1 После этого Господь избрал семьдесят два других ученика и послал их по двое перед Собой в каждый город и место, куда Он Сам намеревался идти.
2 Иисус сказал им:
«Жатва велика, но работников мало. Поэтому молите Господина жатвы, чтобы Он послал больше работников на Свою ниву.
«Жатва велика, но работников мало. Поэтому молите Господина жатвы, чтобы Он послал больше работников на Свою ниву.
3 Идите! Я посылаю вас словно овец к волкам.
4 Не берите с собой ни денег, ни суму, ни обувь и ни с кем не останавливайтесь, и не заговаривайте в пути.
5 В какой бы дом вы ни вошли, сначала скажите: „Мир этому дому”.
6 И если там будет миролюбивый человек, ваш мир останется с ним, а если нет, к вам возвратится.
7 Оставайтесь в доме миролюбивого, ешьте и пейте, что вам предложат, потому что работник достоин оплаты. И не переходите из дома в дом.
8 Если вы войдёте в город и вас примут, ешьте, что вам предложат.
9 Исцеляйте там больных и говорите им: „Царство Божье приблизилось к вам”.
10 Но, если вы войдёте в город и вас не примут, выйдите на улицы этого города и скажите:
11 „Даже пыль вашего города, которая пристала к нашим ногам, мы стряхиваем на вас. Однако знайте: Царство Божье близко”.
12 И говорю вам, что в Судный день тому городу будет хуже, чем Содому».
13 «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида, потому что если бы в Тире и Сидоне произошли те чудеса, которые Я сотворил для вас, они бы давно уже покаялись и надели власяницы, посыпав свои головы пеплом.
14 И в Судный день вам будет хуже, чем даже Тиру и Сидону.
15 А ты, Капернаум, до неба ли будешь вознесён? Нет, ты будешь низвергнут в ад.
16 Слушающий вас, слушает Меня; отвергающий вас, отвергает Меня, а кто отвергает Меня, отвергает пославшего Меня».
17 Семьдесят два ученика, посланных Иисусом, возвратились радостные и воскликнули:
«Господи! Даже бесы подвластны нам во имя Твоё».
«Господи! Даже бесы подвластны нам во имя Твоё».
18 Иисус же сказал им:
«Я видел сатану, упавшего с неба как молния.
«Я видел сатану, упавшего с неба как молния.
19 Я дал вам власть давить ногами змей и скорпионов, а также и власть над всеми врагами вашими, и ничто не повредит вам.
20 Но не радуйтесь тому, что духи послушны вам, а радуйтесь тому, что ваши имена записаны на небесах».
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал:
«Благодарю Тебя, Отец, Господь неба и земли, что Ты скрыл это от мудрых и разумных, и открыл тем, кто подобен младенцам. Да, Отец, так было угодно Тебе.
«Благодарю Тебя, Отец, Господь неба и земли, что Ты скрыл это от мудрых и разумных, и открыл тем, кто подобен младенцам. Да, Отец, так было угодно Тебе.
22 Всё было дано мне Отцом Моим. Никому не ведомо, кто Сын, кроме Отца, и никто не знает, кто Отец, кроме Сына и того, кому Сын захочет открыть это».
23 И, будучи наедине с учениками, Иисус повернулся к ним и сказал:
«Блаженны вы, видящие всё это!
«Блаженны вы, видящие всё это!
24 Потому что говорю вам: многие пророки и цари хотели бы видеть то, что вы видите, но не видели, и слышать то, что вы слышите, но не слышали».
25 Тогда один законоучитель встал и начал испытывать Иисуса, говоря:
«Учитель! Как я должен поступать, чтобы унаследовать вечную жизнь?»
«Учитель! Как я должен поступать, чтобы унаследовать вечную жизнь?»
26 Иисус ответил ему:
«Что записано в законе? Что читаешь ты там?»
«Что записано в законе? Что читаешь ты там?»
27 И законоучитель ответил:
« „Люби Господа Бога своего всем сердцем своим и всей душой своей, и всей силой своей, и всем разумом своим”, а также „люби ближнего своего, как самого себя”».
« „Люби Господа Бога своего всем сердцем своим и всей душой своей, и всей силой своей, и всем разумом своим”, а также „люби ближнего своего, как самого себя”».
28 Иисус же сказал ему:
«Ты ответил верно. Поступай так и обретёшь вечную жизнь».
«Ты ответил верно. Поступай так и обретёшь вечную жизнь».
29 Но законоучитель, желая оправдаться, спросил Иисуса:
«А кто мой ближний?»
«А кто мой ближний?»
30 На это Иисус ответил:
«Один человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойникам, которые сорвали с него одежду, избили и ушли, оставив его полумёртвого лежать на земле.
«Один человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойникам, которые сорвали с него одежду, избили и ушли, оставив его полумёртвого лежать на земле.
31 Случайно той дорогой проходил один священник. Увидев избитого, он ушёл прочь и не остановился, чтобы помочь ему.
32 На то место пришёл также и левит и, увидев избитого, обошёл его, не остановившись помочь ему.
33 Но некий самаритянин, находившийся в пути, проходил мимо и, увидев этого человека, сжалился над ним.
34 Подойдя к нему, он перевязал ему раны, омывая их оливковым маслом и вином и, посадив на своего осла, привёз его на постоялый двор, и позаботился о нём.
35 На следующий день он дал два динария хозяину постоялого двора, сказав: „Позаботься об этом человеке. И если истратишь на него денег сверх этого, то отдам тебе, когда вернусь”.
36 Кто из этих троих, по-твоему, был ближний тому, кто попался в руки к разбойникам?»
37 Законоучитель ответил:
«Тот, кто сжалился над ним».
Иисус сказал ему:
«Иди и поступай так же».
«Тот, кто сжалился над ним».
Иисус сказал ему:
«Иди и поступай так же».
38 Однажды, когда Иисус и Его ученики были в пути, Он вошёл в селение, где жила одна женщина по имени Марфа. Она приняла Иисуса у себя в доме и оказала Ему радушный приём.
