Деяния 13 глава

Деяния Святых Апостолов
Библейской Лиги ERV → Елизаветинская на русском

 
 

В церкви в Антиохии были следующие пророки и наставники: Варнава, Симеон, называемый Нигером, Луций из Киринеи, Манаил, воспитанный вместе с правителем Иродом, и Савл.
 
Бяху же нецыи во Церкви сущей во антиохии пророцы и учителие: варнава же и симеон нарицаемый нигер, и лукий киринеанин, и манаил со иродом четвертовластником воспитанный, и савл.

Когда они служили Господу и постились, Святой Дух сказал: «Назначьте Варнаву и Савла, чтобы они исполнили дело, для которого я их призвал».
 
Служащым же им Господеви и постящымся, рече Дух святый: отделите ми варнаву и савла на дело, на неже призвах их.

После поста и молитвы пророки и наставники возложили на Варнаву и Савла руки и отправили их.
 
Тогда постившеся и помолившеся и возложше руки на ня, отпустиша их.

И вот, посланные Святым Духом, Варнава и Савл пришли в Селевкию, а оттуда отплыли на Кипр.
 
Сия убо, послана бывша от Духа свята, снидоста в селевкию, оттуду же отплыста в кипр,

Прибыв в Саламин, они провозгласили слово Божье в иудейских синагогах; Иоанн же был с ними и помогал им.
 
и бывша в саламине, возвещаста слово Божие в сонмищих иудейских: имеяста же и иоанна слугу.

Они прошли через весь остров до Пафа, где встретили волшебника и лжепророка, иудея по имени Вариисус.
 
Прошедша же остров даже до пафа, обретоста некоего мужа волхва лжепророка иудеанина, емуже имя вариисус,

Он был служителем губернатора Сергия Павла, человека разумного. Сергий Павел послал за Варнавой и Савлом и пожелал услышать слово Божье.
 
иже бе со анфипатом сергием павлом, мужем разумным. Сей призвав варнаву и савла, взыска услышати слово Божие:

Но волшебник Елима (так переводилось имя Вариисуса на греческий язык) всячески препятствовал им в этом и пытался отвратить губернатора от веры.
 
сопротивляшеся же има елима волхв, тако бо сказуется имя его, иский развратити анфипата от веры.

Тогда Савл, также прозванный Павлом, исполнился Духа Святого, посмотрел прямо на Вариисуса
 
Савл же, иже и павел, исполнися Духа свята, и воззрев нань,

и сказал: «Ты — сын дьявола, полный коварства и зла, враг добродетели! Перестанешь ли ты извращать прямые пути Господние?
 
рече: о, исполненне всякия льсти и всякия злобы, сыне диаволь, враже всякия правды, не престанеши ли развращая пути Господни правыя?

Слушай же! Рука Господа на тебе, ты ослепнешь на некоторое время и не будешь больше видеть солнца». И тотчас же глубокая тьма опустилась на него. Он ходил как потерянный, стараясь найти себе поводыря.
 
и ныне, се, рука Господня на тя, и будеши слеп, не видя солнца до времене. Внезапу же нападе нань мрак и тма, и осязая искаше вожда.

Увидев это, губернатор поверил, поражённый учением о Господе.
 
Тогда видев анфипат бывшее, верова, дивяся о учении Господни.

Павел и те ученики, которые были с ним, отплыли из Пафа и прибыли в Пергию, город в Памфилии. Иоанн же расстался с ними и возвратился в Иерусалим.
 
Отвезшеся же от пафа павел и сущии с ним, приидоша в пергию памфилийскую: иоанн же, отлучився от них, возвратися во Иерусалим.

Они продолжали свой путь из Пергии и, прибыв в Антиохию писидийскую, в субботний день вошли в синагогу и сели там.
 
Они же, прошедше от пергии, приидоша во антиохию писидийскую, и вшедше в сонмище в день субботный, седоша.

После того как был прочитан Закон Моисея и Писания пророков, главы синагоги послали сказать им: «Братья, если у вас есть слово наставления к народу, то говорите».
 
По чтении же закона и пророк, послаша началницы сонмища к ним, глаголюще: мужие братие, аще есть слово в вас утешения к людем, глаголите.

Тогда Павел встал и, подав знак рукой, сказал следующее: «Народ Израиля и вы, все остальные, почитающие истинного Бога, слушайте!
 
