По Иоанну 7 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → В переводе Лутковского

 
 

Потом Иисус ходил по всей Галилее, а в Иудею не шел, потому что вожди ее замышляли убить Его.
 
После этого Иисус отправился в путь по Галилее. В Иудею же Он решил не идти, потому что иудеи хотели убить Его.

Но в канун иудейского праздника Кущей
 
А когда наступил иудейский праздник Кущей,

братья Иисуса сказали Ему: «Ты должен оставить эти места и отправиться в Иудею, чтобы и там ученики Твои увидели дела, Тобой творимые.
 
братья Его сказали Ему: пойди отсюда в Иудею, чтобы и ученики Твои смогли увидеть чудеса, которые Ты совершаешь.

Ведь ни один человек не скрывает того, что делает, если хочет, чтобы люди узнали о нем. Ты такие дела творишь, почему же не явишь Себя всему миру?»
 
Никто другой, если бы он совершил такие чудеса, не стал бы скрываться, а старался бы стать известным. Так яви Себя миру!

(Даже братья Его не верили в Него.)
 
Но сами братья не веровали в Него.

Иисус возразил: «Не пришел еще час Мой. Это вам любое время годится,
 
На это Иисус сказал им: Моё время ещё не пришло, ваше же время — всегда.

ибо мир не может вас ненавидеть. А Меня ненавидит он, потому что Я говорю,1 что дела его злы.
 
Мир не может вас ненавидеть, а Меня мир ненавидит, ибо Я обличаю его за то зло, которое в нём происходит.

Ступайте на праздник, а Я на него не иду,2 потому что время Мое не настало».
 
Идите сами на праздник, Я же на этот праздник пока не пойду, потому что время Моё ещё не пришло.

Так Он им сказал и остался в Галилее.
 
Сказав это, Он остался в Галилее.

Но когда ушли братья Его, Иисус всё же отправился на праздник, но тайно,3
 
Но после того как братья Его пошли на праздник, Он тоже пошёл, однако тайно, скрываясь (ото всех).

ибо власти иудейские уже разыскивали Его там. «Где Тот?» — с презрением спрашивали они.
 
Иудеи же во время праздника искали Его и спрашивали: где Он?

В народе тоже много было толков о Нем. «Он хороший Человек », — говорили шепотом одни. «Нет! — возражали другие. — Он вводит народ в заблуждение».
 
А среди народа о Нём ходили разные слухи: одни говорили, что Он праведник, другие говорили: нет, Он обманщик.

Никто, впрочем, не говорил о Нем открыто из страха перед иудейскими властями.
 
Впрочем, никто открыто не говорил о Нём из-за страха перед иудеями.

Праздник уже прошел наполовину, когда Иисус появился в Храме и стал учить.
 
Но на третий день праздника1 Иисус пришёл в храм и стал проповедовать.

«Откуда Он так знает Писание?4 — удивлялись иудеи. — Ведь Он не учился у раввинов ».
 
Иудеи же спрашивали в изумлении: откуда Он знает Писание, если нигде не учился?

Им ответил Сам Иисус: «Учение Мое — не от Меня, но от Того, кто послал Меня.
 
Иисус же сказал, обращаясь к ним: Я проповедую не Своё учение, но Того, Кто послал Меня.

Кто готов исполнять волю Божию, тот узнает, от Бога ли это учение, или от Себя Я говорю.
 
Кто стремится исполнять волю Его, тот знает: от Бога это учение, или Я от Своего имени говорю.

Кто от себя говорит, для себя ищет славы. А кто о славе пославшего его заботится, тот искренен и нет у него обмана.5
 
Кто от своего имени говорит, тот добивается славы для себя самого, а Кто добивается славы для Того, Кто послал Его, Тот искренен, и нет лжи в словах Его.

Не дал ли Моисей Закон вам? Но никто из вас не поступает по Закону. Почему же Меня убить хотите?»
 
Не дал ли вам Моисей закон? Однако никто из вас не исполняет закон. За что же вы хотите убить Меня?

Из толпы закричали: «В Тебя, верно, бес вселился! Кто хочет Тебя убить?»
 
В толпе вскричали: не бесноватый ли Ты? Кто хочет убить Тебя?

«Я сделал одно дело в субботу, и вы до сих пор из-за этого никак в себя не придете,6 — ответил им Иисус. —
 
В ответ Иисус сказал: из того, что Я сделал, всех вас возмущает лишь одно.

Моисей наказал вам совершать обрезание7 (это идет, впрочем, не от Моисея даже, а от патриархов), и вы, не задумываясь, совершаете его даже в субботу.
 