39 У неё была сестра, которую звали Марией. Она сидела у ног Господа и слушала, что Он говорил.
40 Марфа же была поглощена домашними заботами. Она подошла к Иисусу и сказала:
«Господи! Разве Тебя не волнует, что моя сестра оставила меня одну делать всю работу? Скажи, чтобы она помогла мне».
«Господи! Разве Тебя не волнует, что моя сестра оставила меня одну делать всю работу? Скажи, чтобы она помогла мне».
41 Но Господь ответил ей:
«Марфа, Марфа! Ты заботишься и беспокоишься о многом,
«Марфа, Марфа! Ты заботишься и беспокоишься о многом,
42 а важно только одно. Мария сделала правильный выбор, и это у неё не отнимется».
1 ἀνέδειξεν aor.* ind.* act.* от ἀναδείκνυμι (G322) представлять, показывать, представлять на публику, в особенности о человеке, избранном на какую-л. должность (Plummer*).
ἀπέστειλεν aor.* ind.* act.* от ἀποστέλλω (G649) посылать как официального представителя (TDNT*).
ἀνὰ δύο (G303; G1417) распределительный, по парам О проблемах этого места см.* TC*, 150−51; Bock*.
ἤμελλεν impf.* ind.* act.* от μέλλω (G3195) собираться, с inf.* для обозначения будущего (см.* 7:2).
ἀπέστειλεν aor.* ind.* act.* от ἀποστέλλω (G649) посылать как официального представителя (TDNT*).
ἀνὰ δύο (G303; G1417) распределительный, по парам О проблемах этого места см.* TC*, 150−51; Bock*.
ἤμελλεν impf.* ind.* act.* от μέλλω (G3195) собираться, с inf.* для обозначения будущего (см.* 7:2).
2 δεήθητε aor.* imper.* pass.* (dep.*) от δέομαι (G1189) молиться, просить кого-л. о чем-л., с gen.*
ἐκβάλῃ aor.* conj.* act.* от ἐκβάλλω (G1544) выгонять, изгонять. Conj.* с ὅπως (G3704) в obj.* прид.*, передающем содержание молитвы.
ἐκβάλῃ aor.* conj.* act.* от ἐκβάλλω (G1544) выгонять, изгонять. Conj.* с ὅπως (G3704) в obj.* прид.*, передающем содержание молитвы.
3 ὑπάγετε praes.* imper.* act.* от ὑπάγω (G5217) идти, продвигаться. Praes.* imper.* с гл.* движения.
ἄρνας acc.* pl.* от ἀρήν (G704) ягненок. Об образах ягненка и волка см.* Marshall*; Fitzmyer*, 847; TDNT*; 1 Enoch 89:13−27.
ἄρνας acc.* pl.* от ἀρήν (G704) ягненок. Об образах ягненка и волка см.* Marshall*; Fitzmyer*, 847; TDNT*; 1 Enoch 89:13−27.
4 βαστάζετε praes.* imper.* act.* от βαστάζω (G941) нести. Здесь praes.* imper.* с отр. означает «не всегда» (MKG*, 272).
βαλλάντιον (G905) acc.* sing.* мошна, устаревшее слово, обозначавшее кошелек (RWP*; Bovon*).
ἀσπάσησθε aor.* conj.* med.* (dep.*) от ἀσπάζομαι (G782) приветствовать.
βαλλάντιον (G905) acc.* sing.* мошна, устаревшее слово, обозначавшее кошелек (RWP*; Bovon*).
ἀσπάσησθε aor.* conj.* med.* (dep.*) от ἀσπάζομαι (G782) приветствовать.
5 εἰσέλθητε aor.* conj.* act.* от εἰσέρχομαι (G1525) входить. Conj.* с ἄν (G302) в indef.* rel.* прид.*
λέγετε praes.* imper.* act.* от λέγω (G3004) говорить.
εἰρήνη (G1515) мир, используется в семитском значении слова שלום (shalom), полнота, благоденствие, спасение (TDNT*; NIDNTT*; TDOT*; EDNT*; GELTS*, 130).
λέγετε praes.* imper.* act.* от λέγω (G3004) говорить.
εἰρήνη (G1515) мир, используется в семитском значении слова שלום (shalom), полнота, благоденствие, спасение (TDNT*; NIDNTT*; TDOT*; EDNT*; GELTS*, 130).
6 ᾖ praes.* conj.* act.* от εἰμί (G1510) быть. Conj.* с ἐάν (G1437) в cond.* 3 типа, предполагающем возможность условия.
υἱὸς εἰρήνης сын мира. В семитском значении «тот, кто отличается целостностью», то есть «тот, кто родился от мира и предназначен нести мир остальным» (William Klassen, “‘A Child of Peace’ [Luke 10.6] in First Century Context”, NTS* [1981]: 488−506, особ. 501; также Marshall*; SB*, 2:166).
ἐπαναπαήσεται fut.* ind.* pass.* (dep.*) от ἐπαναπαύομαι (G1879) покоиться на чем-л.
εἰ δὲ μή γε но если нет, в противном случае (Thrall*, 10).
ἀνακάμψει fut.* ind.* act.* от ἀνακάμπτω (G344) возвращаться.
υἱὸς εἰρήνης сын мира. В семитском значении «тот, кто отличается целостностью», то есть «тот, кто родился от мира и предназначен нести мир остальным» (William Klassen, “‘A Child of Peace’ [Luke 10.6] in First Century Context”, NTS* [1981]: 488−506, особ. 501; также Marshall*; SB*, 2:166).
ἐπαναπαήσεται fut.* ind.* pass.* (dep.*) от ἐπαναπαύομαι (G1879) покоиться на чем-л.
εἰ δὲ μή γε но если нет, в противном случае (Thrall*, 10).
ἀνακάμψει fut.* ind.* act.* от ἀνακάμπτω (G344) возвращаться.
7 μένετε praes.* imper.* act.* от μένω (G3306) оставаться.
