По Матфею 10 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Еврейский Новый Завет

 
 

Созвав двенадцать Своих учеников, Иисус дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и исцелять все болезни и все недуги.
 
Иисус призвал двенадцать учеников и дал им власть изгонять нечистых духов и исцелять всякого рода болезни и недомогания.

Вот имена двенадцати апостолов:1 первый — Симон, называемый также Петром, затем — его брат Андрей; далее — Иаков, сын Зеведея, и брат его Иоанн;
 
Вот имена двенадцати посланников: Первый Симон, названный Петром, и Андрей, его брат, Иаков, сын Зеведея и его брат Иоанн,

Филипп и Варфоломей; Фома и сборщик налогов Матфей; Иаков, сын Алфея, и Фаддей;2
 
Филипп и Варфоломей, Фома и сборщик налогов Матфей, Яаков Бар-Халфай и Фаддей,

Симон Кананит3 и Иуда Искариот, который и предал Его.
 
Симон Зелот, и Иуда Искариот, который предал его.

Разослал Иисус двенадцать этих апостолов, дав такой им наказ: «К язычникам не ходите и ни в один самаритянский город4 не заходите,
 
Этих двенадцать Иисус послал, дав им следующие указания: "Не ходите в области язычников, и не входите ни в какой город в Самарии,

но идите к заблудшим овцам народа5 Израиля.
 
но идите к потерянным овцам дома Израиля.

Идите и возвещайте: „Приблизилось6 Царство Небесное!“
 
Когда пойдёте, провозглашайте: 'Близко Царство Небес',

Больных исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, бесов изгоняйте. Даром получили — даром и отдавайте.
 
исцеляйте больных, воскрешайте мёртвых, очищайте страдающих кожными заболеваниями, изгоняйте бесов. Вы получили бесплатно, и потому давайте, не прося платы.

Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои,
 
Не берите в пояса свои ни денег, ни золота, ни серебра, ни меди;

ни сумы на дорогу, ни смены одежды, ни второй пары обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
 
и не берите с собой в дорогу ни поклажи, ни сменной рубашки, ни сменной обуви, ни посоха — работнику должны дать всё, в чём он нуждается.

И в какой бы город или селение ни вошли вы, найдите в нем достойного человека и у него оставайтесь, пока не отправитесь дальше.
 
Когда придёте в какой-либо город или селение, найдите человека, которому можно доверять, и оставайтесь у него, пока не уйдёте.

Когда войдете в дом, пожелайте мира ему.
 
Когда войдёте в чей-либо дом, говорите: 'Да пребудет на вас мир!'

И если дом достоин того — пусть мир ваш войдет в него. Но если не будет достоин — пусть мир ваш вернется к вам.
 
Если этот дом заслуживает того, пусть мир ваш покоится на нём, если нет, пусть мир ваш возвратится к вам.

А если не примут вас и не выслушают ваших слов, то, выйдя из дома того или города, отряхните прах7 с ваших ног.
 
Но если люди в каком-либо доме или городе не примут вас или не будут слушать вас, уходите из него и отряхните пыль его с ваших ног!

Заверяю вас, Содому и Гоморре8 будет легче в День Суда, чем тому городу.
 
Да, говорю вам, в День Суда легче будет людям Содома и Гоморры, нежели этому городу.

Вот, Я посылаю вас, но смотрите, вы будете, как овцы среди волков: так будьте же мудры, как змеи, и невинны, как голуби.
 
Послушайте внимательно! Я посылаю вас, словно овец среди волков, потому будьте благоразумны, как змеи, и безобидны, как голуби.

Остерегайтесь людей: они отдадут вас в свои судилища и будут бичевать вас в синагогах своих.
 
Будьте настороже, потому что найдутся такие, которые передадут вас местным синедрионам и станут сечь в своих синагогах.

К правителям и царям поведут вас за Меня — во свидетельство им и язычникам.
 
Из-за меня вас поставят перед правителями и царями, чтобы свидетельствовать им и язычникам.

Когда же будут судить вас, не тревожьтесь о том, как и что говорить вам, ибо будет дано вам в тот час, что сказать.
 
Но когда приведут вас на суд, не беспокойтесь о том, что говорить и как говорить; в нужное время вам дано будет, что сказать.

Не вы говорить будете, но Дух Отца вашего даст вам слова.
 
Потому что не только вы будете говорить, но Дух вашего небесного Отца будет говорить через вас.

Брат станет на смерть предавать брата, а отец — дитя свое; восстанут дети против родителей и пошлют их на смерть;
 
Брат предаст брата своего на смерть, и отец — своего ребёнка; дети восстанут против своих родителей и поведут их на смерть.

и все ненавидеть вас будут из-за Меня.9 Но кто до конца претерпит, будет спасен.
 
Все будут ненавидеть вас из-за меня, но всякий, кто продержится до конца, будет убережён от вреда.

В одном вас будут преследовать городе — бегите в другой; поверьте Мне, вы не успеете охватить проповедью Вести Благой все города израильские, как придет Сын Человеческий.
 
Если вас гонят в одном городе, бегите в другой. Да, именно так; говорю вам — не успеете вы обойти города Израиля, как придёт Сын Человеческий.

Ученик не выше учителя, и раб — своего господина.
 
