Под редакцией Кулаковых 7 [1] — Букв.: свидетельствую о нем.
8 [2] — В некот. рукописях: еще не иду.
10 [3] — Букв.: пошел не открыто, а [как бы] тайно.
15 [4] — Или: откуда у Него все эти знания?
18 [5] — Букв.: тот истинен/правдив и нет в нем неправды/неправедности.
21 [6] — Букв.: все удивляетесь. Имеется в виду совершенное в субботу исцеление параличного. См. Ин 5:5−9.
22 [7] — См. в Словаре Обрезание.
28 [8] — Или: и Он верен; или: и на Него можно положиться.
31 [9] — Или: больше знамений.
32 [10] — См. в Словаре Первосвященник.
38 [11] — Букв.: из чрева. Неясно, какое место Писания имеется в виду, ср. Притч 18:4; Ис 12:3; Ис 58:11; Иез 47:1; Зах 14:8.
42 [12] — См. в Словаре Давид.
48 [13] — Или: из начальников.
49 [14] — Букв.: но толпа эта.
50 [15] — В некот. рукописях: ночью.
В переводе Лутковского [7.1] «но на третий день праздника» — досл.: «но в половине праздника...».
[7.2] «хотя оно было и до Моисея, еще при патриархах» — досл.: «хотя оно не от Моисея есть, но от отцов».
[7.3] досл.: «не судите по тому, что видите».
[7.4] из Галилеи пророки не приходили — здесь первосвященники и фарисеи показали свое незнание Писания. По крайней мере, один пророк — Иона — был родом из Галилеи.
[7.5] Данный отрывок отсутствует в древних рукописях. Нет его и в толкованиях на Евангелия у Оригена, И. Златоуста, бл. Феодорита. Однако бл. Иероним и бл. Августин защищают подлинность этого рассказа. (Возможно, именно об этом эпизоде идет речь у Евсевия, когда он приводит свидетельства Папия — см. Церк. ист. 3.19.17.)