От Луки 23 глава

Евангелие от Луки
Подстрочник Винокурова → Библия говорит сегодня

Подстрочник Винокурова

1
Καὶ И 2532 CONJ
ἀναστὰν вставшие 450 V-2AAP-NSN
ἅπαν всё 537 A-NSN
τὸ  3588 T-NSN
πλῆθος множество 4128 N-NSN
αὐτῶν их 846 P-GPM
ἤγαγον повели 71 V-2AAI-3P
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἐπὶ к 1909 PREP
τὸν  3588 T-ASM
Πιλᾶτον. Пилату. 4091 N-ASM
2
ἤρξαντο Они начали 756 V-ADI-3P
δὲ же 1161 CONJ
κατηγορεῖν обвинять 2723 V-PAN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
λέγοντες, говорящие, 3004 V-PAP-NPM
Τοῦτον Этого 5126 D-ASM
εὕραμεν мы нашли 2147 V-2AAI-1P
διαστρέφοντα развращающего 1294 V-PAP-ASM
τὸ  3588 T-ASN
ἔθνος народ 1484 N-ASN
ἡμῶν наш 2257 P-1GP
καὶ и 2532 CONJ
κωλύοντα препятствующего 2967 V-PAP-ASM
φόρους налоги 5411 N-APM
Καίσαρι Кесарю 2541 N-DSM
διδόναι давать 1325 V-PAN
καὶ и 2532 CONJ
λέγοντα говорящего 3004 V-PAP-ASM
ἑαυτὸν Себя 1438 F-3ASM
Χριστὸν Христа 5547 N-ASM
βασιλέα Царя 935 N-ASM
εἶναι. быть. 1510 V-PAN
3
 3588 T-NSM
δὲ Же 1161 CONJ
Πιλᾶτος Пилат 4091 N-NSM
ἠρώτησεν спросил 2065 V-AAI-3S
αὐτὸν Его 846 P-ASM
λέγων, говорящий, 3004 V-PAP-NSM
Σὺ Ты 4771 P-2NS
εἶ есть 1487 V-PAI-2S
 3588 T-NSM
βασιλεὺς Царь 935 N-NSM
τῶν  3588 T-GPM
Ἰουδαίων; Иудеев? 2453 A-GPM
Он 3588 T-NSM
δὲ же 1161 CONJ
ἀποκριθεὶς ответивший 611 V-AOP-NSM
αὐτῷ ему 846 P-DSM
ἔφη, сказал, 5346 V-IAI-3S
Σὺ Ты 4771 P-2NS
λέγεις. говоришь. 3004 V-PAI-2S
4
 3588 T-NSM
δὲ Же 1161 CONJ
Πιλᾶτος Пилат 4091 N-NSM
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
πρὸς к 4314 PREP
τοὺς  3588 T-APM
ἀρχιερεῖς первосвященникам 749 N-APM
καὶ и 2532 CONJ
τοὺς  3588 T-APM
ὄχλους, толпам, 3793 N-APM
Οὐδὲν Никакую 3762 A-ASN-N
εὑρίσκω нахожу 2147 V-PAI-1S
αἴτιον вину 158 A-ASN
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
ἀνθρώπῳ человеке 444 N-DSM
τούτῳ. этом. 5129 D-DSM
5
οἱ Они 3588 T-NPM
δὲ же 1161 CONJ
ἐπίσχυον настаивали 2001 V-IAI-3P
λέγοντες говорящие 3004 V-PAP-NPM
ὅτι что 3754 CONJ
Ἀνασείει Возбуждает 383 V-PAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
λαὸν народ 2992 N-ASM
διδάσκων уча 1321 V-PAP-NSM
καθ᾽ по 2596 PREP
ὅλης всей 3650 A-GSF
τῆς  3588 T-GSF
Ἰουδαίας, Иудее, 2449 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀρξάμενος начавший 756 V-AMP-NSM
ἀπὸ от 575 PREP
τῆς  3588 T-GSF
Γαλιλαίας Галилеи 1056 N-GSF
ἕως до 2193 ADV
ὧδε. здесь. 5602 ADV
6
Πιλᾶτος Пилат 4091 N-NSM
δὲ же 1161 CONJ
ἀκούσας услышавший 191 V-AAP-NSM
ἐπηρώτησεν спросил 1905 V-AAI-3S
εἰ ли 1487 COND
этот 3588 T-NSM
ἄνθρωπος человек 444 N-NSM
Γαλιλαῖός галилеянин 1057 N-NSM
ἐστιν· есть; 1510 V-PAI-3S
7
καὶ и 2532 CONJ
ἐπιγνοὺς узнавший 1921 V-2AAP-NSM
ὅτι что 3754 CONJ
ἐκ из 1537 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ἐξουσίας владения 1849 N-GSF
Ἡρῴδου Ирода 2264 N-GSM
ἐστὶν Он есть 1510 V-PAI-3S
ἀνέπεμψεν он отослал 375 V-AAI-3S
αὐτὸν Его 846 P-ASM
πρὸς к 4314 PREP
Ἡρῴδην, Ироду, 2264 N-ASM
ὄντα сущего 1510 V-PAP-ASM
καὶ и 2532 CONJ
αὐτὸν его 846 P-ASM
ἐν в 1722 PREP
Ἱεροσολύμοις Иерусалиме 2414 N-DPN
ἐν в 1722 PREP
ταύταις эти 3778 D-DPF
ταῖς  3588 T-DPF
ἡμέραις. дни. 2250 N-DPF
8
 3588 T-NSM
δὲ Же 1161 CONJ
Ἡρῴδης Ирод 2264 N-NSM
ἰδὼν увидевший 1492 V-2AAP-NSM
τὸν  3588 T-ASM
Ἰησοῦν Иисуса 2424 N-ASM
ἐχάρη обрадовался 5463 V-2AOI-3S
λίαν, очень, 3029 ADV
ἦν был 3739 V-IAI-3S
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἐξ от 1537 PREP
ἱκανῶν достаточных 2425 A-GPM
χρόνων времён 5550 N-GPM
θέλων желающий 2309 V-PAP-NSM
ἰδεῖν увидеть 1492 V-2AAN
αὐτὸν Его 846 P-ASM
διὰ из-за 1223 PREP
τὸ  3588 T-ASN
ἀκούειν слышать 191 V-PAN
περὶ о 4012 PREP
αὐτοῦ, Нём, 846 P-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἤλπιζέν он надеялся 1679 V-IAI-3S
τι какое-нибудь 5100 X-ASN
σημεῖον знамение 4592 N-ASN
ἰδεῖν увидеть 1492 V-2AAN
ὑπ᾽  5259 PREP
αὐτοῦ Им 846 P-GSM
γινόμενον. делаемое. 1096 V-PNP-ASN
9
ἐπηρώτα Он спрашивал 1905 V-IAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἐν в 1722 PREP
λόγοις словах 3056 N-DPM
ἱκανοῖς· достаточных; 2425 A-DPM
αὐτὸς Он 846 P-NSM
δὲ же 1161 CONJ
οὐδὲν ничто 3762 A-ASN-N
ἀπεκρίνατο ответил 611 V-ADI-3S
αὐτῷ. ему. 846 P-DSM
10
εἱστήκεισαν Стояли 2476 V-LAI-3P
δὲ же 1161 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
ἀρχιερεῖς первосвященники 749 N-NPM
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
γραμματεῖς книжники 1122 N-NPM
εὐτόνως энергично 2159 ADV
κατηγοροῦντες обвиняющие 2723 V-PAP-NPM
αὐτοῦ. Его. 846 P-GSM
11
