По Матфею 18 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → В переводе Лутковского

 
 

В это время к Иисусу подошли ученики и спросили: «Кто самый главный в Царстве Небесном?»
 
Однажды ученики подошли к Иисусу и спросили: кто будет самым главным в Царстве Небесном?

Подозвав ребёнка, Он поставил его перед ними
 
А Он, подозвав ребенка, поставил его посреди них

и сказал: «Говорю вам истину: если вы не переменитесь и не уподобитесь малым детям, не войти вам в Царство Небесное.
 
и сказал: уверяю вас: если вы не изменитесь и не станете подобны детям, то вовсе не войдете в Царство Небесное.

А кто сочтёт себя таким же незначащим, как этот ребёнок, тот и есть самый главный в Царстве Небесном.
 
Поэтому кто проявит смирение и уподобится этому младенцу, тот и будет самым главным в Царстве Небесном.

И кто примет такое дитя во имя Моё, тот принимает Меня.
 
И кто примет (сердцем) хотя бы одного из таких младенцев во имя Моё, тот Меня примет,

А всякому, кто заставляет оступиться одного из этих меньших, верящих в Меня, лучше быть брошенным с жёрновом на шее в пучину морскую.
 
а кто введет в соблазн хотя бы одного из тех немногих, кто верует в Меня, то для него было бы лучше, если бы ему привязали мельничный жернов на шею и утопили в пучине морской.

Горе миру, ибо в нём трудно не оступиться! Но горе вдвойне тому, из-за кого это случится!
 
Горе миру от соблазнов; и хотя соблазны должны придти, горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит.

Если рука или нога даёт тебе повод оступиться, отруби её и кинь прочь! Лучше тебе, лишившись руки и ноги, войти в жизнь, чем с руками и ногами быть брошенным в вечный огонь.
 
Если же рука твоя или нога твоя соблазняют тебя, отруби их и отбрось от себя; лучше тебе войти в Жизнь увечному или хромому, нежели с двумя руками или с двумя ногами быть брошенным в огонь вечный.

И если глаз побуждает тебя оступиться, вырви его и кинь прочь! Лучше тебе, лишившись глаза, войти в жизнь, чем, сохранив оба глаза, быть брошенным в огонь Ге-Хинном.
 
И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и отбрось от себя; лучше тебе одноглазому в Жизнь войти, нежели с двумя глазами быть брошенным в геенну огненную.

Не смотрите свысока ни на кого из этих меньших, ибо, поверьте, их ангелы на небе непрестанно видят Отца Моего Небесного лицом к лицу.58
 
Смотрите же, не пренебрегайте ни одним из тех немногих, кто верует в Меня; уверяю вас, что ангелы их на небесах непрестанно созерцают лик Отца Моего Небесного,

[ отсутствует в NA. Часть рукописной традиции добавляет: Ведь и Сын Человеческий пришел спасти пропавшее. ]
 
ибо Сын Человеческий пришёл спасти погибающих.

Как по-вашему, если у хозяина ста овец заблудилась одна, разве он не пойдёт её искать, оставив девяносто девять в горах?
 
Как вы думаете, если у какого-нибудь человека, имеющего сто овец, заблудится одна из них, разве не оставит он девяносто девять в горах и не пойдет искать заблудшую?

И если удастся её отыскать, то, поверьте, он будет рад ей больше, чем остальным девяноста девяти.
 
И если ему посчастливится найти её, то, уверяю вас: ей он радуется более, нежели девяносто девяти незаблудшим.

Так и Отец ваш Небесный не хочет, чтобы хоть один из этих меньших пропал.
 
Так же и Отец Мой Небесный не хочет, чтобы погиб хотя бы один из этих немногих.

Если твой брат провинился перед тобой, объяснись с ним с глазу на глаз. Если он тебя послушает, ты вновь приобрёл брата.
 
Если же согрешит против тебя ближний твой, пойди и обличи его наедине. И если он внемлет твоим словам, то спас ты ближнего своего.

А если он не послушает, приведи с собой одного или двух братьев, чтобы всякое дело решалось при двух или трёх свидетелях59.
 
А если не внемлет, возьми с собою одного или двух человек, чтобы уста двух или трех свидетелей подтвердили всё сказанное тобой. (Втор 19:15)

Если он и их не послушает, представь это дело церкви. Но если он и церковь не послушает, считай его иноверцем и откупщиком.
 
