От Луки 23 глава

Евангелие от Луки
Подстрочник Винокурова → Толкование Феофилакта Болгарского

Подстрочник Винокурова

1
Καὶ И 2532 CONJ
ἀναστὰν вставшие 450 V-2AAP-NSN
ἅπαν всё 537 A-NSN
τὸ  3588 T-NSN
πλῆθος множество 4128 N-NSN
αὐτῶν их 846 P-GPM
ἤγαγον повели 71 V-2AAI-3P
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἐπὶ к 1909 PREP
τὸν  3588 T-ASM
Πιλᾶτον. Пилату. 4091 N-ASM
2
ἤρξαντο Они начали 756 V-ADI-3P
δὲ же 1161 CONJ
κατηγορεῖν обвинять 2723 V-PAN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
λέγοντες, говорящие, 3004 V-PAP-NPM
Τοῦτον Этого 5126 D-ASM
εὕραμεν мы нашли 2147 V-2AAI-1P
διαστρέφοντα развращающего 1294 V-PAP-ASM
τὸ  3588 T-ASN
ἔθνος народ 1484 N-ASN
ἡμῶν наш 2257 P-1GP
καὶ и 2532 CONJ
κωλύοντα препятствующего 2967 V-PAP-ASM
φόρους налоги 5411 N-APM
Καίσαρι Кесарю 2541 N-DSM
διδόναι давать 1325 V-PAN
καὶ и 2532 CONJ
λέγοντα говорящего 3004 V-PAP-ASM
ἑαυτὸν Себя 1438 F-3ASM
Χριστὸν Христа 5547 N-ASM
βασιλέα Царя 935 N-ASM
εἶναι. быть. 1510 V-PAN
3
 3588 T-NSM
δὲ Же 1161 CONJ
Πιλᾶτος Пилат 4091 N-NSM
ἠρώτησεν спросил 2065 V-AAI-3S
αὐτὸν Его 846 P-ASM
λέγων, говорящий, 3004 V-PAP-NSM
Σὺ Ты 4771 P-2NS
εἶ есть 1487 V-PAI-2S
 3588 T-NSM
βασιλεὺς Царь 935 N-NSM
τῶν  3588 T-GPM
Ἰουδαίων; Иудеев? 2453 A-GPM
Он 3588 T-NSM
δὲ же 1161 CONJ
ἀποκριθεὶς ответивший 611 V-AOP-NSM
αὐτῷ ему 846 P-DSM
ἔφη, сказал, 5346 V-IAI-3S
Σὺ Ты 4771 P-2NS
λέγεις. говоришь. 3004 V-PAI-2S
4
 3588 T-NSM
δὲ Же 1161 CONJ
Πιλᾶτος Пилат 4091 N-NSM
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
πρὸς к 4314 PREP
τοὺς  3588 T-APM
ἀρχιερεῖς первосвященникам 749 N-APM
καὶ и 2532 CONJ
τοὺς  3588 T-APM
ὄχλους, толпам, 3793 N-APM
Οὐδὲν Никакую 3762 A-ASN-N
εὑρίσκω нахожу 2147 V-PAI-1S
αἴτιον вину 158 A-ASN
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
ἀνθρώπῳ человеке 444 N-DSM
τούτῳ. этом. 5129 D-DSM
5
οἱ Они 3588 T-NPM
δὲ же 1161 CONJ
ἐπίσχυον настаивали 2001 V-IAI-3P
λέγοντες говорящие 3004 V-PAP-NPM
ὅτι что 3754 CONJ
Ἀνασείει Возбуждает 383 V-PAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
λαὸν народ 2992 N-ASM
διδάσκων уча 1321 V-PAP-NSM
καθ᾽ по 2596 PREP
ὅλης всей 3650 A-GSF
τῆς  3588 T-GSF
Ἰουδαίας, Иудее, 2449 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀρξάμενος начавший 756 V-AMP-NSM
ἀπὸ от 575 PREP
τῆς  3588 T-GSF
Γαλιλαίας Галилеи 1056 N-GSF
ἕως до 2193 ADV
ὧδε. здесь. 5602 ADV
6
Πιλᾶτος Пилат 4091 N-NSM
δὲ же 1161 CONJ
ἀκούσας услышавший 191 V-AAP-NSM
ἐπηρώτησεν спросил 1905 V-AAI-3S
εἰ ли 1487 COND
этот 3588 T-NSM
ἄνθρωπος человек 444 N-NSM
Γαλιλαῖός галилеянин 1057 N-NSM