ἐξουθενήσας Уничиживший 1848 V-AAP-NSM
δὲ же 1161 CONJ
αὐτὸν Его 846 P-ASM
[καὶ] и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
Ἡρῴδης Ирод 2264 N-NSM
σὺν с 4862 PREP
τοῖς  3588 T-DPN
στρατεύμασιν войсками 4753 N-DPN
αὐτοῦ его 846 P-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἐμπαίξας поглумившийся 1702 V-AAP-NSM
περιβαλὼν надевший [на Него] 4016 V-2AAP-NSM
ἐσθῆτα одежду 2066 N-ASF
λαμπρὰν светлую 2986 A-ASF
ἀνέπεμψεν он отослал 375 V-AAI-3S
αὐτὸν Его 846 P-ASM
τῷ  3588 T-DSM
Πιλάτῳ. [к] Пилату. 4091 N-DSM
12
ἐγένοντο Сделались 1096 V-2ADI-3P
δὲ же 1161 CONJ
φίλοι друзья 5384 A-NPM
 3588 T-NSM
τε  5037 PRT
Ἡρῴδης Ирод 2264 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
Πιλᾶτος Пилат 4091 N-NSM
ἐν в 1722 PREP
αὐτῇ этот 846 P-DSF
τῇ  3588 T-DSF
ἡμέρᾳ день 2250 N-DSF
μετ᾽ с 3326 PREP
ἀλλήλων· друг дру́гом; 240 C-GPM
προϋπῆρχον они прежде пребывали 4391 V-IAI-3P
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἐν во 1722 PREP
ἔχθρᾳ вражде 2189 N-DSF
ὄντες сущие 1510 V-PAP-NPM
πρὸς к 4314 PREP
αὐτούς. ним. 846 F-3APM
13
Πιλᾶτος Пилат 4091 N-NSM
δὲ же 1161 CONJ
συγκαλεσάμενος созвавший 4779 V-AMP-NSM
τοὺς  3588 T-APM
ἀρχιερεῖς первосвященников 749 N-APM
καὶ и 2532 CONJ
τοὺς  3588 T-APM
ἄρχοντας начальников 758 N-APM
καὶ и 2532 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
λαὸν народ 2992 N-ASM
14
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
πρὸς к 4314 PREP
αὐτούς, ним, 846 P-APM
Προσηνέγκατέ Вы привели ко 4374 V-AAI-2P
μοι мне 3427 P-1DS
τὸν  3588 T-ASM
ἄνθρωπον человека 444 N-ASM
τοῦτον этого 5126 D-ASM
ὡς как 5613 ADV
ἀποστρέφοντα развращающего 654 V-PAP-ASM
τὸν  3588 T-ASM
λαόν, народ, 2992 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
ἐγὼ я 1473 P-1NS
ἐνώπιον перед 1799 ADV
ὑμῶν вами 5216 P-2GP
ἀνακρίνας рассудивший 350 V-AAP-NSM
οὐθὲν никакую 3762 A-ASN-N
εὗρον нашёл 2147 V-2AAI-1S
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
ἀνθρώπῳ человеке 444 N-DSM
τούτῳ этом 5129 D-DSM
αἴτιον вину 158 A-ASN
ὧν [из] которых 3739 R-GPN
κατηγορεῖτε обвиняете 2723 V-PAI-2P
κατ᾽ против 2596 PREP
αὐτοῦ, Него, 846 P-GSM
15
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
οὐδὲ и не 3761 CONJ-N
Ἡρῴδης· Ирод; 2264 N-NSM
ἀνέπεμψεν он отослал 375 V-AAI-3S
γὰρ ведь 1063 CONJ
αὐτὸν Его 846 P-ASM
πρὸς к 4314 PREP
ἡμᾶς· нам; 2248 P-1AP
καὶ и 2532 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
οὐδὲν ничто 3762 A-NSN-N
ἄξιον достойное 514 A-NSN
θανάτου смерти 2288 N-GSM
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
πεπραγμένον сделанное 4238 V-RPP-NSN
αὐτῷ. Им. 846 P-DSM
16
παιδεύσας Наказавший 3811 V-AAP-NSM
οὖν итак 3767 CONJ
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἀπολύσω. освобожу. 630 V-FAI-1S
17
18
ἀνέκραγον Они закричали 349 V-2AAI-3P
δὲ же 1161 CONJ
παμπληθεὶ всем множеством 3826 ADV
λέγοντες, говорящие, 3004 V-PAP-NPM
Αἶρε Бери 142 V-PAM-2S
τοῦτον, Этого, 5126 D-ASM
ἀπόλυσον отпусти 630 V-AAM-2S
δὲ же 1161 CONJ
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
τὸν  3588 T-ASM
Βαραββᾶν· Варавву; 912 N-ASM
19
ὅστις тот, который 3748 R-NSM
ἦν был 3739 V-IAI-3S
διὰ за 1223 PREP
στάσιν мятеж 4714 N-ASF
τινὰ какой-то 5100 X-ASF
γενομένην случившийся 1096 V-2ADP-ASF
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
πόλει городе 4172 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
φόνον убийство 5408 N-ASM
βληθεὶς брошенный 906 V-APP-NSM
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
φυλακῇ. тюрьму. 5438 N-DSF
20
πάλιν Опять 3825 ADV
δὲ же 1161 CONJ
 3588 T-NSM
Πιλᾶτος Пилат 4091 N-NSM
προσεφώνησεν воззвал к 4377 V-AAI-3S
αὐτοῖς, ним, 846 P-DPM
θέλων желающий 2309 V-PAP-NSM
ἀπολῦσαι отпустить 630 V-AAN
τὸν  3588 T-ASM
Ἰησοῦν· Иисуса; 2424 N-ASM
21
οἱ они 3588 T-NPM
δὲ же 1161 CONJ
ἐπεφώνουν выкрикивали 2019 V-IAI-3P
λέγοντες, говорящие, 3004 V-PAP-NPM
Σταύρου, Распинай, 4716 V-PAM-2S
σταύρου распинай 4716 V-PAM-2S
αὐτόν. Его. 846 P-ASM
22
Он 3588 T-NSM
δὲ же 1161 CONJ
τρίτον [в] третий [раз] 5154 A-ASN
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
πρὸς к 4314 PREP
αὐτούς, ним, 846 P-APM
Τί Какое 5100 I-ASN
γὰρ ведь 1063 CONJ
κακὸν зло 2556 A-ASN
ἐποίησεν сделал 4160 V-AAI-3S
οὗτος; Этот? 3778 D-NSM
οὐδὲν Никакую 3762 A-ASN-N
αἴτιον вину 158 A-ASN
θανάτου смерти 2288 N-GSM
εὗρον я нашёл 2147 V-2AAI-1S
ἐν в 1722 PREP
αὐτῷ· Нём; 846 P-DSM
παιδεύσας наказавший 3811 V-AAP-NSM
οὖν итак 3767 CONJ
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἀπολύσω. освобожу. 630 V-FAI-1S