ἐσθίοντες praes.* act.* part.* (сопутств.*) от ἐσθίω (G2068) есть.
πίνοντες praes.* act.* part.* (сопутств.*) от πίνω (G4095) пить.
μισθοῦ (G3408) gen.* sing.* заработок, плата. Этого высказывания нет в еврейской литературе (JJ*, 210). Gen.* с adj.*
ἄξιος (G514) «достойный».
μεταβαίνετε praes.* imper.* act.* от μεταβαίνω (G3327) сменять место, покидать, уходить. Прист. не сет в себе идею перемейы (MH*, 318).
ἐσθίοντες praes.* act.* part.* (сопутств.*) от ἐσθίω (G2068) есть.
πίνοντες praes.* act.* part.* (сопутств.*) от πίνω (G4095) пить.
μισθοῦ (G3408) gen.* sing.* заработок, плата. Этого высказывания нет в еврейской литературе (JJ*, 210). Gen.* с adj.*
ἄξιος (G514) «достойный».
μεταβαίνετε praes.* imper.* act.* от μεταβαίνω (G3327) сменять место, покидать, уходить. Прист. не сет в себе идею перемейы (MH*, 318).
8 εἰσέρχησθε praes.* conj.* med.* (dep.*), см.* ст. 5. Conj.* в indef.* rel.* прид.*
δέχωνται praes.* conj.* med.* (dep.*) от δέχομαι (G1209) принимать, приветствовать.
παρατιθέμενα praes.* pass.* part.* от παρατίθημι (G3908) ставить (пищу) перед кем-л. Part.* в роли subst.*
δέχωνται praes.* conj.* med.* (dep.*) от δέχομαι (G1209) принимать, приветствовать.
παρατιθέμενα praes.* pass.* part.* от παρατίθημι (G3908) ставить (пищу) перед кем-л. Part.* в роли subst.*
9 θεραπεύετε praes.* imper.* act.* от θεραπεύω (G2323) оказывать врачебную помощь, исцелять.
ἤγγικεν perf.* ind.* act.* от ἐγγίζω (G1448) приближаться; perf.* быть совсем рядом (см.* Мф 3:2).
ἤγγικεν perf.* ind.* act.* от ἐγγίζω (G1448) приближаться; perf.* быть совсем рядом (см.* Мф 3:2).
10 ἐξελθόντες aor.* act.* part.* (temp.*) от ἐξέρχομαι (G1831) выходить.
εἴπατε aor.* imper.* act.* от λέγω (G3004) говорить.
εἴπατε aor.* imper.* act.* от λέγω (G3004) говорить.
11 καί (G2532) даже. Восходящее использование; то, что добавляется, является необычным и достигает своего апогея, подобно крещендо в музыке (RG*, 1181).
κονιορτός (G2868) пыль, прах.
κολληθέντα aor.* pass.* part.* (adj.*) от κολλάω (G2853) прилипать. Примеры медицинского использования этого слова см.* в MLL*, 128.
ἀπομασσόμεθα praes.* ind.* med.* от ἀπομάσσω (G631) стирать, очищать руками (RWP*; об использовании в медицине см.* MLL*, 111). Praes.* показывает, что слова сопровождают действие (Marshall*).
κονιορτός (G2868) пыль, прах.
κολληθέντα aor.* pass.* part.* (adj.*) от κολλάω (G2853) прилипать. Примеры медицинского использования этого слова см.* в MLL*, 128.
ἀπομασσόμεθα praes.* ind.* med.* от ἀπομάσσω (G631) стирать, очищать руками (RWP*; об использовании в медицине см.* MLL*, 111). Praes.* показывает, что слова сопровождают действие (Marshall*).
12 ἀνεκτότερον comp.* от ἀνεκτός (G414) переносимый, терпимый. Это слово используется в христианском письме IV века для описания больной женщины, которой стало лучше: «Кажется, что ее состояние стало более сносным (ἀνεκτότερον), так как она может сесть» (Oxyrhynchus Papyri 939, 25; также NDIEC*, 4:247; MM*).
13 ἐγενήθησαν aor.* ind.* pass.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться, случаться.
γενόμεναι aor.* med.* (dep.*) part.* Part.* в роли adj.*
σάκκος (G4526) мешковина. От еврейского или арамейского слова, которое обозначает ткань, сделанную из грубой козьей шерсти, ее надевали на голое тело в знак скорби или покаяния (Fitzmyer*, 854).
καθήμενοι praes.* med.* (dep.*) part.* от κάθημαι (G2521) сидеть. Сопутств.* part.* или part.* образа действия.
μετενόησαν aor.* ind.* act.* от μετανοέω (G3340) изменять мнение, раскаиваться. Ind.* с ἄν (G302) в cond.*, противоречащем факту.
γενόμεναι aor.* med.* (dep.*) part.* Part.* в роли adj.*
σάκκος (G4526) мешковина. От еврейского или арамейского слова, которое обозначает ткань, сделанную из грубой козьей шерсти, ее надевали на голое тело в знак скорби или покаяния (Fitzmyer*, 854).
καθήμενοι praes.* med.* (dep.*) part.* от κάθημαι (G2521) сидеть. Сопутств.* part.* или part.* образа действия.
μετενόησαν aor.* ind.* act.* от μετανοέω (G3340) изменять мнение, раскаиваться. Ind.* с ἄν (G302) в cond.*, противоречащем факту.
15 μή (G3361) используется в вопросах, на которые ожидается отрицательный ответ.
ὑψωθήσῃ fut.* ind.* pass.* от ὑψόω (G5312) поднимать, возносить. «Ты не ожидаешь, что вознесешься..., не так ли?» (Fitzmyer*, 850).
ἅδου gen.* sing.* от ᾅδης (G86) Гадес, то же, что и шеол в ВЗ (евр.* שׁאול). Это слово означает смерть, могилу или царство смерти (Ellis*; TDNT*; TDOT*; NIDOTTE*; NIDNTT*; EDNT*; SB*, 4:ii, 1016−29; 1 Enoch 102:5, 11; 1QH 3:9, 16, 19; Fitzmyer*, 855).
