Деяния 13 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Новый русский перевод

 
 

В Антиохийской церкви были свои пророки и учителя: Варнава, Симеон Нигер, киренеец Луций, Манаин (брат-приемыш Ирода-тетрарха) и Савл.
 
В церкви Антиохии были пророки и учители: Варнава, Симеон, называемый Нигер[82], киренец Луций, Манаин, получивший воспитание вместе с четвертовластником Иродом, и Савл.

Когда церковь, служа Господу, постилась, Святой Дух сказал: «Отрядите Мне Варнаву и Савла для дела, на которое Я их призвал».
 
Однажды, когда они служили Господу и постились, Святой Дух сказал: — Отделите мне Варнаву и Савла для дела, к которому Я их призвал.

После поста и молитвы на них возложили руки и отпустили.
 
И они после поста и молитвы возложили на них руки и отпустили их.

Ведомые Святым Духом, они пришли в Селевкию, а оттуда отплыли на Кипр.
 
Эти два апостола, посланные Святым Духом, пошли в Селевкию, а оттуда отплыли на Кипр.

Пришли в Саламин и там в иудейских синагогах возвещали Божье Слово. Иоанн был у них помощником.
 
Они прибыли в Саламин и там возвещали слово Божье в иудейских синагогах. Иоанн тоже был с ними и помогал им.

Пройдя весь остров до самого Пафоса, они повстречали там некоего мага, лжепророка из иудеев, по имени Вар-Иисус.
 
Они прошли весь остров и пришли в Пафос. Там они встретили одного иудея по имени Вар-Иисус, который был колдуном и лжепророком.

Он подвизался у проконсула Сергия Павла. Проконсул, человек неординарный, пожелал выслушать Божье Слово и пригласил Варнаву и Савла.
 
Он был с римским проконсулом Сергием Павлом, человеком большого ума. Проконсул пригласил Варнаву и Савла, желая услышать слово Божье.

Но этот маг (так надо понимать его другое имя — Элима) чинил им препятствия, уводил проконсула от веры.
 
Но колдун, которого также звали Елима (что значит «чародей»), действовал против них и пытался отвратить проконсула от веры.

Савл, он же Павел, исполнившись Святого Духа, посмотрел на мага в упор
 
Тогда Савл, он же Павел, исполнившись Святого Духа, посмотрел прямо на Елиму

И сказал: «Ты, напичканный интригами и кознями сын Дьявола, враг всякой правды! Так и будешь искривлять прямые пути Господни? Ну нет!
 
и сказал: — Сын дьявола, враг всякой праведности, полный лжи и нечестия! Неужели ты никогда не перестанешь искривлять прямые пути Господни?

Сейчас пала на тебя рука Господня. Ослепнешь и до своего часа не увидишь солнца». Тотчас нашли на мага сумерки и тьма, и он заметался, ища себе поводыря.
 
Рука Господа обращена против тебя, ты будешь поражен слепотой и некоторое время не будешь видеть солнечного света. И сразу же его окутали мрак и тьма, и он стал метаться из стороны в сторону, ища любого, кто бы повел его за руку.

Проконсул видел все это и проникся верой, потрясенный Господним учением.
 
Проконсул, увидев, что произошло, уверовал, изумленный учением о Господе.

Павел отплыл из Пафоса и прибыл со спутниками в Пергу. Здесь, в Памфилии, Иоанн бросил их и вернулся в Иерусалим.
 
Отплыв из Пафоса, Павел и его спутники прибыли в Пергию в Памфилии[83]. Там Иоанн оставил их и возвратился в Иерусалим.

Из Перги они двинулись дальше, добрались до Писидии и там в Антиохии в субботний день зашли в синагогу и сели.
 
Из Пергии они пошли дальше, в Писидийскую Антиохию. В субботу они пришли в синагогу и сели.

После чтения Закона и Пророков старейшины синагоги передали им приглашение: «Мужи братья! Если у вас есть слово наставления к народу, говорите».
 
После чтения из Закона и Пророков начальники синагоги передали им: — Братья, если у вас есть что-либо сказать в назидание людям, то говорите.

Павел встал, поднял руку и начал говорить: «Израильтяне и все, кто боится Бога! Слушайте.
 
Павел встал и, сделав жест рукой, сказал: — Израильтяне и все боящиеся Бога, выслушайте меня!

Бог нашего народа Израиля избрал наших отцов и, пока они жили в чужой Египетской земле, сотворил им великую численность и вознесенной рукой всех оттуда вывел.
 
Бог израильского народа избрал наших отцов. Он возвысил народ во время пребывания его в Египте и могучей рукой вывел их оттуда[84].