23
οἱ Они 3588 T-NPM
δὲ же 1161 CONJ
ἐπέκειντο налегали 1945 V-INI-3P
φωναῖς голосами 5456 N-DPF
μεγάλαις громкими 3173 A-DPF
αἰτούμενοι требующие 154 V-PMP-NPM
αὐτὸν Его 846 P-ASM
σταυρωθῆναι, быть распятым, 4717 V-APN
καὶ и 2532 CONJ
κατίσχυον одолевали 2729 V-IAI-3P
αἱ  3588 T-NPF
φωναὶ голоса́ 5456 N-NPF
αὐτῶν. их. 846 P-GPM
24
καὶ И 2532 CONJ
Πιλᾶτος Пилат 4091 N-NSM
ἐπέκρινεν решил 1948 V-AAI-3S
γενέσθαι осуществить 1096 V-2ADN
τὸ  3588 T-ASN
αἴτημα требование 155 N-ASN
αὐτῶν· их; 846 P-GPM
25
ἀπέλυσεν он освободил 630 V-AAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
διὰ за 1223 PREP
στάσιν мятеж 4714 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
φόνον убийство 5408 N-ASM
βεβλημένον брошенного 906 V-RPP-ASM
εἰς в 1519 PREP
φυλακὴν тюрьму 5438 N-ASF
ὃν которого 3739 R-ASM
ᾐτοῦντο, они требовали, 154 V-IMI-3P
τὸν  3588 T-ASM
δὲ же 1161 CONJ
Ἰησοῦν Иисуса 2424 N-ASM
παρέδωκεν он передал 3860 V-AAI-3S
τῷ  3588 T-DSN
θελήματι воле 2307 N-DSN
αὐτῶν. их. 846 P-GPM
26
Καὶ И 2532 CONJ
ὡς как 5613 ADV
ἀπήγαγον они отвели 520 V-2AAI-3P
αὐτόν, Его, 846 P-ASM
ἐπιλαβόμενοι взявшие 1949 V-2ADP-NPM
Σίμωνά Симона 4613 N-ASM
τινα какого-то 5100 X-ASM
Κυρηναῖον киринеянина 2956 N-ASM
ἐρχόμενον приходящего 2064 V-PNP-ASM
ἀπ᾽ с 575 PREP
ἀγροῦ по́ля 68 N-GSM
ἐπέθηκαν они положили 2007 V-AAI-3P
αὐτῷ [на] него 846 P-DSM
τὸν  3588 T-ASM
σταυρὸν крест 4716 N-ASM
φέρειν нести 5342 V-PAN
ὄπισθεν за 3693 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
Ἰησοῦ. Иисусом. 2424 N-GSM
27
Ἠκολούθει Следовало 190 V-IAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
αὐτῷ [за] Ним 846 P-DSM
πολὺ многое 4183 A-NSN
πλῆθος множество 4128 N-NSN
τοῦ  3588 T-GSM
λαοῦ народа 2992 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
γυναικῶν женщин 1135 N-GPF
αἳ которые 3588 R-NPF
ἐκόπτοντο рыдали 2875 V-IMI-3P
καὶ и 2532 CONJ
ἐθρήνουν оплакивали 2354 V-IAI-3P
αὐτόν. Его. 846 P-ASM
28
στραφεὶς Повернувшийся 4762 V-2APP-NSM
δὲ же 1161 CONJ
πρὸς к 4314 PREP
αὐτὰς ним 846 P-APF
[ὁ]  3588 T-NSM
Ἰησοῦς Иисус 2424 N-NSM
εἶπεν, сказал, 2036 V-2AAI-3S
Θυγατέρες Дочери 2364 N-VPF
Ἰερουσαλήμ, Иерусалима, 2419 N-PRI
μὴ не 3361 PRT-N
κλαίετε плачьте 2799 V-PAM-2P
ἐπ᾽ обо 1909 PREP
ἐμέ· Мне; 1691 P-1AS
πλὴν однако 4133 ADV
ἐφ᾽ о 1909 PREP
ἑαυτὰς себе 1438 F-3APF
κλαίετε плачьте 2799 V-PAM-2P
καὶ и 2532 CONJ
ἐπὶ о 1909 PREP
τὰ  3588 T-APN
τέκνα детях 5043 N-APN
ὑμῶν, ваших, 5216 P-2GP
29
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
ἔρχονται приходят 2064 V-PNI-3P
ἡμέραι дни 2250 N-NPF
ἐν в 1722 PREP
αἷς которые 3739 R-DPF
ἐροῦσιν, скажут, 2046 V-FAI-3P
Μακάριαι Блаженны 3107 A-NPF
αἱ  3588 T-NPF
στεῖραι бесплодные 4723 N-NPF
καὶ и 2532 CONJ
αἱ  3588 T-NPF
κοιλίαι утробы 2836 N-NPF
αἳ которые 3588 R-NPF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐγέννησαν родили 1080 V-AAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
μαστοὶ сосцы 3149 N-NPM
οἳ которые 3588 R-NPM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔθρεψαν. вскормили. 5142 V-AAI-3P
30
τότε Тогда 5119 ADV
ἄρξονται начнут 756 V-FMI-3P
λέγειν говорить 3004 V-PAN
τοῖς  3588 T-DPN
ὄρεσιν, горам, 3735 N-DPN
Πέσετε Упадите 4098 V-2AAM-2P
ἐφ᾽ на 1909 PREP
ἡμᾶς, нас, 2248 P-1AP
καὶ и 2532 CONJ
τοῖς  3588 T-DPM
βουνοῖς, холмам, 1015 N-DPM
Καλύψατε Покройте 2572 V-AAM-2P
ἡμᾶς· нас; 2248 P-1AP
31
ὅτι потому что 3754 CONJ
εἰ если 1487 COND
ἐν во 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
ὑγρῷ влажном 5200 A-DSN
ξύλῳ дереве 3586 N-DSN
ταῦτα это 5023 D-APN
ποιοῦσιν, делают, 4160 V-PAI-3P
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
ξηρῷ сухом 3584 A-DSN
τί что 5100 I-NSN
γένηται; случится? 1096 V-2ADS-3S
32
Ἤγοντο Были ведомы 71 V-IPI-3P
δὲ же 1161 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
ἕτεροι другие 2087 A-NPM
κακοῦργοι злодея 2557 A-NPM
δύο два 1417 A-NUI
σὺν с 4862 PREP
αὐτῷ Ним 846 P-DSM
ἀναιρεθῆναι. [чтобы] быть казнёнными. 337 V-APN
33
καὶ И 2532 CONJ
ὅτε когда 3753 ADV
ἦλθον они пришли 2064 V-2AAI-3P
ἐπὶ на 1909 PREP
τὸν  3588 T-ASM
τόπον место 5117 N-ASM
τὸν  3588 T-ASM
καλούμενον называемое 2564 V-PPP-ASM
Κρανίον, Череп, 2898 N-ASN
ἐκεῖ там 1563 ADV
ἐσταύρωσαν распяли 4717 V-AAI-3P
αὐτὸν Его 846 P-ASM
καὶ и 2532 CONJ
τοὺς  3588 T-APM
κακούργους, злодеев, 2557 A-APM
ὃν которого 3739 R-ASM
μὲν ведь 3303 PRT
ἐκ с 1537 PREP
δεξιῶν правой [стороны́] 1188 A-GPF
ὃν которого 3739 R-ASM
δὲ же 1161 CONJ
