От Матфея 12 глава

Евангелие от Матфея
Аверинцев: отдельные книги → Новый русский перевод

 
 

В то время шел Иисус во время субботнее мимо хлебов; и вот ученики Его проголодались и стали срывать колосья и есть.
 
В то время, в субботу, Иисус проходил через засеянные поля. Его ученики были голодны и начали срывать колосья и есть зерна.

А фарисеи, увидевши это, сказали Ему: «Смотри, ученики Твои делают то, чего в субботу делать не дозволено».
 
Но когда это увидели фарисеи, они сказали Ему: — Смотри! Твои ученики делают то, что не разрешается делать в субботу.[72] [73]

А Он сказал им: «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда сам он и люди его проголодались:
 
Иисус ответил им: — Разве вы не читали, что сделал Давид, когда он и его спутники проголодались?

как он вошел в Дом Божий, и они вкушали жертвенные хлебы, которых не дозволено было вкушать ни ему, ни людям его, а одним только священникам?
 
Он вошел в дом Божий и ел священный хлеб[74] [75], который нельзя было есть ни ему, ни его людям, но только священникам[76].

Разве вы не читали в Законе, что священники, трудящиеся во Храме во время субботнее, нарушают субботу, однако вины не имеют?
 
Или вы не читали в Законе, что в субботу священники трудятся в храме, нарушая святость этого дня, и при этом на них нет вины?

А Я говорю вам: то, что здесь, больше, нежели Храм.
 
Говорю вам, что здесь присутствует Тот, Кто больше храма.

"Если бы вы понимали, что значат слова: "Милости хочу, а не жертвоприношения", — то не осудили бы тех, на ком нет вины."
 
Если бы вы знали, что значит: «Милости хочу, а не жертвы»[77], то не обвиняли бы невиновных.

Ибо Сын Человеческий имеет власть и над субботой».
 
Ведь Сын Человеческий — Господин над субботой!

И оставив то место, пришел Он в местную синагогу.
 
Уйдя оттуда, Иисус зашел в синагогу.

И вот, там человек с сухою рукой. И те, что искали повода обвинить Иисуса, задали Ему вопрос: «Разрешено ли исцелять во время субботнее?»
 
Там был человек с иссохшей рукой. Люди в синагоге искали повод обвинить Иисуса и поэтому спросили Его: — Позволяет ли Закон исцелять в субботу?

А Он сказал им: «Есть ли среди вас такой, что если во время субботнее единственная его овца упадет в яму, тотчас не вытащит ее?
 
Иисус сказал им: — Если у кого-то из вас есть одна-единственная овца, и в субботу она упадет в яму, то разве он не вытащит её оттуда?

Насколько же человек дороже овцы! Итак, дозволено в субботнее время делать добро».
 
А ведь насколько человек дороже овцы! Стало быть, в субботу позволяется делать добро.

Тут говорит Он человеку тому: «Протяни твою руку!» И тот протянул, и стала она вновь здоровой, как другая.
 
После этого Он сказал больному: — Протяни руку. Тот протянул, и его рука стала совершенно здоровой, как и другая.

А фарисеи, выйдя, сговаривались, каким способом погубить Иисуса; но Он, ведая это, удалился оттуда.
 
Фарисеи же, выйдя, стали совещаться о том, как им убить Иисуса. Узнав об этом, Иисус ушел из тех мест.

И пошли за Ним многие, и Он исцелил их всех,
 
За Ним последовало много людей, и Он исцелил их всех.

и строго повелел им не объявлять о Нем всенародно,
 
Но Иисус запретил им разглашать о том, кто Он[78].

да сбудется сказанное через пророка Исаию, у которого говорится:
 
Так исполнялись слова, сказанные через пророка Исаию:

«Вот Служитель Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мною, к Кому благоволит душа Моя! Изолью Дух Мой на Него, и возвестит Он суд Мой язычникам.
 
«Вот Мой избранный Слуга! Любимый Мною, в Ком радость души Моей! Я дам Ему Духа Моего, и Он возвестит народам правосудие,

Не будет пререкаться, не возопит, не услышат на улицах гласа Его.
 
Он не будет ни спорить, ни кричать; никто не услышит Его голоса на улицах.

Он тростника надломленного не преломит и лампады тлеющей не угасит, доколе не доставит победы суду;
 
Тростника надломленного Он не переломит и тлеющего фитиля не погасит, пока не даст восторжествовать правосудию.

