Евреям 11 глава

Послание к Евреям святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Переклад Куліша та Пулюя

 
 

А вера кладет твердым основанием надежду и являет незримое.
 
Віра ж єсть підстава того, на що вповаємо, доказ (певність) річей невидимих.

И об этом свидетельствуют герои древности.
 
Через неї бо були сьвідчені старі.

Вера дает нам познать, как одним Божьим словом сотворены миры, и всё наблюдаемое возникло из незримого.
 
Вірою розуміємо, що віки стали ся словом Божим, щоб з невидимого видиме постало.

Это вера позволила Авелю принести Богу жертву лучше, чем у Каина — и вера свидетельствует о его праведности. Сам Бог дал это свидетельство, приняв его дары — и благодаря вере Авель говорит даже после смерти.
 
Вірою приніс Авель луччу жертву Богу нїж Каїн, через котру сьвідчено (йому), що він праведний, як сьвідкував про дари його Бог; нею він, і вмерши, ще говорить.

Это вера дала Еноху покинуть этот мир прежде, чем он встретил смерть, — его не стало, потому что его взял Бог. И еще прежде того было дано свидетельство, что он угоден Богу.
 
Вірою Єнох перенесен, щоб не бачити смерти, і "не знайдено його; бо перенїс його Бог": перед перенесеннєм бо його сьвідчено, "що угодив Богу."

А без веры невозможно Ему угодить: кто прибегает к Нему, должен верить, что Он существует и вознаграждает тех, кто ищет Его.
 
Без віри ж не можна угодити; вірувати мусить бо, хто приходить до Бога, що Він єсть, і хто Його шукає, тих нагороджує.

Это вера позволила Ною получить предупреждение о том, что еще не было видно, и потому он с благоговением приготовил ковчег для спасения всей своей семьи. Вера позволила ему осудить весь мир и унаследовать ту праведность, которая приходит от веры.
 
Вірою, звістку прийнявши Ной про те, чого нїколи не видано, в страсї (Божому) збудовав ковчег на спасеннє дому свого; котрим осудив сьвіт, і став ся наслїдником праведности, по вірі.

Это вера дала Аврааму послушаться Божьего призвания и отправиться туда, где должен был получить удел в наследство — он и вышел в путь, не зная, куда идет.
 
Вірою, покликаний Авраам, послухав, щоб вийти на те місце, котре мав прийняти в наслїддє, і вийшов, не знаючи, куди йде.

Благодаря вере, он поселился в обещанной земле, тогда чужой для него, и жил в шатрах вместе с Исааком и Иаковом, наследниками того же обещания —
 
Вірою оселивсь у землї обітуваній, яко чужій, живучи в наметах, з Ісааком і Яковом, спільними наслїдниками того ж обітування.

он ожидал, когда Бог как создатель и архитектор построит на твердом основании город.
 
Дожидав бо города, що має основини, котрого будівничий і творець Бог.

Это вера позволила принять его семя Сарре, которая прежде была бесплодна и вышла из детородного возраста — ведь она знала, что обещание дал Тот, Кто верен Своему слову.
 
Вірою і сама Сарра прийняла силу на зачаттє насїння і мимо пори віку вродила, тим що вірним уважала Того, хто обітував.

И потому от одного Авраама, хоть и умерла его мужская сила, произошло несчетное множество потомков, как звезд на небе или песчинок на берегу морском.
 
Тим же і від одного, та ще помертвілого, народилось множество, як зорі небесні і як піску край моря безлїч.

Все они умерли, сохраняя веру, хотя сами еще не получили обещанных благ. Они лишь смотрели на них издали и приветствовали, и так признавали, что по этой земле они странствуют, как бродяги.
 
По вірі померли ті всї, не прийнявши обітниць, а оддалеки видївши їх, і вірували, і витали, і визнавали, що вони чуженицї і захожі на землї.

Кто называет себя странником, показывает, что ищет родину.
 
Бо которі таке говорять, виявляють, що отчини шукають.

И если бы они имели в виду страну, из которой вышли, то могли бы в нее вернуться.
 
І справдї, коли б ту памятали, з якої вийшли, мали б вони нагоду вернутись.

Нет, они стремятся к лучшей, небесной родине. Потому Бог не стыдится их, а называет Себя их Богом — ведь Он приготовил для них Город.
 
Нинї ж луччої бажають, се єсть небесної; тим і не соромить ся їх Бог, називати ся Богом їх: наготовив бо їм город.

Это вера позволила Аврааму, когда он проходил испытание, принести в жертву Исаака — да, он принес единородного сына, того самого, кто должен был унаследовать Божьи обещания.
 
Вірою привів Авраам, спокушуваний, Ісаака (на жертву); єдинородного принїс, прийнявши обітницю,

Ведь это о нем было сказано: «потомством твоим будут называться дети Исаака».
 