ἐξ с 1537 PREP
ἀριστερῶν. левой [стороны́]. 710 A-GPM
34
⟦ὁ  3588 T-NSM
δὲ Же 1161 CONJ
Ἰησοῦς Иисус 2424 N-NSM
ἔλεγεν, говорил, 3004 V-IAI-3S
Πάτερ, Отец, 3962 N-VSM
ἄφες прости 863 V-2AAM-2S
αὐτοῖς, им, 846 P-DPM
οὐ не 3739 PRT-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
οἴδασιν знают 1492 V-RAI-3P
τί что 5100 I-ASN
ποιοῦσιν.⟧ делают. 4160 V-PAI-3P
διαμεριζόμενοι Разделяющие 1266 V-PMP-NPM
δὲ же 1161 CONJ
τὰ  3588 T-APN
ἱμάτια одежды 2440 N-APN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἔβαλον они бросили 906 V-2AAI-3P
κλήρους. жребии. 2819 N-APM
35
καὶ И 2532 CONJ
εἱστήκει стоял 2476 V-LAI-3S
 3588 T-NSM
λαὸς народ 2992 N-NSM
θεωρῶν. видящий. 2334 V-PAP-NSM
ἐξεμυκτήριζον Насмехались 1592 V-IAI-3P
δὲ же 1161 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
ἄρχοντες начальники 758 N-NPM
λέγοντες, говорящие, 3004 V-PAP-NPM
Ἄλλους Других 243 A-APM
ἔσωσεν, Он спас, 4982 V-AAI-3S
σωσάτω пусть спасёт 4982 V-AAM-3S
ἑαυτόν, Самого Себя, 1438 F-3ASM
εἰ если 1487 COND
οὗτός Этот 3778 D-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
 3588 T-NSM
ἐκλεκτός. Избранный. 1588 A-NSM
36
ἐνέπαιξαν Поглумились над 1702 V-AAI-3P
δὲ же 1161 CONJ
αὐτῷ [над] Ним 846 P-DSM
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
στρατιῶται воины 4757 N-NPM
προσερχόμενοι, подходящие, 4334 V-PNP-NPM
ὄξος уксус 3690 N-ASN
προσφέροντες подносящие 4374 V-PAP-NPM
αὐτῷ Ему 846 P-DSM
37
καὶ и 2532 CONJ
λέγοντες, говорящие, 3004 V-PAP-NPM
Εἰ Если 1487 COND
σὺ Ты 4771 P-2NS
εἶ есть 1487 V-PAI-2S
 3588 T-NSM
βασιλεὺς Царь 935 N-NSM
τῶν  3588 T-GPM
Ἰουδαίων, Иудеев, 2453 A-GPM
σῶσον спаси 4982 V-AAM-2S
σεαυτόν. Тебя Самого. 4572 F-2ASM
38
ἦν Была 3739 V-IAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
ἐπιγραφὴ надпись 1923 N-NSF
ἐπ᾽ над 1909 PREP
αὐτῷ, Ним, 846 P-DSM
 3588 T-NSM
βασιλεὺς Царь 935 N-NSM
τῶν  3588 T-GPM
Ἰουδαίων Иудеев 2453 A-GPM
οὗτος. Этот. 3778 D-NSM
39
Εἷς Один 1519 A-NSM
δὲ же 1161 CONJ
τῶν  3588 T-GPM
κρεμασθέντων [из] повешенных 2910 V-APP-GPM
κακούργων злодеев 2557 A-GPM
ἐβλασφήμει хулил 987 V-IAI-3S
αὐτὸν Его 846 P-ASM
λέγων, говорящий, 3004 V-PAP-NSM
Οὐχὶ [Разве] не 3780 PRT-I
σὺ Ты 4771 P-2NS
εἶ есть 1487 V-PXI-2S
 3588 T-NSM
Χριστός; Христос? 5547 N-NSM
σῶσον Спаси 4982 V-AAM-2S
σεαυτὸν Тебя Самого 4572 F-2ASM
καὶ и 2532 CONJ
ἡμᾶς. нас. 2248 P-1AP
40
ἀποκριθεὶς Ответивший 611 V-AOP-NSM
δὲ же 1161 CONJ
 3588 T-NSM
ἕτερος другой 2087 A-NSM
ἐπιτιμῶν запрещающий 2008 V-PAP-NSM
αὐτῷ ему 846 P-DSM
ἔφη, сказал, 5346 V-IAI-3S
Οὐδὲ И не 3761 CONJ-N
φοβῇ боишься 5399 V-PNI-2S
σὺ ты 4771 P-2NS
τὸν  3588 T-ASM
θεόν, Бога, 2316 N-ASM
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
αὐτῷ том же 846 P-DSN
κρίματι приговоре 2917 N-DSN
εἶ; ты есть? 1487 V-PAI-2S
41
καὶ И 2532 CONJ
ἡμεῖς мы 2249 P-1NP
μὲν ведь 3303 PRT
δικαίως, справедливо, 1346 ADV
ἄξια достойное 514 A-APN
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὧν которого 3739 R-GPN
ἐπράξαμεν мы сделали 4238 V-AAI-1P
ἀπολαμβάνομεν· получаем; 618 V-PAI-1P
οὗτος Этот 3778 D-NSM
δὲ же 1161 CONJ
οὐδὲν ничто 3762 A-ASN-N
ἄτοπον неуместное 824 A-ASN
ἔπραξεν. сделал. 4238 V-AAI-3S
42
καὶ И 2532 CONJ
ἔλεγεν, он говорил, 3004 V-IAI-3S
Ἰησοῦ, Иисус, 2424 N-VSM
μνήσθητί вспомни 3415 V-APM-2S
μου меня 3450 P-1GS
ὅταν когда 3752 CONJ
ἔλθῃς придёшь 2064 V-2AAS-2S
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
βασιλείαν Царство 932 N-ASF
σου. Твоё. 4675 P-2GS
43
καὶ И 2532 CONJ
εἶπεν Он сказал 2036 V-2AAI-3S
αὐτῷ, ему, 846 P-DSM
Ἀμήν Истинно 281 HEB
σοι тебе 4671 P-2DS
λέγω, говорю, 3004 V-PAI-1S
σήμερον сегодня 4594 ADV
μετ᾽ со 3326 PREP
ἐμοῦ Мной 1700 P-1GS
ἔσῃ будешь 1510 V-FDI-2S
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
παραδείσῳ. раю. 3857 N-DSM
44
Καὶ И 2532 CONJ
ἦν был 3739 V-IAI-3S
ἤδη уже́ 2235 ADV
ὡσεὶ приблизительно 5616 ADV
ὥρα час 5610 N-NSF
ἕκτη шестой 1623 A-NSF
καὶ и 2532 CONJ
σκότος тьма 4655 N-NSN
ἐγένετο сделалась 1096 V-2ADI-3S
ἐφ᾽ на 1909 PREP
ὅλην всю 3650 A-ASF
τὴν  3588 T-ASF
γῆν землю 1093 N-ASF
ἕως до 2193 ADV
ὥρας часа 5610 N-GSF
ἐνάτης девятого 1766 A-GSF
45
τοῦ  3588 T-GSM
ἡλίου солнца 2246 N-GSM
ἐκλιπόντος, исчезнувшего, 1587 V-AAP-GSM
ἐσχίσθη разорвалась 4977 V-API-3S
δὲ же 1161 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
καταπέτασμα завеса 2665 N-NSN
τοῦ  3588 T-GSM
ναοῦ Святилища 3485 N-GSM
μέσον. посредине. 3319 A-ASN
46
καὶ И 2532 CONJ
φωνήσας возгласивший 5455 V-AAP-NSM
φωνῇ голосом 5456 N-DSF
