Бытие 22 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

После этих событий подверг Бог Авраама испытанию. «Авраам!» — позвал его Бог. «Да,1 Господи! » — ответил тот.
 
И бысть по глаголех сих, Бог искушаше авраама и рече ему: аврааме, аврааме. И рече: се аз.

И Бог сказал: «Возьми своего сына, единственного своего, любимого тобой, Исаака, и иди с ним в землю Мориа. Принеси его там в жертву всесожжения на горе, которую Я укажу тебе».
 
И рече: поими сына твоего возлюбленнаго, егоже возлюбил еси, исаака, и иди на землю высоку и вознеси его тамо во всесожжение, на едину от гор, ихже ти реку.

Рано утром Авраам собрался в путь, оседлал осла своего, взял с собою двух своих слуг и Исаака, сына своего, и, нарубив для всесожжения дров, направился к месту, о котором говорил ему Бог.
 
Востав же авраам утро, оседла осля свое: поят же с собою два отрочища и исаака сына своего: и растнив дрова во всесожжение, востав иде, и прииде на место, еже рече ему Бог, в третий день.

На третий день пути Авраам увидел вдали это место.
 
И воззрев авраам очима своима, виде место издалече.

«Останьтесь здесь, присмотрите за ослом, — сказал Авраам слугам своим, — а мы с сыном пройдем дальше, поклонимся Богу и вернемся к вам».2
 
И рече авраам отроком своим: сядите зде со ослятем: аз же и детищь пойдем до онде, и поклонившеся возвратимся к вам.

Взял Авраам дрова для всесожжения и положил их на плечи сына своего Исаака, а сам понес огонь и нож. И когда шли они вдвоем,
 
Взя же авраам дрова всесожжения и возложи на исаака сына своего: взя же в руки и огнь, и ножь, и идоста оба вкупе.

Исаак заговорил с Авраамом, отцом своим. «Отец!» — промолвил он. «Что, сын мой?» — отозвался Авраам. И тот спросил: «Есть у нас огонь и дрова, но где же агнец для всесожжения?»
 
Рече же исаак ко аврааму отцу своему: отче. Он же рече: что есть, чадо? Рече же: се, огнь и дрова, где есть овча еже во всесожжение?

«Сын мой! — сказал Авраам. — Бог уготовит3 Себе агнца для всесожжения». И шли они дальше вдвоем.
 
Рече же авраам: Бог узрит себе овча во всесожжение, чадо. Шедша же оба вкупе,

А когда они пришли на то место, которое указал ему Бог, Авраам поставил там жертвенник и разложил на нем дрова. Завершив приготовления, он связал Исаака, сына своего, и положил его на жертвенник, поверх дров.
 
приидоста на место, еже рече ему Бог: и созда тамо авраам жертвенник и возложи дрова: и связав исаака сына своего, возложи его на жертвенник верху дров.

Авраам уже взялся за нож, чтобы убить сына своего,
 
И простре авраам руку свою, взяти ножь, заклати сына своего.

но в тот же миг ангел ГОСПОДЕНЬ воззвал к нему с неба: «Авраам! Авраам!» «Да», — откликнулся он.
 
И воззва и ангел Господень с небесе, и рече: аврааме, аврааме. Он же рече: се, аз.

«Не поднимай руки на юношу, — прозвучало повеление свыше, — не делай ему ничего худого! Теперь Я знаю, что почитаешь ты Бога: ради Меня не отказался ты пожертвовать сыном своим, своим единственным».
 
И рече: да не возложиши руки твоея на отрочища, ниже да сотвориши ему что: ныне бо познах, яко боишися ты Бога, и не пощадел еси сына твоего возлюбленнаго мене ради.

Оглянувшись, Авраам увидел позади себя барана, запутавшегося в зарослях рогами. Пошел Авраам, взял барана и принес его во всесожжение вместо сына своего.
 
И воззрев авраам очима своима виде, и се, овен един держимый рогама в саде савек: и иде авраам, и взя овна, и вознесе его во всесожжение вместо исаака сына своего.

Назвал он тогда то место «Яхве-Ирэ», ГОСПОДЬ предуготовит. Потому и по сей день говорят: «На горе ГОСПОДНЕЙ будет уготовано».
 
И нарече авраам имя месту тому: Господь виде: да рекут днесь: на горе Господь явися.

Ангел ГОСПОДЕНЬ вновь воззвал к Аврааму с неба:
 
И воззва ангел Господень авраама вторицею с небесе,

«Вот что говорит ГОСПОДЬ: „Ты выдержал4 это испытание и не отказался отдать сына своего, своего единственного, а поэтому Я Самим Собою клянусь,
 
глаголя: мною самем кляхся, глаголет Господь, егоже ради сотворил еси глагол сей и не пощадел еси сына твоего возлюбленнаго мене ради:

что щедро благословлю тебя и сделаю потомство твое многочисленным — как звезды на небе, как песок на морском берегу. Будут овладевать твои потомки твердынями врагов своих.
 
воистинну благословя благословлю тя, и умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря: и наследит семя твое грады супостатов,

Потомство5 твое будет благословением для всех народов земли — и всё это потому, что послушался ты Меня“».
 
и благословятся о семени твоем вси языцы земнии, занеже послушал еси гласа моего.

Авраам пришел к своим слугам и вместе с ними вернулся в Беэр-Шеву и долго жил там.
 
Возвратися же авраам ко отроком своим, и воставше идоша купно ко кладязю клятвенному: и вселися авраам у кладязя клятвеннаго.

Вскоре после этого Авраам услышал, что Милька, жена его брата Нахора, тоже родила Нахору сыновей:
 
Бысть же по глаголех сих, и поведаша аврааму, глаголюще: се, роди мелха и та сыны брату твоему нахору,

Уца — тот был первенец, и Буза, следующего за ним,6 и Кемуэля (отца Арама),
 
окса первенца, и вавкса брата его, и камуила отца сирска,

и Кеседа, Хазо, Пильдаша, Идлафа и Бетуэля
 
и хазада, и азава, и фалдеса, и елдафа, и вафуила:

(Бетуэль был отцом Ревекки). Этих восьмерых детей родила Милька Нахору, брату Авраама.
 
вафуил же роди ревекку: осмь сии сынове, ихже роди мелха нахору брату авраамлю:

Была у Нахора и наложница по имени Реума, она тоже родила ему детей: Теваха, Гахама, Тахаша и Мааху.
 
и наложница его, ейже имя ревма, роди и сия тавека, и таама, и тохоса, и моха.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: я здесь; то же в ст. 7, 11.
5  [2] — Ср. Евр 11:17−19.
8  [3] — Или: предусмотрит; то же в ст. 14.
16  [4] — Букв.: сделал.
18  [5] — Или: семя.
21  [6] — Букв.: его брата.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.