καταβήσῃ fut.* ind.* med.* от καταβαίνω (G2597) спускаться. Возможно, аллюзия на Ис 14:13, 15 (Marshall*).
ὑψωθήσῃ fut.* ind.* pass.* от ὑψόω (G5312) поднимать, возносить. «Ты не ожидаешь, что вознесешься..., не так ли?» (Fitzmyer*, 850).
ἅδου gen.* sing.* от ᾅδης (G86) Гадес, то же, что и шеол в ВЗ (евр.* שׁאול). Это слово означает смерть, могилу или царство смерти (Ellis*; TDNT*; TDOT*; NIDOTTE*; NIDNTT*; EDNT*; SB*, 4:ii, 1016−29; 1 Enoch 102:5, 11; 1QH 3:9, 16, 19; Fitzmyer*, 855).
καταβήσῃ fut.* ind.* med.* от καταβαίνω (G2597) спускаться. Возможно, аллюзия на Ис 14:13, 15 (Marshall*).
16 ἀκούων praes.* act.* part.* от ἀκούω (G191) слышать, слушать, с gen.* Part.* в роли subst.*
ἀθετῶν praes.* act.* part.* от ἀθετέω (G114) сидеть в стороне, отвергать. Part.* в роли subst.*
ἀποστείλαντα aor.* act.* part.*, см.* ст. 1. Part.* в роли subst.*
ἀθετῶν praes.* act.* part.* от ἀθετέω (G114) сидеть в стороне, отвергать. Part.* в роли subst.*
ἀποστείλαντα aor.* act.* part.*, см.* ст. 1. Part.* в роли subst.*
17 ὑπέστρεψαν aor.* ind.* act.* от ὑποστρέφω (G5290) оборачиваться, возвращаться.
ὑποτάσσεται praes.* ind.* pass.* от ὑποτάσσω (G5293) подчинять; pass.* находиться в подчинении. Это слово используется в магических текстах на папирусах для обозначения покорения злых духов и бесов (LAE*, 258, 263). Praes.* может быть iterat.*
ὑποτάσσεται praes.* ind.* pass.* от ὑποτάσσω (G5293) подчинять; pass.* находиться в подчинении. Это слово используется в магических текстах на папирусах для обозначения покорения злых духов и бесов (LAE*, 258, 263). Praes.* может быть iterat.*
18 ἐθεώρουν impf.* ind.* act.* от θεωρέω (G2334) видеть, наблюдать в качестве зрителя. Impf.* указывает на постоянно повторяющееся действие. Каждое изгнание бесов было поражением сатаны (Arndt*).
ἀστραπή (G796) свет.
πεσόντα aor.* act.* part.* (adj.*) от πίπτω (G4098) падать.
ἀστραπή (G796) свет.
πεσόντα aor.* act.* part.* (adj.*) от πίπτω (G4098) падать.
19 δέδωκα perf.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать. Perf.* означает: «Я дал это вам, так что теперь вы владеете этим» (Geldenhuys*).
πατεῖν praes.* act.* inf.* от πατέω (G3961) ходить. Эпэкз.* inf.* объясняет ἐξουσία.
ὄφεων gen.* pl.* от ὄφις (G3789) змея.
ἀδικήσῃ aor.* conj.* act.* от ἀδικέω (G91) поступать несправедливо, вредить, быть неправым. Conj.* с двойным отр.οὐ μή (G3756; G3361) используется для усиления отрицания.
πατεῖν praes.* act.* inf.* от πατέω (G3961) ходить. Эпэкз.* inf.* объясняет ἐξουσία.
ὄφεων gen.* pl.* от ὄφις (G3789) змея.
ἀδικήσῃ aor.* conj.* act.* от ἀδικέω (G91) поступать несправедливо, вредить, быть неправым. Conj.* с двойным отр.οὐ μή (G3756; G3361) используется для усиления отрицания.
20 χαίρετε praes.* imper.* act.* от χαίρω (G5463) ликовать. Praes.* imper.* с отр. μή (G3361) указывает, что так относиться не надо.
ἐγγέγραπται perf.* ind.* pass.* от ἐγγράφω (G1449) записывать, запечатлевать. Мнения иудеев о разных божественных книгах см.* в SB*, 2:169−176, ссылки на отрывки см.* в Stein*. Perf.* указывает на завершенное состояние. Богосл.* pass.* указывает, что действие выполняет Бог.
ἐγγέγραπται perf.* ind.* pass.* от ἐγγράφω (G1449) записывать, запечатлевать. Мнения иудеев о разных божественных книгах см.* в SB*, 2:169−176, ссылки на отрывки см.* в Stein*. Perf.* указывает на завершенное состояние. Богосл.* pass.* указывает, что действие выполняет Бог.
21 ἠγαλλιάσατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἀγαλλιάω (G21) ликовать, радоваться, испытывать великую радость и счастье, часто предполагает внешнее выражение как словесное, так и с помощью телодвижений (LN*, 1:303; TDNT*; NIDNTT*; EDNT*).
ἐξομολογοῦμαι praes.* ind.* med.* (dep.*) от ἐξομολογέομαι (G1843) публично признавать, хвалить, благодарить.
ἀπέκρυψας aor.* ind.* act.* 2 pers.* sing.* от ἀποκρύπτω (G613) утаивать, прятать.
ἀπεκάλυψας aor.* ind.* act.* от ἀποκαλύπτω (G601) раскрывать.
ἐγένετο aor.* ind.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться, быть. «Таким образом, ваше удовольствие появилось на свет раньше вас», так выражается почтительное отношение к благодатному деянию Бога, Который открылся избранным (Fitzmyer*, 873).
ἐξομολογοῦμαι praes.* ind.* med.* (dep.*) от ἐξομολογέομαι (G1843) публично признавать, хвалить, благодарить.
ἀπέκρυψας aor.* ind.* act.* 2 pers.* sing.* от ἀποκρύπτω (G613) утаивать, прятать.