ἐστιν· есть; 1510 V-PAI-3S
7
καὶ и 2532 CONJ
ἐπιγνοὺς узнавший 1921 V-2AAP-NSM
ὅτι что 3754 CONJ
ἐκ из 1537 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ἐξουσίας владения 1849 N-GSF
Ἡρῴδου Ирода 2264 N-GSM
ἐστὶν Он есть 1510 V-PAI-3S
ἀνέπεμψεν он отослал 375 V-AAI-3S
αὐτὸν Его 846 P-ASM
πρὸς к 4314 PREP
Ἡρῴδην, Ироду, 2264 N-ASM
ὄντα сущего 1510 V-PAP-ASM
καὶ и 2532 CONJ
αὐτὸν его 846 P-ASM
ἐν в 1722 PREP
Ἱεροσολύμοις Иерусалиме 2414 N-DPN
ἐν в 1722 PREP
ταύταις эти 3778 D-DPF
ταῖς  3588 T-DPF
ἡμέραις. дни. 2250 N-DPF
8
 3588 T-NSM
δὲ Же 1161 CONJ
Ἡρῴδης Ирод 2264 N-NSM
ἰδὼν увидевший 1492 V-2AAP-NSM
τὸν  3588 T-ASM
Ἰησοῦν Иисуса 2424 N-ASM
ἐχάρη обрадовался 5463 V-2AOI-3S
λίαν, очень, 3029 ADV
ἦν был 3739 V-IAI-3S
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἐξ от 1537 PREP
ἱκανῶν достаточных 2425 A-GPM
χρόνων времён 5550 N-GPM
θέλων желающий 2309 V-PAP-NSM
ἰδεῖν увидеть 1492 V-2AAN
αὐτὸν Его 846 P-ASM
διὰ из-за 1223 PREP
τὸ  3588 T-ASN
ἀκούειν слышать 191 V-PAN
περὶ о 4012 PREP
αὐτοῦ, Нём, 846 P-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἤλπιζέν он надеялся 1679 V-IAI-3S
τι какое-нибудь 5100 X-ASN
σημεῖον знамение 4592 N-ASN
ἰδεῖν увидеть 1492 V-2AAN
ὑπ᾽  5259 PREP
αὐτοῦ Им 846 P-GSM
γινόμενον. делаемое. 1096 V-PNP-ASN
9
ἐπηρώτα Он спрашивал 1905 V-IAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἐν в 1722 PREP
λόγοις словах 3056 N-DPM
ἱκανοῖς· достаточных; 2425 A-DPM
αὐτὸς Он 846 P-NSM
δὲ же 1161 CONJ
οὐδὲν ничто 3762 A-ASN-N
ἀπεκρίνατο ответил 611 V-ADI-3S
αὐτῷ. ему. 846 P-DSM
10
εἱστήκεισαν Стояли 2476 V-LAI-3P
δὲ же 1161 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
ἀρχιερεῖς первосвященники 749 N-NPM
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
γραμματεῖς книжники 1122 N-NPM
εὐτόνως энергично 2159 ADV
κατηγοροῦντες обвиняющие 2723 V-PAP-NPM
αὐτοῦ. Его. 846 P-GSM
11
ἐξουθενήσας Уничиживший 1848 V-AAP-NSM
δὲ же 1161 CONJ
αὐτὸν Его 846 P-ASM
[καὶ] и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
Ἡρῴδης Ирод 2264 N-NSM
σὺν с 4862 PREP
τοῖς  3588 T-DPN
στρατεύμασιν войсками 4753 N-DPN
αὐτοῦ его 846 P-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἐμπαίξας поглумившийся 1702 V-AAP-NSM
περιβαλὼν надевший [на Него] 4016 V-2AAP-NSM
ἐσθῆτα одежду 2066 N-ASF
λαμπρὰν светлую 2986 A-ASF
ἀνέπεμψεν он отослал 375 V-AAI-3S
αὐτὸν Его 846 P-ASM
τῷ  3588 T-DSM
Πιλάτῳ. [к] Пилату. 4091 N-DSM
12
ἐγένοντο Сделались 1096 V-2ADI-3P
δὲ же 1161 CONJ
φίλοι друзья 5384 A-NPM
 3588 T-NSM
τε  5037 PRT
Ἡρῴδης Ирод 2264 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
