По Матфею 12 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → В переводе Лутковского

 
 

Вскоре после этого, в субботу, Иисус проходил полем, и ученики Его, проголодавшись, стали срывать и есть колосья.
 
Однажды в субботу Иисус проходил мимо засеянных полей, а ученики Его, проголодавшись, стали срывать колосья1 и есть.

Фарисеи увидели это и сказали: «Смотри, Твои ученики нарушают субботу!»
 
Фарисеи же, увидев это, говорят Ему: вот, ученики Твои делают то, что не позволено делать в субботу.

Он ответил: «А вы не читали, что сделал Давид, когда он и его люди проголодались?
 
Он же отвечал им: разве не читали вы, что сделал Давид, когда проголодался со спутниками своими?

Они вошли в Дом Божий и ели жертвенный хлеб, который можно есть только священникам.
 
Как вошел он в дом Божий2 и ел священный хлеб,3 который не позволено было есть ни ему, ни тем, кто был с ним, а только священникам?

И не читали вы в Законе, что по субботам священники в Храме нарушают субботу — и невиновны?
 
И разве не читали вы в законе, что священники в храме могут нарушать заповедь о субботе, оставаясь невиновными?

А я говорю вам: здесь — больше, чем Храм.
 
Но говорю вам: здесь Тот, Кто превыше храма.

Поняли бы вы слова: Милосердия хочу, а не жертвы39, — не осуждали бы невиновных.
 
И если бы вы знали, что это значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, (Ос 6:6)

Сын Человеческий — господин субботы!»
 
ибо Сын Человеческий господин субботы.

Затем Иисус пошёл в их синагогу,
 
Уйдя оттуда, Он пришёл в местную синагогу,

где увидел человека с сухой рукою. И тут, чтобы найти повод для обвинения, Иисуса спросили: «Можно ли исцелять в субботу?»
 
а там был человек с сухой рукой. И чтобы обвинить Его, они подошли к Нему с вопросом: можно ли исцелять в субботу?

Тогда и Он спросил у них: «Если у кого-нибудь из вас единственная овца в субботу упадёт в яму, разве он её не вытащит?
 
Он же сказал им: есть ли среди вас такой человек, который в субботу не вытащит свою единственную овцу из ямы, если она упадет туда?

А насколько человек дороже овцы! Добро можно делать и в субботу!»
 
А ведь человека невозможно и сравнить с овцой! Так что можно в субботу творить добро;

И Он сказал тому человеку: «Протяни руку!» Тот протянул руку, и она стала здоровой, как другая его рука.
 
после этого Он говорит тому человеку: подыми руку свою. Тот поднял, и она стала здоровой, как и другая.

А фарисеи вышли и стали совещаться, как погубить Иисуса.
 
И, выйдя, фарисеи приняли решение: погубить Его, однако Иисус, узнав об этом, удалился оттуда.

Иисус, узнав это, ушёл оттуда, и за ним последовала большая толпа. Он исцелил всех больных
 
И последовало за Ним множество людей, и Он исцелил их, а всех исцеленных отослал,

и запретил им об этом рассказывать.
 
запретив им разглашать о Нём,

Так исполнилось сказанное через пророка Исайю:
 
во исполнение сказанного пророком Исайей:

Вот Слуга Мой — Его Я избрал, Мой любимец — Он угоден Моей душе. Пошлю в Него Дух Мой, и возвестит Он народам суд.
 
вот Сын Мой, Которого Я избрал; Возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Я ниспошлю на Него Дух Мой, и Он возвестит народам о правосудии.

Он не будет спорить и кричать, Его голос на улицах не услышат.
 
Он не подымет ни спора, ни крика, и никто не услышит на улицах голоса Его;

Он тростинки надломленной не сломает, не погасит тлеющего фитиля. Он приведёт Свой суд к торжеству,
 
Он тростинку надломленную не переломит и дымящийся светильник не погасит во имя окончательного торжества правосудия.

на Его имя будут надеяться народы40.
 
