От Марка 4 глава

Евангелие от Марка
Новый русский перевод → Елизаветинская на русском

 
 

Иисус опять учил у озера. Вокруг Него собралась огромная толпа, так что Он был вынужден сесть в лодку и немного отплыть, а весь народ стоял на берегу.
 
И паки начат учити при мори: и собрася к нему народ мног, якоже самому влезшу в корабль, седети в мори: и весь народ при мори на земли бяше.

Иисус многому учил народ в притчах, говоря им:
 
И учаше их притчами много и глаголаше им во учении своем:

— Послушайте: сеятель вышел сеять.
 
слышите: се, изыде сеяй сеяти:

Когда он разбрасывал семена, то некоторые из них упали у самой дороги. Прилетели птицы и склевали их.
 
и бысть егда сеяше, ово паде при пути, и приидоша птицы, и позобаша е:

Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубокой[17].
 
другое же паде при камени, идеже не имяше земли многи, и абие прозябе, зане не имяше глубины земныя:

Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было глубоких корней.
 
солнцу же возсиявшу присвяде, и зане не имяше корене, изсше:

Другие упали в терновник, который разросся, заглушил их, и семена не дали урожая.
 
и другое паде в тернии, и взыде терние, и подави е: и плода не даде:

Но семена, которые упали на хорошую почву, взошли, выросли и принесли урожай в тридцать, а то и в шестьдесят, и даже во сто крат больше, чем было посеяно.
 
и другое паде на земли добрей, и даяше плод восходящь и растущь, и приплодоваше на тридесять, и на шестьдесят, и на сто.

Потом Иисус добавил: — У кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит!
 
И глаголаше: имеяй ушы слышати да слышит.

Позже, когда Иисус был один, Его постоянные спутники вместе с двенадцатью спросили Его о притчах.
 
Егда же бысть един, вопросиша его, иже бяху с ним, со обеманадесяте о притчи.

Иисус ответил: — Вам открыта тайна Божьего Царства, а тем, внешним, всё дается в притчах,
 
И глаголаше им: вам есть дано ведати тайны Царствия Божия: онем же внешним в притчах вся бывают,

чтобы «они смотря, не видели и, слушая, не понимали; чтобы они не обратились и не были бы прощены».[18]
 
да видяще видят, и не узрят: и слышаще слышат, и не разумеют: да не когда обратятся, и оставятся им греси.

Потом Иисус спросил: — Неужели и вы не поняли эту притчу? Как же вы тогда вообще сможете понимать притчи?
 
И глагола им: не весте ли притчи сея? и како вся притчи уразумеете?

Сеятель сеет слово.
 
Сеяй, слово сеет.

Некоторые люди похожи на семена, посеянные у дороги. Как только они услышат слово, приходит сатана и похищает посеянное в них.
 
Сии же суть, иже при пути, идеже сеется слово, и егда услышат, абие приходит сатана и отемлет слово сеянное в сердцах их.

Другие похожи на семена, посеянные на каменистой почве. Эти люди, когда слышат слово, сразу же принимают его с радостью.
 
И сии суть такожде иже на каменных сеемии, иже егда услышат слово, абие с радостию приемлют е:

Но у них нет корня и поэтому их хватает лишь на короткое время, и когда наступают трудности и гонения за слово, они сразу же отступаются.
 
и не имут корения в себе, но привременни суть: таже бывшей печали или гонению словесе ради, абие соблажняются.

Третьи — как семена, посеянные среди терновника. Они слышат слово,
 
А сии суть, иже в тернии сеемии, слышащии слово:

но повседневные заботы, обольщение богатством и другие желания заглушают слово, делая его бесплодным.
 
и печали века сего, и лесть богатства, и о прочих похоти входящыя подавляют слово, и безплодно бывает.

А есть люди, похожие на семена, посеянные в хорошую почву. Они слышат слово, принимают его и приносят плод — в тридцать, шестьдесят, а то и во сто крат больше посеянного.
 
И сии суть, иже на земли добрей сеяннии, иже слышат слово и приемлют, и плодствуют на тридесять, и на шестьдесят, и на сто.

Затем Он сказал им: — Разве для того вносят в дом светильник, чтобы поставить его под горшок или под кровать? Наоборот, его ставят на подставку.
 
И глаголаше им: еда светилник приходит, да под спудом положат его или под одром? не да ли на свещнице положен будет?