Ученик не больше своего раби, раб не больше своего хозяина.

Довольно для ученика разделить участь учителя своего, и для раба — своего господина. Если хозяина дома назвали Веельзевулом,10 то тем более — домочадцев его.
 
Достаточно для ученика того, что он становится подобным своему раби, и раб — подобным своему хозяину. Итак, если люди назвали главу дома Веельзевулом, то насколько же злобнее будут клеветать они на домашних его!

Так не бойтесь же их: ибо нет ничего сокрытого, что не открылось бы, и нет тайного ничего, что не стало бы известным.
 
Итак, не бойтесь их; потому что нет ничего сокрытого, что не открылось бы, или тайного, что не стало бы известным.

То, что говорю вам в темноте, передавайте при свете дня, и сказанное на ухо с крыш домов провозглашайте.
 
Что я говорю вам в темноте, говорите при свете; что шёпотом сказано вам, провозглашайте на крышах домов.

Не бойтесь убивающих тело, души11 же не могущих убить — напротив, бойтесь Того, Кто и душу, и тело может погубить в огне.12
 
Не бойтесь тех, кто убивает тело, но бессилен убить душу. Но бойтесь того, кто может погубить и душу, и тело в геенне.

Всего за грош13 можно купить двух птичек, не так ли? Но ни одна из них не упадет на землю без ведома Отца вашего.
 
Не продают ли воробьёв за бесценок, двух за ассарий? Но при этом ни один из них не падает на землю без согласия вашего Отца.

А у вас и волосы на голове все сосчитаны.
 
У вас же каждый волос на голове сосчитан.

Так что не бойтесь: вы больше значите, чем любое множество птиц.
 
Итак, не бойтесь, вы дороже множества воробьёв.

Кто открыто признает Меня перед людьми, того Я, Сын Человеческий, признаю перед Отцом Моим Небесным.
 
Кто признаёт меня в присутствии других, того признаю я в присутствии моего небесного Отца.

А кто от Меня отречется перед людьми, от того и Я отрекусь перед Моим Отцом Небесным.
 
Но от всякого, кто отрекается от меня перед другими, отрекусь и я перед моим Отцом небесным.

Не думайте, что мир Я пришел принести на землю; не мир, но меч Я пришел принести.
 
Не думайте, что я пришёл принести мир Стране. Не мир пришёл я принести, но меч!

Ибо Я пришел, чтобы «сына разделить14 с отцом, дочь — с матерью, невестку — со свекровью ее,
 
Потому что я пришёл настроить человека против отца его, дочь против матери её, невестку против свекрови её,

так что врагами человеку станут близкие его».15
 
так что врагами человека будут члены родной его семьи.

Недостоин Меня тот, кто любит отца или мать больше, чем Меня, и тот, кто любит сына или дочь больше, чем Меня;
 
Всякий, кто любит своего отца или мать больше, чем меня, не достоин меня; всякий, кто любит своего сына или дочь больше, чем меня, не достоин меня.

и кто не берет свой крест и не следует за Мной — тоже недостоин Меня.
 
И всякий, кто не берёт свою стойку казни и не следует за мной, не достоин меня.

Сберегший свою жизнь для себя — потеряет ее, а кто потеряет свою жизнь ради Меня — обретет ее.
 
Всякий, кто находит свою собственную жизнь, потеряет её, но человек, теряющий свою жизнь ради меня, найдёт её.

Кто вас принимает, тот Меня принимает, и кто принимает Меня, тот принимает Пославшего Меня.
 
Всякий, кто принимает вас, принимает меня, а всякий, кто принимает меня, принимает Пославшего меня.

Кто вестника Божьего16 принимает, потому что он вестник Божий, получит награду вестника, и кто праведника принимает, потому что он праведник, получит награду праведника.
 
Любой человек, принимающий пророка, потому, что он пророк, примет награду пророка, и тот, кто принимает праведника, потому что он праведник, примет ту же награду, что и праведник.

И если кто даст хотя бы чашку холодной воды одному из малых сих потому лишь, что он ученик Мой, заверяю вас, не лишится награды своей».
 
И в самом деле, если кто-либо подаёт хотя бы чашку холодной воды одному из этих меньших из-за того, что он мой ученик — да, говорю вам, не останется он без награды".

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — См. в Словаре Апостол.
3  [2] — В некот. рукописях: и Леввий, который был назван Фаддеем.
4  [3] — Вероятно, от евр. «кана» — быть ревностным.
5  [4] — Иудеи относились к жителям Самарии, как к язычникам.
6  [5] — Букв.: до́ма.
7  [6] — Или: близко.
14  [7] — Или: пыль.
15  [8] — См. в Словаре Содом и Гоморра.
22  [9] — Букв.: за имя Мое.
25  [10] — Веельзевул — в иудаизме времен НЗ имя главного демона; возможно, одно из имен сатаны.
28  [11] — См. в Словаре Душа.
28  [12] — Букв.: в геенне.
29  [13] — Букв.: ассарий — римская медная монета.
35  [14] — В знач. вызвать решительное противостояние между Своими последователями и теми, кто отказывается от мира с Богом.
36  [15] — Мих 7:6.
41  [16] — Здесь и далее или: пророка.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.