1-е Коринфянам 15 глава

Первое послание Коринфянам
Русского Библейского Центра → Синодальный перевод (МП)

 
 

Напоминаю вам, братья, о евангельской вести, которую я вам принес, которую вы приняли и хорошо запомнили.
 
Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,

Эта весть вас спасает, и от нее не отступайте, а не то выйдет, что вы попусту поверили.
 
которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

Я прежде всего передал вам то, что сам получил. Христос умер за наши грехи — это по Писанию.
 
Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то есть,] что Христос умер за грехи наши, по Писанию,

И был погребен и на третий день воскрес, тоже по Писанию,
 
и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,

И явился Кифе, потом Двенадцати.
 
и что явился Кифе, потом двенадцати;

Вслед за тем явился сразу более чем пятистам братьев, сегодня в большинстве своем здравствующих, а некоторые и почили.
 
потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;

Потом явился Иакову, потом всем апостолам.
 
потом явился Иакову, также всем Апостолам;

После всех явился и мне, недорослю,
 
а после всех явился и мне, как некоему извергу.

Мельчайшему из апостолов. Я преследовал Божью церковь и звания апостола недостоин.
 
Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

Но по Божьей милости я такой, какой есть, и милость Его не пропала даром: я трудами изобилую более их всех, вернее, не я, а Божья со мной благодать.
 
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

Впрочем, не все ли равно, кто из нас тут проповедует? Важно, что вы поверили.
 
Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Только вот что. Если Христос, как мы проповедуем, воскрес из мертвых, то зачем у вас говорят, что нет воскресения мертвых?
 
Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?

Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.
 
Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;

А если Христос не воскрес, то и проповедь наша ни к чему, ни к чему и ваша вера.
 
а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

Вдобавок мы оказываемся еще и распространителями лжи о Боге, свидетельствуя о Боге, что Он воскресил Христа, которого, выходит, не воскрешал, если мертвые не воскресают.
 
Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, [то есть,] мертвые не воскресают;

Да только, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
 
ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

А если Христос не воскрес, то ни к чему ваша вера: вы всё так же прозябаете в ваших грехах.
 
А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.

В таком случае погибли и те, кто умер с верой в Христа.
 
Поэтому и умершие во Христе погибли.

И если мы лишь в этой жизни полагаемся на Христа, то мы — первые, кого нужно пожалеть.
 
И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

Но нет, Христос из мертвых все-таки воскрес, положил начало.
 
Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

Если смерть осуществилась через человека, то и воскресение мертвых — через человека.
 
Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых.

Как по Адаму все умирают, так по Христу все оживут,
 
Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,

Причем каждый в свой черед: сначала Христос, а потом, с Его пришествием, уже все Христовы.
 
каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.

А после этого — конец: Христос истребит всякое начало, всякую власть и силу и передаст Царство Богу Отцу.
 
А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.

Словом, Ему надлежит царствовать, пока Бог не повергнет всех врагов Ему под ноги.
 
Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.

Истребится и последний враг — смерть.
 
Последний же враг истребится — смерть,

«Все покорил и поверг Бог Ему под ноги». Сказано: «все покорил», но понятно: кроме Того, кто покорил Ему все.
 
потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.

Когда же покорит Ему все, тогда и Сын Ему, Покорившему, покорится — Богу, а Он-то и есть все во всем.
 
Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.

А не то бы мертвым какая была польза от тех, кто принял за них крещение? Если мертвые не воскресают, для чего тогда вообще за них крестятся?
 
Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?

Для чего и нам все время смотреть в глаза смерти?
 
Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?

Нет дня, чтобы я не был от нее на волосок. Это так же верно, как то, что моя у вас заслуга — труды Христа Иисуса, Господа нашего.
 
Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.

Но что толку было мне насмерть биться со зверями в Эфесе, если со смертью все кончается? Если мертвые не воскресают, «давайте есть и пить, все равно завтра умрем»!?
 
По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!

Не обманывайтесь: «дурная среда растлевает добрые нравы».
 
Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.

Придите же по-настоящему в себя и не грешите. К стыду вашему говорю: не все знаете Бога.
 
Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.

Кто-нибудь скажет: «Как мертвые воскреснут? С каким телом придут?».
 
Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?

Непонятливый! Посеянное тобой не будет жить, пока не умрет.
 
Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.

И на сев ты идешь не с готовым растением, а с голым зернышком, скажем, пшеничным или еще каким.
 
И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;

И Бог дает ему жизнь, какую предусмотрел: каждому виду зерна свою жизнь.
 
но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.

Не все живое одинаково. Своя стать у людей, своя у диких животных, у птиц, у рыб.
 
Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.

Есть тела небесные, есть земные. Но свечение небесных тел — одно, а земных — другое.
 
Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.

Своя игра света у солнца, своя игра света у луны, своя у звезд. И отличается игрой света звезда от звезды.
 
Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.

Так и воскресение мертвых: в землю — тленное, из земли — нетленное.
 
Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;

В землю — низменное, из земли — возвышенное. В землю — отжившее, из земли — полное жизни.
 
сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;

В землю — тело материальное, из земли — тело духовное. Есть тело живой души и есть тело духа.
 
сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.

Так и написано: «Стал первый человек Адам душой живою». Последний Адам — дух животворящий.
 
Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.

И не духовное сначала, нет — материальное, затем духовное.
 
Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.

Первый человек — земной, из праха. Второй Человек — с небес.
 
Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба.

Какой тот из праха, такие и те, кто из праха. Какой Небесный, такие и небесные.
 
Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.

Мы обрели образ того, кто из праха. Обретем и образ Небесного.
 
И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.

Но вот что, братья: плоть и кровь наследовать Божьего Царства не могут. Смертное с бессмертным не сочетается.
 
Но то скажу [вам,] братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.

Тайну вам открываю: не все мы умрем, но все преобразимся —
 
Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

Одним махом, во мгновение ока, по звуку последней трубы. Труба прозвучит — и мертвые воскреснут нетленными, а мы преобразимся.
 
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.

Тленному предстоит облечься в нетление, смертному — в бессмертие.
 
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.

И когда наша тленная суть облечется в нетление и наша смертная суть — в бессмертие, тогда оправдается слово написанное: «Смерть победой поглощена».
 
Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.

«Смерть, где твоя победа? Смерть, где твое жало?».
 
Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?

Жало смерти — грех, а довод греха — Закон.
 
Жало же смерти — грех; а сила греха — закон.

Благодарение Богу! Он дарует нам победу рукой Господа нашего Иисуса Христа.
 
Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!

Словом, дорогие братья, будьте тверды, несгибаемы, всегда изобильны делом Господним. Труд ваш для Господа небесполезен.
 
Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.

Примечания:

 
 
Синодальный перевод (МП)
47−49 перстный — земной, из праха, пыли земной.
53, 54 облечься — буквально: одеться; воплотиться.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.