От Луки 4 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Новый русский перевод

 
 

И вот, исполненный Духа Святого, Иисус удалился за Иордан и был послан Духом в пустыню,
 
Иисус, исполненный Святого Духа, возвратился с Иордана, и Дух повел Его в пустыню.

где сорок дней диавол искушал Его. Иисус же ничего не ел в эти дни и по прошествии их почувствовал сильный голод.
 
Там Его сорок дней искушал[35] дьявол. Всё это время Иисус ничего не ел и под конец почувствовал голод.

Диавол же сказал Ему: если Ты — Сын Божий, повели этому камню стать хлебом.
 
Тогда дьявол сказал Ему: — Если Ты Сын Божий, то прикажи этому камню стать хлебом.

И сказал Иисус ему в ответ: написано: не только хлеб дает жизнь человеку, но каждое слово Божье. (Втор 8:3)
 
Иисус ответил ему: — Написано: «Не одним хлебом живет человек, но каждым словом Божьим[36]».[37]

И, вознеся Его на высокую гору, диавол в одно мгновение показал Ему все царства мира
 
Приведя Его на высокое место, он показал Ему в один миг все царства мира.

и сказал Ему: все богатства их я могу дать Тебе и полную власть над ними, потому что она мне передана, и я кому хочу, тому и даю её.
 
И сказал Ему: — Я передам Тебе всю их власть и славу, потому что они отданы мне, и я даю их кому захочу.

Итак, если Ты воздашь поклонение мне, всё это будет Твоим.
 
Итак, если Ты поклонишься мне, всё это будет Твоим.

В ответ Иисус сказал ему: написано: поклоняйся Господу Богу своему и почитай Его одного. (Втор 5:9; Втор 6:13)
 
Иисус ответил: — Написано: «Поклоняйся Господу, Богу твоему, и служи Ему одному!»[38]

Тогда диавол перенес Его в Иерусалим и, поставив на крыше храма, говорит Ему: если Ты — Сын Божий, бросься отсюда вниз;
 
После этого дьявол привел Его в Иерусалим и поставил Его на самый верх храма. — Если Ты Сын Божий, — сказал он, — то бросься отсюда вниз.

ведь написано же: Он поручит ангелам Своим охранять Тебя,
 
Ведь написано же: «Своим ангелам повелит о Тебе охранять Тебя»,

и они на руках понесут Тебя, чтобы Ты не споткнулся о камень ногою Своею. (Пс 90:11−12)
 
и «они понесут Тебя на руках, чтобы ноги Твои не ударились о камень».[39]

В ответ сказал ему Иисус: сказано также: не искушай Господа Бога своего. (Втор 6:16)
 
Иисус ответил ему: — Сказано: «Не испытывай Господа, Бога твоего».[40]

На этом окончились все искушения, и диавол на некоторое время оставил Его.
 
Когда дьявол окончил все искушения, он оставил Его на время.

Иисус же возвратился, исполненный могуществом Духа, и молва о Нём разнеслась по всем окрестностям Галилеи,
 
Иисус возвратился в Галилею, исполненный силой Духа. Молва о Нем распространилась по всей округе.

где Он проповедовал в синагогах, и все прославляли Его.
 
Он учил в синагогах, и все прославляли Его.

И отправился Он в Назарет, город, где Он вырос; в субботу по обыкновению Своему Он пришёл в синагогу и встал, чтобы читать Писание.
 
Однажды Иисус пришёл в Назарет, в город, где Он вырос, и в субботу, как обычно, Он отправился в синагогу. Там Иисус встал, чтобы читать.

Ему подали книгу пророка Исайи, и Он, раскрыв книгу, отыскал то место, где было написано:
 
Ему подали свиток пророка Исаии, Он развернул его и нашел место, где было написано:

на Мне пребывает Дух Господень, Которым Он осенил Меня; Он послал Меня благовествовать бедным, утешать сокрушенных сердцем, возвещать пленным о возвращении и узникам — об освобождении, отпускать порабощенных на волю,
 
«Дух Господа на Мне, потому что Он помазал[41] Меня возвещать бедным Радостную Весть. Он послал Меня провозглашать свободу пленникам, прозрение слепым, освободить угнетенных,

возвещать о благоприятном времени Господнем. (Ис 61:1-2; Ис 58:6)
 
возвещать год Господней милости»[42].

