солнце у тех, кто по причине какой-либо немощи очей не могут взирать на солнечный свет» (Adv. haeres. IV, 29, 1).

21  [39] — Чтоб накрыть его сосудом. Именно так в домах тогдашней Палестины было принято гасить светильники: трудно представимая для нас теснота комнат делала опасным задувать их, особенно к ночи, — даже слабый дымок дотлевающего фитиля мог отравить воздух и вызвать что-то вроде слабого угара.

22  [40] — Ведь если что утаено, то лишь затем, чтобы обнаружиться, и если что сокрыто, то лишь для того, чтобы выйти наружу. Отечественный кумранолог Амусин усматривал в этих словах момент острой полемики с тенденцией ессеев к замыканию в своем общинном кругу (см. И. Д. Амусин, Кумранская община, М, 1983, с. 220–221).

31  [41] — Оно, что меньше всех зерен на земле. Упоминание малости горчичного зерна — один из тех далеко не редких случаев, когда для евангельских выражений довольно правдоподобно предположение фольклорно-провербиального, почти идиоматического контекста.

32  [42] — Возрастает и делается больше всех огородных растений. В окрестностях Геннисаретского озера горчица достигает роста до 2,5–3 м. Ср. в Иерусалимском Талмуде: «У меня была в саду разросшаяся горчица, и я залезал на нее, как залезают на вершину смоковницы» (Pea 7, 20а, 53). Метафорическое обыгрывание контраста между малостью семени и величиной того, что вырастает из семени, встречается и в античной литературе, например, у Сенеки (ер. 38, 2).

Птицы небесные нередко символизируют в контексте библейского языка народы земли, язычников, приходящих вить гнезда под сенью Царства Божия. В этом отношении характерно мессианское пророчество Иезекииля (17:22–24): «Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль, и посажу на горе высокой и величавой. На высокой горе Израилевой посажу Я ее, и пустит она ветви, и принесет плод, и сделается кедром величавым, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. И узнают все деревья полевые, что Я, Господь, высокое дерево делаю низким, а низкое дерево — высоким, зеленеющее дерево — иссохшим, а сухое дерево — цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю». В Книге Даниила 4:7-24 образ великого древа применен к земному царству Валтасара, но и тут для характеристики древа (с явственными чертами т. н. мирового древа как общечеловеческого мифопоэтического архетипа) весьма важно, что «в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть» (4:9).

 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.