Востав же павел и помаав рукою, рече: мужие израильтяне и боящиися Бога, услышите:

Бог израильского народа избрал наших предков и возвеличил наш народ, когда тот жил ещё странником в Египте, и Своей могучей рукой вывел их из той земли.
 
Бог людий сих избра отцы нашя и люди вознесе в пришелствии в земли египетстей, и мышцею высокою изведе их из нея

И сорок лет Бог с терпением относился к ним в пустыне.
 
и до четыредесяти лет препита их в пустыни:

Истребив семь народов в земле Ханаан, Он дал израильтянам землю в наследие.
 
и низложив язык седмь в земли ханаанстей, даде им в наследие землю их,

Всё это произошло за четыреста пятьдесят лет. Затем Бог дал нашему народу судей, которые правили вплоть до прихода пророка Самуила.
 
и по сих, яко лет четыреста и пятьдесят, даде им судии до самуила пророка:

Потом они стали просить царя, и Он дал им Саула, сына Киса из семьи Вениамина, который правил сорок лет.
 
и оттуду просиша царя, и даде им Бог саула сына кисова, мужа от колена вениаминова, лет четыредесять:

А когда Бог лишил его царства, то поставил над израильтянами царём Давида, о котором Он свидетельствовал: „Давид, сын Иессея, пришёлся Мне по сердцу, и он исполнит всё, что Я велю ему”.
 
и преставль его, воздвиже им давида в царя, емуже и рече свидетелствовав: обретох давида сына иессеова, мужа по сердцу моему, иже сотворит вся хотения моя.

И из его потомства Бог, как и обещал, даровал Израилю Спасителя Иисуса.
 
От сего семене Бог по обетованию воздвиже израилю спасение Иисуса,

До Его прихода Иоанн призывал всех израильтян креститься в доказательство того, что они покаялись в грехах.
 
проповедавшу иоанну пред лицем внития его крещение покаяния всем людем израилевым.

Выполняя назначенное ему, Иоанн сказал: „Как вы думаете, кто я? Я — не Христос. Он идёт вслед за мной, Тот, у Кого я даже недостоин развязать ремни сандалий”.
 
И якоже скончаваше иоанн течение, глаголаше: кого мя непщуете быти? несмь аз, но се, грядет по мне, емуже несмь достоин разрешити ремень сапогу его.

Братья мои, сыновья рода Авраама, и все остальные, почитающие истинного Бога! Это нам было послано слово спасения.
 
Мужие братие, сынове рода авраамля, и иже в вас боящиися Бога, вам слово спасения сего послася.

Жители Иерусалима и их предводители не признали Иисуса спасителем и осудили Его, исполнив таким образом слова пророков, провозглашаемые каждую субботу.
 
Живущии бо во Иерусалиме и князи их, сего не разумевше, и гласы пророческия по вся субботы чтомыя, осудивше (его), исполниша,

И хотя они не нашли основания, чтобы приговорить Его к смерти, всё же просили Пилата убить Его.
 
и ни единыя вины смертныя обретше, просиша у пилата убити его:

Они сотворили всё то зло, которое, как сказано в Писаниях, должно было случиться с Иисусом, а потом сняли Его с креста и положили в гробницу.
 
якоже скончаша вся, яже о нем писана, снемше с древа, положиша во гробе.

Но Бог воскресил Его из мёртвых,
 
Бог же воскреси его от мертвых:

и в продолжение многих дней Он являлся тем, кто пришёл вместе с Ним из Галилеи в Иерусалим. И теперь они свидетельствуют о Нём перед народом.
 
иже являшеся во дни многи совозшедшым с ним от галилеи во Иерусалим, иже ныне суть свидетелие его к людем.

Мы же принесли вам Благую Весть о том, что обещание, данное нашим предкам,
 
И мы вам благовествуем обетование бывшее ко отцем, яко сие Бог исполнил есть нам чадом их, воздвиг Иисуса,

Бог исполнил для нас, их детей, воскресив Иисуса из мёртвых, как и написано во втором псалме: „Ты — Сын Мой. Сегодня Я стал Отцом Твоим”.
 
якоже и во псалме вторем писано есть: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя.