Сорок лет в пустыне Он терпеливо сносил их нрав.
 
Сорок лет Он терпел их[85] в пустыне.

На земле Ханаанской Он истребил семь народов и отдал их землю им в наследство.
 
Он истребил в Ханаане семь народов[86] и отдал их землю в наследие нашим предкам.

Так прошло четыреста пятьдесят лет. Потом были судьи. Бог ставил им судей до самого пророка Самуила.
 
На это ушло около четырехсот пятидесяти лет. Затем, до времени пророка Самуила, Бог давал им судей.

И тут они запросили царя. Бог дал им на сорок лет Саула, сына Кисова, из племени Вениамина.
 
Потом народ попросил себе царя, и Бог дал им Саула, сына Киша, из рода Вениамина. Саул правил лет сорок.

Потом Он убрал его, поставил на царство Давида, о котором есть Его же свидетельство: “Давида, сына Ессеева, по сердцу Себе Я нашел. Все Мои надежды он оправдает.”
 
Потом, отстранив Саула, Бог сделал царем Давида. Он свидетельствовал о нём: «Я нашел Давида, сына Иессея, человек этот Мне по сердцу, он исполнит все Мои желания».[87]

Из его потомства Бог привел и дал Израилю Спасителя Иисуса, как и обещал.
 
Из потомков Давида Бог, согласно Своему обещанию, призвал Спасителя Израилю — Иисуса.

А до Его прихода Иоанн призывал весь народ Израиля к покаянному крещению.
 
Перед пришествием Иисуса Иоанн призывал к крещению в знак покаяния весь народ Израиля.

Завершая свое дело, Иоанн говорил: “За кого вы меня принимаете? Я другой. Тот идет следом за мной. Я не гожусь даже на то, чтобы носить за Ним сандалии.”
 
Заканчивая свое служение, Иоанн говорил: «За кого вы меня принимаете? Я не Он. Но за мной идет Тот, у Кого я даже недостоин развязать ремни сандалий на ногах».

Мужи братья! Дети рода Авраамова! Все, кто пребывает здесь в страхе Божьем! Кому как не нам послано Слово спасения?!
 
Братья, дети рода Авраама, и те, кто боится Бога! Эта весть спасения была послана к нам!

Жители Иерусалима и советники не узнали Его и осудили, исполнив пророческие слова, читаемые здесь каждый раз по субботам.
 
Жители Иерусалима и их начальники не узнали Христа, они осудили Его и тем самым исполнили слова пророков, которые читаются каждую субботу.

Не найдя за что осудить Его на смертную казнь, они убить Его уговорили Пилата.
 
Они не нашли в Нем никакой вины, за которую Он был бы достоин смерти, и все-таки выпросили у Пилата разрешение казнить Его.

Все, что написано о Нем, они исполнили и тогда сняли Его с креста и положили в гробницу.
 
Исполнив всё, что было о Нем написано, они сняли Его с дерева и положили в гробницу.

Но Бог поднял Его из мертвых!
 
Но Бог воскресил Его из мертвых,

Много дней Он являлся тем, кто прошел с Ним путь от Галилеи до Иерусалима. Сегодня они — Его свидетели перед народом.
 
и ещё много дней те, кто пришёл вместе с Ним из Галилеи в Иерусалим, видели Его. Они сейчас — Его свидетели перед народом.

И вот примите от нас прекрасную весть: Свое обещание нашим отцам
 
Мы провозглашаем вам сейчас эту Радостную Весть: то, что Бог обещал нашим отцам,

Бог обратил на их детей, то есть на нас, и обещание исполнил, когда воскресил Иисуса, как и во втором Псалме написано: “Ты — Сын Мой. Я ныне родил Тебя.”
 
Он исполнил для нас, их детей, воскресив Иисуса. Во втором псалме написано: «Ты Сын Мой, сегодня Я родил Тебя».[88]

А о том, что, воскресив из мертвых, не даст Ему взяться тлением, Он сказал так: “Через Давида даю вам святое Мое слово непреложное.”
 
А о том, что Бог воскресил Его из мертвых, так что тело Его уже никогда не увидит тления, Он сказал так: «Я дам вам святые и неизменные благословения, обещанные Давиду».[89]

И другими словами говорит: “Не дашь святому Твоему взяться тлением.”
 
И в другом месте Он говорит: «Ты не дашь Твоему Святому увидеть тление».[90]

Давид, произволением Божьим послужив своему времени, почил, отошел к отцам и тления не избежал.
 