и на имя Его уповать будут язычники».
 
На имя Его будут надеяться народы»[79].

Затем привели к Нему бесноватого, который был и слеп, и нем; и Он исцелил его, так что стал слепой и немой и говорить, и видеть.
 
Привели к Иисусу человека, одержимого демоном, который был к тому же слепым и немым. Иисус исцелил его, и он заговорил и стал видеть.

И дивился весь народ, и говорил: «Уж не Он ли — Сын Давидов?»
 
Все люди удивлялись и спрашивали друг друга: «Может, это и есть Сын Давидов?»

А фарисеи, услышав это, сказали: «Не иначе как действием Вельзевула, князя над бесами, изгоняет Он бесов!»
 
Когда же фарисеи услышали это, они сказали: «Он изгоняет демонов не иначе как силой Веельзевула, повелителя демонов».

Но Он, ведая помышления их, сказал им: «Всякое царство, что в раздоре с самим собой, придет в запустение, и всякий город или дом, что в раздоре с самим собой, не устоит.
 
Зная, о чем они думают, Иисус сказал им: — Любое царство, разделившееся на враждующие части, приходит в запустение, и никакой город или дом, разделенный враждой, не устоит.

И если сатана изгоняет сатану, значит, у него с самим собой раздор; как же устоит царство его?
 
И если сатана изгоняет сатану, значит, он враждует против самого себя. Как тогда устоит его царство?

И если Я действием Вельзевула изгоняю бесов, чьим действием изгоняют их сыновья ваши? Потому они будут вам судьями.
 
Если Я изгоняю демонов силой Веельзевула, то чьей силой изгоняют их ваши последователи?[80] Так что они будут вам судьями.

Но если Я действием Духа Божьего изгоняю бесов, значит, Царство Божие настигло вас.
 
Но если Я изгоняю демонов Духом Божьим, то это значит, что Царство Божье пришло к вам.

Разве может кто войти в дом сильного и похитить скарб его, покуда он прежде не свяжет сильного? Лишь после этого возможно расхищать дом его.
 
Как может кто-нибудь войти в дом сильного человека и разграбить его добро, если сначала не свяжет его? Только тогда можно будет ограбить его дом.

Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот расточает.
 
Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот растрачивает.

А потому говорю вам: всякий грех и всякая хула будут прощены людям, но хула на Духа не будет прощена людям.
 
Любой грех и любое кощунство будут прощены людям, но кощунство над Духом прощено не будет.

И кто скажет слово против Сына Человеческого, будет прощено ему, но кто скажет слово против Духа Святого, не будет прощено ему ни в этом мире, ни в будущем.
 
Кто скажет что-либо против Сына Человеческого, тот будет прощен, но кто говорит против Святого Духа, тот не будет прощен ни в этом веке, ни в будущем.

Или древо признайте добрым и плод его добрым, или древо признайте худым и плод его худым; ибо древо распознается по плоду.
 
Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, или признайте дерево плохим и плод его плохим, ведь дерево узнается по его плодам.

Порождения змеиные, как можете вы говорить доброе, будучи злы? Чем полно сердце, то и выговаривают уста.
 
Вы, змеиное отродье, как вы можете говорить доброе, если вы злы? Ведь что у человека на сердце, то и на языке.

Добрый человек из сокровищницы добра извлекает добро, а злой человек из сокровищницы зла извлекает зло.
 
Добрый человек выносит доброе из своего хранилища добра, а злой человек выносит злое из хранилища зла.

И говорю вам, что за каждое недолжное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда; так что твоими же словами
 
Но говорю вам, что в День Суда люди дадут отчет за каждое пустое слово, которое они сказали.

ты будешь оправдан, и твоими же словами будешь осужден».
 
Ваши собственные слова послужат вам оправданием или осуждением!

Тогда возразили Ему некие из числа книжников и фарисеев: «Учитель! Мы хотим видеть от Тебя знамение».
 
Затем фарисеи и учители Закона стали просить Иисуса: — Учитель, мы хотим, чтобы Ты показал нам какое-нибудь знамение.

Но Он сказал им в ответ: «Поколение злое и заблудшее требует знамения, но не будет ему знамения, кроме знамения пророка Ионы.
 
Иисус ответил: — Злое и развратное поколение ищет знамения, но ему не будет дано никакого знамения, кроме знамения пророка Ионы.