Но вот Моисей установил вам обрезание, — хотя оно было и до Моисея, ещё при патриархах,2 — и вы в субботу совершаете обрезание.

Почему же вам можно, во исполнение Закона Моисеева, в субботу обрезать ребенка, имея дело лишь с одной частью тела, а на Меня вы негодуете за исцеление всего человека в этот день?
 
Если же вы считаете, что в субботу необходимо над человеком совершать обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисея, почему же на Меня негодуете за то, что Я в субботу полностью исцелил человека?

Перестаньте судить о вещах поверхностно, судите, наконец, судом праведным!»
 
Судите же по существу, и пусть суждения ваши будут справедливы.3

Иные из жителей Иерусалима, услышав такое, стали спрашивать: «Не Тот ли это, Кого хотят убить?
 
Некоторые же из жителей Иерусалима недоумевали: не Его ли разыскивают, чтобы убить?

Смотрите, впрочем: вот Он открыто проповедует, и Ему не запрещают! Неужели власти решили, что Он и вправду Мессия?
 
Но вот Он открыто говорит, и никто не запрещает Ему этого. Может быть, старейшины решили, что Он — Христос?

Но мы ведь знаем, откуда пришел Он. Когда же придет Мессия, никто не будет знать, откуда Он».
 
Так ведь мы знаем, откуда Он; а когда придет Христос, никому не будет известно, откуда Он.

Тогда Иисус, всё еще остававшийся в Храме, где учил Он, воскликнул: «Так вы знаете Меня и знаете, откуда Я?! Но Я не Сам по Себе пришел; есть Тот, Кто послал Меня, и это — истинный8 Бог. Но вы не знаете Его,
 
Тем временем, продолжая проповедовать в храме, Иисус сказал: вы знаете и Меня, и откуда Я, но ведь Я не Сам по Себе пришёл; Того же, Кто послал Меня, — (Бога) истинного — вы не знаете,

а Я знаю, потому что Я — от Него, это Он послал Меня».
 
тогда как Я знаю Его, ибо Я — от Него, и Он послал Меня.

Иные из толпы хотели схватить Его, но ни один человек не осмелился поднять на Него руку, потому что не пришел еще час Его.
 
Иудеи же хотели схватить Его, но никто даже руки на Него не поднял, потому что ещё не пришло время Его.

А многие и поверили в Него. Такие говорили: «Неужели Мессия, приди Он теперь, большие бы совершил знамения,9 чем те, что сотворил Этот Человек? »
 
А среди собравшихся людей многие уверовали в Него, говоря при этом: неужели Христос, когда Он придет, совершит более великие чудеса, чем Этот совершил?

Толки народа о Нем дошли до фарисеев, и они вместе с первосвященниками10 велели храмовой страже схватить Его.
 
Фарисеи же и первосвященники, узнав, что среди народа сложилось подобное мнение о Нём, послали слуг своих схватить Его.

Тогда сказал Иисус: «Недолго уже с вами Мне быть, уйду Я скоро к Тому, Кто послал Меня.
 
Иисус же говорил: недолго Мне осталось быть с вами: Я пойду к Тому, Кто послал Меня.

Будете искать Меня, но не найдете [Меня]; и не сможете прийти туда, где буду Я».
 
Будете искать Меня — и не найдете, а туда, где Я буду, — не сможете придти.

Стали рассуждать тогда иудеи: «Куда собирается уйти Он, чтобы не нашли мы Его? Не к тем ли из наших, что среди греков живут в рассеянии? Или греков задумал учить?
 
При этом иудеи спрашивали друг у друга: куда Он собирается пойти и почему мы не найдем Его? Уж не собирается ли Он уйти в языческие страны и проповедовать язычникам?

Что Он имел в виду, когда говорил: „Искать Меня будете, но не найдете [Меня], туда, где буду Я, не сможете прийти“?»
 
Что означают слова, сказанные Им: будете искать Меня — и не найдете, а туда, где Я буду, — не сможете придти?

В последний, самый великий день праздника Иисус стал среди Его окружавшей толпы и провозгласил: «Кто жаждет, ко Мне пусть придет и пьет!
 
В последний же, главный день праздника, Иисус встал (в храме) и провозгласил: кто жаждет, иди ко Мне!

У верующего в Меня, сказано в Писании, реки живой воды потекут из сердца».11
 
Пей, кто верует в Меня! Ибо, как сказано в Писании, из недр Его хлынут потоки воды живой. (Зах 14:8)

Он говорил о Духе Святом, Которого получат поверившие в Него. Но Дух еще не был дан, потому что слава Иисуса не была еще явлена миру.
 
