1 Коринфянам 15 глава

Первое послание к Коринфянам апостола Павла
Синодальный перевод → Перевод Десницкого

 
 

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
 
Напоминаю вам, братья, о Евангелии, которое я возвестил вам, а вы приняли и укрепились в нем.

которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
 
От него к вам и приходит спасение, если держитесь моей Благой Вести, если не зря уверовали.

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
 
Прежде всего, я передал вам то, что и сам принял: Христос умер за наши грехи по Писаниям,

и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
 
был погребен и воскрес в третий день по Писаниям,

и что явился Кифе, потом двенадцати;
 
явился Кифе, а затем и всем двенадцати апостолам,

потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
 
а потом явился более чем пятистам братьям сразу. Большинство из них и поныне остаются с нами, а некоторые скончались.

потом явился Иакову, также всем Апостолам;
 
Потом Он явился Иакову, затем и всем апостолам.

а после всех явился и мне, как некоему извергу.
 
А после всех явился и мне, недостойному последышу.

Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
 
Я ведь самый меньший из апостолов и не достоин даже называться апостолом, поскольку преследовал Церковь Божью.

Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
 
Но благодать Божья сделала меня тем, кто я теперь, и Его благодать действовала во мне: я потрудился более всех остальных, впрочем, не сам я, но благодать Божья со мной.

Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
 
Но кто бы ни проповедовал так — я или они, — именно так вы и уверовали.

Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых?
 
И если звучит весть о воскресении Христа из мертвых, как же некоторые из вас говорят, что мертвые не воскресают?

Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес;
 
Ведь если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес,

а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
 
а если Христос не воскрес, напрасна тогда наша проповедь, напрасна и вера ваша.

Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мёртвые не воскресают;
 
И окажется, что мы принесли ложное свидетельство о Боге: мы засвидетельствовали, что Бог воскресил Христа, а ведь Он Его не воскрешал, если мертвые не воскресают.

ибо если мёртвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
 
Если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес!

А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших.
 
Если же Христос не воскрес, ни к чему ваша вера, вы всё еще во грехах своих,

Поэтому и умершие во Христе погибли.
 
да и те, кто скончались с верой во Христа, погибли.

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
 
И если бы мы надеялись на Христа только в этой жизни, то были бы самыми несчастными из людей!

Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших.
 
Но Христос воскрес из мертвых — первенец из всех почивших!

Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых.
 
Через одного человека пришла смерть, и воскресение мертвых — через другого человека:

Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
 
как Адам, все умирают, как Христос, все оживут.

каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
 
Каждый на своем месте: первенец — Христос, а когда Он придет — те, кто со Христом.

А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
 
Затем настанет конец этому миру, когда Христос передаст царство Богу и Отцу, упразднив всякое начальство, и власть, и силу.

Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
 
Ему предстоит царствовать, «пока не повергнет врагов к ногам Своим»,

Последний же враг истребится — смерть,
 
и последний враг, который будет уничтожен — это смерть.

потому что всё покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему всё покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему всё.
 
Ведь Бог «всё покорил Ему под ноги», и если сказано «всё покорил» — ясно, что Сам Покоритель подчинен не был.

Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всём.
 
И когда Бог всё подчинит Своему Сыну, тогда и Сам Сын покорится Богу, Который отдал под Его начало весь мир. И так Бог станет всем и во всех.

Иначе, что делают крестящиеся для мёртвых? Если мёртвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мёртвых?
 
И что же тогда делают те, кто крестится за мертвых? Если мертвые вообще не воскресают, зачем и креститься за них?

Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
 
А мы зачем постоянно терпим опасности?

Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
 
Я ежедневно умираю — клянусь моей гордостью за вас, братья, ведь я могу вами похвалиться во Христе Иисусе, Господе нашем.

По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мёртвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрём!
 
Если в Эфесе я сражался со зверями ради человеческой выгоды — в чем тут она для меня? Если мертвые не воскресают, что остается? «Станем есть и пить, ибо завтра умрем».

Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
 
Но не обманывайтесь: «речи дурные портят добрые нравы».

Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
 
Мыслите по-настоящему трезво и не грешите, а то ведь некоторым Бог неведом — говорю это, чтобы вас пристыдить.

Но скажет кто-нибудь: «как воскреснут мёртвые? и в каком теле придут?»
 
Но кто-нибудь спросит: как же мертвые воскресают? В каком теле они вернутся к жизни?

Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт.
 
Неразумный! Семя, которое ты бросаешь в почву, не оживет, если не умрет.

И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
 
И при посеве ты бросаешь в землю не то, что вырастет, а лишь голое семечко, пшеничное или какое еще может там оказаться.

но Бог даёт ему тело, как хочет, и каждому семени своё тело.
 
А Бог придаст растению такое тело, какое пожелал — свое растение из каждого семени.

Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
 
И тела у разных живых существ различны: одни у людей, другие у зверей, третьи у птиц, четвертые у рыб.

Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
 
Так бывают тела небесные и тела земные, и своя слава у небесных, и у земных своя.

Иная слава солнца, иная слава луны, иная звёзд; и звезда от звезды разнится в славе.
 
Своя слава у солнца, своя слава у луны и своя слава у звезд, и звезда от звезды отличается славой.

Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении;
 
Так и с воскресением мертвых: сеется тело умирающее, вырастает тело бессмертное;

сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе;
 
сеется униженное, вырастает славное; сеется слабое, вырастает могучее;

сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
 
сеется тело душевное, вырастает тело духовное. Ведь если есть тело душевное, то есть и духовное.

Так и написано: «первый человек Адам стал душою живущею»; а последний Адам есть дух животворящий.
 
Так и написано: «стал первый человек, Адам, душой живой», а Христос как Последний Адам стал духом животворящим.

Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
 
Но первым возникло не духовное тело, а душевное, духовное уже потом.

Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба.
 
Первый человек взят от земли, он из праха, а другой человек, Христос, сошел с неба.

Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
 
Каков земной, таковы и земные, каков небесный — таковы и небесные,

И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
 
и как мы носили образ земного, так будем носить и образ небесного.

Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
 
Вот что скажу вам, братья: плоть и кровь не способны получить долю в Царстве Божием, и не смертное тело обретет бессмертие.

Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся
 
Открою вам тайну: не все мы скончаемся, но все мы изменимся

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
 
в один миг, во мгновение ока в конце времен под звук трубы: она затрубит, и мертвые воскреснут в нетленных телах, а наши тела изменятся.

Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
 
Нынешнему тленному телу предстоит стать нетленным, смертному — стать бессмертным.

Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою».
 
И когда нынешнее тленное тело станет нетленным, и смертное станет бессмертным, тогда сбудется написанное слово: «Смерть поглощена победой!»

«Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?»
 
«Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твое жало?»

Жало же смерти — грех; а сила греха — закон.
 
Жало смерти — это грех, а грех берет силу от закона.

Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
 
Благодарение Богу, эта победа для нас добыта Господом нашим Иисусом Христом!

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
 
Так что, братья мои возлюбленные, стойте твердо, непоколебимо, умножайте постоянно ваши труды ради Господа и знайте, что ваши старания Господь не оставит без награды.

Примечания:

 
Синодальный перевод
47−49 перстный — земной, из праха, пыли земной.
53, 54 облечься — буквально: одеться; воплотиться.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.