ἀπεκάλυψας aor.* ind.* act.* от ἀποκαλύπτω (G601) раскрывать.
ἐγένετο aor.* ind.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться, быть. «Таким образом, ваше удовольствие появилось на свет раньше вас», так выражается почтительное отношение к благодатному деянию Бога, Который открылся избранным (Fitzmyer*, 873).
22 παρεδόθη aor.* ind.* pass.* от παραδίδωμι (G3860) передавать, отдавать.
βούληται praes.* conj.* med.* (dep.*) от βούλομαι (G1014) желать, внимательно рассматривать, принимать решение после внимательного рассмотрения, с inf.* (EDNT*; TDNT*; NIDNTT*).
ἀποκαλύψαι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 21.
βούληται praes.* conj.* med.* (dep.*) от βούλομαι (G1014) желать, внимательно рассматривать, принимать решение после внимательного рассмотрения, с inf.* (EDNT*; TDNT*; NIDNTT*).
ἀποκαλύψαι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 21.
23 στραφείς aor.* pass.* part.* (temp.*) от στρέφω (G4762) поворачивать; pass.* (с возвр. знач.) оборачиваться, поворачиваться куда-л. (BAGD*).
βλέποντες praes.* act.* part.* (adj.*) от βλέπω (G991) видеть.
βλέποντες praes.* act.* part.* (adj.*) от βλέπω (G991) видеть.
24 ἠθέλησαν aor.* ind.* act.* от θέλω (G2309) желать, стремиться, хотеть, с inf.*
ἰδεῖν aor.* act.* inf.* от ὁράω (G3708) видеть.
εἶδαν aor.* ind.* act.* от ὁράω.
ἀκοῦσαι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 16.
ἤκουσαν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 16.
ἰδεῖν aor.* act.* inf.* от ὁράω (G3708) видеть.
εἶδαν aor.* ind.* act.* от ὁράω.
ἀκοῦσαι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 16.
ἤκουσαν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 16.
25 νομικός (G3544) юрист, законник. Знаток закона, его толкования и применения (TDNT*; EDNT*; Мф 22:35).
ἀνέστη aor.* ind.* act.* от ἀνίστημι (G450) вставать, подниматься, чтобы задать вопрос или участвовать в споре (Arndt*). Возможно, это был резкий, неожиданный жест (Bovon*).
ἐκπειράζων praes.* act.* part.* от ἐκπειράζω (G1598) пытаться, испытывать, искушать. Признанный религиозный авторитет испытывает неформального учителя, чтобы посмотреть, даст ли Он правильный ответ (Marshall*). Part.* сопутств.* или цели.
ποιήσας aor.* act.* part.* от ποιέω (G4160) делать. Part.* образа действия: «посредством делания».
κληρονομήσω fut.* ind.* act.* от κληρονομέω (G2816) принять в наследство, принять свою положенную долю (Arndt*).
ἀνέστη aor.* ind.* act.* от ἀνίστημι (G450) вставать, подниматься, чтобы задать вопрос или участвовать в споре (Arndt*). Возможно, это был резкий, неожиданный жест (Bovon*).
ἐκπειράζων praes.* act.* part.* от ἐκπειράζω (G1598) пытаться, испытывать, искушать. Признанный религиозный авторитет испытывает неформального учителя, чтобы посмотреть, даст ли Он правильный ответ (Marshall*). Part.* сопутств.* или цели.
ποιήσας aor.* act.* part.* от ποιέω (G4160) делать. Part.* образа действия: «посредством делания».
κληρονομήσω fut.* ind.* act.* от κληρονομέω (G2816) принять в наследство, принять свою положенную долю (Arndt*).
26 γέγραπται perf.* ind.* pass.* от γράφω (G1125) писать. Perf.* использовался по отношению к авторитетным документам: «остается написанным» (MM*).
ἀναγινώσκεις praes.* ind.* act.* от ἀναγινώσκω (G314) читать. «Как ты читаешь?» — т. е. «могу ли Я услышать твое авторитетное мнение?» (LNT*, 224).
ἀναγινώσκεις praes.* ind.* act.* от ἀναγινώσκω (G314) читать. «Как ты читаешь?» — т. е. «могу ли Я услышать твое авторитетное мнение?» (LNT*, 224).
27 ἀποκριθείς aor.* pass.* (dep.*) part.* от ἀποκρίνομαι (G611) отвечать. Семитское использование part.* (MH*, 453).
ἀγαπήσεις fut.* ind.* act.* от ἀγαπάω (G25) любить. Об использовании будущего в семитском выражении приказа см.* BG*, 94.
πλησίον (G4139) acc.* sing.* ближний. Самаряне и иностранцы к этой категории не относятся (Marshall*).
ἀγαπήσεις fut.* ind.* act.* от ἀγαπάω (G25) любить. Об использовании будущего в семитском выражении приказа см.* BG*, 94.
πλησίον (G4139) acc.* sing.* ближний. Самаряне и иностранцы к этой категории не относятся (Marshall*).
28 ὀρθῶς (G3723) правильно, верно.
ἀπεκρίθης aor.* ind.* pass.* (dep.*), см.* ст. 27.
ποίει praes.* imper.* act.*, см.* ст. 25. Praes.* imper.* призывает к привычному и длительному образу жизни.
ζήσῃ fut.* ind.* med.* от ζάω (G2198) жить. Imper.* с καί (G2532) и fut.* образует cond.* О семитском обороте см.* Beyer*, 238−55; MH*, 421.
ἀπεκρίθης aor.* ind.* pass.* (dep.*), см.* ст. 27.
ποίει praes.* imper.* act.*, см.* ст. 25. Praes.* imper.* призывает к привычному и длительному образу жизни.
ζήσῃ fut.* ind.* med.* от ζάω (G2198) жить. Imper.* с καί (G2532) и fut.* образует cond.* О семитском обороте см.* Beyer*, 238−55; MH*, 421.
29 θέλων praes.* act.* part.*, см.* ст. 24. Part.* может быть причинным.