А говорил Он это о Духе Святом, Который должен был снизойти на уверовавших в Него. Пока что же Дух не был дарован им, ибо Иисус ещё не был прославлен.

Иные из толпы, услышав слова Его, сказали: «Воистину Он пророк».
 
Услышав эти слова, многие люди говорили: Он воистину пророк;

Другие говорили даже: «Это Мессия». Некоторые, однако, возражали: «Разве может Мессия прийти из Галилеи?
 
другие же говорили: Он — Христос; а некоторые говорили: разве Христос должен придти из Галилеи?

Не говорится ли в Писании, что потомком Давида12 будет Мессия, что из Вифлеема придет Он, из селения, где жил Давид?»
 
Не сказано ли в Писании, что Христос должен быть из рода Давида и придти из Вифлеема, города, в котором жил Давид? (Пс 88:4−5; Мих 5:1)

И раскололась толпа из-за противоречивых мнений о Нем.
 
И возник о Нём спор среди собравшихся людей.

Некоторые вознамерились было схватить Его, но никто всё же не поднял руку на Него.
 
Некоторые даже хотели схватить Его, но никто и руки на Него не поднял.

Когда вернулись стражники к первосвященникам и фарисеям, те спросили их: «Что же не привели вы Его?»
 
Между тем слуги возвратились к первосвященникам и фарисеям, и те спросили у них: почему вы не привели Его?

« Никто еще и никогда не говорил так, как Этот Человек», — отвечали те.
 
Слуги ответили: ещё ни один человек так не говорил, как говорит Этот Человек.

«Неужели, — оборвали их фарисеи, — и вы дали обмануть себя?
 
Фарисеи же сказали им: может быть, и вас Он прельстил?

Поверил ли в Него хоть один из старейшин13 или фарисеев?
 
Разве кто-нибудь из старейшин или из фарисеев уверовал в Него?

А что до черни,14 ничего не понимающей в Законе, — проклята она».
 
А народ этот проклят: он не знает закона.

Тут подал голос некто Никодим, один из тех фарисеев, что прежде15 приходил к Иисусу:
 
Тут один из фарисеев, Никодим, который однажды ночью приходил к Иисусу, говорит:

«Разрешает ли Закон наш осуждать человека, не выслушав сначала его и не разобравшись в том, что он сделал?»
 
разве закон наш позволяет выносить приговор человеку, прежде чем будет доказана вина его?

«Ты что, тоже из Галилеи? — сказали ему в ответ. — Исследуй Писание и увидишь, что Пророк не придет из Галилеи». [[
 
В ответ они сказали ему: может быть и ты из Галилеи? Поищи в Писании, и ты убедишься, что из Галилеи пророки не приходили.4

И разошлись все по домам.
 

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: свидетельствую о нем.
8  [2] — В некот. рукописях: еще не иду.
10  [3] — Букв.: пошел не открыто, а [как бы] тайно.
15  [4] — Или: откуда у Него все эти знания?
18  [5] — Букв.: тот истинен/правдив и нет в нем неправды/неправедности.
21  [6] — Букв.: все удивляетесь. Имеется в виду совершенное в субботу исцеление параличного. См. Ин 5:5−9.
22  [7] — См. в Словаре Обрезание.
28  [8] — Или: и Он верен; или: и на Него можно положиться.
31  [9] — Или: больше знамений.
32  [10] — См. в Словаре Первосвященник.
38  [11] — Букв.: из чрева. Неясно, какое место Писания имеется в виду, ср. Притч 18:4; Ис 12:3; Ис 58:11; Иез 47:1; Зах 14:8.
42  [12] — См. в Словаре Давид.
48  [13] — Или: из начальников.
49  [14] — Букв.: но толпа эта.
50  [15] — В некот. рукописях: ночью.
 
В переводе Лутковского
[7.1] «но на третий день праздника» — досл.: «но в половине праздника...».
[7.2] «хотя оно было и до Моисея, еще при патриархах» — досл.: «хотя оно не от Моисея есть, но от отцов».
[7.3] досл.: «не судите по тому, что видите».
[7.4] из Галилеи пророки не приходили — здесь первосвященники и фарисеи показали свое незнание Писания. По крайней мере, один пророк — Иона — был родом из Галилеи.
[7.5] Данный отрывок отсутствует в древних рукописях. Нет его и в толкованиях на Евангелия у Оригена, И. Златоуста, бл. Феодорита. Однако бл. Иероним и бл. Августин защищают подлинность этого рассказа. (Возможно, именно об этом эпизоде идет речь у Евсевия, когда он приводит свидетельства Папия — см. Церк. ист. 3.19.17.)
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.