μεγάλῃ громким 3173 A-DSF
 3588 T-NSM
Ἰησοῦς Иисус 2424 N-NSM
εἶπεν, сказал, 2036 V-2AAI-3S
Πάτερ, Отец, 3962 N-VSM
εἰς в 1519 PREP
χεῖράς ру́ки 5495 N-APF
σου Твои 4675 P-2GS
παρατίθεμαι полагаю 3908 V-PMI-1S
τὸ  3588 T-ASN
πνεῦμά дух 4151 N-ASN
μου· Мой; 3450 P-1GS
τοῦτο это 5124 D-ASN
δὲ же 1161 CONJ
εἰπὼν сказавший 2036 V-2AAP-NSM
ἐξέπνευσεν. Он испустил дух. 1606 V-AAI-3S
47
Ἰδὼν Увидевший 1492 V-2AAP-NSM
δὲ же 1161 CONJ
 3588 T-NSM
ἑκατοντάρχης сотник 1543 N-NSM
τὸ  3588 T-ASN
γενόμενον случившееся 1096 V-2ADP-ASN
ἐδόξαζεν прославлял 1392 V-IAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
θεὸν Бога 2316 N-ASM
λέγων, говорящий, 3004 V-PAP-NSM
Ὄντως Действительно 3689 ADV
 3588 T-NSM
ἄνθρωπος человек 444 N-NSM
οὗτος этот 3778 D-NSM
δίκαιος праведный 1342 A-NSM
ἦν. был. 3739 V-IAI-3S
48
καὶ И 2532 CONJ
πάντες все 3956 A-NPM
οἱ  3588 T-NPM
συμπαραγενόμενοι собравшиеся 4836 V-2ADP-NPM
ὄχλοι то́лпы 3793 N-NPM
ἐπὶ на 1909 PREP
τὴν  3588 T-ASF
θεωρίαν зрелище 2335 N-ASF
ταύτην, это, 3778 D-ASF
θεωρήσαντες увидевшие 2334 V-AAP-NPM
τὰ  3588 T-APN
γενόμενα, случившееся, 1096 V-2ADP-APN
τύπτοντες бьющие 5180 V-PAP-NPM
τὰ  3588 T-APN
στήθη [в] грудь 4738 N-APN
ὑπέστρεφον. возвращались. 5290 V-IAI-3P
49
εἱστήκεισαν Стояли 2476 V-LAI-3P
δὲ же 1161 CONJ
πάντες все 3956 A-NPM
οἱ  3588 T-NPM
γνωστοὶ знакомые 1110 A-NPM
αὐτῷ Ему 846 P-DSM
ἀπὸ из 575 PREP
μακρόθεν, далека, 3113 ADV
καὶ и 2532 CONJ
γυναῖκες женщины 1135 N-NPF
αἱ  3588 T-NPF
συνακολουθοῦσαι следующие с 4870 V-PAP-NPF
αὐτῷ Ним 846 P-DSM
ἀπὸ из 575 PREP
τῆς  3588 T-GSF
Γαλιλαίας, Галилеи, 1056 N-GSF
ὁρῶσαι смотрящие 3708 V-PAP-NPF
ταῦτα. [на] это. 5023 D-APN
50
Καὶ И 2532 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
ἀνὴρ муж 435 N-NSM
ὀνόματι именем 3686 N-DSN
Ἰωσὴφ Иосиф 2501 N-PRI
βουλευτὴς член совета 1010 N-NSM
ὑπάρχων пребывающий 5225 V-PAP-NSM
[καὶ] и 2532 CONJ
ἀνὴρ человек 435 N-NSM
ἀγαθὸς добрый 18 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
δίκαιος праведный 1342 A-NSM
51
--οὗτος --этот 3778 D-NSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἦν был 3739 V-IAI-3S
συγκατατεθειμένος согласившийся с 4784 V-RNP-NSM
τῇ  3588 T-DSF
βουλῇ советом 1012 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
τῇ  3588 T-DSF
πράξει делом 4234 N-DSF
αὐτῶν-- их-- 846 P-GPM
ἀπὸ от 575 PREP
Ἁριμαθαίας Аримафеи 707 N-GSF
πόλεως го́рода 4172 N-GSF
τῶν  3588 T-GPM
Ἰουδαίων, Иудеев, 2453 A-GPM
ὃς который 3739 R-NSM
προσεδέχετο ожидал 4327 V-INI-3S
τὴν  3588 T-ASF
βασιλείαν Царство 932 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
52
οὗτος этот 3778 D-NSM
προσελθὼν подошедший к 4334 V-2AAP-NSM
τῷ  3588 T-DSM
Πιλάτῳ Пилату 4091 N-DSM
ᾐτήσατο попросил 154 V-AMI-3S
τὸ  3588 T-ASN
σῶμα тело 4983 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSM
Ἰησοῦ, Иисуса, 2424 N-GSM
53
καὶ и 2532 CONJ
καθελὼν снявший 2507 V-2AAP-NSM
ἐνετύλιξεν обернул 1794 V-AAI-3S
αὐτὸ его 846 P-ASN
σινδόνι, полотном, 4616 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
ἔθηκεν положил 5087 V-AAI-3S
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἐν в 1722 PREP
μνήματι гробнице 3418 N-DSN
λαξευτῷ высеченной в скале 2991 A-DSN
οὗ где 3739 ADV
οὐκ не 3756 PRT-N
ἦν был 3739 V-IAI-3S
οὐδεὶς никто 3762 A-NSM-N
οὔπω ещё не 3768 ADV-N
κείμενος. лежащий. 2749 V-PNP-NSM
54
καὶ И 2532 CONJ
ἡμέρα день 2250 N-NSF
ἦν был 3739 V-IAI-3S
παρασκευῆς, Приготовления, 3904 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
σάββατον суббота 4521 N-NSN
ἐπέφωσκεν. рассветала. 2020 V-IAI-3S
55
Κατακολουθήσασαι Последовавшие 2628 V-AAP-NPF
δὲ же 1161 CONJ
αἱ  3588 T-NPF
γυναῖκες, женщины, 1135 N-NPF
αἵτινες те, которые 3748 R-NPF
ἦσαν были 1510 V-IXI-3P
συνεληλυθυῖαι пришедшие вместе 4905 V-RAP-NPF
ἐκ из 1537 PREP
τῆς  3588 T-GSF
Γαλιλαίας Галилеи 1056 N-GSF
αὐτῷ, [с] Ним, 846 P-DSM
ἐθεάσαντο посмотрели 2300 V-ADI-3P
τὸ  3588 T-ASN
μνημεῖον [на] гробницу 3419 N-ASN
καὶ и 2532 CONJ
ὡς как 5613 ADV
ἐτέθη было положено 5087 V-API-3S
τὸ  3588 T-NSN
σῶμα тело 4983 N-NSN
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
56
ὑποστρέψασαι возвратившиеся 5290 V-AAP-NPF
δὲ же 1161 CONJ
ἡτοίμασαν они приготовили 2090 V-AAI-3P
ἀρώματα благовония 759 N-APN
καὶ и 2532 CONJ
μύρα. миро. 3460 N-APN
Καὶ И 2532 CONJ
τὸ  3588 T-ASN
μὲν ведь 3303 PRT
σάββατον [в] субботу 4521 N-ASN
ἡσύχασαν они отдохнули 2270 V-AAI-3P
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἐντολήν, заповеди, 1785 N-ASF

