По Иоанну 1 глава

Евангелие по Иоанну
Русского Библейского Центра → В переводе Лутковского

 
 

В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог.
 
В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог.1

Оно было в начале с Богом.
 
Оно в начале было с Богом.

Все обрело свое существование через Него, и без Него не возникло ничего, что возникло.
 
Все сущее Бог создал Словом, и без Него, и вне Его,2 — ничто из сущего не существует.

В Нем была жизнь, и эта жизнь была свет людям.
 
В Нём был и есть3 источник жизни, и жизнь есть свет для всех людей.

Свет сияет во тьме, и тьма не одолела его.
 
И светит этот свет во тьме, но тьма его не поглощает.

Богом был послан человек по имени Иоанн.
 
Был человек, по имени Иоанн, которого Бог послал,

Он пришел свидетелем — нести свидетельство о Свете, чтобы через него все поверили.
 
чтобы он свидетельствовал о Свете и чтобы все поверили свидетельству его.

Он не был светом — он был послан нести свидетельство о Свете.
 
Он не был Светом, но пришёл, чтобы только свидетельствовать о Свете.

Но чтобы свет светил всем и каждому, в мир приходил истинный Свет.
 
Есть Свет, Свет истинный, Который просвещает людей, пришедших в этот мир.

Он был в этом мире, мир возник через Него, и мир не узнал Его.
 
И вот, Он в мир пришёл, но мир, что был Им создан, так и не смог узнать Его.

Он пришел к своим, и свои не приняли Его.
 
В Свой дом пришёл Он, но и дома свои не приняли Его.

А тем, кто принял Его и поверил в Него, Он дал право стать Божьими чадами,
 
А те, что приняли Его, те, что поверили в Него, по благодати, данной Им, все стали Божьими детьми,

Которые не от крови, не по влечению плоти, не по желанию человека, а от Бога родились.
 
которые не кровью, плотью и не желанием отца, но Богом были рождены.

Слово стало одним из нас и поселилось среди нас во всей полноте благодати и истины. И мы увидели Его славу — славу единственного у Отца.
 
И Слово стало плотью и пребывало с нами, и благодать, и истина Его переполняли. И видели мы славу, ту славу, что была в Нём — единородном Сыне у Своего Отца.

Его свидетель Иоанн прокричал свою весть: «Это — Тот, о ком я говорил! Он идет за мной! Он первенствует! Он был прежде меня!».
 
Это о Нём свидетельствовал Иоанн, восклицая: вот Он, о Котором я говорил: Тот, Кто пришёл после меня, превзойдет меня, потому что Он был прежде меня.

От полноты Его благодати — всем благодать. Вот откуда мы все ее получили.
 
От полноты Его мы принимали за благодатью благодать;

Закон был дан через Моисея, а благодать и истина явились через Иисуса Христа.
 
закон был дан нам Моисеем, а Иисус Христос Собою явил нам истину и благодать.

Бога никто никогда не видел. Открыл завесу единственный Сын — Бог, пребывающий в Отчих укромах.
 
Никто нигде не видел Бога, но Сын Его единородный, (от века) сущий в лоне Отчем, в Себе открыл Его для нас.

Вот что сказал Иоанн, когда священники и левиты, посланные иудейскими советниками из Иерусалима, спросили его: «Кто ты?».
 
Вот свидетельство Иоанна. Когда иудеи из Иерусалима прислали к нему священников и левитов, чтобы спросить у него, кто он такой,

Он сказал прямо: «Я не Христос». Сказал как есть, не отрекся.
 
он не отказался отвечать, но признался, что он — не Христос.

Они спросили его: «Тогда кто же ты? Илья?». Он сказал: «Нет». — «Кто же? Пророк?». Он ответил: «Нет».
 
Тогда они спросили у него: кто же ты? Илия? Он сказал: нет, не он. Пророк? Он ответил: нет.

