От Иоанна 7 глава

От Иоанна, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → В переводе Лутковского

 
 

После этого Иисус странствовал по Галилее. Однако Он не хотел идти в Иудею, так как иудейские предводители пытались убить Его.
 
После этого Иисус отправился в путь по Галилее. В Иудею же Он решил не идти, потому что иудеи хотели убить Его.

Приближалось время иудейского праздника Укрытий.
 
А когда наступил иудейский праздник Кущей,

Братья Иисуса сказали Ему: «Тебе следует уйти отсюда и отправиться в Иудею на праздник, чтобы и Твои ученики смогли там увидеть, какие дела Ты совершаешь.
 
братья Его сказали Ему: пойди отсюда в Иудею, чтобы и ученики Твои смогли увидеть чудеса, которые Ты совершаешь.

Тот, кто хочет, чтобы люди узнали о нём, не держит в тайне свои дела. Если Ты совершаешь эти дела, то яви Себя миру».
 
Никто другой, если бы он совершил такие чудеса, не стал бы скрываться, а старался бы стать известным. Так яви Себя миру!

Даже Его собственные братья не верили в Него.
 
Но сами братья не веровали в Него.

Иисус же сказал им: «Моё время ещё не настало, но вам подходит любое время.
 
На это Иисус сказал им: Моё время ещё не пришло, ваше же время — всегда.

Мир не может возненавидеть вас, Меня же он ненавидит, потому что Я не перестаю свидетельствовать ему, что дела его злы.
 
Мир не может вас ненавидеть, а Меня мир ненавидит, ибо Я обличаю его за то зло, которое в нём происходит.

Отправляйтесь на праздник сами. Я не пойду туда, потому что Моё время ещё не настало».
 
Идите сами на праздник, Я же на этот праздник пока не пойду, потому что время Моё ещё не пришло.

Сказав это, Он остался в Галилее.
 
Сказав это, Он остался в Галилее.

После того как братья Иисуса отправились на праздник, Он тоже направился туда же, но не открыто, а тайно.
 
Но после того как братья Его пошли на праздник, Он тоже пошёл, однако тайно, скрываясь (ото всех).

Иудейские предводители искали Его на этом празднике, говоря: «Где же Этот Человек?»
 
Иудеи же во время праздника искали Его и спрашивали: где Он?

И много было разговоров о Нём в народе. Некоторые говорили: «Он хороший Человек», другие же: «Нет, Он обманывает народ».
 
А среди народа о Нём ходили разные слухи: одни говорили, что Он праведник, другие говорили: нет, Он обманщик.

Однако никто не говорил о Нём открыто, потому что все боялись иудейских предводителей.
 
Впрочем, никто открыто не говорил о Нём из-за страха перед иудеями.

Ближе к середине праздника Иисус вошёл во двор храма и стал там учить народ.
 
Но на третий день праздника1 Иисус пришёл в храм и стал проповедовать.

Иудейские вожди были поражены и сказали: «Откуда Этот Человек знает так много, никогда не учившись?»
 
Иудеи же спрашивали в изумлении: откуда Он знает Писание, если нигде не учился?

Иисус ответил: «То, чему Я учу, исходит не от Меня, а от Пославшего Меня.
 
Иисус же сказал, обращаясь к ним: Я проповедую не Своё учение, но Того, Кто послал Меня.

Любой человек, который хочет знать волю Божью, не сомневается, что это учение не от Меня, а от Бога.
 
Кто стремится исполнять волю Его, тот знает: от Бога это учение, или Я от Своего имени говорю.

Если бы Я говорил Сам от Себя, то старался бы добиться собственной славы. Но так как Я стараюсь принести славу Пославшему Меня, то Я не лгу и заслуживаю доверия.
 
Кто от своего имени говорит, тот добивается славы для себя самого, а Кто добивается славы для Того, Кто послал Его, Тот искренен, и нет лжи в словах Его.

Разве Моисей не дал вам Закон? Однако никто из вас не соблюдает этот Закон. Почему вы пытаетесь убить Меня?»
 
Не дал ли вам Моисей закон? Однако никто из вас не исполняет закон. За что же вы хотите убить Меня?

Тогда иудейские вожди ответили: «Ты одержим бесом и поэтому обезумел! Кто пытается убить Тебя?»
 
