Притчи 2 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Сын мой! Если ты примешь слова мои,
сбережешь в душе1
мои заповеди,2
2 склонишь слух к мудрости,
устремишься умом3 к здравомыслию,4
3 если будешь призывать разумение,
громким голосом взывать к здравомыслию,
4 если будешь искать его, словно серебра,5
стремиться к нему, словно к сокровищу,6
5 то постигнешь,
что есть благоговенье пред ГОСПОДОМ,
и обретешь познание Бога,
6 ибо ГОСПОДЬ дарует мудрость,
из уст Его — знание и здравомыслие.
7 Честным Он уготовал спасение,
Он — крепкий щит для живущих непорочно.
8 Оберегает Он путь справедливых,7
охраняет стези всех, кто верен Ему.
9 Тогда ты познаешь праведность,
справедливость и честность —
каждую стезю добра изведаешь,
10 ибо мудрость войдет в твое сердце,
станет знание сладостно твоей душе.
11 Рассудительность будет оберегать тебя,
здравомыслие — охранять, где бы ты ни был,
12 чтобы уберечь тебя от злого пути,
от людей, говорящих мерзость,
13 от тех, кто сошел с прямой стези,
чтобы ходить путями тьмы,
14 от тех, кто предается злу с наслаждением,
кому сладок разврат и порок,
15 чьи пути кривы,
кто блуждает на стезях своих.
16 Рассудительность оградит тебя8
от чужой жены,
от замужней с ее обольстительной речью,9
17 от той, что оставила наставника юности своей
и забыла клятву, данную пред Богом.10
18 Дом ее ведет к смерти,
и ее пути — к мертвецам.11
19 Кто вошел к ней, тому не вернуться,
не ступить на стезю жизни.
20 Потому ходи путями добра,12
стези праведников держись,
21 ибо лишь честные будут населять землю
и лишь непорочные останутся на ней.
22 Нечестивцы же истреблены будут,
исторгнуты с земли,
и вероломные будут искоренены.

Новой Женевской Библии

2:1−22 Эта глава не изобилует обычными для наставлений повелительными формами; ее выразительность достигается за счет содержания самих притч. Приобретающий мудрость человек вступает на путь спасения, ему открываются знания о Боге и блаженство жизни (ст. 5:9, 21). Основной вывод главы в том, что, с одной стороны, мудрость является даром Божиим, а с другой — сам человек должен немало потрудиться, чтобы приобрести ее (см., напр., ст. 4, 6).

2:1 сохранишь при себе. Т.е. «исполнишь».

2:2 ухо твое сделаешь внимательным. Художественный прием (парафраз выражения «внимательно слушать»).

сердце. Т.е. средоточие разума и чувства.

2:3 Ср. Мф 7:7−8; Лк 11:9−10.

2:4 отыскивать его, как сокровище. Ср. Мф 13:44.

2:5 уразумеешь страх Господень. Если в 1:7 страх Господень назван началом мудрости, данный стих определяет его как предмет познания. Двуединая природа мудрости — божественный дар и человеческое стремление — исключает противоречие этих утверждений. Знание о Боге дается в Его спасительном откровении и становится основой мудрости. Страх Господень — это первая ступень, с которой начинается познание Бога, подготавливающее человечество к явлению Сына Божия.

2:6 Господь дает мудрость. Не имеет значения, каким образом люди приобретают свой опыт и знание о мире, ибо, в конечном счете, Бог является источником истины. В Своем откровении Он дает мудрость, и всякое знание истинно лишь в свете этого откровения (3:5).

из уст Его. В книге Притчей и во Второзаконии по-разному выражена одна и та же мысль: Слово Божие — первооснова всего земного знания (Втор 8:3). Даже еще до грехопадения Адам нуждался в слове Божием, дабы уразуметь свое место среди прочих творений Божиих.

2:7 Нравственные правила для тех, кто ищет мудрость, определены Богом. Мудрость не ограничивается упражнениями в нравственности, как не является залогом исполнения закона. Однако, несмотря на это, мудрость включает в себя нравственность, чистоту и праведность.

2:8 пути правды. Т.е. такой образ жизни, при котором мудрость проявляется в следовании установленному Богом справедливому миропорядку.

святых. Т.е. тех, кто имеет страх Господень. Соответствующее древнееврейское слово обозначает верность завету. Древнеизраильская мысль строилась вокруг понятия завета, и хотя прямые ссылки на него не так уж часты, мудрые люди никогда не стремились найти другой — не связанный с заветом, но, вместе с тем, праведный — образ жизни.

2:9 всякую добрую стезю. Литература мудрости важна и тем, что дает возможность понять, как Бог руководит нашей жизнью.

2:10 приятно душе. Нарушение установленного Богом миропорядка (грехопадение) повлекло за собой искажение нравственных ориентиров; требуется время (и усилия), чтобы «знание» стало «приятно душе».

2:16 от чужой. Нарушение супружеской верности расценивается как вероломное отступление от установленного Богом порядка в человеческих взаимоотношениях (5:1−23; 6:20−29; 7:1−27). В данном случае словом «чужая» называется женщина, которой чуждо понятие о святости брака, т.е. неверная жена или блудница (6:26; 7:10).

2:17 руководителя. Т.е. мужа.

завет Бога своего. Если под словом «чужая» в предыдущем стихе подразумевалась не израильская женщина, то слово «завет» в данном случае относится к браку, заключенному перед лицом иноплеменного бога. Однако предпочтительнее считать, что речь идет об израильтянке, преступившей Синайские заповеди.

2:18 к смерти. Слово «смерть» в данном случае подразумевает окончательное и безвозвратное падение в пучину греха (ср. 5:23, где об умершем говорится, что он «теряется»).

2:19 никто... не возвращается. См. ком. к ст. 18.

2:20−22 Жизнь является достоянием праведников и навсегда утрачивается грешниками. В этих стихах жизнь осмысливается в понятиях завета. Среди других обетовании, предвещающих христианское понятие вечной жизни (Исх 20:12; Втор 1:8; Втор 26:1−9), главное — обетование земли. Непорочные и мудрые наследуют землю, а грешные будут извержены из нее (Втор 28). В таком случае мудрость понимается как способность разобраться в превратностях существования, сообразуясь с Божиим планом спасения. Как Христос делает верующих в Него свободными (Ин 8:36), так и ветхозаветное избавление наделяет народ Божий свободой властвовать над землей и приобретать знание о мире и о своем месте в нем.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: у себя.
1  [2] — Стих почти дословно совпадает с 7:1.
2  [3] — Букв.: склонишь сердце свое.
2  [4] — Друг. возм. пер.: к разуму; то же в ст. 3, 6, 11.
4  [5] — Или: словно денег.
4  [6] — Или: скрытому сокровищу / кладу; ср. Мф 13:44.
8  [7] — Или: путь тех, кто (стремится к) правосудию.
16  [8] — Букв.: чтобы избавить.
16  [9] — Стих почти дословно совпадает с 7:5.
17  [10] — Букв.: от завета, союза пред Богом — имеется в виду клятва верности мужу, которую давала женщина перед Богом, вступая в брак, ср. Мал 2:14.
18  [11] — Букв.: к рефаимам; евр. рефаим обычно переводится как покойники, усопшие; известно также, что рефаимами называли исполинов, древнейших жителей Палестины (Втор 2:10,11).
20  [12] — Или: добрых людей.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.