Они говорят: «Так кто же ты? С каким ответом идти нам к людям, которые послали нас? Что скажешь нам о себе?».
 
И спросили у него: так кто же ты? Скажи нам, кем ты считаешь себя самого, чтобы мы могли дать ответ тем, кто послал нас.

Он ответил словами пророка Исайи: «Я — голос, взывающий в пустыне: проложите Господу прямую дорогу!».
 
И он ответил: я — глас вопиющего в пустыне: выровняйте дорогу для Господа, как сказал пророк Исайя. (Ис 40:3)

Посланцы из фарисеев
 
Среди посланных были фарисеи,

Спрашивают его: «Зачем ты крестишь, если ты не Христос, не Илья, не пророк?».
 
и они спросили у него: почему же ты крестишь, если ты не Христос, не Илия, не пророк?

Иоанн ответил: «Я крещу водой. Но вы не все знаете. Вы не знаете, кто уже стоит среди вас.
 
Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде, но посреди вас стоит Тот, Кто ещё неизвестен вам;

Он идет за мной. Я не гожусь даже на то, чтобы развязать Ему на сандалиях ремни».
 
Он Тот, Кто, придя после меня, превзойдет меня; я недостоин развязать ремни на сандалиях Его.

Это происходило в Вифании, что по ту сторону Иордана. Здесь Иоанн крестил народ.
 
Происходило же это у Вифавара, на берегу Иордана, где пребывал Иоанн Креститель.

На другой день к нему идет Иисус. Иоанн видит Его и говорит: «Вот Божий Агнец! Он берет на Себя грех мира.
 
На следующий день, увидев идущего к Нему Иисуса, Иоанн сказал: вот Агнец Божий, Который возьмет (на Себя) грехи мира.

Он — Тот, о ком я говорил. Он идет следом за мной. Он первенствует. Он был прежде меня.
 
Это о Нём я говорил: после меня придет Тот, Кто превзойдет Меня, потому что Он был прежде меня.

А я — тот, кто крестит водой. Я не знал Его, но Израиль узнает о Нем от меня».
 
Я не знал Его; но для того и пришёл я крестить в воде, чтобы Он стал известен Израилю.

Иоанн говорил дальше: «Я видел, как с неба сошел на Него голубем Дух и на Нем остался.
 
И свидетельствовал Иоанн: я видел, как Дух в образе голубки сошел с небес и опустился на Него.

Я не знал Его, но Тот, кто послал меня крестить водой, сказал мне: “На ком увидишь: останется, сойдя, Дух, — Тому крестить Святым Духом.”
 
Я не знал Его; но Тот, Кто послал меня крестить в воде, сказал мне: ты увидишь, как сойдет Дух (с небес); на Кого Он опустится — Тот и будет крестить Духом Святым.

И я это видел! Говорю как свидетель: это Божий Сын».
 
И я увидел и засвидетельствовал, что Он — Сын Божий.

На другой день Иоанн снова был там с двумя учениками.
 
На следующий день Иоанн вновь стоял (на берегу) с двумя учениками своими.

Мимо проходил Иисус. Иоанн видит Его и говорит: «Вот Божий Агнец!».
 
Заметив проходящего Иисуса, он сказал им: вот Агнец Божий.

Услышав эти слова, оба ученика пошли следом за Иисусом.
 
Услышав эти слова, оба ученика его последовали за Иисусом.

Иисус обернулся — видит, что за Ним идут, и спрашивает: «Что вам нужно?». Они говорят Ему: «Рабби! — (рабби значит учитель) — Где Ты живешь?».
 
Оглянувшись и увидев, что они идут следом, Иисус спросил их: что вам надобно? Они же спросили у Него: Равви, — что означает Учитель, — где Ты остановился?

Он сказал: «Пойдемте — увидите». Было около четвертого часа. Они пошли, увидели, где Он живет, и пробыли у Него остаток дня.
 