В толпе вскричали: не бесноватый ли Ты? Кто хочет убить Тебя?

В ответ Иисус сказал им: «Я совершил одно чудо в субботу, и все вы удивляетесь.
 
В ответ Иисус сказал: из того, что Я сделал, всех вас возмущает лишь одно.

Моисей дал вам обрезание (хотя, впрочем, обрезание пришло не от Моисея, а от наших предков, живших ещё до рождения Моисея), и вы часто обрезаете младенцев даже в субботу!
 
Но вот Моисей установил вам обрезание, — хотя оно было и до Моисея, ещё при патриархах,2 — и вы в субботу совершаете обрезание.

Если уж человека обрезают по субботам, чтобы не нарушить Закон Моисея, то почему же вы разгневаны на Меня за то, что Я исцелил всё тело человека в субботу?
 
Если же вы считаете, что в субботу необходимо над человеком совершать обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисея, почему же на Меня негодуете за то, что Я в субботу полностью исцелил человека?

Перестаньте судить по наружности, судите справедливо».
 
Судите же по существу, и пусть суждения ваши будут справедливы.3

И тогда некоторые из живших в Иерусалиме стали говорить: «Не тот ли это Человек, Которого предводители пытаются убить?
 
Некоторые же из жителей Иерусалима недоумевали: не Его ли разыскивают, чтобы убить?

Смотрите, Он открыто поучает людей, и Ему ничего не говорят. Может быть, предводители решили, что Он и в самом деле Христос?
 
Но вот Он открыто говорит, и никто не запрещает Ему этого. Может быть, старейшины решили, что Он — Христос?

Но ведь мы знаем, откуда Этот Человек родом, а когда придёт настоящий Христос, никто не будет знать, откуда Он пришёл».
 
Так ведь мы знаем, откуда Он; а когда придет Христос, никому не будет известно, откуда Он.

Когда Иисус поучал народ в храме, Он громко сказал: «Вы знаете Меня и знаете, откуда Я родом, и всё же Я пришёл не по Своей воле, а Меня послал Тот, Кто истинен. Вы не знаете Его,
 
Тем временем, продолжая проповедовать в храме, Иисус сказал: вы знаете и Меня, и откуда Я, но ведь Я не Сам по Себе пришёл; Того же, Кто послал Меня, — (Бога) истинного — вы не знаете,

но Я знаю Его, потому что пришёл от Него, и Он послал Меня».
 
тогда как Я знаю Его, ибо Я — от Него, и Он послал Меня.

Тогда они попытались схватить Иисуса, но никто не осмеливался прикоснуться к Нему, потому что Его время ещё не настало.
 
Иудеи же хотели схватить Его, но никто даже руки на Него не поднял, потому что ещё не пришло время Его.

Многие из людей поверили в Него и поэтому спрашивали: «Когда придёт Христос, то явит ли Он нам больше знамений, чем Этот Человек?»
 
А среди собравшихся людей многие уверовали в Него, говоря при этом: неужели Христос, когда Он придет, совершит более великие чудеса, чем Этот совершил?

Фарисеи услышали, что люди говорят об Иисусе. Тогда главные священники и фарисеи послали стражников храма схватить Его.
 
Фарисеи же и первосвященники, узнав, что среди народа сложилось подобное мнение о Нём, послали слуг своих схватить Его.

И молвил Иисус: «Я побуду с вами ещё недолгое время, а потом вернусь к Пославшему Меня.
 
Иисус же говорил: недолго Мне осталось быть с вами: Я пойду к Тому, Кто послал Меня.

Вы будете искать Меня, но не найдёте, потому что вы не можете прийти туда, где Я буду».
 
Будете искать Меня — и не найдете, а туда, где Я буду, — не сможете придти.

Иудейские предводители стали говорить между собой: «Куда Он собирается уйти, что мы не сможем найти Его? Может быть, Он собирается уйти к тем из наших людей, которые живут в греческих городах, и там наставлять греков?
 
При этом иудеи спрашивали друг у друга: куда Он собирается пойти и почему мы не найдем Его? Уж не собирается ли Он уйти в языческие страны и проповедовать язычникам?

Что это Он имел в виду, когда сказал: „Вы будете искать Меня, но не найдёте”? И ещё: „Вы не можете прийти туда, где Я буду”
 
Что означают слова, сказанные Им: будете искать Меня — и не найдете, а туда, где Я буду, — не сможете придти?