Πιλᾶτος Пилат 4091 N-NSM
ἐν в 1722 PREP
αὐτῇ этот 846 P-DSF
τῇ  3588 T-DSF
ἡμέρᾳ день 2250 N-DSF
μετ᾽ с 3326 PREP
ἀλλήλων· друг дру́гом; 240 C-GPM
προϋπῆρχον они прежде пребывали 4391 V-IAI-3P
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἐν во 1722 PREP
ἔχθρᾳ вражде 2189 N-DSF
ὄντες сущие 1510 V-PAP-NPM
πρὸς к 4314 PREP
αὐτούς. ним. 846 F-3APM
13
Πιλᾶτος Пилат 4091 N-NSM
δὲ же 1161 CONJ
συγκαλεσάμενος созвавший 4779 V-AMP-NSM
τοὺς  3588 T-APM
ἀρχιερεῖς первосвященников 749 N-APM
καὶ и 2532 CONJ
τοὺς  3588 T-APM
ἄρχοντας начальников 758 N-APM
καὶ и 2532 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
λαὸν народ 2992 N-ASM
14
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
πρὸς к 4314 PREP
αὐτούς, ним, 846 P-APM
Προσηνέγκατέ Вы привели ко 4374 V-AAI-2P
μοι мне 3427 P-1DS
τὸν  3588 T-ASM
ἄνθρωπον человека 444 N-ASM
τοῦτον этого 5126 D-ASM
ὡς как 5613 ADV
ἀποστρέφοντα развращающего 654 V-PAP-ASM
τὸν  3588 T-ASM
λαόν, народ, 2992 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
ἐγὼ я 1473 P-1NS
ἐνώπιον перед 1799 ADV
ὑμῶν вами 5216 P-2GP
ἀνακρίνας рассудивший 350 V-AAP-NSM
οὐθὲν никакую 3762 A-ASN-N
εὗρον нашёл 2147 V-2AAI-1S
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
ἀνθρώπῳ человеке 444 N-DSM
τούτῳ этом 5129 D-DSM
αἴτιον вину 158 A-ASN
ὧν [из] которых 3739 R-GPN
κατηγορεῖτε обвиняете 2723 V-PAI-2P
κατ᾽ против 2596 PREP
αὐτοῦ, Него, 846 P-GSM
15
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
οὐδὲ и не 3761 CONJ-N
Ἡρῴδης· Ирод; 2264 N-NSM
ἀνέπεμψεν он отослал 375 V-AAI-3S
γὰρ ведь 1063 CONJ
αὐτὸν Его 846 P-ASM
πρὸς к 4314 PREP
ἡμᾶς· нам; 2248 P-1AP
καὶ и 2532 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
οὐδὲν ничто 3762 A-NSN-N
ἄξιον достойное 514 A-NSN
θανάτου смерти 2288 N-GSM
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
πεπραγμένον сделанное 4238 V-RPP-NSN
αὐτῷ. Им. 846 P-DSM
16
παιδεύσας Наказавший 3811 V-AAP-NSM
οὖν итак 3767 CONJ
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἀπολύσω. освобожу. 630 V-FAI-1S
17
18
ἀνέκραγον Они закричали 349 V-2AAI-3P
δὲ же 1161 CONJ
παμπληθεὶ всем множеством 3826 ADV
λέγοντες, говорящие, 3004 V-PAP-NPM
Αἶρε Бери 142 V-PAM-2S
τοῦτον, Этого, 5126 D-ASM
ἀπόλυσον отпусти 630 V-AAM-2S
δὲ же 1161 CONJ
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
τὸν  3588 T-ASM
Βαραββᾶν· Варавву; 912 N-ASM
19
ὅστις тот, который 3748 R-NSM
ἦν был 3739 V-IAI-3S
διὰ за 1223 PREP
στάσιν мятеж 4714 N-ASF
τινὰ какой-то 5100 X-ASF
γενομένην случившийся 1096 V-2ADP-ASF
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