Давид в своем поколении исполнял Божий замысел. Давид умер, его похоронили с его отцами, и тело его истлело.

А Того, кого поднял Бог, тление не коснулось.
 
Но Тот, Кого Бог воскресил, избежал тления.

Да будет вам известно, мужи братья, что ради Него возвещается вам отпущение грехов.
 
Поэтому, братья, я хочу, чтобы вы знали, что благодаря Ему вам сегодня возвещается прощение грехов,

И там, где не могло быть вам оправдания по Закону Моисея, Иисус оправдывает всех, кто в Него верит.
 
и во всем, в чем Закон Моисея не мог вас оправдать, каждый верующий получает оправдание в Нем.

Позаботьтесь, чтобы миновала вас напасть, о которой сказано у пророков:
 
Смотрите, чтобы не случилось с вами того, о чем сказано у пророков:

“Поверьте своим глазам, зубоскалы! Поудивляйтесь и сгиньте! Не Я ли совершаю все это на ваших глазах? Никакому рассказу об этом вы никогда бы не поверили”».
 
«Посмотрите, насмешники, изумитесь и погибнете, потому что Я совершу в ваши дни такое, чему бы вы никогда не поверили, если бы вам рассказали об этом».[91]

Когда Павел и Варнава стали прощаться, их попросили говорить опять в очередную субботу.
 
Павел и Варнава покидали синагогу, когда их попросили говорить о том же в следующую субботу.

За порогом синагоги стали расходиться. Немало иудеев и прозелитов, чтущих Бога, пошли за Павлом и Варнавой, и те, продолжая беседу, учили их, как дальше жить, полагаясь на Божий дар благодати.
 
Собрание разошлось, но многие иудеи и благочестивые люди из обращенных в иудаизм пошли за Павлом и Варнавой. Те говорили с ними и убеждали их и дальше жить, доверяясь благодати Божьей.

В следующую субботу чуть не весь город пришел послушать Слово Господне.
 
В следующую субботу почти весь город собрался, чтобы послушать слово Господа.

Иудеи позавидовали такому стечению народа, стали бранить Павла, во всем ему перечить.
 
Иудеи,[92] увидев столько народа, исполнились завистью и стали с оскорблениями возражать тому, что говорил Павел.

Павел и Варнава ответили им со всей прямотой: «Божье Слово должно было дойти прежде всего до вас, но вы отринули его, посчитали вечную жизнь недостойной внимания. Мы поворачиваемся к язычникам,
 
Тогда Павел и Варнава решительно сказали им: — Слово Божье следовало в первую очередь возвещать вам. Но так как вы отрицаете его и не считаете себя достойными вечной жизни, мы обращаемся теперь к язычникам,

Как и обязал нас Господь: “Я положил Тебе быть светом язычников, до крайних пределов земли быть спасением”».
 
как и повелел нам Господь. Он сказал: «Я сделал тебя светом для язычников, чтобы через тебя спасение достигло концов земли».[93]

Язычники радовались тому, что говорилось, и прославляли Слово Господне. Уверовали все, кто был приобщен к вечной жизни.
 
Слыша это, язычники радовались и славили Господа за Его слово, и все, предназначенные к вечной жизни, уверовали.

Многих захватывало там Слово Господне.
 
Слово Господне распространилось по всей той области.

Но иудеи подбили против них женщин из знати, чтущих Бога, привлекли в свой лагерь первых особ города. Павла и Варнаву начали травить и выгнали за пределы края.
 
Но иудеи[94] подговорили благочестивых женщин из знатных семей и начальников города, и те возбудили преследование против Павла и Варнавы и выгнали их из своих пределов.

И они, отряхнув в их сторону прах со своих ног, ушли в Иконий.
 
Тогда они отряхнули пыль со своих ног во свидетельство против них и пошли в Иконию.

Радость Святого Духа не оставляла учеников.
 
Ученики же исполнялись радости и Святого Духа.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
1 [82] — С латинского: Черный.
13 [83] — Далее (до 14:26) это путешествие проходило по территории Малой Азии (часть современной Турции).
17 [84] — См. Исх 6:6; Исх 12:51.
18 [85] — В некот. рукописях: заботился о них.
19 [86] — См. Втор 7:1.
22 [87] — См. 1Цар 13:14; Пс 88:21.
33 [88]Пс 2:7.
34 [89]Ис 55:3.
35 [90]Пс 15:10.
40 [91]Авв 1:5.
45 [92] — То есть иудеи, отвергающие Иисуса.
47 [93]Ис 49:6.
50 [94] — В знач.: «предводители иудеев», так же в Деян 14:4.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.