Хр. Рима 3 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Переклад Хоменка

 
 

Какие же тогда преимущества иудея? И какая польза ему от обрезания?
 
В чому вищість юдея? Або яка користь з обрізання?

Великие преимущества во всех отношениях. В том, прежде всего, они, что именно иудеям вверены были слова Божии.
 
Велика з кожного погляду: їм бо, насамперед, були довірені пророцтва Божі.

И что с того, что иные из этих людей оказались неверными?1 Их личная неверность может ли уничтожить верность Бога?
 
Що ж бо, коли деякі не повірили? Хіба ж їхня невірність знищить вірність Божу?

Конечно, нет! И пусть всем будет ясно, что Бог всегда верен слову Своему, а всякий человек в этом мире лжив. В Писании о том сказано: «Так что будешь всегда Ты признан правым в словах Своих и над теми, кто обвиняет Тебя, восторжествуешь».2
 
Ясно, що ні! Треба визнати радше, що Бог правдомовний, а кожний чоловік брехливий, як написано: «Щоб ти оправдався у твоїх словах і переміг, коли будуть тебе судити.»

Но если вся наша греховность3 делает еще более очевидной праведность Божию, что скажем мы тогда? Может быть, Бог (рассуждаю чисто по-человечески) несправедлив, если обрушивает Свой гнев на нас?
 
Коли ж наша неправедність виявляє Божу праведність, то що скажемо? Чи ж Бог є несправедливий — по-людському говорю! — коли наводить гнів свій?

Нет, конечно, потому что как же тогда Бог будет судить этот мир?
 
Зовсім ні! Бож як би Бог мав світ судити?

Однако можно ли судить меня как грешника, если рядом с самой ложью моей становится еще более очевидной истинность Бога, к вящей славе Его?
 
Та коли Божа правда моєю неправдою більше сяє, йому на славу, то нащо мене ще як грішника судити?

Но почему бы тогда не «делать зло, чтобы вышло добро»? Хулители наши как раз и оговаривают нас, будто мы и впрямь это самое проповедуем. Таковых ждет справедливое возмездие.
 
Чому ж тоді деякі нас очорнюють і деякі говорять, нібито ми кажемо: «Робімо зло, щоб із нього вийшло добро»? На таких суд справедливий.

Так что же, в лучшем ли мы, иудеи, положении? Вовсе нет! Мы ведь выяснили уже,4 что все люди, иудеи они или язычники, все под грехом.
 
То що ж? Маємо перевагу? Зовсім ні! Бож ми перед тим обвинуватили юдеїв і греків, що вони всі під гріхом,

В Писании так и сказано: «Нет праведного, нет ни одного;
 
як написано: «Немає справедливого, ані одного!

нет разумеющих, никто Бога не ищет.
 
Немає тямущого, немає, хто шукав би Бога.

Все сбились с пути и разом стали негодны; нет творящего доброе, ни одного [нет].5
 
Усі з дороги збилися, зробилися нікчемні! Немає, хто добро творив би, ані одного!

Их гортаньзияющая могила; языком своим обманывают люди.6 Во рту у них яд змеиный7
 
Їхнє горло — гріб відкритий, до обману язик їх схильний, отрута гадюча у них під губами.

и на устах одни проклятия и горечь.8
 
Уста у них прокльонів повні і гіркоти.

Скоры они9 на пролитие крови.10
 
Щоб проливати кров, швидкі їхні ноги.

Всюду разор и бедствие на путях человеческих.
 
На їхніх дорогах злидні і руїна.

Не знают люди пути к миру,11
 
Вони не відають дороги миру.

страха Божия лишились они».12
 
Немає Божого остраху у них перед очима.»

Но мы знаем: в Законе сказанное13 к тем обращено, кто подчинен Закону,14 никто чтоб не пытался оправдаться. Перед Богом весь мир виновен!
 
Ми ж знаємо, що все, що закон говорить, тим, які під законом, говорить, щоб усякі уста замкнулись і щоб увесь світ визнав себе винним перед Богом,

Из смертных пред Ним не может ни один быть признан правым за то, что соблюдает он Закон: с Законом лишь приходит осознание греха.
 
бо ніхто не оправдається перед ним ділами закону: законом бо гріх пізнається.

