Библия » Сравнение переводов

Притчи 14 глава

Притчи Соломона

Под редакцией Кулаковых

1 Женщина мудрая1 созидает свой дом,
а глупая – своими руками разрушает.
2 Кто благоговеет пред ГОСПОДОМ,
идет по прямой дороге,
а кто презирает Его, у того путь извилист.
3 Болтовня глупца обернется розгой для его спины,2
а мудрых оберегают их собственные уста.
4 Если нет волов, то и стойла чистые,
но обилен урожай при могучих быках.3
5 Правдивый свидетель не обманет,
а лжесвидетель извергает ложь.4
6 Ищет бесстыдный мудрости, да без толку,
а разумному легко дается знание.
7 От глупца держись подальше,
не услышишь от него слов разумных.
8 Мудрость умных людей – знать свой путь,
а неразумие глупцов обольщает их.
9 Глупцы потешаются над раскаянием,5
но честные обретают благоволение Господне.
10 Лишь сердце знает твои печали,
да и радости своей не разделишь с другими.
11 Дом нечестивых разрушен будет,
а жилище6 честных будет процветать.
12 Видится человеку путь его прямым,
а в конце окажется он дорогой к смерти.7
13 И во время веселья бывает сердце печально,
и за радостью горе следует.
14 Сполна получит порочный за свои поступки,8
а добрый человек – за свои труды.
15 Наивный9 всему верит,
а умный обдумывает каждый шаг.
16 Мудрые опасаются зла и его сторонятся,
а глупый самонадеян
и вмешивается, не разобравшись.
17 Вспыльчивый наделает глупостей,
но расчетливый злодей более ненавистен.
18 Удел наивных – глупость,
а умные будут увенчаны знанием.
19 Склонятся злые перед добрыми,
и нечестивцы – пред вратами праведника.
20 Даже близким своим ненавистен бедняк,
а богача многие любят.10
21 Кто презирает ближнего – совершает грех,
но благо тому, кто милосерден к бедным.
22 Не собьются ли с пути те, кто зло замышляет?
А тем, кто замышляет доброе,
любовь неизменная сопутствует и верность.11
23 Всякий упорный труд принесет прибыль,
а празднословие12 – лишь нужду.
24 Венец мудрых – их богатство,
а неразумие глупцов
приумножает глупость.13
25 Правдивый свидетель спасает жизни,
а извергающий ложь – предаст.
26 Благоговенье пред ГОСПОДОМ – надежная защита,
и детям Его – прибежище.
27 Благоговенье пред ГОСПОДОМ – живительный родник,
уберегающий от гибельной западни.14
28 Неисчислим народ – царю хвала,
без подданных – правителю гибель.15
29 Кто негневлив, весьма благоразумен,
а вспыльчивый –
только глупость свою выказывает.
30 Если сердце безмятежно, то и тело полно жизни,
а зависть16 что гниль в костях.
31 Кто бедного угнетает, тот Творца его хулит;
кто почитает Господа –
милосерден к обездоленному.
32 Сгинет нечестивец в собственном зле,
а у праведника и при смерти есть защита.17
33 В сердце разумном обитает мудрость,
но и глупцам о ней известно.
34 Праведность возвеличивает народ,
а грех обрекает людей на позор.
35 К разумному рабу царь благоволит,18
а тот, кто позорит его,
царский гнев вызывает.

Новой Женевской Библии

14:1 Мудрая жена. Букв.: "мудрейшая из женщин". С одной стороны, здесь подчеркиваются преимущества семейной жизни, осененной женской и материнской мудростью, а с другой – словесные совпадения с 9,1 (см. ком.) наводят на мысль о персонификации мудрости.

14:2 боится Господа. См. 1,7 и ком.

14:3 См. 10,13 и ком.

14:4 пусты. Смысл соответствующего слова в древнееврейском тексте неясен, возможен перевод "чисты". Однако главное здесь в следующем: чтобы иметь прибыль, необходимы определенные затраты, чтобы получить что-то, необходимо чем-то поступиться.

14:6 Распутный. См. 1,22 и ком.

ищет мудрости. Даже распутные люди сознают, что у мудрости есть свои преимущества, однако они не могут понять и усвоить уроки мудрости, чтобы овладеть этими преимуществами (см. ком. к 14,4).

14:8 разумного. В контексте библейской литературы мудрости это слово означает человека, который избирает путь, ведущий к жизни (см. 12,16.23; 13,16 и ком.).