πόλει городе 4172 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
φόνον убийство 5408 N-ASM
βληθεὶς брошенный 906 V-APP-NSM
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
φυλακῇ. тюрьму. 5438 N-DSF
20
πάλιν Опять 3825 ADV
δὲ же 1161 CONJ
 3588 T-NSM
Πιλᾶτος Пилат 4091 N-NSM
προσεφώνησεν воззвал к 4377 V-AAI-3S
αὐτοῖς, ним, 846 P-DPM
θέλων желающий 2309 V-PAP-NSM
ἀπολῦσαι отпустить 630 V-AAN
τὸν  3588 T-ASM
Ἰησοῦν· Иисуса; 2424 N-ASM
21
οἱ они 3588 T-NPM
δὲ же 1161 CONJ
ἐπεφώνουν выкрикивали 2019 V-IAI-3P
λέγοντες, говорящие, 3004 V-PAP-NPM
Σταύρου, Распинай, 4716 V-PAM-2S
σταύρου распинай 4716 V-PAM-2S
αὐτόν. Его. 846 P-ASM
22
Он 3588 T-NSM
δὲ же 1161 CONJ
τρίτον [в] третий [раз] 5154 A-ASN
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
πρὸς к 4314 PREP
αὐτούς, ним, 846 P-APM
Τί Какое 5100 I-ASN
γὰρ ведь 1063 CONJ
κακὸν зло 2556 A-ASN
ἐποίησεν сделал 4160 V-AAI-3S
οὗτος; Этот? 3778 D-NSM
οὐδὲν Никакую 3762 A-ASN-N
αἴτιον вину 158 A-ASN
θανάτου смерти 2288 N-GSM
εὗρον я нашёл 2147 V-2AAI-1S
ἐν в 1722 PREP
αὐτῷ· Нём; 846 P-DSM
παιδεύσας наказавший 3811 V-AAP-NSM
οὖν итак 3767 CONJ
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἀπολύσω. освобожу. 630 V-FAI-1S
23
οἱ Они 3588 T-NPM
δὲ же 1161 CONJ
ἐπέκειντο налегали 1945 V-INI-3P
φωναῖς голосами 5456 N-DPF
μεγάλαις громкими 3173 A-DPF
αἰτούμενοι требующие 154 V-PMP-NPM
αὐτὸν Его 846 P-ASM
σταυρωθῆναι, быть распятым, 4717 V-APN
καὶ и 2532 CONJ
κατίσχυον одолевали 2729 V-IAI-3P
αἱ  3588 T-NPF
φωναὶ голоса́ 5456 N-NPF
αὐτῶν. их. 846 P-GPM
24
καὶ И 2532 CONJ
Πιλᾶτος Пилат 4091 N-NSM
ἐπέκρινεν решил 1948 V-AAI-3S
γενέσθαι осуществить 1096 V-2ADN
τὸ  3588 T-ASN
αἴτημα требование 155 N-ASN
αὐτῶν· их; 846 P-GPM
25
ἀπέλυσεν он освободил 630 V-AAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
διὰ за 1223 PREP
στάσιν мятеж 4714 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
φόνον убийство 5408 N-ASM
βεβλημένον брошенного 906 V-RPP-ASM
εἰς в 1519 PREP
φυλακὴν тюрьму 5438 N-ASF
ὃν которого 3739 R-ASM
ᾐτοῦντο, они требовали, 154 V-IMI-3P
τὸν  3588 T-ASM
δὲ же 1161 CONJ
Ἰησοῦν Иисуса 2424 N-ASM
παρέδωκεν он передал 3860 V-AAI-3S
τῷ  3588 T-DSN
θελήματι воле 2307 N-DSN
αὐτῶν. их. 846 P-GPM
26
Καὶ И 2532 CONJ
ὡς как 5613 ADV
ἀπήγαγον они отвели 520 V-2AAI-3P
αὐτόν, Его, 846 P-ASM
ἐπιλαβόμενοι взявшие 1949 V-2ADP-NPM
Σίμωνά Симона 4613 N-ASM
τινα какого-то 5100 X-ASM
Κυρηναῖον киринеянина 2956 N-ASM
ἐρχόμενον приходящего 2064 V-PNP-ASM
ἀπ᾽ с 575 PREP
ἀγροῦ по́ля 68 N-GSM
ἐπέθηκαν они положили 2007 V-AAI-3P
αὐτῷ [на] него 846 P-DSM
τὸν  3588 T-ASM