δικαιῶσαι aor.* act.* inf.* от δικαιόω (G1344) объявлять праведным, оправдывать, освобождать от обвинений. Законник хочет оправдаться своим вопросом, делая вид, что он не знает точно, в чем заключается его обязанность (GW*, 133).
μου gen.* sing.* от ἐγώ (G1473). Личное pron.* акцентировано за счет его вопроса «кто мой ближний?»
δικαιῶσαι aor.* act.* inf.* от δικαιόω (G1344) объявлять праведным, оправдывать, освобождать от обвинений. Законник хочет оправдаться своим вопросом, делая вид, что он не знает точно, в чем заключается его обязанность (GW*, 133).
μου gen.* sing.* от ἐγώ (G1473). Личное pron.* акцентировано за счет его вопроса «кто мой ближний?»
30 ὑπολαβών aor.* act.* part.* (сопутств.*) от ὑπολαμβάνω (G5274) подбирать, подхватывать беседу.
κατέβαινεν impf.* ind.* act.* от καταβαίνω (G2597) спускаться. Impf.* ярко описывает действие.
ἀπὸ Ἱερουσαλὴμ εἰς Ἱερειχώ из Иерусалима в Иерихон. Описание этого района см.* в Jos., JW*, 4:451−474; SB*, 2:177−81. Надо было пересечь расстояние примерно в 30 км по каменистой пустыне (Jos., JW*, 4:474).
λῃσταῖς dat.* pl.* от λῃστής (G3027) разбойник, тот, кто грабит, применяя насилие. Dat.* с прист. при гл.*
περιέπεσεν aor.* ind.* act.* от περιπίπτω (G4045) попадать в окружение, быть выслеженным, быть окруженным разбойниками. Частый случай на дороге в Иерихон (RWP*; SB*, 2:181−82).
ἐκδύσαντες aor.* act.* part.* (temp.*) от ἐκδύω (G1562) снимать, срывать одежду.
ἐπιθέντες aor.* act.* part.* (temp.*) от ἐπιτίθημι (G2007) покрывать; здесь: избивать кого-л.
ἀπῆλθον aor.* ind.* act.* от ἀπέρχομαι (G565) уходить.
ἀφέντες aor.* act.* part.* (сопутств.*) от ἀφίημι (G863) оставлять.
ἡμιθανής (G2253) полумертвый.
κατέβαινεν impf.* ind.* act.* от καταβαίνω (G2597) спускаться. Impf.* ярко описывает действие.
ἀπὸ Ἱερουσαλὴμ εἰς Ἱερειχώ из Иерусалима в Иерихон. Описание этого района см.* в Jos., JW*, 4:451−474; SB*, 2:177−81. Надо было пересечь расстояние примерно в 30 км по каменистой пустыне (Jos., JW*, 4:474).
λῃσταῖς dat.* pl.* от λῃστής (G3027) разбойник, тот, кто грабит, применяя насилие. Dat.* с прист. при гл.*
περιέπεσεν aor.* ind.* act.* от περιπίπτω (G4045) попадать в окружение, быть выслеженным, быть окруженным разбойниками. Частый случай на дороге в Иерихон (RWP*; SB*, 2:181−82).
ἐκδύσαντες aor.* act.* part.* (temp.*) от ἐκδύω (G1562) снимать, срывать одежду.
ἐπιθέντες aor.* act.* part.* (temp.*) от ἐπιτίθημι (G2007) покрывать; здесь: избивать кого-л.
ἀπῆλθον aor.* ind.* act.* от ἀπέρχομαι (G565) уходить.
ἀφέντες aor.* act.* part.* (сопутств.*) от ἀφίημι (G863) оставлять.
ἡμιθανής (G2253) полумертвый.
31 συγκυρία (G4795) совпадение. Это не было заранее организовано или спланировано (Arndt*).
ἰδών aor.* act.* part.* (temp.*) от ὁράω (G3708) видеть.
ἀντιπαρῆλθεν aor.* ind.* act.* от ἀντιπαρέρχομαι (G492) проходить мимо по другой стороне, проходить рядом (παρά) напротив, перед, противоположный (ἀντί). Он шел мимо, потом перешел на другую сторону дороги, чтобы избежать соприкосновения с незнакомцем или, возможно, мертвым телом (RWP*; Fitzmyer*, 887). Священник и левит по закону были обязаны помочь ближнему в нужде. Они также были обязаны не осквернять себя прикосновением к мертвому телу. Так как осквернение помешало бы им отправлять службу в храме и питаться от церковной десятины, они предпочли перейти на другую сторону дороги, чтобы не подвергнуться риску осквернения (LNT*, 211−17).
ἰδών aor.* act.* part.* (temp.*) от ὁράω (G3708) видеть.
ἀντιπαρῆλθεν aor.* ind.* act.* от ἀντιπαρέρχομαι (G492) проходить мимо по другой стороне, проходить рядом (παρά) напротив, перед, противоположный (ἀντί). Он шел мимо, потом перешел на другую сторону дороги, чтобы избежать соприкосновения с незнакомцем или, возможно, мертвым телом (RWP*; Fitzmyer*, 887). Священник и левит по закону были обязаны помочь ближнему в нужде. Они также были обязаны не осквернять себя прикосновением к мертвому телу. Так как осквернение помешало бы им отправлять службу в храме и питаться от церковной десятины, они предпочли перейти на другую сторону дороги, чтобы не подвергнуться риску осквернения (LNT*, 211−17).
32 ἐλθών aor.* act.* part.* (temp.*) от ἔρχομαι (G2064) идти, приходить. Левиты служили в храме, помогая священникам, и были ответственными за музыку. О священниках и левитах см.* JPB*, 77−102; Лк 1:5.
33 Σαμαρίτης (G4541) самарянин (см.* 9:52; Ин 4:3−15; SB*, 1:538−60; Воск). Это слово выделено тем, что стоит в начале предложения (Evans*).