про котрого було глаголано: "Що в Ісааку назветь ся тобі насїннє,"

Он считал, что Бог может и из мертвых воскресить — образно говоря, так оно и вышло.
 
подумавши, що і з мертвих силен Бог воскресити; тим і прийняв його в образї (воскресення).

Вера дала Исааку благословить Иакова и Исава и так предсказать будущее.
 
Вірою в грядуще благословив Ісаак Якова та Ісава.

Вера позволила Иакову перед смертью благословить обоих сыновей Иосифа и «поклониться, опершись на жезл».
 
Вірою Яков, умираючи, благословив кожного сина Йосифого і "склонивсь на верх жезла свого".

Вера позволила Иосифу в конце жизни рассказать сынам Израиля об Исходе и распорядиться, как поступить с его костями.
 
Вірою Йосиф, умираючи, про виход синів Ізраїлевих згадав, а про костї свої заповів.

Вера заставила родителей Моисея скрывать его три месяца после рождения: они заметили его красоту и не испугались повеления фараона.
 
Вірою Мойсей, народившись, хований був три місяцї від батьків своїх, коли видїли вони, що дитина гарна, і не злякались повелїння царського.

Вера не позволила Моисею, когда он вырос, называться сыном фараоновой дочери:
 
Вірою Мойсей, бувши великим, відрік ся звати ся сином дочки Фараонової,

он предпочел страдать вместе с Божьим народом, а не наслаждаться греховной временной жизнью.
 
а лучче зволив страдати з людьми Божими, нїж дізнавати дочасної розкоші гріха,

Быть униженным, как Христос, он считал бо́льшим богатством, чем все сокровища Египта — ведь он смотрел на конечное воздаяние.
 
більшим багацтвом над Єгипецькі скарби вважаючи наругу Христову; озиравсь бо на нагороду.

Вера дала ему оставить Египет, не боясь царского гнева — он все терпел, словно бы видя Незримого.
 
Вірою покинув Єгипет, не боячись гнїва царевого; устояв бо, яко такий, що Невидомого видить.

Вера позволила ему совершить Пасху и пролить кровь, чтобы ангел-губитель не коснулся израильских первенцев.
 
Вірою зробив пасху і пролиттє крови, щоб губитель первороджених не займав їх.

Вера дала им перейти Красное море словно посуху, а когда то же попытались сделать египтяне, они утонули.
 
Вірою перейшли вони Червоне море, як по суходолу; що спробувавши Єгиптяне, потопились.

Вера призвала их семь дней обходить стены Иерихона — и стены рухнули.
 
Вірою стїни Єрихонські попадали, після семидневних обходин.

Вера побудила блудницу Раав принять с миром лазутчиков — и поэтому она не погибла вместе с неверными.
 
Вірою Раава блудниця не згинула з невірними, прийнявши підглядників з миром.

Что мне к этому добавить? Не хватит времени рассказывать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде и Самуиле, и о пророках.
 
І що менї ще казати? не стане бо менї часу оповідати про Гедеона, та Варака, та Самсона, та Єтая, та про Давида і Самуїла, та про пророків,

Своей верой они покоряли царства, вершили справедливость, шли навстречу обещанному, закрывали пасти львам,
 
котрі вірою побивали царства, робили правду, одержували обітування, загороджували пащі левам,

гасили мощное пламя, спасались от хищного меча, в слабости обретали силу, на войне становились крепки и обращали вражьи воинства вспять,
 
гасили силу огняну, втїкали від гострого меча, робились потужними від немочи, бували міцні в бою, обертали в ростїч полки чужоземцїв;

а женщины получали своих умерших близких воскресшими. Некоторые из них не согласились на освобождение от плена и были замучены — они предпочли земной жизни лучшую, после воскресения.
 
жінки приймали мертвих своїх з воскресення; инші ж побиті бували, не прийнявши збавлення, щоб лучче воскресеннє одержати;

Другие испытали насмешки и побои, даже цепи и тюрьмы,
 
другі ж наруги та ран дізнали, та ще й кайдан і темницї;

их побивали камнями, перепиливали или убивали мечом, они бродили в овечьих и козьих шкурах, среди лишений, бедствий и страданий.
 
каміннєм побиті бували, розпилювані, допитувані, смертю від меча вмирали, тинялись в овечих та козиних шкурах, бідуючи, горюючи, мучені,

Те, кого весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земным!
 
(котрих не був достоєн сьвіт,) по пустинях скитались та по горах та по вертепах і проваллях земних:

Да, есть свидетельство об их вере — но обещанного все они так и не получили.
 
І всї цї, одержавши сьвідченнє вірою, не прийняли обітування,

Дело в том, что Бог и нам предназначил лучшую долю: они должны достигнуть вместе с нами совершенства!
 
тим що Бог лучче щось про нас провидїв, щоб не без нас осягли звершеннє.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.