Ибо как Иона пробыл во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий пробудет в сердце земли три дня и три ночи.
 
И как Иона был три дня и три ночи в желудке огромной рыбы[81], так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

Ниневитяне воскреснут во время Суда вместе с поколением этим и осудят его, ибо они сотворили покаяние, услышав проповедь Ионы; и вот, то, что здесь, больше, нежели Иона.
 
Жители Ниневии встанут в День Суда с людьми этого поколения и обвинят их, потому что они покаялись от проповеди Ионы[82]. Сейчас же с вами Тот, Кто больше Ионы.

Царица Юга восстанет во время Суда вместе с поколением этим и осудит его, ибо она пришла от края земли послушать мудрость Соломона; и вот, то, что здесь, больше Соломона.
 
Царица Юга[83] [84] встанет в День Суда с людьми этого поколения и осудит их, потому что она пришла с другого конца света послушать мудрость Соломона. Сейчас же с вами Тот, Кто больше Соломона.

Когда нечистый дух выходит из человека, он бродит по местам безводным, ища отдыха, и не находит.
 
Нечистый дух, выйдя из человека, скитается по безводным местам, ища место для отдыха, но не находит его.

"Тогда говорит он: "вернусь-ка я в дом мой, откуда вышел", — и придя, находит его пустующим, подметенным и прибранным."
 
Тогда он говорит: «Возвращусь-ка я в дом, из которого вышел». Он возвращается и находит дом незанятым, чисто выметенным и убранным.

Тогда он идет и забирает с собою семь других духов, еще лютее, чем он сам, и они, войдя, вселяются там, так что под конец человеку тому еще хуже, чем было в начале; так будет и с этим злым поколением».
 
Тогда он идет, берет с собой семь других духов, ещё более злых, чем он сам, и они приходят и поселяются там. И это для человека ещё хуже того, что было вначале. Так будет и с этим злым поколением.

Он еще говорил к народу, — и вот, Мать Его и братья Его стали перед домом, желая говорить с Ним.
 
Иисус ещё говорил с народом, когда к дому подошли Его мать и братья. Они стояли снаружи, желая поговорить с Ним.

И кто-то сказал ему: «Вот, Твоя Мать и Твои братья стоят перед домом, желая говорить с Тобой».
 
Кто-то Ему сказал: — Твоя мать и братья стоят снаружи, они хотят поговорить с Тобой.

А Он возразил говорящему: «Кто Мне мать, и кто Мне братья?»
 
Но Иисус ответил тому человеку: — Кто Мне мать и кто Мне братья?

И указав рукой Своей на учеников Своих, Он сказал: «Вот Моя мать и Мои братья!
 
И, показав рукой на Своих учеников, сказал: — Вот Моя мать и Мои братья.

Ибо кто исполнит волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».
 
Кто исполняет волю Моего Небесного Отца, тот Мне и брат, и сестра, и мать.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
2 [72] — Иудеи должны были оставлять некоторую часть урожая для бедных и поселенцев. Кроме того, Законом разрешалось руками срывать колосья на чужом поле, это не считалось воровством (см. Лев 23:22; Втор 23:25). Фарисеи обвиняли учеников Иисуса не в том, что они срывали колосья и растирали их руками, но в том, что они делали это в субботу, в религиозный день покоя.
2 [73] — См. Лев 23:22; Втор 23:25.
4 [74] — Это были 12 хлебов, которые выставлялись каждую субботу в шатре, а позже и в храме Бога, а старые хлебы доставались священникам (см. Исх 25:30; Лев 24:5-9).
4 [75] — См. Исх 25:30; Лев 24:5-9.
3 [76] — См. Лев 24:8-9; 1Цар 21:1-6.
7 [77]Ос 6:6.
16 [78] — Иисус, вероятно, не хотел, чтобы люди видели в Нем только чудотворца-целителя. Другая возможная причина — растущая популярность, которая мешала Его служению (см. Мк 1:43-45).
18 [79]Ис 42:1-4.
27 [80] — Букв.: сыновья.
40 [81] — См. Иона 2:1.
41 [82] — См. Иона 3:6-9.
42 [83]Царица Юга. Т. е. Царица Шевы (Шева — современная юго-западная Аравия); ее встреча с царем Соломоном описана в 3Цар 10:1-13.
42 [84] — Т. е. царица Шевы, см. 3Цар 10:1-13.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.