Нет ничего тайного, что не станет явным, и нет ничего скрытого, что не выйдет на свет.
 
несть бо тайно, еже не явится, ниже бысть потаено, но да приидет в явление:

Если у кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит!
 
аще кто имать ушы слышати, да слышит.

И ещё сказал им: — Будьте внимательны к тому, что вы слышите. Какой мерой вы мерите, такой будет отмерено и вам, и даже прибавлено.
 
И глаголаше им: блюдите что слышите: в нюже меру мерите, возмерится вам, и приложится вам слышащым:

У кого есть, тому будет дано ещё, а у кого нет, будет отнято и то, что он имеет.
 
иже бо аще имать, дастся ему: а иже не имать, и еже имать, отимется от него.

Ещё Он сказал: — Божье Царство похоже на то, как если бы человек засеял поле.
 
И глаголаше: тако есть (и) Царствие Божие, якоже человек вметает семя в землю,

Проходят дни и ночи, человек то спит, то бодрствует, а семена всходят и растут, он и сам не знает как,
 
и спит, и востает нощию и днию: и семя прозябает и растет, якоже не весть он:

ведь земля сама дает плод. Сначала появляется росток, затем колос, потом колос наливается зерном,
 
от себе бо земля плодит прежде траву, потом клас, таже исполняет пшеницу в класе:

и когда созреет урожай, человек приходит с серпом, потому что наступила жатва[19].
 
егда же созреет плод, абие послет серп, яко наста жатва.

Иисус продолжал: — С чем можно сравнить Божье Царство? В какой притче можно описать его?
 
И глаголаше: чесому уподобим Царствие Божие? или коей притчи приложим е?

Оно как горчичное зерно. Когда его сеют в землю, оно самое маленькое из всех семян,
 
яко зерно горушично, еже егда всеяно будет в земли, мнее всех семен есть земных:

но когда вырастает, то становится больше всех огородных растений и раскидывает такие большие ветви, что птицы небесные могут вить гнезда в их тени[20].
 
и егда всеяно будет, возрастает, и бывает более всех зелий, и творит ветви велия, яко мощи под сению его птицам небесным витати.

Иисус рассказывал им много подобных притч. Он не говорил им больше того, что они были в силах воспринять.
 
И таковыми притчами многими глаголаше им слово, якоже можаху слышати.

Без притч Иисус вообще не учил, но когда Он оставался наедине со Своими учениками, Он всё им объяснял.
 
Без притчи же не глаголаше им словесе: особь же учеником своим сказаше вся.

В тот же день, вечером, Иисус сказал Своим ученикам: — Переправимся на другую сторону озера.
 
И глагола им в той день, вечеру бывшу: прейдем на он пол.

Отпустив народ, они вошли в лодку к Иисусу и отплыли от берега. К ним присоединились и другие лодки.
 
И отпущше народы, пояша его якоже бе в корабли: и инии же корабли бяху с ним.

Внезапно поднялся сильный шторм. Волны били о борта лодки, и её стало заливать.
 
И бысть буря ветрена велика: волны же вливахуся в корабль, яко уже погружатися ему.

А Иисус в это время спал на корме, подложив подушку под голову. Ученики разбудили Его и сказали: — Учитель! Неужели Тебе всё равно, что мы гибнем?
 
И бе сам на корме на возглавнице спя. И возбудиша его и глаголаша ему: учителю, не радиши ли, яко погибаем?

Проснувшись, Он запретил ветру и приказал озеру: — Умолкни! Перестань! В тот же момент ветер стих, и наступил полный штиль.
 
И востав запрети ветру и рече морю: молчи, престани. И улеже ветр, и бысть тишина велия.

— Ну, что вы испугались? — сказал Он ученикам. — Неужели у вас ещё нет веры?
 
И рече им: что тако страшливи есте? како не имате веры?

Перепуганные ученики спрашивали друг друга: — Кто же Он, что даже ветер и озеро повинуются Ему?
 
И убояшася страхом велиим и глаголаху друг ко другу: кто убо сей есть, яко и ветр и море послушают его?

Примечания:

 
Новый русский перевод
5 [17] — Тонкий слой земли, лежащий на каменной породе, быстрее прогревается, что способствует быстрому росту растений.
12 [18]Ис 6:9-10.
29 [19] — См. Иоиль 3:13.
32 [20] — Ср. Дан 4:7-9.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.