От Матфея 6 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
В переводе Лутковского → Перевод Десницкого

 
 

Старайтесь, однако, не выставлять вашу праведность людям напоказ, иначе не получите награды от Отца вашего Небесного.
 
Смотрите, не выставляйте свою праведность напоказ перед людьми — тогда не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

Поэтому когда ты подаешь милостыню, не труби на весь мир об этом, как это делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы услышать славословия от людей. Уверяю вас: они уже получают награду свою.
 
Когда подаешь милостыню, не труби об этом повсюду, как это делают лицемеры в синагогах и людных местах, чтобы люди их прославляли. Аминь говорю вам: в том и состоит их награда.

У тебя же, когда ты подаешь милостыню, пусть левая рука не знает, что делает правая,
 
А когда ты подаешь милостыню, пусть левая твоя рука не знает, что творит правая

чтобы милостыня твоя совершалась тайно, и тогда Отец твой, Который видит тайное, воздаст тебе явно.
 
и так твоя милостыня останется тайной — а Отец твой, видя потаенное, тебе воздаст.

И когда молитесь, не подражайте лицемерам, которые предпочитают молиться на виду у людей: в синагогах, или останавливаясь на перекрестках дорог. Уверяю вас: они уже получают награду свою.
 
И когда молитесь, не будьте похожи на лицемеров, которые любят молиться в синагогах или посреди улицы, напоказ перед людьми. Аминь говорю вам: в том и состоит их награда.

Ты же, когда захочешь помолиться, войди в комнату свою и, затворив за собой дверь, тайно помолись Отцу твоему, и тогда Отец твой, Который видит тайное, воздаст тебе явно.
 
А ты, когда молишься, войди в свою комнату, зарпи дверь и помолись Отцу своему втайне — и Отец твой, видя потаенное, тебе воздаст.

Молясь же, не пустословьте подобно язычникам, которые полагают, будто благодаря многословию своему будут услышаны.
 
В молитве не будьте многословны, словно язычники — им кажется, что если слов будет много, их услышат.

Не уподобляйтесь им, потому что Отец ваш знает, в чём вы нуждаетесь, прежде чем вы попросите у Него об этом.
 
Не подражайте им, ведь Отцу вашему известна всякая ваша нужда еще прежде, чем вы Его попросите.

Вы же молитесь вот как:Отец наш Небесный! Да прославится имя Твоё!
 
Вы моли́тесь так:Отец наш Небесный! Да будет свято Твое имя,

Да наступит Царство Твоё! Да свершится воля Твоя как на небе,1 так и на земле!
 
да наступит Твое царство, да творится Твоя воля — как на небе, так и на земле.

Подай же нам ныне хлеб наш насущный,2
 
Хлеб наш насущный дай нам сегодня

и прости нам прегрешения3 наши, как и мы прощаем4 тем, кто согрешил пред нами,
 
и прости нам долги наши, как мы сами простили должников наших,

и удержи нас от искушения, и от лукавого нас защити,5 ибо Твоё и Царство, и сила, и слава вовеки. Аминь.6
 
и не дай нам впасть в искушение, но избавь нас от зла. Ибо царство, и сила, и слава — они во веки Твои. Аминь!

Ибо если вы простите людям прегрешения их, простит и вам Отец ваш Небесный;
 
Ведь если вы простите другим людям их провинности, то и вам Отец ваш Небесный простит ваши.

если же не простите людям прегрешений их, то и Отец ваш не простит прегрешений ваших.
 
А если не простите другим, то Отец ваш не простит ваших провинностей.

А когда поститесь, не будьте угрюмы, подобно лицемерам, которые, постясь, помрачают лица свои. Уверяю вас: они уже получают награду свою.
 
И когда поститесь, не напускайте на себя мрачный вид, как лицемеры. Они делают это нарочно, чтобы выставить себя постниками перед другими людьми. Аминь говорю вам: в том и состоит их награда.

Ты же, постясь, умасти голову свою и лицо своё омой,
 
Если ты решил поститься — умойся и позаботься о прическе,

чтобы явиться постящимся не пред людьми, но тайно пред Отцом твоим, и тогда Отец твой, Который видит тайное, воздаст тебе явно.
 
чтобы выглядеть постником не перед людьми, а перед Отцом твоим втайне — а Отец твой, видя потаенное, тебе воздаст.

Не накапливайте для себя сокровища7 на земле, где моль и тля поедают, где воры обкрадывают и похищают.
 
Не копите себе сокровищ на земле: здесь их поедают ржавчина и моль, расхищают проникшие в дом воры.

но накапливайте для себя сокровища на небесах, где ни моль, ни тля не поедают, и где воры не обкрадывают и не похищают,
 
Копите себе сокровища на небе: там их не поедают ни ржавчина, ни моль, там их не расхищают проникшие в дом воры.

ибо где сокровище твоё, там и сердце твоё.
 
Где твое сокровище, туда ведь будет стремиться и твое сердце!