И Он ответил им: пойдите и посмотрите. Они пошли и, узнав, где Он остановился, в тот день остались у Него. А было тогда около шести часов вечера.

Одним из тех двух, кто услышал слова Иоанна и пошел за Иисусом, был Андрей, брат Симона Петра.
 
Один же из этих двоих, которые после слов Иоанна (об Иисусе) последовали за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

Он встречает своего брата Симона и первому ему говорит: «Знаешь, кого мы встретили? Мессию!» (Мессия значит Христос) —
 
Прежде всего он разыскал своего брата Симона и говорит ему: мы нашли Мессию — Христа;

И привел его к Иисусу. Иисус посмотрел на него и говорит: «Ты — Симон, сын Ионы. Будешь зваться Кифа» (Кифа в переводе — Петр, по смыслу — «камень»).
 
и привел его к Иисусу. Взглянув на него, Иисус сказал: ты — Симон, сын Ионы; отныне твоё имя: Кифа; что означает: камень (Петр).

На другой день Иисус решил идти в Галилею. Он встречает Филиппа и говорит ему: «Иди за Мной».
 
На следующий день Иисус решил пойти в Галилею и, повстречав в пути Филиппа, сказал ему: следуй за Мною.

Филипп был из Вифсаиды. (Андрей и Петр тоже были из этого города).
 
Филипп же был из Вифсаиды, города, в котором жили Андрей и Петр.

Филипп встречает Натанаэля и говорит: «Знаешь, кого мы встретили? Того самого, о ком написано у Моисея в Законе и в Пророках! Это Иисус из Назарета сын Иосифа».
 
И вот Филипп разыскал Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в (книге) законов и пророки, — Иисуса, сына Иосифа из Назарета.

Натанаэль сказал: «Разве из Назарета может исходить чтонибудь путное?». Филиппговорит ему: «Иди посмотри сам».
 
А Нафанаил спросил его: что хорошего может быть из Назарета? Филипп же ответил ему: пойди и посмотри.

Иисус увидел Натанаэля, когда тот подходил к Нему, и говорит: «Вот чистой воды израильтянин, сама прямота!».
 
Увидев идущего к Нему Нафанаила, Иисус сказал, указывая на него: вот воистину израильтянин, в котором нет лукавства.

Натанаэль говорит Ему: «Откуда Ты меня знаешь?». Иисус ответил: «Я видел тебя под смоковницей, когда Филипп тебя еще не позвал».
 
Нафанаил спросил Его: откуда Ты знаешь меня? Иисус же сказал в ответ: прежде чем Филипп позвал тебя, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Натанаэль говорит: «Рабби! Ты — Божий Сын. Ты — царь Израиля».
 
Нафанаил отвечал Ему: Равви, Ты — Сын Божий, Царь Израиля.

Иисус ответил: «Я сказал, что видел тебя под смоковницей, — поэтому ты веришь? Но ты увидишь еще и не такое».
 
В ответ Иисус сказал ему: не потому ли ты уверовал, что Я сказал: видел тебя сидящим под смоковницей? Увидишь больше этого.

И сказал: «Поверьте истинному слову: откроется небо, и вы увидите, как Божьи ангелы переходят вверх и вниз над Сыном человеческим».
 
И говорит, обращаясь к нему: уверяю вас: отныне вы будете видеть небо отверстым и ангелов Божьих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. (Быт 28:12)

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[1.1] Исследователи полагают, что так называемый «пролог» — это один из гимнов малоазийских церквей, составленный «по Иоанну». (Возможно, автором его был сам евангелист.)
[1.2] «и без Него, и вне Его» — предлог «хорис» переводится как «без», так и «вне», поэтому переводчик, дабы не ограничивать смысл сказанного, оставил в тексте сразу два значения этого слова.
[1.3] «в Нем был и есть» — в подлиннике глагол прошедшего времени, однако имеющий продолжение в настоящем; в русском языке «был» — ограничивается только прошедшим временем.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.