В последний, главный день праздника, Иисус встал и громко сказал: «Если кто из вас томится жаждой, пусть подойдёт ко Мне и напьётся.
 
В последний же, главный день праздника, Иисус встал (в храме) и провозгласил: кто жаждет, иди ко Мне!

Как сказано в Писаниях, реки воды, дающей жизнь, потекут из сердца того, кто верит в Меня».
 
Пей, кто верует в Меня! Ибо, как сказано в Писании, из недр Его хлынут потоки воды живой. (Зах 14:8)

Иисус сказал это о Духе, который получат те, кто поверят в Него. Дух тогда ещё не был дан людям, потому что Иисус ещё не был вознесён к славе.
 
А говорил Он это о Духе Святом, Который должен был снизойти на уверовавших в Него. Пока что же Дух не был дарован им, ибо Иисус ещё не был прославлен.

Многие из народа, услышав эти слова, стали говорить: «Этот Человек в самом деле Пророк».
 
Услышав эти слова, многие люди говорили: Он воистину пророк;

Другие говорили: «Он — Христос». Третьи же спрашивали: «Разве Христос придёт из Галилеи?
 
другие же говорили: Он — Христос; а некоторые говорили: разве Христос должен придти из Галилеи?

Разве не сказано в Писаниях, что Христом будет один из потомков Давида и придёт он из Вифлеема, города, где жил Давид?»
 
Не сказано ли в Писании, что Христос должен быть из рода Давида и придти из Вифлеема, города, в котором жил Давид? (Пс 88:4−5; Мих 5:1)

И так все разделились между собой во мнении о Нём.
 
И возник о Нём спор среди собравшихся людей.

Некоторые хотели схватить Его, но никто не решился.
 
Некоторые даже хотели схватить Его, но никто и руки на Него не поднял.

Тогда стражники храма возвратились к главным священникам и фарисеям, и те спросили их: «Почему вы не привели Его?»
 
Между тем слуги возвратились к первосвященникам и фарисеям, и те спросили у них: почему вы не привели Его?

Стражники ответили: «Ни один человек до сих пор не говорил так, как Он!»
 
Слуги ответили: ещё ни один человек так не говорил, как говорит Этот Человек.

Тогда фарисеи ответили им: «Неужели и вы тоже поддались Его обману?
 
Фарисеи же сказали им: может быть, и вас Он прельстил?

Видели ли вы, чтобы кто-нибудь из предводителей и фарисеев поверил в Него?
 
Разве кто-нибудь из старейшин или из фарисеев уверовал в Него?

А те люди ничего не знают о законе. Они прокляты Господом!»
 
А народ этот проклят: он не знает закона.

Среди них, однако, был Никодим, приходивший раньше к Иисусу. Он сказал:
 
Тут один из фарисеев, Никодим, который однажды ночью приходил к Иисусу, говорит:

«Разве наш закон осуждает человека без того, чтобы сначала не выслушать его и не узнать, что он сделал?»
 
разве закон наш позволяет выносить приговор человеку, прежде чем будет доказана вина его?

Они же ответили ему: «Ты что, тоже из Галилеи? Изучай Писания и узнаешь, что там ничего не сказано о пророке, который был родом из Галилеи».
 
В ответ они сказали ему: может быть и ты из Галилеи? Поищи в Писании, и ты убедишься, что из Галилеи пророки не приходили.4

И все разошлись по домам.
 

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[7.1] «но на третий день праздника» — досл.: «но в половине праздника...».
[7.2] «хотя оно было и до Моисея, еще при патриархах» — досл.: «хотя оно не от Моисея есть, но от отцов».
[7.3] досл.: «не судите по тому, что видите».
[7.4] из Галилеи пророки не приходили — здесь первосвященники и фарисеи показали свое незнание Писания. По крайней мере, один пророк — Иона — был родом из Галилеи.
[7.5] Данный отрывок отсутствует в древних рукописях. Нет его и в толкованиях на Евангелия у Оригена, И. Златоуста, бл. Феодорита. Однако бл. Иероним и бл. Августин защищают подлинность этого рассказа. (Возможно, именно об этом эпизоде идет речь у Евсевия, когда он приводит свидетельства Папия — см. Церк. ист. 3.19.17.)
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.