Закрыв книгу, Он отдал её служителю и сел; глаза же у всех в синагоге были обращены на Него.
 
Иисус свернул свиток, отдал его служителю и сел. Глаза всех в синагоге были прикованы к Нему.

И стал Он говорить им о том, что именно теперь исполнилось все, услышанное ими в этом Писании.
 
Он начал говорить: — Сегодня, когда вы слушали, исполнились эти слова Писания.

Все соглашались с Ним, однако, удивляясь словам о благодати, которая исходит из уст Его, спрашивали: не сын ли Он Иосифа?
 
Все хвалили Его и удивлялись силе Его слов. — Но разве Он не сын Иосифа? — спрашивали они.

Он же сказал им: вы, конечно, можете ответить Мне известной пословицей: Врач, вылечи Себя Самого; и сказать: сотвори же здесь, в отечестве Своем, то, что, как мы услышали, было совершено Тобою в Капернауме.
 
Иисус сказал им: — Вы Мне, конечно, напомните пословицу: «Врач, исцели самого себя!» И скажете Мне: «Мы слышали, что Ты сотворил много чудес в Капернауме, сотвори же и здесь, у Себя на родине, что-либо подобное».

И сказал Он: уверяю вас: нет такого пророка, который был бы принят в отечестве своем.
 
Но говорю вам истину, ни одного пророка не принимают на его родине.

И ещё скажу вам: воистину много вдов1 было в Израиле во времена Илии, когда три года и шесть месяцев небо не давало дождя и наступил великий голод на всей земле,
 
Уверяю вас, что во времена Илии, когда три с половиной года не было дождя и по всей стране был ужасный голод, в Израиле было много вдов,

но ни к одной из них не был послан Илия, а только к вдове в Сарепту Сидонскую;
 
однако Илия не был послан ни к одной из них, а лишь ко вдове в Сарепту[43] близ Сидона[44].

и много прокаженных было в Израиле при пророке Елисее, но ни один из них не был очищен (от проказы), а только Нееман сириец.
 
Много было в Израиле прокаженных[45] во времена пророка Елисея, однако ни один из них не был очищен, кроме сирийца Наамана.[46]

Услышав это, все пришли в ярость;
 
Все в синагоге пришли в ярость, когда услышали это.

выйдя из синагоги, они вывели Иисуса за город и, поднявшись на гору, около которой был основан их город, хотели сбросить Его с обрыва,
 
Они вскочили, вытащили Иисуса за пределы города и привели к обрыву горы, на которой был построен город, чтобы сбросить Его вниз.

но Он, (невидимо) пройдя среди них, удалился оттуда.
 
Но Иисус прошёл сквозь толпу и ушел.

И пришёл Он в Капернаум, один из городов Галилеи, и стал по субботам проповедовать (в синагоге).2
 
Он пошел в галилейский город Капернаум и по субботам учил там народ.

И поражались все учению Его, потому что речь Его казалась вдохновленной свыше.
 
Люди изумлялись Его учению, потому что в Его словах ощущалась власть.

И пришёл в синагогу человек, одержимый духом нечистым, то есть бесом, и вскричал во весь голос:
 
В синагоге был человек, одержимый демоном, нечистым духом, и вдруг он громко закричал:

ну что Тебе надо от нас, Иисус Назарянин? Пришёл погубить нас? Знаю, кто Ты — Святой Божий!
 
— А-а-а! Что Ты хочешь от нас, Иисус из Назарета? Ты пришёл, чтобы погубить нас? Я знаю, Кто Ты! Ты Святой Божий!

Но Иисус повелел ему: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув одержимого посреди синагоги, незамедлительно вышел из него.
 
— Замолчи! — строго приказал Иисус. — Выйди из него! Бросив человека перед всеми на землю, демон вышел из него, не причинив ему вреда.

Все пришли в изумление и стали спрашивать друг у друга: кто Он такой, что может с властью приказывать духам нечистым, и те выходят?
 
