1 Какие же тогда преимущества иудея? И какая польза ему от обрезания?
2 Великие преимущества во всех отношениях. В том, прежде всего, они, что именно иудеям вверены были слова Божии.
3 И что с того, что иные из этих людей оказались неверными?
[1] Их
личная неверность может ли уничтожить верность Бога?
4 Конечно, нет! И пусть
всем будет
ясно, что Бог
всегда верен
слову Своему, а всякий человек
в этом мире лжив. В Писании
о том сказано:
«Так что будешь всегда Ты признан правым в словах Своих
и над теми, кто обвиняет Тебя, восторжествуешь».[2]
5 Но если
вся наша греховность
[3] делает еще более очевидной праведность Божию, что скажем мы
тогда? Может быть, Бог (рассуждаю
чисто по-человечески) несправедлив, если обрушивает Свой гнев
на нас?
6 Нет, конечно, потому что как же тогда Бог будет судить этот мир?
7 Однако можно ли судить меня как грешника, если рядом с самой ложью моей становится еще более очевидной истинность Бога, к вящей славе Его?
8 Но почему бы тогда не «делать зло, чтобы вышло добро»? Хулители наши как раз и оговаривают нас, будто мы и впрямь это самое проповедуем. Таковых ждет справедливое возмездие.
9 Так что же, в лучшем ли мы,
иудеи, положении? Вовсе нет! Мы ведь выяснили уже,
[4] что
все люди, иудеи они или язычники, все под грехом.
10 В Писании так и сказано:
«Нет праведного, нет ни одного;
11 нет разумеющих, никто Бога не ищет.
12 Все сбились с пути и разом стали негодны;
нет творящего доброе, ни одного [нет].[5]
13 Их гортань — зияющая могила;
языком своим обманывают люди.[6]
Во рту у них яд змеиный[7]
14 и на устах одни проклятия и горечь.[8]
15 Скоры они[9] на пролитие крови.[10]
16 Всюду разор и бедствие на путях человеческих.
17 Не знают люди пути к миру,[11]
18 страха Божия лишились они».[12]
19 Но мы знаем: в Законе сказанное
[13] к тем обращено, кто подчинен Закону,
[14] никто чтоб не пытался оправдаться. Перед Богом весь мир виновен!
20 Из смертных пред Ним не может ни один быть признан правым за то, что соблюдает он Закон: с Законом лишь приходит осознание греха.
21 Некогда о праведности Божией
[15] свидетельствовали Закон и пророки,
[16] теперь же она открылась
людям отдельно от Закона;
22 и эта праведность Божия, на вере в Иисуса Христа основанная, она для всех,
[17] кто верит, ибо нет различий.
23 Все согрешили ведь, и сияния
[18] Божия лишены,
24 а оправдываются без заслуг,
[19] только Его благодатью, через искупление
[20] во Христе Иисусе.
25 [25-26] Бог сделал так, что через Него свершилось умилостивление и примирение
[21] по вере в
пролитую Кровь Его. Этим Бог показал, что был справедлив
[22] и прежде, когда Он в долготерпении оставлял грехи без наказания;
26 так и ныне являет Он правду Свою: то, что праведен Он Сам и оправдывает верующих в Иисуса.
27 Допустимо ль тогда хвастовство? Исключается полностью. Но каким же законом? Тем, что требует дел? Нет! Законом веры.
28 Ибо знаем мы, что оправдание человек получает по вере, а не за то, что Закон соблюдает.
[23]
29 Разве Бог одних иудеев лишь Бог? Не язычников тоже? Конечно, и их.
30 Бог для всех ведь один: и обрезанных Он по вере их оправдает, через веру же — и необрезанных.
31 Упраздняем ли мы Закон, ставя так высоко веру?
[24] Нет, конечно. Мы Закон укрепляем.
Примечания:
3 [1] — Или: неверующими.
4 [2] — Букв.: и мог победить, когда Ты судим. Апостол использует слова Пс 51:4 (50:6) и цитирует их по Септуагинте, очевидно, желая показать, что хотя человеческая неверность явно торжествует, однако характер Бога во всех Его заявлениях о грехе, в конце концов, будет оправдан перед всей Вселенной.
5 [3] — Букв.: неправедность/нечестивость; или: несправедливость.
9 [4] — Букв.: уже вынесли обвинение.
12 [5] — Пс 14 (13):1−3.
13 [6] — Пс 5:10 (LXX).
13 [7] — Пс 140:3 (139:4).
14 [8] — Пс 10:7 (9:28).
15 [9] — Букв.: ноги их быстры.
15 [10] — Притч 1:16.
17 [11] — Ис 59:7,8.
18 [12] — Пс 36 (35):2 (LXX).
19 [13] — В знач. сказанное в Писаниях Ветхого Завета.
19 [14] — Букв.: кто в (связи с) Законом; или: под Законом.
21 [15] — Друг. возм. пер.: о том, как войти в правильные отношения с Богом.
21 [16] — См. в Словаре Пророк.
22 [17] — Некот. рукописи добавляют: и на всех.
23 [18] — Или: славы; см. в Словаре Слава. Друг. возм. пер. ст. 23: …не могут достичь определенного Богом нравственного величия.
24 [19] — Или: даром.
24 [20] — См. в Словаре Искупление.
25 [21] — Или: Бог представил (букв.: поставил пред всеми) Его как средство примирения. В греч. используется то же слово, что и в Евр 9:5, переводимое как «крышка ковчега» — место умилостивления. Очевидно, имеется в виду похожая на престол крышка Ковчега завета (Исх 25:17−22).
25 [22] — Или: праведен.
28 [23] — Букв.: отдельно/независимо от дел Закона.
31 [24] — Букв.: упраздняем ли мы Закон верою?
Послание апостола Павла христианам Рима, 3 глава. Под редакцией Кулаковых.