заблуждение. Вероятно, самообман, хотя нельзя исключить и обман других.

14:9 благоволение. Слово, на котором строится противопоставление обеих частей стиха, подразумевает как признание Божие, так и установление добрых отношений с окружающими (см. 11,27 и ком.).

14:11 См. 10,25 и ком.

14:12 См. 2,18.20-22; 3,18 и ком.

14:13 Как и в ст. 10, здесь речь идет о личных, сокровенных переживаниях. Нет худа без добра и, наоборот, к радости также часто примешиваются боль и печаль.

14:14 Смысл второй части пословицы в древнееврейском тексте неясен. Однако очевидно, что вся пословица говорит о различном воздаянии за добро и зло, выражая тем самым одно из наиболее распространенных в учительной традиции понятий о миропорядке.

14:15 Глупый. См. 1,4 и ком.

благоразумный. Т.е. не принимающий на веру все услышанное, осмысливающий и избирающий доброе и правильное.

14:16 боится. Возможно, "боится Господа" (как в NIV). Другой вариант перевода: "Мудрый – осторожен и удаляется от зла".

14:17 умышленно. Соответствующее древнееврейское слово обычно обозначает рассудительность, которая расценивается как добродетель (см. 1,4; 2,11; 3,21; 5,2; 8,12). Согласно правилам антитетического параллелизма здесь должно подразумеваться качество характера, противоположное вспыльчивости. В NIV эта фраза переведена "...но человек рассудительной ненависти".

ненавистен. В Септуагинте: "переносит" или "терпелив". В древнееврейском тексте, которому следует NIV: "ненавистен глупцам".

14:18 Невежды. См. 1,4 и ком.; ст. 15 и ком.

знанием. См. 1,7 и ком.

14:19 Здесь, по-видимому, говорится о Божественном правосудии, которое оказывается на стороне праведников, понуждая нечестивых преклониться перед ними.

14:20 Этот стих следовало бы поместить за ст. 21, как развивающий тему человеческих взаимоотношений. Несмотря на самые лучшие помыслы, дружба, требующая постоянного подтверждения, становится обременительной для человека, но бескорыстные и нетребовательные люди могут достичь простоты в дружеских отношениях.

14:21 В основе завета, устанавливающего справедливость и заботу в отношениях между всеми его участниками, лежит милосердие. С еще большей ясностью этот принцип выражен в Новом Завете, проповедующем любовь к ближнему, как отражение Божией любви к людям (1 Ин. 4,7-11).

14:22 милость и верность. Это выражение, как правило, свидетельствует об исполненном любовью Божием участии в судьбе Своего народа. Здесь оно применяется к высочайшим проявлениям человеческой любви и преданности.

14:23 См.10,4;12,11.27;13,4 и ком.

14:24 Данный стих почти тождествен ст. 23. Тавтология во второй части подчеркивает бессодержательность глупости.

14:25 См. ст. 5. Первая часть стиха говорит о роли правдивого свидетеля, а вторая не столько завершает противопоставление, сколько определяет сущность лжесвидетельства, искажающего истину.

14:26 В страхе пред Господом. См. 1,7; 3,7 и ком. Судя по контексту, речь идет о мудром человеке, испытывающем такой страх.

надежда твердая. Мудрость человека охраняет его дом и детей от всякой беды.

14:27 См. 3,18; 10,11; 11,30; 13,15 и ком. В данном стихе страх Господень является синонимом мудрости.

14:28 Тема мудрого правителя является центральной в израильской учительной словесности. Этот стих говорит о том, что слава Соломона не была бы столь величественна, если бы ее не создавал народ.

14:29 Ср. ст. 17.

14:30 сердце. См. 2,2 и ком.

жизнь. Телесное здоровье не мыслится без здоровья души, т.е. нравственно-эмоциональной сферы.

14:32 смерти. В Септуагинте: "в чистоте", что лучше соответствует параллельному строению стиха. Древнееврейское же "при смерти", не являясь бесспорным указанием на будущую жизнь, выражает уверенность в том, что Бог защитит праведников.

14:33 дает знать о себе. Древнееврейский текст здесь допускает двоякое понимание: 1) глупец похваляется своей мудростью, 2) глупец вынужден рано или поздно отдать должное мудрости.

14:34 возвышает. В данном случае это слово свидетельствует о действии благословения Божиего (Втор. 28,1-14), примером коего служит судьба Израиля, описанная в 3 Цар. 4,20-28.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.