Библия говорит сегодня

3. Утро: осуществление двух замыслов (23:1−25)

Для осуществления приговора иудеям нужно было утверждение его высшими инстанциями. На самом деле, перед тем как пригвоздить Иисуса к кресту, судьям пришлось пройти ряд сложных формальностей, которые видны, если читать все четыре Евангелия в комплексе. Но Лука упрощает историю и показывает нам степень ответственности различных властей, в то время как утро Великой страстной пятницы приближалось к своей неизбежной кульминации.

1) Ответственность Пилата (23:1−7)

В рассказе о суде над Иисусом более всего бросается в глаза невиновность заключенного. «Я не нахожу никакой вины в Этом Человеке» (23:4). Поэтому знаменитая римская справедливость требовала отклонить все обвинения против Него и остановить эту грязную аферу. Но Пилат был слабым человеком. На него оказывалось слишком большое давление, вынуждающее его отступить от пути справедливости. Как говорит Каирд, «Пилат делает все возможное, чтобы оправдать Иисуса, кроме самого оправдания». То есть того, что он мог и должен был сделать. И хотя Лука не возлагает главную вину за смерть Иисуса на римские власти, он ни в коем случае не пытается скрыть недостатки Пилата и снять с него ответственность в деле осуждения Иисуса.

2) Ответственность Ирода (23:8−12)

Ирод «давно желал видеть» Иисуса и «предлагал Ему многие вопросы» (23:8−9). Но, несмотря надолгий разговор и повышенный интерес к Иисусу, он не находит никакой серьезной вины за Ним. Ирод — человек невыносимого легкомыслия. Его главное желание — увидеть какое-нибудь чудо; и когда Иисус отказывается исполнять его приказания, любопытство Ирода сменяется ненавистью (23:11). Человек, обнаруживающий такое отношение даже в столь ответственный момент, из всех участников событий Страстной пятницы заслуживает наибольшего презрения, и Лука не старается скрыть этого факта. Ирод, так же как и Пилат, ответственен за смерть Иисуса. Не обнаружив в Нем ничего «достойного смерти» (23:15), он все же не освобождает заключенного — что было в его силах и на что, скорее всего, надеялся Пилат.

3) Ответственность Израиля (23:13−25)

От Ирода Иисуса отсылают назад к Пилату; но в этом втором суде Пилата все внимание сосредоточивается на первосвященниках. Трижды Пилат предлагал отпустить Иисуса, и трижды евреи заглушали его криками. Они не желали отступать от своего пути, и на них Лука возлагает главную ответственность (ср.: Деян 2:23; 3:13; 4:10; 5:30).

Но мы не должны думать, что тем самым Лука показывает свою антисемитскую настроенность. Он возлагает ответственность не на сам Израиль как таковой. «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» (Рим 2:28−29). Ложный, внешний Израиль, извращенный иудаизм, который отвергает своего Мессию, — вот кто главный злодей, и его следует отвергнуть в пользу нового, истинного Израиля, который, несмотря на то что его основанием является верный остаток старого Израиля, должен привлечь к себе людей из всех народов. Это одна из излюбленных тем Луки — отпадение старой оболочки иудаизма, чтобы появился новый «народ Божий».

Тем не менее виновны все, не только евреи. Легкомысленный Ирод и слабый Пилат также виновны, как и предатель Иуда. Виновен и Петр. Виновны все ученики. Всеобщий сатанинский замысел уничтожения Сына Божьего засосал всех в свой водоворот. Мы можем быть в буквальном смысле слова вечно благодарны Господу за то, что по Его замыслу все они помогли Иисусу достичь распятия, которое было предусмотрено Им для нашего искупления. Но это не извиняет их. Felix culpa может быть, но все же это culpa. По словам Петра, записанным Лукой в Деян 2:23, Иисус был предан «по определенному совету и предведению Божию», но, тем не менее, Он был убит «руками беззаконных».

Два замысла сходятся на Голгофе. Но разница между ними грандиозная, и люди должны решить, на чью сторону они встанут: либо на сторону Господа, по замыслу Которого Иисус приблизился к распятию, либо на сторону сообщников в замысле сатаны против Иисуса. Мы возвращаемся к контрасту, заявленному в 11:14−23, который звучит так; «Кто не со Мною, тот против Меня».

Цель изложения — определить заново, о чем говорилось в Библии при ее написании, так чтобы ее смысл был понятен и сегодня, в условиях нашего времени, и соответствовал нуждам нашего времени. Если автор изложения стоит на прочном основании, в данном случае — основании второй половины XX в., то послание, которое он пытается донести своему поколению, может отличаться от послания, в котором нуждалось предыдущее поколение. Кроме того, жизнь такого послания также может быть недолговечной, так как нужды наших потомков снова изменятся.

Но чем ближе мы подходим к сути Евангелия, тем глубже проникаем под изменчивую поверхность человеческой жизни и тем больше приближаемся к вещам, человеческая потребность в которых оставалась неизменной на протяжении всей истории. В своем изложении автор может затронуть вечные истины и не упомянуть о современных, но никак не наоборот. Например, тема распятия, к которой мы обратимся в следующем разделе, актуальна для нынешних проповедников, так же как она была актуальна для проповедников всех времен, то есть грешникам всегда необходимо было знать, как Господь может спасти их от греха.

Раздел, рассматриваемый нами сейчас, немногим отличается. Мы уже видели, как с рассветом Великой страстной пятницы все люди, исполняющие роль в этой драме, оказываются вовлеченными в сверхчеловеческое противостояние. «Две противоположные системы сходятся в схватке». Это схватка между княжествами сего мира и силами небесных обителей. Ее последствия невообразимо велики. На фоне этого невиданного столкновения все Ироды и Пилаты сего мира кажутся карликами, а вместе с ними и все преходящие проблемы, к которым обращались проповедники разных времен. Перед лицом таких необъятностей отдельные христиане чувствуют себя песчинками; отсюда мы извлекаем сегодня тот же самый урок, что и всегда, — мы должны благодарить нашего Господа за то, что Он «сделал нас солдатами Своего войска», что Он взял на Себя ответственность вести дела, что Он уже одержал победу в решающей битве и что результат этого столкновения не оставляет сомнений. А наше дело — просто верить и подчиняться.