ὁδεύων praes.* act.* part.* (temp.*) от ὁδεύω (G3593) путешествовать, быть в пути («когда он был в пути»).
ἦλθεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 32.
ἐσπλαγχνίσθη aor.* ind.* pass.* (dep.*) от σπλαγχνίζομαι (G4697) быть тронутым, почувствовать сострадание (TDNT*; EDNT*; MNTW*, 156−60). Ирония рассказа в том, что именно чужак, который по иудейскому определению не относился к ближним, фактически повел себя как ближний несчастного еврея (Ellis*).
ὁδεύων praes.* act.* part.* (temp.*) от ὁδεύω (G3593) путешествовать, быть в пути («когда он был в пути»).
ἦλθεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 32.
ἐσπλαγχνίσθη aor.* ind.* pass.* (dep.*) от σπλαγχνίζομαι (G4697) быть тронутым, почувствовать сострадание (TDNT*; EDNT*; MNTW*, 156−60). Ирония рассказа в том, что именно чужак, который по иудейскому определению не относился к ближним, фактически повел себя как ближний несчастного еврея (Ellis*).
34 προσελθών aor.* act.* part.* (сопутств.*) от προσέρχομαι (G4334) подходить. (Противопоставлено ἀντιπαρέχομαι, ст. 31.) Самарянин был движим состраданием, и оно оказалось сильнее, чем его страх перед осквернением (LNT*, 217).
κατέδησεν aor.* ind.* act.* от καταδέω (G2611) обвязывать. В медицинском языке используется в знач. забинтовать раны, язвы и т. п. (MLL*, 27; BBC*).
τραύματα acc.* pl.* от τραῦμα (G5134) рана, повреждение (DMTG*, 312). Pl.* указывает на тяжелое состояние человека.
ἐπιχέων praes.* act.* part.* (сопутств.*) от ἐπιχέω (G2022) поливать. Об использовании этого термина в медицине, а также об использовании в медицине оливкового масла и вина см.* MLL*, 28−29.
ἐπιβιβάσας aor.* act.* part.* (сопутств.*) от ἐπιβιβάζω (G1913) класть поверх.
κτῆνος (G2934) acc.* sing.* животное, ездовое животное (BAGD*).
ἤγαγεν aor.* ind.* act.* от ἄγω (G71) вести.
πανδοχεῖον (G3829) гостиница. Большое строение, где был кров для людей и животных (Arndt*).
ἐπεμελήθη aor.* ind.* pass.* (dep.*) от ἐπιμελέομαι (G1959) заботиться о ком-л., с дополнением в gen.* Используется медиками для обозначения заботы о больных или ухода за поврежденными частями тела (MLL*, 29).
κατέδησεν aor.* ind.* act.* от καταδέω (G2611) обвязывать. В медицинском языке используется в знач. забинтовать раны, язвы и т. п. (MLL*, 27; BBC*).
τραύματα acc.* pl.* от τραῦμα (G5134) рана, повреждение (DMTG*, 312). Pl.* указывает на тяжелое состояние человека.
ἐπιχέων praes.* act.* part.* (сопутств.*) от ἐπιχέω (G2022) поливать. Об использовании этого термина в медицине, а также об использовании в медицине оливкового масла и вина см.* MLL*, 28−29.
ἐπιβιβάσας aor.* act.* part.* (сопутств.*) от ἐπιβιβάζω (G1913) класть поверх.
κτῆνος (G2934) acc.* sing.* животное, ездовое животное (BAGD*).
ἤγαγεν aor.* ind.* act.* от ἄγω (G71) вести.
πανδοχεῖον (G3829) гостиница. Большое строение, где был кров для людей и животных (Arndt*).
ἐπεμελήθη aor.* ind.* pass.* (dep.*) от ἐπιμελέομαι (G1959) заботиться о ком-л., с дополнением в gen.* Используется медиками для обозначения заботы о больных или ухода за поврежденными частями тела (MLL*, 29).
35 ἐκβαλών aor.* act.* part.* (сопутств.*) от ἐκβάλλω (G1544) выбрасывать, вынимать.
ἔδωκεν aor.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать.
δηνάριον (G1220) динарий. Римская монета, равная примерно 18 центам Это была средняя дневная плата работника (BAGD*; DJG*, 805; ABD*, 1:1086−87).
πανδοχεῖ dat.* sing.* от πανδοχεύς (G3830) владелец гостиницы. Indir.* obj.*
ἐπιμελήθητι aor.* imper.* pass.* (dep.*), см.* ст. 34.
προσδαπανήσῃς aor.* conj.* act.* от προσδαπανάω (G4325) тратить помимо, тратить дополнительно. Conj.* в indef.* rel.* прид.*
ἐπανέρχεσθαι praes.* med.* (dep.*) inf.* от ἐπανέρχομαι (G1880) возвращаться обратно. Inf.* с предл.* ἐν (G1722) выражает время: «когда я вернусь».
ἀποδώσω fut.* ind.* act.* от ἀποδίδωμι (G591) отдавать, расплачиваться. Об абсолютном доверии самарянина к владельцу гостиницы, которому он дает поручение, см.* LNT*, 218.
ἔδωκεν aor.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать.
δηνάριον (G1220) динарий. Римская монета, равная примерно 18 центам Это была средняя дневная плата работника (BAGD*; DJG*, 805; ABD*, 1:1086−87).
πανδοχεῖ dat.* sing.* от πανδοχεύς (G3830) владелец гостиницы. Indir.* obj.*
ἐπιμελήθητι aor.* imper.* pass.* (dep.*), см.* ст. 34.
προσδαπανήσῃς aor.* conj.* act.* от προσδαπανάω (G4325) тратить помимо, тратить дополнительно. Conj.* в indef.* rel.* прид.*
ἐπανέρχεσθαι praes.* med.* (dep.*) inf.* от ἐπανέρχομαι (G1880) возвращаться обратно. Inf.* с предл.* ἐν (G1722) выражает время: «когда я вернусь».