Все изумлялись и говорили друг другу: «Что это такое? С такой властью и силой Он приказывает нечистым духам, что они выходят!»

И разошлась молва о Нём по всем окрестным селениям.
 
Слух об Иисусе распространялся по всей округе.

Выйдя из синагоги, Он пришёл в дом Симона; теща же Симона была охвачена огнем лихорадки, и Ему сказали о ней.
 
Покинув синагогу, Иисус пошел в дом Симона. У тещи же Симона в это время был сильный жар, и Иисуса попросили помочь ей.

Встав перед нею, Иисус повелел, чтобы недуг оставил её, и она сразу же поднялась и стала прислуживать им.
 
Наклонившись над ней, Иисус приказал горячке покинуть женщину, и та оставила её. Она сразу же встала и начала накрывать им на стол.

А когда зашло солнце, привели к Нему всех, кто страдал от различных болезней, и Он, возлагая на каждого из них руки Свои, исцелил их.
 
Когда же солнце стало клониться к закату, все, у кого были больные различными болезнями, начали приносить их к Иисусу, и Он возлагал на каждого руки и исцелял их.

Из многих же выходили бесы, крича: Ты — Сын Божий! Но Он запрещал им разглашать, что Он — Христос и что они знают об этом.
 
Также и демоны выходили из многих людей с криком: — Ты Сын Бога! Но Иисус запрещал им и не разрешал говорить, потому что они знали, что Он — Христос.

А на рассвете Он вышел и удалился в пустынное место. Между тем все люди искали Его, и когда нашли, стали упрашивать Его, чтобы Он не уходил от них.
 
На рассвете Иисус вышел из города и пошел в безлюдное место. Люди стали искать Его и, когда нашли, то уговаривали остаться у них.

Он же сказал им: и в других городах Я должен благовествовать о Царстве Божьем, потому что для этого Я и послан.
 
Но Он сказал: — Я должен возвещать Радостную Весть о Царстве Божьем и в других городах, ведь для этого Я и послан. —

И отправился Он проповедовать в синагогах Галилеи.
 
И Он проповедовал в синагогах Иудеи.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[4.1] вдова в Сарепте Сидонской, Нееман сириец — язычники. Именно этим обстоятельством вызвана ярость «правоверных» иудеев, считавших лишь себя избранниками Божьими. (См. 3 Цар. 17.9; 4 Цар. 5.8 — 14).
[4.2] Обращаясь к тексту первых трех с половиной глав Ев. Луки, даже неспециалист отметит резкое отличие этой части Евангелия от остального текста (обилие ветхозаветных цитат, усложненность стилистики, поэтичность, обостренное чувство хронологической точности и т.п.). Вероятно, на стыке 4 -5-й глав автор стал использовать тексты Ев. Матфея и Марка, по неизвестной причине не очень заботясь о сглаживании «острых углов». Так, из контекста 4.31 видно, что здесь говорится о первом посещении Капернаума, однако в 4.23 сказано, что Иисус уже был в Капернауме и совершил там какие-то чудеса, о чем Он и поведал в назаретской синагоге; в 4.38 Иисус приходит в дом Симона Петра, где исцеленная теща Симона стала прислуживать «им», то есть Иисусу с учениками, тогда как знакомство с Симоном и призвание учеников описано лишь в следующей, пятой главе.
 
Новый русский перевод
2 [35] — Греч. слово, переведенное как: искушал может также означать: испытывал.
4 [36] — Слова: но каждым словом Божьим отсутствуют в ранних рукописях ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ.
4 [37]Втор 8:3.
8 [38]Втор 6:13.
10 [39]Пс 90:11-12.
12 [40]Втор 6:16.
18 [41] — Посредством иудейского обряда помазания человек посвящался на определенное служение. Такого помазания удостаивались пророки, цари и священники.
18 [42]Ис 61:1-2.
26 [43]Сарепта. Финикийский город, находившийся на территории современного государства Ливан. В те времена там жили народности, не признававшие Бога.
25 [44] — См. 3Цар 17.
27 [45] — Это греч. слово, традиционно переводимое как проказа прокаженный, использовалось в отношении нескольких кожных заболеваний. Так же по всей книге.
27 [46] — См. 4Цар 5:1-14.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.