Некогда о праведности Божией15 свидетельствовали Закон и пророки,16 теперь же она открылась людям отдельно от Закона;
 
Тепер же без закону з'явилася Божа справедливість, засвідчена законом і пророками;

и эта праведность Божия, на вере в Иисуса Христа основанная, она для всех,17 кто верит, ибо нет различий.
 
справедливість Божа через віру в Ісуса Христа для всіх, хто вірує, бо нема різниці.

Все согрешили ведь, и сияния18 Божия лишены,
 
Всі бо згрішили й позбавлені слави Божої,

а оправдываются без заслуг,19 только Его благодатью, через искупление20 во Христе Иисусе.
 
і оправдуються даром його ласкою, що через відкуплення, в Ісусі Христі:

[25-26] Бог сделал так, что через Него свершилось умилостивление и примирение21 по вере в пролитую Кровь Его. Этим Бог показал, что был справедлив22 и прежде, когда Он в долготерпении оставлял грехи без наказания;
 
якого видав Бог як жертву примирення, в його крові, через віру, щоби виявити свою справедливість відпущенням гріхів колишніх,

так и ныне являет Он правду Свою: то, что праведен Он Сам и оправдывает верующих в Иисуса.
 
за час довготерпіння Божого, щоби виявити свою справедливість за нинішнього часу, — щоб він був справедливий і усправедливлював того, хто вірує в Ісуса.

Допустимо ль тогда хвастовство? Исключается полностью. Но каким же законом? Тем, что требует дел? Нет! Законом веры.
 
Де ж тоді хвальба? Вона виключена. — Яким законом? Діл? Ні, але законом віри.

Ибо знаем мы, что оправдание человек получает по вере, а не за то, что Закон соблюдает.23
 
Бо ми вважаємо, що чоловік оправдується вірою, без діл закону.

Разве Бог одних иудеев лишь Бог? Не язычников тоже? Конечно, и их.
 
Хіба Бог — тільки юдеїв, а не й поган? Авжеж, і поган,

Бог для всех ведь один: и обрезанных Он по вере их оправдает, через веру же — и необрезанных.
 
бо є лиш один Бог, що оправдує обрізаних завдяки вірі і необрізаних через віру.

Упраздняем ли мы Закон, ставя так высоко веру?24 Нет, конечно. Мы Закон укрепляем.
 
То, значить, вірою ми касуємо закон? Ні, навпаки, ми його стверджуємо.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: неверующими.
4  [2] — Букв.: и мог победить, когда Ты судим. Апостол использует слова Пс 51:4 (50:6) и цитирует их по Септуагинте, очевидно, желая показать, что хотя человеческая неверность явно торжествует, однако характер Бога во всех Его заявлениях о грехе, в конце концов, будет оправдан перед всей Вселенной.
5  [3] — Букв.: неправедность/нечестивость; или: несправедливость.
9  [4] — Букв.: уже вынесли обвинение.
12  [5] — Пс 14 (13):1−3.
13  [6] — Пс 5:10 (LXX).
13  [7] — Пс 140:3 (139:4).
14  [8] — Пс 10:7 (9:28).
15  [9] — Букв.: ноги их быстры.
15  [10] — Притч 1:16.
17  [11] — Ис 59:7,8.
18  [12] — Пс 36 (35):2 (LXX).
19  [13] — В знач. сказанное в Писаниях Ветхого Завета.
19  [14] — Букв.: кто в (связи с) Законом; или: под Законом.
21  [15] — Друг. возм. пер.: о том, как войти в правильные отношения с Богом.
21  [16] — См. в Словаре Пророк.
22  [17] — Некот. рукописи добавляют: и на всех.
23  [18] — Или: славы; см. в Словаре Слава. Друг. возм. пер. ст. 23: …не могут достичь определенного Богом нравственного величия.
24  [19] — Или: даром.
24  [20] — См. в Словаре Искупление.
25  [21] — Или: Бог представил (букв.: поставил пред всеми) Его как средство примирения. В греч. используется то же слово, что и в Евр 9:5, переводимое как «крышка ковчега» — место умилостивления. Очевидно, имеется в виду похожая на престол крышка Ковчега завета (Исх 25:17−22).
25  [22] — Или: праведен.
28  [23] — Букв.: отдельно/независимо от дел Закона.
31  [24] — Букв.: упраздняем ли мы Закон верою?
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.