ἀποδώσω fut.* ind.* act.* от ἀποδίδωμι (G591) отдавать, расплачиваться. Об абсолютном доверии самарянина к владельцу гостиницы, которому он дает поручение, см.* LNT*, 218.
36 δοκεῖ praes.* ind.* act.* от δοκέω (G1380) являться, казаться, с dat.*
γεγονέναι perf.* act.* inf.*, см.* ст. 13. Inf.* в роли obj.* при гл.*
ἐμπεσόντος aor.* act.* part.* (adj.*) от ἐμπίπτω (G1706) падать, попадать.
γεγονέναι perf.* act.* inf.*, см.* ст. 13. Inf.* в роли obj.* при гл.*
ἐμπεσόντος aor.* act.* part.* (adj.*) от ἐμπίπτω (G1706) падать, попадать.
37 ποιήσας aor.* act.* part.* от ποιέω (G4160) делать, с adj.*, показывать. Он не мог заставить себя сказать: «Самарянин!”.
ἔλεος (G1656) милость. О содержании, которое евреи вкладывали в это слово, см.* TDNT*; NIDNTT*; EDNT*.
πορεύου praes.* imper.* med.* (dep.*) от πορεύομαι (G4198) идти.
ποίει praes.* imper.* act.* от ποιέω делать. «Делай так постоянно», имеется в виду пожизненное действие (Geldenhuys*).
ἔλεος (G1656) милость. О содержании, которое евреи вкладывали в это слово, см.* TDNT*; NIDNTT*; EDNT*.
πορεύου praes.* imper.* med.* (dep.*) от πορεύομαι (G4198) идти.
ποίει praes.* imper.* act.* от ποιέω делать. «Делай так постоянно», имеется в виду пожизненное действие (Geldenhuys*).
38 πορεύεσθαι praes.* med.* (dep.*) inf.*, см.* ст. 37. Inf.* с предл.* выражает одновременность.
εἰσῆλθεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 5.
ὑπεδέξατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ὑποδέχομαι (G5264) принимать, приветствовать как гостя.
εἰσῆλθεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 5.
ὑπεδέξατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ὑποδέχομαι (G5264) принимать, приветствовать как гостя.
39 τῇδε dat.* fem.* sing.* от ὧδε, вот эта (RG*, 696).
καλουμένη praes.* pass.* part.* от καλέω (G2564) звать; pass.* носить имя.
παρακαθεσθεῖσα aor.* pass.* (dep.*) part.* (temp.*) nom.* fem.* sing.* от παρακαθέζομαι (G3869) сидеть рядом. Она желала слышать Его учение (BBC*).
ἤκουεν impf.* ind.* act.*, см.* ст. 16. Impf.* указывает на длительное слушание.
καλουμένη praes.* pass.* part.* от καλέω (G2564) звать; pass.* носить имя.
παρακαθεσθεῖσα aor.* pass.* (dep.*) part.* (temp.*) nom.* fem.* sing.* от παρακαθέζομαι (G3869) сидеть рядом. Она желала слышать Его учение (BBC*).
ἤκουεν impf.* ind.* act.*, см.* ст. 16. Impf.* указывает на длительное слушание.
40 περιεσπᾶτο impf.* ind.* med.* (dep.*) от περισπάομαι (G4049) быть раздираемой разными заботами, отвлекаться. Она кидалась в разных направлениях (Plummer*).
ἐπιστᾶσα aor.* act.* part.* (сопутств.*) от ἐφίστημι (G2186) помещать, приходить.
μέλει (G3199) praes.* ind.* act.* используется в безличном значении с dat.* μέλει σοι «заботит тебя» (BAGD*).
κατέλιπεν impf.* ind.* act.* от καταλείπω (G2641) покидать, оставлять. Impf.* указывает на длительность пренебрежения (Plummer*).
διακονεῖν praes.* act.* inf.* от διακονέω (G1247) прислуживать, в особенности за столом. Inf.* цели или результата.
εἰπέ aor.* imper.* act.* от λέγω (G3004) говорить. Aor.* imper.* призывает у специфическому действию.
συναντιλάβηται aor.* conj.* med.* (dep.*) от συναντιλαμβάνομαι (G4878) помогать. Med.* в предложном сочетании означает объединить усилия с усилиями другого для завершения задачи (RWP*).
ἐπιστᾶσα aor.* act.* part.* (сопутств.*) от ἐφίστημι (G2186) помещать, приходить.
μέλει (G3199) praes.* ind.* act.* используется в безличном значении с dat.* μέλει σοι «заботит тебя» (BAGD*).
κατέλιπεν impf.* ind.* act.* от καταλείπω (G2641) покидать, оставлять. Impf.* указывает на длительность пренебрежения (Plummer*).
διακονεῖν praes.* act.* inf.* от διακονέω (G1247) прислуживать, в особенности за столом. Inf.* цели или результата.
εἰπέ aor.* imper.* act.* от λέγω (G3004) говорить. Aor.* imper.* призывает у специфическому действию.
συναντιλάβηται aor.* conj.* med.* (dep.*) от συναντιλαμβάνομαι (G4878) помогать. Med.* в предложном сочетании означает объединить усилия с усилиями другого для завершения задачи (RWP*).
41 ἀποκριθείς aor.* pass.* (dep.*) part.*, см.* ст. 27.
μεριμνᾷς praes.* ind.* act.* от μεριμνάω (G3309) заботиться, быть озабоченным, беспокоиться, переживать (BAGD*). Обозначает умственное возбуждение (Geldenhuys*).
θορυβάζῃ praes.* ind.* pass.* от θορυβάζω (G5182) создавать беспокойство; pass.* быть обеспокоенным или взволнованным.
μεριμνᾷς praes.* ind.* act.* от μεριμνάω (G3309) заботиться, быть озабоченным, беспокоиться, переживать (BAGD*). Обозначает умственное возбуждение (Geldenhuys*).
θορυβάζῃ praes.* ind.* pass.* от θορυβάζω (G5182) создавать беспокойство; pass.* быть обеспокоенным или взволнованным.