Екклесиаст 3 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Под редакцией Кулаковых → Новый русский перевод

 
 

Всему свой срок и время свое — всякому делу1 под небесами:
 
Всему есть свое время, и для каждого дела под небом есть свой час.

время рождаться2 и время умирать, время сажать и время корчевать,
 
Время рождаться[5] и время умирать; время сажать и время искоренять;

время убивать и время исцелять, время сносить и время возводить,
 
время убивать и время исцелять; время разрушать и время строить;

время плакать и время смеяться, время скорбеть и время плясать,
 
время плакать и время смеяться; время скорбеть и время танцевать;

время разбрасывать камни и время камни собирать,3 время обнимать и время объятий сторониться,
 
время раскидывать камни и время их собирать; время обнимать и время воздерживаться от объятий;

время искать и время терять, время беречь и время тратить,4
 
время искать и время терять; время хранить и время выбрасывать;

время разрывать и время зашивать, время молчать и время говорить,
 
время рвать и время сшивать; время молчать и время говорить;

время любить и время ненавидеть, время для войны и время для мира…
 
время любить и время ненавидеть; время для войны и время для мира.

Трудится, силится человек — а какой в этом прок?
 
В чем польза работнику от труда его?

Понял я: этот труд задал Бог людям, чтобы их занять.5
 
Я видел бремя, которое Бог возложил на людей.

Всё, что сделал Бог, — хорошо в свое время;6 вложил Он и вечность в сердце человеческое, но невдомек человеку всё, что вершит Бог, не постичь ему этого от начала и до конца.
 
Он создал всё прекрасным в свое время. Он также вложил осознание вечности в сердца людей, но они не могут[6] постичь всего, что делает Бог, от начала до конца.

И узнал я, что нет для людей ничего лучшего, кроме как радовать да тешить себя, покуда живы.7
 
Я понял, что нет ничего лучше для людей, чем быть счастливыми и делать добро, пока они живы.

Стало быть, если человек ест и пьет и видит добрые плоды трудов — это от Бога дар.
 
И если кто-то может есть, пить и находить удовольствие во всяком своем труде, то это дар Божий.

Узнал я, что созданное Богом пребудет вовек — не прибавить к тому, не отнять. Так Бог поступает, чтобы благоговели перед Ним.
 
Я понял, что всё, что делает Бог, пребудет вовек: к этому нечего прибавить и нечего от этого отнять. Бог делает так, чтобы люди благоговели перед Ним.

То, что было, есть уже, и что будет — было; а Бог взыщет за прошлое.8
 
Всё, что есть и что будет, уже было прежде, ведь Бог повторяет то, что прошло[7].

И еще видел я под солнцем: на месте правосудия9 — произвол, на месте праведности — злодейство.10
 
И вот что я ещё видел под солнцем: место суда, а там царит беззаконие, место праведности, а там — несправедливость.

И сказал я себе самому: „И праведника, и злодея11 судить будет Бог, ибо всякому делу свое время и всякий поступок Он рассудит“.12
 
И подумал я: «Бог будет судить обоих — праведника и злодея, потому что назначено время всякому событию и всякому делу».

И сказал я себе самому: „Что касается сынов человеческих, то Бог подвергает их испытанию, чтобы показать им,13 что сами по себе они — не более, чем животные.
 
И ещё я подумал о людях: «Бог испытывает их, чтобы показать им, что они подобны животным.

Ибо судьба людей — что судьба животных, и умирают они, как животные, и дыхание жизни в них одно и то же, и ничем человек не лучше животного, ибо всё — тщета одна.
 
Одна участь у людей и животных: умирают и те, и другие. Одно у тех и у других дыхание, и нет у человека никаких преимуществ перед животными. Всё суета.

И всем одна участь:14 из праха вышли и в прах возвратятся.
 
Всё возвращается на свое место: всё пришло из праха, и в прах всё возвратится.

Да и как знать, восходит ли дух15 людей ввысь и нисходит ли вниз дух животных, под землю уходит “.
 
Кто знает, поднимается ли дух человека вверх, и опускается ли дух животного вниз, в землю?»

И понял я, что нет ничего лучше для человека, как радоваться трудам своим. Таков его удел. Да и кто приведет его и покажет, что будет после него?
 
И увидел я, что нет ничего лучше для человека, чем наслаждаться своим трудом, потому что такова его доля. Ведь кто может показать ему то, что будет после него?

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: всякой вещи; или: всякому желанию.
2  [2] — Букв.: рождать.
5  [3] — Землю перед распахиванием освобождали от камней и, напротив, заваливали камнями плодородные земли врагов; ср. 4Цар 3:19. Существуют и другие толкования.
6  [4] — Букв.: отбрасывать.
10  [5] — Друг. возм. пер.: на мученье; или: для смиренья; ср. 1:13.
11  [6] — Евр. яфе́ — прекрасный, красивый, приятный — в данном случае употреблено в знач.: уместный, правильный, хороший. Ср. 5:17.
12  [7] — Или: да делать доброе в жизни своей.
15  [8] — Или: Бог ушедшее отыщет; ср. LXX: Бог отыщет преследуемого.
16  [9] — Или: закона; или: суда.
16  [10] — Или: нечестие.
17  [11] — Или: нечестивца.
17  [12] — Пер. по друг. чтению; букв.: ибо там есть время для каждого дела и каждого поступка.
18  [13] — Один из возм. переводов трудного места.
20  [14] — Букв.: все идут в одно место.
21  [15] — Или: дыхание; здесь то же слово, что в ст. 19.
 
Новый русский перевод
2 [5] — Или: рожать.
11 [6] — Или: « Но Он так же вложил неведение в сердца людей, чтобы они не могли…»
15 [7] — Или: Бог призовет прошлое к ответу; или: Бог возвратит прошлое.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.