И на Него будут уповать народы. (Ис 42:1−4; Ис 5:1)4

Привели к Нему одержимого, который был слеп и нем, и Он его исцелил, так что тот заговорил и прозрел.
 
И вот, привели к Нему бесноватого, который был слеп и нем, и Он исцелил его, так что тот, будучи немым и слепым, стал говорить и видеть.

Все были потрясены и говорили: «Быть может, Он и есть Сын Давида?»
 
И все люди в изумлении спрашивали: может быть, Он и есть Сын Давида?

Фарисеи, услышав это, сказали: «Он изгоняет демонов силой их властелина Беэл-Зевула».
 
Услышав это, фарисеи стали говорить: Он бесов изгоняет не иначе как с помощью веельзевула, владыки бесов.

Иисус, узнав про это, сказал: «Царство, где началась распря, будет разорено. Город или дом, где началась распря, не устоит.
 
Он же, зная помышления их, сказал им: любое царство, в котором начнутся междоусобицы, опустеет, и любой город или дом, в котором начнутся междоусобицы, не устоит.

И если бы Сатана изгонял Сатану, то он вступил бы в распрю сам с собою — и как устояло бы его царство?
 
И если сатана изгоняет сатану, то, значит, он враждует против себя самого. Как же устоит царство его?

Если Я изгоняю демонов силой Беэл-Зевула, то чьей силой изгоняют их ваши люди? Они сами же вас и осудят.
 
И если Я с помощью веельзевула изгоняю бесов, то кто же помогает изгонять их сыновьям вашим?5 Пусть же они будут вам судьями.

Но если я изгоняю демонов Божьим Духом, тогда Царство Божье пришло и к вам.
 
Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то, стало быть, приблизилось к вам Царство Божье.

Как войти в дом силача и разграбить его добро, если не связать его самого? Только тогда и можно будет ограбить его дом.
 
Разве кто-нибудь сможет зайти в дом сильного человека и, разграбив дом его, похитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?

Кто не со мной, тот против меня. Не собирающий со мной — расточает.
 
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Поэтому, говорю вам, всякий грех и хула простится людям, а хула на Духа не простится.
 
Поэтому говорю вам: любой грех и кощунство могут быть прощены людям, но кощунство на Дух (Святой) не простится им.

Если кто скажет злое слово про Сына Человеческого — будет прощён, но если про Духа Святого — не простится ему ни в этом Веке, ни в будущем Веке.
 
И тот, кто скажет слово даже против Сына Человеческого, будет прощен, но тот, кто скажет против Духа Святого, не будет прощен ни в нынешнем веке, ни в будущем.

Либо дерево хорошее и плоды хороши, либо дерево гнилое — и плоды таковы: по плоду познаётся и дерево.
 
Вы или признайте дерево хорошим и плоды его хорошими, или признайте дерево прогнившим и плоды его гнилыми, потому что дерево познается по его плодам.

Змеиное отродье! Разве можете вы, злые люди, говорить доброе? Чем переполнено сердце, то и выходит из уст.
 
О змеиное отродье, как вы можете говорить о добре, будучи злы? Ведь уста говорят о том, что переполняет сердце.

Добрый человек из запасов своей доброты выносит доброе, а злой человек из запасов своей злобы выносит злое.
 
Добрый человек из тайников доброго (сердца) выносит добро, а злой человек из тайников злого (сердца) выносит зло.

Говорю вам, за каждое пустое слово люди ответят в Судный День!
 
Говорю же вам, что за всякое праздное слово, сказанное людьми, они дадут ответ в день суда,

За слова ты будешь оправдан и за слова — осуждён».
 
ибо за слова свои ты будешь оправдан, и за слова же свои будешь осужден.

Некие книжники и фарисеи сказали Ему: «Учитель, нам хотелось бы получить от Тебя знак».
 
Тогда несколько книжников и фарисеев сказали, обращаясь к Нему: Учитель! Мы хотим, чтобы Ты дал нам увидеть знамение.6

Он ответил: «Поколение злое и неверное требует знаков, но не получит — ему будет дан только знак пророка Ионы.
 
