От Марка 4 глава

Евангелие от Марка
Аверинцев: отдельные книги → Елизаветинская на русском

 
 

И снова начал Он учить возле берега моря; и собирается к Нему столько народа, что пришлось Ему сидеть в лодке, которая была на воде, а весь народ оставался на берегу у воды.
 
И паки начат учити при мори: и собрася к нему народ мног, якоже самому влезшу в корабль, седети в мори: и весь народ при мори на земли бяше.

И многому учил Он их в притчах, и, уча, говорил:
 
И учаше их притчами много и глаголаше им во учении своем:

«Слушайте: вот, вышел сеятель, чтобы сеять.
 
слышите: се, изыде сеяй сеяти:

И было, когда сеял он: часть зерен пала у дороги, и прилетели птицы, и поклевали их.
 
и бысть егда сеяше, ово паде при пути, и приидоша птицы, и позобаша е:

И другая часть пала на камень, где немного было земли, и тотчас проросло зерно, потому что было неглубоко под землей;
 
другое же паде при камени, идеже не имяше земли многи, и абие прозябе, зане не имяше глубины земныя:

и когда взошло солнце, было оно попалено и увяло, потому что не было у него корня.
 
солнцу же возсиявшу присвяде, и зане не имяше корене, изсше:

И еще часть пала в терние, и терние разрослось и заглушило ростки, и не дали они плода.
 
и другое паде в тернии, и взыде терние, и подави е: и плода не даде:

И пали другие зерна в землю добрую, и поднимались и возрастали, и давали плод, одни тридцатикратный, другие шестидесятикратный, а третьи стократный».
 
и другое паде на земли добрей, и даяше плод восходящь и растущь, и приплодоваше на тридесять, и на шестьдесят, и на сто.

И говорил Он им: «Кто имеет уши, чтобы слышать, да слышит!»
 
И глаголаше: имеяй ушы слышати да слышит.

И когда остались спутники Его, включая Двенадцать, наедине с Ним, стали они спрашивать Его про притчи.
 
Егда же бысть един, вопросиша его, иже бяху с ним, со обеманадесяте о притчи.

И говорил Он им: «Вам дарована тайна Царствия Божьего, а тем, внешним, все является в притчах,
 
И глаголаше им: вам есть дано ведати тайны Царствия Божия: онем же внешним в притчах вся бывают,

чтобы они: очами взирали, и не видели, ушами внимали, и не слышали, и не обратились, и не стяжали прощения». [38]
 
да видяще видят, и не узрят: и слышаще слышат, и не разумеют: да не когда обратятся, и оставятся им греси.

И говорит Он им: «Вы не разумеете этой притчи? Как же вы уразумеете все притчи?
 
И глагола им: не весте ли притчи сея? и како вся притчи уразумеете?

Слово — вот что сеет сеятель.
 
Сеяй, слово сеет.

А место при дороге, где сеется слово, — это те, кто чуть услышат его, как тотчас приходит сатана и похищает посеянное в них слово.
 
Сии же суть, иже при пути, идеже сеется слово, и егда услышат, абие приходит сатана и отемлет слово сеянное в сердцах их.

А сеяние на камень — это про тех, кто, услышав слово, тотчас с радостью принимают его,
 
И сии суть такожде иже на каменных сеемии, иже егда услышат слово, абие с радостию приемлют е:

но оно не имеет в них корня, и потому они непостоянны, и когда приходят скорби и гонения за слово, впадают в соблазн.
 
и не имут корения в себе, но привременни суть: таже бывшей печали или гонению словесе ради, абие соблажняются.

И еще другие — сеяние в терние: это про тех, которые слышат слово,
 
А сии суть, иже в тернии сеемии, слышащии слово:

но мирские заботы, обольщение богатством и другие похоти, войдя в них, заглушают слово, и оно делается бесплодно.
 
и печали века сего, и лесть богатства, и о прочих похоти входящыя подавляют слово, и безплодно бывает.

А сеяние в землю добрую — это про тех, которые слышат слово, и принимают его, и приносят плод тридцатикратный, и шестидесятикратный, и стократный».
 
И сии суть, иже на земли добрей сеяннии, иже слышат слово и приемлют, и плодствуют на тридесять, и на шестьдесят, и на сто.

И говорил Он им: «Разве приносят светильник, чтобы накрыть его сосудом или поставить под кровать? Разве не для того, чтобы поставить на подсвечник? [39]
 
И глаголаше им: еда светилник приходит, да под спудом положат его или под одром? не да ли на свещнице положен будет?

Ведь если что утаено, то лишь для того, чтобы обнаружиться, и если что сокрыто, то лишь для того, чтобы выйти наружу. [40]
 
несть бо тайно, еже не явится, ниже бысть потаено, но да приидет в явление:

Если кто имеет уши, чтобы слышать, да слышит!»
 
аще кто имать ушы слышати, да слышит.

И говорил Он им: «Примечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою и вам будет отмерено, и еще прибавлено.
 
И глаголаше им: блюдите что слышите: в нюже меру мерите, возмерится вам, и приложится вам слышащым:

Ибо кто имеет, тому будет дано, а кто не имеет, у того будет отобрано и то, что он имеет».
 
иже бо аще имать, дастся ему: а иже не имать, и еже имать, отимется от него.

И говорил Он: «Царство Божие таково, как если бы бросил человек зерна в землю
 
И глаголаше: тако есть (и) Царствие Божие, якоже человек вметает семя в землю,

и ночью спал, а днем вставал, а зерно прорастало и тянулось вверх, он сам не знает, как;
 
и спит, и востает нощию и днию: и семя прозябает и растет, якоже не весть он:

земля плодоносит сама собою — сперва стебель, потом колос, потом полное зерно в колосе.
 