Если же он не внемлет словам их, возвести об этом церкви; а если он и церковь ослушается, то да будет он тебе как язычник и мытарь.

Я говорю вам истину:что вы на земле запретите, то запретят и на небе, а что на земле разрешите, то разрешат и на небе.
 
Уверяю вас: то, что вы свяжете на земле, будет связано на небесах, а то, что вы развяжете на земле, будет развязано на небесах.

И ещё говорю вам: если двое из вас единодушно попросят о чём-нибудь на земле, их просьба будет исполнена Отцом Моим на небе,
 
Уверяю вас также: о чём бы ни решили просить (в молитве) здесь, на земле, хотя бы двое из вас, они получат это от Отца Моего Небесного,

ибо где двое или трое соберутся во имя Моё, там и Я среди них».
 
ибо где хотя бы двое или трое собраны по имя Моё, там и Я посреди них.

Тогда Пётр подошёл к Нему и спросил: «Господин мой, сколько раз брат может передо мной провиниться, а я ему должен прощать? Семь раз?»
 
Тут Петр подошел к Нему и спросил: Господи, сколько раз я должен прощать ближнего моего, если он согрешает против меня? Не семь ли раз?

Иисус ответил: «Говорю тебе, прощай не семь раз, а семьдесят семь.
 
Иисус же говорит ему: Я скажу тебе: не семь раз, а семьдесят раз по семь. (Быт 4:24)

Ибо Царство Небесное — это как если бы царь решил получить долги со своих слуг.
 
Поэтому и Царство Небесное подобно тому, как если бы некий царь решил получить долги с должников своих.

Первым привели к нему слугу, задолжавшего десять тысяч талантов.
 
И вот привели к нему одного из слуг, который должен был десять тысяч талантов серебра.

Так как заплатить тому было нечем, господин велел продать его вместе с женой, детьми и всем имуществом, чтобы вернуть себе долг.
 
А так как тому нечем было отдать долг, то царь повелел продать и его, и жену, и детей, и всё достояние его и вернуть долг.

Но слуга, бросившись ему в ноги, взмолился: “Прошу тебя, подожди — и я верну тебе всё!”
 
Тогда слуга этот пал ниц и, кланяясь ему, воскликнул: государь, подожди ещё, и я всё верну тебе!

Сжалившись над ним и простив ему долг, господин отпустил его.
 
Смиловавшись над слугой, царь отпустил его и долг простил ему.

А слуга, выйдя от господина, разыскал другого слугу, который задолжал ему сотню денариев, и, схватив его за горло, стал душить и требовать: “Верни долг!”
 
А когда слуга вышел, он встретил одного из царских слуг, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, стал душить, крича при этом: верни мне то, что задолжал!

Тогда тот, пав ему в ноги, взмолился: “Прошу тебя, подожди — и я верну тебе долг!”
 
Тогда слуга этот припал к ногам его и стал умолять его: подожди ещё, и я всё верну тебе.

Но он, не пожелав слушать, добился, чтобы этого слугу бросили в тюрьму и держали, пока не выплатит долг.
 
Но тот, не желая ждать, пошёл и заключил его в темницу до тех пор, пока он не вернет то, что должен.

Остальные слуги, видевшие это, возмутились, пошли к господину и всё рассказали.
 
А другие слуги видели всё это и, удрученные происшедшим, пошли и доложили государю своему о случившемся.

Тогда господин велел позвать того слугу и сказал ему: “Негодяй! Ты разжалобил меня, и я простил тебе долг.
 
Тогда призывает его царь и говорит ему: лукавый раб! Весь долг твой я простил тебе, когда ты умолял меня;

Что же и ты не пожалел товарища своего, как пожалел тебя я?”
 
разве не должен был и ты помиловать слугу того, как и я помиловал тебя?

И в гневе господин отдал того слугу палачам, чтобы пытали его, пока он не выплатит весь долг.
 
И царь в гневе повелел истязать его до тех пор, пока он не вернет ему всё, что должен.

Вот так и Отец мой Небесный поступит с вами, если вы не будете прощать друг друга от всего сердца!»
 
Вот так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если каждый из вас от всего сердца не простит ближнему своему прегрешений его.

Примечания:

 
Открытый перевод
[58] Часть рукописной традиции добавляет ст. 11: Ведь и Сын Человеческий пришел спасти пропавшее.
[59] Втор 19:15.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.