Он же сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный знамения требует, но никакого знамения не будет дано ему, кроме знамения пророка Ионы,

Иона пробыл во чреве рыбы три дня и три ночи41 — и Сын Человеческий пробудет в сердце земли три дня и три ночи.
 
ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий пребудет в недрах земли три дня и три ночи. (Иона 2:1)

Жители Ниневии встанут на Суде перед этим поколением и осудят его, ибо они покаялись, услышав призыв Ионы, а здесь — больше, чем Иона.
 
Жители Ниневии восстанут для суда с этим родом и осудят его, потому что они покаялись после проповеди Ионы, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Иону.

Царица Юга предстанет на Суде перед этим поколением и осудит его, ибо она пришла от края земли послушать мудрые речи Соломона, а здесь — больше, чем Соломон.
 
Царица южная7 воскреснет для суда с этим родом и осудит его, потому что она из самых дальних земель пришла послушать поучения Соломона, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Соломона.

Нечистый дух, выйдя из человека, бродит по пустыням и ищет покоя, а не найдя,
 
Нечистый дух, после того как он вышел из человека, скитается по безводным краям, ища покоя, и не находит.

говорит себе: “Вернусь-ка я в тот дом, из которого вышел”. Возвратясь, он находит дом пустым, подметённым и прибранным.
 
Тогда говорит он: возвращусь-ка я в дом свой, из которого вышел. И, придя, находит его свободным, убранным и украшенным.

Тогда он приводит семерых ещё более злых духов, и все они поселяются в человеке, и тому становится ещё хуже, чем прежде. Так будет и с этим злым поколением».
 
Тогда он идет и берет с собой семь других духов, более злых, чем он сам, и, войдя в человека, они остаются жить в нём. И становится для того последнее хуже первого. Так будет и с этим родом лукавым.

Пока Он учил народ, к дому подошли Его мать и братья, чтобы повидаться с Ним.
 
Он ещё говорил с народом, когда (пришли) мать и братья Его и встали во дворе, желая поговорить с Ним.

Ему сказали: «Мать и братья Твои стоят снаружи, хотят Тебя видеть».
 
И кто-то сказал Ему: мать Твоя и братья Твои стоят во дворе, желая поговорить с Тобой.

А Он спросил: «Кто Моя мать и кто Мои братья?»
 
Он же, обратясь к тому, кто сказал Ему это, спросил: а кто мать Моя или братья Мои?

И, обведя рукой учеников, сказал: «Вот Моя мать и братья.
 
И, указав рукой на учеников Своих, сказал: вот мать Моя и братья Мои,

Всякий, кто исполняет волю Отца моего небесного, тот мне и брат, и сестра, и мать».
 
ибо всякий, кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот и брат Мой, и сестра Моя, и мать.

Примечания:

 
Открытый перевод
[39] Ос 6:6.
[40] Ис 42:1—4.
[41] Ион 2:1.
 
В переводе Лутковского
[12.1] Срывание колосьев, разрешенное законом (Втор. 23.25), было приравнено фарисеями к жатве, которая запрещалась в субботу.
[12.2] «дом Божий» — главная часть Храма;
[12.3] «священный хлеб» — пресный хлеб, положенный на жертвенник (традиционный перевод — «хлебы предложения» (см. Исх. 25.30).
[12.4] 12.18 — 21. Цитируя пророка Исайю, Матфей в основном использует текст Септуагинты, но некоторые слова он дает, видимо, в своем переводе с еврейского оригинала, поскольку они отличаются как от греческого, так и от еврейского текстов.
[12.5] сыновьям вашим — по всей видимости, речь идет об учениках фарисеев, которые изгоняли бесов с помощью заклинаний; но, возможно, подразумеваются апостолы, которые были «сыновьями» иудейского народа.
[12.6] знамение — книжники и фарисеи требуют от Иисуса совершения чуда, дабы тем самым Он подтвердил свои полномочия обличать их.
[12.7] «царица южная» — царица Савского (Сабейского) царства в Аравии, посещавшая царя Соломона в Иерусалиме (см. 3 Цар. 10.1 — 13).
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.