от себе бо земля плодит прежде траву, потом клас, таже исполняет пшеницу в класе:

A когда созреет урожай, человек тотчас посылает серп, ибо настала пора жатвы».
 
егда же созреет плод, абие послет серп, яко наста жатва.

И говорил: «Чему уподобить нам Царствие Божие, и в какой притче представить его?
 
И глаголаше: чесому уподобим Царствие Божие? или коей притчи приложим е?

Оно как зерно горчичное: когда посеют его в землю, оно, что меньше всех зерен на земле, [41]
 
яко зерно горушично, еже егда всеяно будет в земли, мнее всех семен есть земных:

возрастает и делается больше всех огородных растений, и пускает такие большие ветви, что птицы небесные могут вить гнезда под сенью его». [42]
 
и егда всеяно будет, возрастает, и бывает более всех зелий, и творит ветви велия, яко мощи под сению его птицам небесным витати.

И во многих подобных притчах возвещал Он им слово, насколько они могли внять;
 
И таковыми притчами многими глаголаше им слово, якоже можаху слышати.

а без притч Он ничего не говорил, но ученикам Своим наедине все разъяснял.
 
Без притчи же не глаголаше им словесе: особь же учеником своим сказаше вся.

И говорит Он им в тот же день, когда настал вечер: «Переправимся на тот берег!»
 
И глагола им в той день, вечеру бывшу: прейдем на он пол.

И они, оставив народ, перевозят Его, как Он был, в лодке; а были с Ним и другие лодки.
 
И отпущше народы, пояша его якоже бе в корабли: и инии же корабли бяху с ним.

И сделался вихрь великий, и волны стали бить в лодку, до того, что лодка стала уже наполняться водою.
 
И бысть буря ветрена велика: волны же вливахуся в корабль, яко уже погружатися ему.

А Он спал на корме, положив голову на изголовье. И будят Его, и говорят Ему: «Учитель, Тебе и дела нет, что мы погибаем?»
 
И бе сам на корме на возглавнице спя. И возбудиша его и глаголаша ему: учителю, не радиши ли, яко погибаем?

И Он, пробудившись, пригрозил ветру и сказал морю: «Замолчи, утихни!» И прекратился ветер, и сделалась тишина великая.
 
И востав запрети ветру и рече морю: молчи, престани. И улеже ветр, и бысть тишина велия.

И сказал Он им: «Что вы так боязливы? Или еще нет у вас веры?»
 
И рече им: что тако страшливи есте? како не имате веры?

И устрашились они страхом великим, и говорили друг другу: «Кто же Он, если ветер и море Ему повинуются?»
 
И убояшася страхом велиим и глаголаху друг ко другу: кто убо сей есть, яко и ветр и море послушают его?

Примечания:

 
Аверинцев: отдельные книги

12  [38] — Очами взирали, и не видели, ушами внимали, и не слышали, и не обратились, и не стяжали прощения. Ср. Ис 6:9-10: «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Св. Ириней Лионский поясняет: «…Бог у неверующих вызывает слепоту, как ее вызывает солнце у тех, кто по причине какой-либо немощи очей не могут взирать на солнечный свет» (Adv. haeres. IV, 29, 1).

21  [39] — Чтоб накрыть его сосудом. Именно так в домах тогдашней Палестины было принято гасить светильники: трудно представимая для нас теснота комнат делала опасным задувать их, особенно к ночи, — даже слабый дымок дотлевающего фитиля мог отравить воздух и вызвать что-то вроде слабого угара.

22  [40] — Ведь если что утаено, то лишь затем, чтобы обнаружиться, и если что сокрыто, то лишь для того, чтобы выйти наружу. Отечественный кумранолог Амусин усматривал в этих словах момент острой полемики с тенденцией ессеев к замыканию в своем общинном кругу (см. И. Д. Амусин, Кумранская община, М, 1983, с. 220–221).

31  [41] — Оно, что меньше всех зерен на земле. Упоминание малости горчичного зерна — один из тех далеко не редких случаев, когда для евангельских выражений довольно правдоподобно предположение фольклорно-провербиального, почти идиоматического контекста.

32  [42] — Возрастает и делается больше всех огородных растений. В окрестностях Геннисаретского озера горчица достигает роста до 2,5–3 м. Ср. в Иерусалимском Талмуде: «У меня была в саду разросшаяся горчица, и я залезал на нее, как залезают на вершину смоковницы» (Pea 7, 20а, 53). Метафорическое обыгрывание контраста между малостью семени и величиной того, что вырастает из семени, встречается и в античной литературе, например, у Сенеки (ер. 38, 2).

Птицы небесные нередко символизируют в контексте библейского языка народы земли, язычников, приходящих вить гнезда под сенью Царства Божия. В этом отношении характерно мессианское пророчество Иезекииля (17:22–24): «Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль, и посажу на горе высокой и величавой. На высокой горе Израилевой посажу Я ее, и пустит она ветви, и принесет плод, и сделается кедром величавым, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. И узнают все деревья полевые, что Я, Господь, высокое дерево делаю низким, а низкое дерево — высоким, зеленеющее дерево — иссохшим, а сухое дерево — цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю». В Книге Даниила 4:7-24 образ великого древа применен к земному царству Валтасара, но и тут для характеристики древа (с явственными чертами т. н. мирового древа как общечеловеческого мифопоэтического архетипа) весьма важно, что «в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть» (4:9).

 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.