И все же, сказав, что это истина, необходимая всем христианам во все времена, мы не перечеркиваем ее актуальности сегодня. В нашем тесном мире, каким он стал сегодня, каждый из нас обречен на страдание до тех пор, пока мы не обуздаем потенциальное зло от злоупотребления научными открытиями, неудержимо растущими технологиями и природными ресурсами, пока не ограничим политические амбиции как левых, так и правых. Но решение этих проблем не в наших силах, и сегодня, как никогда прежде, нам необходимо знать, что есть Кто-то, Кому это подвластно.

Поэтому нашему времени в особенности рассказ Луки о последних часах земной жизни Иисуса приносит столь необходимую уверенность. Господь не только противопоставил дьявольскому замыслу сатаны Свой замысел, превосходящий его по всем пунктам. Он вплел его в Свой замысел и заставил его служить Своим целям. И если Господь сотворил подобное с замыслом самого повелителя ада, то для Него нет такого зла, которое Он не мог бы обратить во благо.

23:26−56 Крест

Во всем этом отрывке Лука только раз (в первом стихе) упоминает слово «крест», но именно крест стоит здесь в центре, и не только в центре описания Лукой места, называемого Лобным (23:33), но в центре всего Евангелия, всей христианской веры и всей истории. Крест представлял собой деревянную виселицу, к которой в римские времена прибивали осужденного преступника, пока он не умирал от иссушения, удушения и потери крови. Из десятков тысяч крестов, на которых умирали люди во времена преобладания подобного рода законов, один возвышается над всеми. Это крест, на котором был распят Иисус из Назарета. Христиане используют его образ как метафору, передающую то, что случилось на нем, и когда мы говорим «крест», мы имеем в виду смерть Иисуса. Поэтому именно на кресте мы сосредоточиваем теперь наше внимание.

Комментаторы, отмечая различия между разными библейскими авторами, иногда утверждают, что у Луки, в отличие от других евангелистов, «нет богословия креста». Нам приходится искать в других местах, говорят они, подтверждения того, что смерть Иисуса спасает человечество от греха и смерти; у Луки мы их не видим.

Правда, что Лука не произносит подобного утверждения в своем описании распятия и пропускает большинство важных мест, в которых у других евангелистов ясно звучит эта тема (напр.; Мф 20:28 = Мк 10:45; Мф 26:28 = Мк 14:24; если, как многие полагают, Лк 22:19−20 действительно не принадлежит Луке).

Но давайте посмотрим, что же говорится о кресте в Евангелии Луки.

1. Дорога к распятию

...Повели Его... <...>...Наместо, называемое Лобное (23:26, 33).

Дворец Пилата отделяло от места, называемого Голгофа, «Лобное», несколько сот ярдов. Но дорога к распятию была долгой. Мы можем проследить ее через все Евангелие Луки, и увидим в конце крест.

В самом начале своего первого раздела, в рассказах о детстве Иисуса, он приводит слова старого Симеона, сказанные матери Иисуса о ее малыше: Он будет «предметом пререканий», и «оружие пройдет» также и через ее душу (2:34−35). Впереди еще тридцать лет, но на горизонте уже виднеется крест. Гораздо позже, когда началось Его служение, Он собрал вокруг Себя множество учеников, которым говорил: «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (9:22). Здесь мы тоже видим крест. Преображенный в славе на горе Он говорит в присутствии Своих восхищенных последователей с Моисеем и Илией, и тема их разговора — Его исход, «который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (9:31). И здесь мы снова видим крест.

В большом центральном разделе своего Евангелия, касающегося в основном учения Иисуса, Лука затрагивает эту тему снова и снова. «Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим» (9:51), к кресту. Он «крещением должен... креститься» (12:50), и это, как мы можем понять из остальных Евангелий (Мк 10:38−39; Ин 18:11), означает крест. Тем, кто предупреждает, что Ирод хочет убить Его, Он отвечает: «Пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу., не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (13:32−33). Вот где Его ожидает крест. Говоря о Своем последнем пришествии в конце веков, Он повторяет, что «прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим» (17:25). Они пошлют Его на крест. Когда центральный раздел Евангелия подходит к заключению, Он повторяет Свои слова, сказанные ранее: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом: ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить и убьют Его» (18:31−33), пригвоздив к кресту.

Рассказ о страстях, третий основной раздел Луки, начинается в самом преддверии Голгофы: «Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его» (19:47). Как и до этого, Иисус Сам, по словам Луки, признает эту надвигающуюся тьму и показывает, что Он добровольно идет по дороге к распятию. Он рассказывает притчу о винограднике, о том, как виноградари, избив всех посланников от хозяина виноградника, в конце концов убивают его сына (20:9−15) — это опять крест. «Сын Человеческий идет по предназначению», — объявляет Он (22:22), — идет к кресту. «Должно исполниться на Мне и сему написанному: „и к злодеям причтен” (22:37) — причислен к разбойникам на кресте.

Крест преобладает в будущем Иисуса. Он, словно ориентир на линии горизонта, на котором сосредоточен Его взгляд и по направлению которого Он постоянно движется, какой бы извилистой ни была дорога. Точно так же он преобладает в изложении Луки. Автору не нужно акцентировать факт распятия в то время, когда повествование приближается к нему; ему не нужно наводить на него ослепляющий свет. Мы обнаруживаем всего лишь одно скромное предложение: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его» (23:33). Ибо с самого детства, с того самого эпизода с Симеоном (2:34−35), Иисус, Которого описывал Лука, на протяжении тридцати лет шел по дороге к распятию, несмотря на то что она и была в полмили длиной.

И читатель пусть не думает, что он начал понимать Христа или Его послание, пока крест не начнет преобладать на горизонте его жизни. Только после того, как мы начнем искать его (крест Христа), встретим и позволим ему заполнить наше сердце, как он заполнил сердце нашего Господа и Его евангелиста, мы сможем сказать, что начинаем понимать, что означает христианская вера.

Но чтобы понять, как это затрагивает нас лично, нам следует послушать, что еще скажет Лука по этому вопросу.

2. Человек на кресте

Он ничего худого не сделал. <...>... Истинно Человек Этот был праведник (23:41, 47).

Лука плетет свою историю не только вокруг темы креста. Он также намерен показать нам Человека, висящего на нем. Есть нечто такое в описании этого Человека, что поможет нам лучше понять смысл распятия.

Он делает это очевидным еще до того, как приближается исполнение приговора. Иисус все еще на суде, когда Пилат обращается к иудейским лидерам с этими словами: «Вы привели ко мне Человека Сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел Человека Сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также: ибо я посылал Его к нему, и ничего не найдено в Нем достойного смерти» (23:14−15). Римский правитель и царь земли Эдомской — оба провозгласили заключенного невиновным. Даже Его обвинители в действительности сделали то же самое. «И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (23:2). Столь невероятно для них найти в чем-либо Его виновным, что они принялись выдумывать обвинения, которые были почти полностью противоположны истине.

Так же изображается Иисус и в данном отрывке. Лука единственный, кто приводит слова злодея об Иисусе: «Он ничего худого не сделал» — или, как переводит Пламмер греческое слово atopon, «„ничего неприличного” и уж тем более преступного». Комментарий сотника, который, согласно Матфею и Марку, называет Иисуса «Сыном Божиим» (Мф 27:54; Мк 15:39), у Луки звучит как: «Истинно Человек Этот был праведник» (23:47). Пламмер также здесь добавляет: «Возможно, две эти фразы выражают одну и ту же мысль: „Он был хорошим Человеком и поэтому совершенно справедливо называл Бога Своим Отцом”». Этого же мнения придерживаются даже иудейские лидеры; например, Иосиф из Аримафеи, «член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их» (23:30, 51). Другими словами, правдивый человек должен был признать Иисуса тоже правдивым.