О том же, что Бог воскресил Иисуса из мёртвых, чтобы Тот не обратился в тлен, Бог так говорил: „Я дам вам святые и истинные благословения, обещанные Давиду”.
 
А якоже воскреси его от мертвых, не ктому хотяща возвратитися во истление, сице рече: яко дам вам преподобная давидова верная.

Он и в другом псалме говорит: „Не допустишь, чтобы Святой Твой превратился в тлен”.
 
Темже и в другом глаголет: не даси преподобному твоему видети истления.

Но Давид повиновался воле Божьей всю свою жизнь, а когда скончался, был похоронен со своими предками и превратился в тлен.
 
Давид бо, своему роду послужив Божиим советом, успе, и приложися ко отцем своим, и виде истление:

Тот же, Кого Бог воскресил из мёртвых, не обратился в тлен.
 
а егоже Бог воздвиже, не виде истления.

И потому, братья, знайте, что через Иисуса вам возвещается отпущение ваших грехов, и во всём, в чём вы не могли быть оправданы по Закону Моисея,
 
Ведомо убо да будет вам, мужие братие, яко его ради вам оставление грехов проповедается:

будет оправдан через Него каждый верующий.
 
и от всех, от нихже не возмогосте в законе моисеове оправдитися, о сем всяк веруяй оправдается.

Так берегитесь же, чтобы с вами не случилось сказанное пророками:
 
Блюдите убо, да не приидет на вас реченное во пророцех:

„Слушайте же, глумливые! Дивитесь и сгиньте, так как в ваши дни я совершаю нечто такое, во что вы не поверите, даже если объяснят вам”».
 
видите, нерадивии, и чудитеся, и узрите и исчезнете: яко дело аз соделаю во дни вашя, емуже не имате веровати, аще кто повесть вам.

Когда Варнава и Павел выходили из синагоги, их попросили рассказать об этом и в следующую субботу.
 
Исходящым же им от сонмища иудейска, моляху языцы в другую субботу глаголатися им глаголом сим:

После собрания многие иудеи и многие из обращённых в иудейство язычников, чтивших истинного Бога, последовали за Павлом и Варнавой, те же говорили с людьми и убеждали их оставаться верными милости Божьей.
 
разшедшуся же собору, последоваша мнози от иудей и честивых пришлец павлу и варнаве, иже, глаголюща им, увещаста их пребывати в благодати Божией.

В следующую субботу почти весь город собрался послушать слово Господнее.
 
Во грядущую же субботу мало не весь град собрася послушати слова Божия:

Но, увидев толпу, иудеи преисполнились зависти и стали возражать против того, что говорил Павел, и оскорблять его.
 
видевше же иудее народы, исполнишася зависти и вопреки глаголаху глаголемым от павла, сопротив глаголюще и хуляще.

Но Павел и Варнава смело сказали: «Вам в первую очередь должно было быть принесено слово Божье, но раз вы отвергаете его и не считаете себя достойными вечной жизни, то теперь мы обратимся к язычникам,
 
Дерзнувша же павел и варнава рекоста: вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отвергосте е и недостойны творите сами себе вечному животу, се, обращаемся во языки:

потому что так повелел нам Господь: „Я сделал Тебя Светом для других народов, чтобы Ты принёс спасение всей земле”».
 
тако бо заповеда нам Господь: положих тя во свет языком, еже быти тебе во спасение даже до последних земли.

Услышав это, все язычники радовались и прославляли слово Господнее. И все, избранные для вечной жизни, поверили.
 
Слышаще же языцы радовахуся и славляху слово Господне, и вероваша, елицы учинени бяху в жизнь вечную:

Затем слово Божье распространилось по всей той местности.
 
проношашеся же слово Господне по всей стране.

Но иудеи настроили набожных почтенных женщин и первых людей города так, что те начали преследовать Павла и Варнаву и изгнали их из города.
 
Иудее же наустиша честивыя жены и благообразныя и старейшины града, и воздвигоша гонение на павла и варнаву, и изгнаша я от предел своих.

Павел и Варнава отряхнули пыль со своих ног и отправились в Иконию.
 
Она же, отрясша прах от ног своих на них, приидоста во иконию.

Однако ученики Господние, жившие в Антиохии, исполнились радости и Духа Святого.
 
ученицы же исполняхуся радости и Духа свята.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.