1 Коринфянам 15 глава

Первое послание к Коринфянам апостола Павла
Синодальный перевод → Слово Жизни

 
 

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
 
Братья, хочу еще раз напомнить вам Евангелие, которое я вам проповедал, которое вы приняли и в котором вы утвердились,

которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
 
и которым вы спасаетесь, если только твердо придерживатесь того, что я вам проповедую, а иначе ваша вера напрасна.

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
 
Самое важное, что я получил, я передаю вам: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям.

и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
 
Он был погребен и был воскрешен на третий день согласно Писаниям.

и что явился Кифе, потом двенадцати;
 
Он явился Петру и потом двенадцати ученикам.

потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
 
После этого Он явился еще более чем пятистам братьям одновременно. Большинство из них еще живы, а некоторые уже умерли.

потом явился Иакову, также всем Апостолам;
 
Затем Он явился Иакову, и всем апостолам,

а после всех явился и мне, как некоему извергу.
 
и последнему из всех явился мне, будто недоноску.

Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
 
Ведь я самый последний из апостолов и даже не заслуживаю чести называться апостолом, потому что я преследовал Божью церковь.

Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
 
Но по Божьей милости я есть, кто я есть, и Его милость ко мне была не напрасной: я трудился больше, чем все остальные, впрочем, не я, а Божья милость, которая со мной.

Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
 
Не имеет значения, я или они — так мы проповедуем, и так вы уверовали.

Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых?
 
Скажите мне, если о Христе проповедуется, что Он был воскрешен из мертвых, то как это некоторые из вас могут утверждать, что нет воскресения мертвых?

Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес;
 
Если воскресения мертвых нет, то и Христос не мог быть воскрешен.

а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
 
A если Христос не был воскрешен, то и вся наша проповедь напрасна, так же как и ваша вера.

Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мёртвые не воскресают;
 
Мы сами в таком случае оказываемся лжесвидетелями о Боге, так как мы засвидетельствовали о том, что Бог воскресил Христа, которого Он не воскрешал, если мертвых вообще нельзя воскресить.

ибо если мёртвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
 
Ведь если мертвых нельзя воскресить, то и Христос не был воскрешен.

А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших.
 
А если Христос не был воскрешен, то и вера ваша напрасна и ваши грехи по-прежнему на вас.

Поэтому и умершие во Христе погибли.
 
Тогда и те, кто умер во Христе, погибли.

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
 
Если мы надеемся на Христа лишь в этой жизни, то мы находимся в более жалком положении, чем все прочие люди.

Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших.
 
Но Христос был воскрешен из мертвых! Воскрешен первым из всех умерших!

Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых.
 
И как смерть пришла в этот мир через одного Человека, так через одного человека пришло и воскресение мертвых.

Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
 
Как все умирают в Aдаме, так все будут оживлены во Христе.

каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
 
Но каждый в своем порядке: вначале Христос, а потом, когда Он придет, будем воскрешены и мы, принадлежащие Ему.

А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
 
И потом наступит конец, когда Он, уничтожив всякое начальство, всякую власть и силу, передаст Царство Богу Отцу!

Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
 
Христос должен царствовать до тех пор, пока Бог не положит всех врагов к Его ногам.

Последний же враг истребится — смерть,
 
Последний враг, который будет уничтожен, — это смерть.

потому что всё покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему всё покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему всё.
 
Ведь Бог все подчинил под ноги Его. Ясно, что это "все" не включает самого Бога, который и подчинил Ему все.

Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всём.
 
Когда же все будет Ему подчинено, тогда и сам Сын будет подчинен тому, кто все подчинил Ему, чтобы Бог был все во всем.

Иначе, что делают крестящиеся для мёртвых? Если мёртвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мёртвых?
 
Что же тогда делают те, кто принимает крещение за мертвых? Если мертвых нельзя воскресить, зачем люди принимают крещение за них?

Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
 
Зачем нам каждый час рисковать своей жизнью?

Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
 
Я каждый день стою перед лицом смерти. Это так же верно, братья, как и то, что я хвалюсь вами в Иисусе Христе, нашем Господе!

По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мёртвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрём!
 
Если я только из человеческих побуждений боролся с дикими зверями в Эфесе, что я этим приобрел? Если мертвые не могут быть воскрешены, тогда что же: "Давайте будем есть и пить, потому что завтра умрем"?

Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
 
Смотрите, чтобы вам не оказаться обманутыми: дурная компания развращает добрые нравы.

Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
 
Отрезвитесь и перестаньте грешить, ибо некоторые из вас не знают Бога, — я говорю это к вашему стыду.

Но скажет кто-нибудь: «как воскреснут мёртвые? и в каком теле придут?»
 
Может, кто-то думает: "Как это мертвые могут воскреснуть? Какое у них тогда будет тело?"

Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт.
 
Спрашивать об этом неразумно. Ведь каждому семени для того, чтобы прорасти, надо сначала умереть!

И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
 
Когда ты сеешь, ты же сеешь не сам колос, а лишь семя, пшеничное или какое-либо другое.

но Бог даёт ему тело, как хочет, и каждому семени своё тело.
 
A Бог по своему усмотрению дает ему тело — каждому семени свое.

Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
 
Не все тела одинаковы: у людей не такое тело, как у зверей, у зверей не такое, как у птиц, а у птиц не такое, как у рыб.

Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
 
Есть тела небесные и тела земные. У небесных тел своя красота, и у земных тел своя.

Иная слава солнца, иная слава луны, иная звёзд; и звезда от звезды разнится в славе.
 
У солнца своя сила, у луны своя, у звезд своя. Звезды, в свою очередь, тоже отличаются по яркости друг от друга.

Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении;
 
Так же будет и при воскресении мертвых. Тело, которое мы видим, тленно, а тело, которое человек получает при воскресении, нетленно.

сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе;
 
При погребении тело кажется безобразным, а при воскресении оно приобретает великолепие! Оно погребается в слабости, а воскрешается в силе,

сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
 
оно погребается как физическое, а воскрешается — как духовное. Если есть тело физическое, то есть и тело духовное.

Так и написано: «первый человек Адам стал душою живущею»; а последний Адам есть дух животворящий.
 
Писание говорит, что первый человек, Aдам, стал живым существом, но последний Aдам — это Дух, дающий жизнь.

Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
 
Сначала приходит не духовное, а физическое, и лишь потом — духовное.

Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба.
 
Первый человек был сотворен из праха земли, а второй Человек — это Человек с неба.

Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
 
Земные люди подобны первому земному человеку, а небесные будут такими же, как Человек, пришедший с небес.

И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
 
И как сейчас мы носим образ земного человека, точно так же мы будем похожи на Человека небесного.

Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
 
Я говорю вам, братья, что люди из плоти и крови не могут стать наследниками Божьего Царства; ничто тленное не может стать наследником нетленного.

Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся
 
Послушайте, сейчас я открою вам тайну: мы не все умрем, но все будем изменены,

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
 
внезапно, в одно мгновение, когда прозвучит последняя труба. По сигналу трубы мертвые воскреснут нетленными, а мы будем изменены.

Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
 
Все тленное должно превратиться в нетленное, и все смертное — в бессмертное.

Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою».
 
Когда тленное облечется в нетленное и смертное — в бессмертное, тогда исполнятся слова: "Смерть поглощена победой!"

«Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?»
 
"О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?"

Жало же смерти — грех; а сила греха — закон.
 
Жало смерти — грех, а сила греха — закон.

Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
 
Но слава Богу! Он даровал нам победу в Господе Иисусе Христе!

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
 
Поэтому, мои любимые братья, стойте твердо. Ничто не должно вас поколебать. Всегда отдавайте себя полностью на служение Господу и знайте, что ваш труд для Господа не напрасен.

Примечания:

 
Синодальный перевод
47−49 перстный — земной, из праха, пыли земной.
53, 54 облечься — буквально: одеться; воплотиться.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.