Лука, несомненно, хочет показать нам невиновность Этого Человека. Когда мы размышляем над дорогой к кресту, мы словно слышим, как Лука провозглашает с самого начала Евангелия: «Иисус пришел в мир умереть». И эти слова проносятся эхом через годы на протяжении всего Евангелия: «умереть — умереть — умереть». Размышляя о Самом Человеке теперь, когда Он распят и умирает на кресте, Лука объявляет: «И смерть Его незаслуженная». И снова эхом звучат слова вокруг этой сцены Страстной пятницы: «незаслуженная — незаслуженная — незаслуженная».

Лука явно думает о своих читателях, и римских и еврейских, и хочет показать им, что Иисус не был Человеком с сомнительной репутацией, как может показаться из того факта, что Он умер, как злодей. Но у Луки есть также и другой мотив, о чем мы узнаем, когда рассмотрим еще одну его метафору. Если крест значит для нас нечто большее, чем просто кусок древесины, то, следовательно, и гвозди должны означать для нас нечто большее, чем просто острые куски металла. Как же понимать их?

3. Гвозди в кресте

Отче! Прости им, ибо не знают, что делают... (23:34)....Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (23:43).

Из того, что Лука показал нам до сего момента, возникает один зловещий вопрос. Он уже подчеркнул не какими-нибудь голыми пояснениями к истории о распятии, но всем содержанием своего Евангелия, что великая цель была достигнута, когда Иисус умирал на кресте. Но он также дал нам понять, что смерть Иисуса не была наказанием за грехи, ибо Он был безгрешный, А вопрос такой: если к кресту Его пригвоздили не Его грехи, тогда что же?!

Чтобы ответить на этот вопрос Луки, мы должны вспомнить о двух ведущих характеристиках его Евангелия. Мы уже видели, какое значение он придает изречениям — пророчествам, посланиям от Господа и особенно наставлениям Иисуса. Мы также видели, что одна из его главных тем, возможно, самая главная — это тема спасения, спасение человечества Иисусом Спасителем. Поэтому неудивительно, что Лука включает в свой рассказ о распятии кульминацию его истории, определенные изречения о Человеке на кресте; также неудивительно, что эти изречения связаны с темой спасения.

Все четыре изречения об Иисусе в этом отрывке приводятся только у Луки. Давайте обратим внимание на второе и третье из них. Мы видим молитву за тех, кто распинает Его, и обещание тем, кого распяли вместе с Ним: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают»; «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Оба этих изречения представляют обширный материал для обсуждения и толкуются по-разному. Однако несомненно в них то, что в первом звучит просьба о прощении греха, а в последнем — обещание вечной жизни. Между ними говорится об устранении старого и пришествии нового, о смене грешной жизни на жизнь Духа, что есть две стороны одной монеты спасения. Поэтому в момент распятия, как и во всем Евангелии, Лука изображает Иисуса Спасителем.

Теперь, если мне показывают страдание Иисуса как наказание за грех и если я уверен, тем не менее, что в Нем нет греха, и если я обнаруживаю, что Он предлагает мне спасение от греха, то не требуется много ума, чтобы понять, что гвозди означают тот грех, от которого Он обещает спасти меня. То есть — мой грех. Он забирает мой грех Себе. И именно в этом заключается богословие креста у Луки. Оно не менее очевидно, чем в определении Петра: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо». Или у Павла: «Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» (1Пет 2:24; 2Кор 5:21).

4. Люди вокруг креста

...Шло за Ним великое множество народа... (23:27).

Лука, которого обычно больше интересует человечество в общем, чем какая-то одна узкая группа людей, изображает вокруг креста огромную массу народа. Тем самым он добавляет к своему описанию Спасителя, Который умирает на кресте не за Свои грехи, но за грехи всех остальных, указание на то, кто может и кто не может принять Его предложение о спасении.

К традиционному списку «Семи речей на кресте», которые можно собрать из всех четырех Евангелий, следовало бы добавить еще одно изречение Иисуса, произнесенное им на пути к кресту. Как и все остальные в этом отрывке, оно выглядит не совсем обычным для Луки: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших; ибо приходят дни, в которые скажут: „блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!” <...> Ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (23:28−29, 31).

Его слова о «дщерях Иерусалимских» порождают много вопросов [самый очевидный вопрос — это значение слов в 23:31 (зеленое дерево и сухое). Если в 23:28 Иисус противопоставляет Свою участь, скажем, в 30 г. н. э. участи жителей Иерусалима, переживших разрушение Иерусалима в 70 г. н. э., тогда можно предположить, что слова «с зеленеющим деревом это делают» соответствуют первому событию, а слова «то с сухим что будет» — последнему. Такая точка зрения была прекрасно выражена Каир-дом (pp. 249Г): «Непримиримость Израиля уже разожгла пламя римской нетерпимости, и если этот огонь достаточно накалился, чтобы уничтожить того, кого римское правосудие признало невиновным, то чего же ожидать виновным?], как и слова о солдатах и злодеях (23:34−43). Но несомненно здесь то, что участь старого Иерусалима, который представляют эти женщины, выглядит гораздо ужаснее, чем та, что ожидает Его. Принести спасение было основной целью пришествия Иисуса, но Он снова и снова предупреждает о том, что для тех, кто отвергает избранного Спасителя Божьего, спасения не будет. Это Его седьмое, и последнее, пророчество, касающееся судьбы Иерусалима, города, представляющего всех тех, кто отказался принять Благую весть о спасении (см.: 11:49−51; 13:6−9; 13:34−35; 19:41−44; 20:16; 21:20−24 и данный отрывок 23:28−31).

Но всем остальным — разбойникам, солдатам, друзьям, собравшимся вокруг, даже Иосифу (несмотря на что он был членом синедриона) — Иисус предлагает спасение. Оно предназначено для всех тех, кто не хочет идти по жизни один без Христа. Именно возле креста они слышат молитву Сына, обращенную к Отцу, молитву, которая не может остаться безответной: «Отче! Прости им, прости им все грехи, отделяющие их от спасения». Именно у креста они слышат обещание Спасителя: «Сегодня ты войдешь в вечную жизнь со Мной».

Вот о чем сообщает нам Евангелие Луки. В действительности это и есть Благая весть. И с наступлением этого момента Иисус произносит Свое седьмое, последнее изречение на кресте, после которого прекращается Его земная жизнь: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух» (23:46). Тело снимают с креста, укутывают «плащаницею» (23:53) и кладут в гроб. Впереди Его ожидает воскресение, благодаря которому Иисус откроется «Сыном Божиим в силе, по духу святыни» (Рим 1:4) и после которого Его новая жизнь станет доступной для каждого из нас. Но к полудню первой Страстной пятницы на кресте Христа исполнилось спасение мира."

« 22 глава ЛкОт Луки 23 глава VINVIN BTCБиблия говорит 24 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.