Для тела светильник — око. Поэтому если око твоё будет чистым, то и всё тело твоё будет светлым;
 
Глаза дают свет всему человеческому телу. Так что если взгляд твой бесхитростен, то и всё тело будет светлым,

если же око твоё будет нечистым, то и всё тело твоё будет темным. Итак, если свет, который в тебе, — это тьма, то какова же в тебе сама тьма!
 
а если взгляд твой злобен, то и всё тело будет темным. А если твой собственный свет оказался тьмой, чем же будет тьма?

Никто не может служить двум господам, потому что либо одного возненавидит, а другого полюбит, либо одному станет служить усердно, а другому — нерадиво. Не можете служить Богу и мамоне.8
 
Никто не может быть слугой двум господам: к тому проявит презрение, а к этому любовь, или тому явит преданность, а этому — пренебрежение. Вот и вы не можете служить Богу и мамоне.

Вот почему Я и говорю вам: не заботьтесь ни о том, что есть или пить вам для поддержания жизни вашей, ни о том, что надеть вам, чтобы прикрыть тело ваше.9 Разве душа не более важна, чем пища, а тело — чем одежда?
 
Потому говорю вам: не заботьтесь, чем накормить и напоить свою душу и во что одеть свое тело. Разве душа не важнее пищи, а тело — одежды?

Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, а Отец ваш Небесный кормит их. А вы намного ли отличаетесь от них?
 
Посмотрите на птиц небесных: они не сеют и не жнут, урожай не запасают, а их кормит Отец ваш Небесный. Разве вы для Него не намного важней?

Кто из вас, заботясь, сможет увеличить свой рост хотя бы на один локоть?
 
Да и кто из вас может собственным старанием хоть ненамного увеличить свой рост?

А зачем вы заботитесь об одежде? Посмотрите, как растут полевые лилии: они не трудятся, не прядут,
 
А что вы беспокоитесь об одежде? Заметьте, как растут в поле лилии: не трудятся они и не прядут,

но говорю вам, что и Соломон10 в величии своей славы не одевался так, как любая из них.
 
но говорю вам, что и Соломон во всей своей славе не одевался так, как любая из них!

Если же Бог наряжает так полевые цветы, которые сегодня есть, а завтра будут брошены в печь, не гораздо лучше ли (оденет Он) вас, маловеры?
 
Если так Бог одевает полевую траву, которая сегодня растет, а завтра будет брошена в печь, то уж тем более оденет вас, маловеры!

Итак, не заботьтесь и не спрашивайте: что мы будем есть, пить или что станем надевать?
 
Так что не заботьтесь, не спрашивайте себя: «Что будем есть? А что пить? А во что оденемся?»

Всего этого ищут язычники, тогда как Отец ваш Небесный знает, что вы нуждаетесь во всём этом.
 
Всего этого ищут язычники. А Отец ваш Небесный знает, что вы нуждаетесь во всем этом.

Вы же ищите прежде правды Божьей и Царства Его,11 а всё это будет дано вам.
 
Ищите прежде всего Божьего Царства и праведности Божьей — а всё прочее полу́чите впридачу.

Так что не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам позаботится о себе; достаточно для сего дня и своих хлопот.
 
Так что не беспокойтесь о завтрашнем дне, завтра само о себе побеспокоится. Каждому дню хватит собственной тревоги.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[6.1] 6.9 — 13. Так как данная молитва является одной из главных молитв христианского вероисповедания, приводим ее в каноническом церковнославянском переводе: «Отче наш, Иже еси на небесех! да святится имя Твое, да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».
[6.2] «на небе» — несмотря на единственное число, речь идет о «небесах», то есть о горнем, ангельском мире.
[6.3] «хлеб» — в данном случае синоним пищи вообще (ср. Лк. 14.1; Притч. 30.8). «насущный» — слово это воистину было «камнем преткновения» для экзегетов. В классической греческой литературе оно не встречается, и Ориген, напр., считал, что Матфей сам составил его из предлога «на» и существительного «сущность». Однако не столь давно был найден папирус (дохристианских времен), где встречается это спорное слово. Текст оказался списком «насущных», то есть «обычных», «повседневных» покупок на базаре.
[6.4] «прегрешения» — досл. множественное число от слова «вина» (ср. Лк. 13.4). У Луки — «грехи».
[6.5] «прощаем» — в некоторых рукописях: «простили» (у Луки без разночтений — «прощаем»).
[6.6] досл.: «и не допусти нас до искушения, а также защити...». «Защити» более точно раскрывает смысл сказанного, поскольку «избавь», «освободи» предполагает, что ученики Иисуса находятся во власти диавола.
[6.7] в подлиннике игра слов: «не сокрывайте сокровища».
[6.8] мамона — в пер. с арам. «богатство».
[6.9] досл.: «ни о душе вашей, что едите и пьете, ни о теле вашем, что надеваете».
[6.10] Соломон — царь Израиля (970 — 931 гг. до н.э.).
[6.11] досл.: «Царства Божьего и правды Его».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.