σταυρὸν крест 4716 N-ASM
φέρειν нести 5342 V-PAN
ὄπισθεν за 3693 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
Ἰησοῦ. Иисусом. 2424 N-GSM
27
Ἠκολούθει Следовало 190 V-IAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
αὐτῷ [за] Ним 846 P-DSM
πολὺ многое 4183 A-NSN
πλῆθος множество 4128 N-NSN
τοῦ  3588 T-GSM
λαοῦ народа 2992 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
γυναικῶν женщин 1135 N-GPF
αἳ которые 3588 R-NPF
ἐκόπτοντο рыдали 2875 V-IMI-3P
καὶ и 2532 CONJ
ἐθρήνουν оплакивали 2354 V-IAI-3P
αὐτόν. Его. 846 P-ASM
28
στραφεὶς Повернувшийся 4762 V-2APP-NSM
δὲ же 1161 CONJ
πρὸς к 4314 PREP
αὐτὰς ним 846 P-APF
[ὁ]  3588 T-NSM
Ἰησοῦς Иисус 2424 N-NSM
εἶπεν, сказал, 2036 V-2AAI-3S
Θυγατέρες Дочери 2364 N-VPF
Ἰερουσαλήμ, Иерусалима, 2419 N-PRI
μὴ не 3361 PRT-N
κλαίετε плачьте 2799 V-PAM-2P
ἐπ᾽ обо 1909 PREP
ἐμέ· Мне; 1691 P-1AS
πλὴν однако 4133 ADV
ἐφ᾽ о 1909 PREP
ἑαυτὰς себе 1438 F-3APF
κλαίετε плачьте 2799 V-PAM-2P
καὶ и 2532 CONJ
ἐπὶ о 1909 PREP
τὰ  3588 T-APN
τέκνα детях 5043 N-APN
ὑμῶν, ваших, 5216 P-2GP
29
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
ἔρχονται приходят 2064 V-PNI-3P
ἡμέραι дни 2250 N-NPF
ἐν в 1722 PREP
αἷς которые 3739 R-DPF
ἐροῦσιν, скажут, 2046 V-FAI-3P
Μακάριαι Блаженны 3107 A-NPF
αἱ  3588 T-NPF
στεῖραι бесплодные 4723 N-NPF
καὶ и 2532 CONJ
αἱ  3588 T-NPF
κοιλίαι утробы 2836 N-NPF
αἳ которые 3588 R-NPF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐγέννησαν родили 1080 V-AAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
μαστοὶ сосцы 3149 N-NPM
οἳ которые 3588 R-NPM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔθρεψαν. вскормили. 5142 V-AAI-3P
30
τότε Тогда 5119 ADV
ἄρξονται начнут 756 V-FMI-3P
λέγειν говорить 3004 V-PAN
τοῖς  3588 T-DPN
ὄρεσιν, горам, 3735 N-DPN
Πέσετε Упадите 4098 V-2AAM-2P
ἐφ᾽ на 1909 PREP
ἡμᾶς, нас, 2248 P-1AP
καὶ и 2532 CONJ
τοῖς  3588 T-DPM
βουνοῖς, холмам, 1015 N-DPM
Καλύψατε Покройте 2572 V-AAM-2P
ἡμᾶς· нас; 2248 P-1AP
31
ὅτι потому что 3754 CONJ
εἰ если 1487 COND
ἐν во 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
ὑγρῷ влажном 5200 A-DSN
ξύλῳ дереве 3586 N-DSN
ταῦτα это 5023 D-APN
ποιοῦσιν, делают, 4160 V-PAI-3P
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
ξηρῷ сухом 3584 A-DSN
τί что 5100 I-NSN
γένηται; случится? 1096 V-2ADS-3S
32
Ἤγοντο Были ведомы 71 V-IPI-3P
δὲ же 1161 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
ἕτεροι другие 2087 A-NPM
κακοῦργοι злодея 2557 A-NPM
δύο два 1417 A-NUI
σὺν с 4862 PREP
αὐτῷ Ним 846 P-DSM
ἀναιρεθῆναι. [чтобы] быть казнёнными. 337 V-APN
33
καὶ И 2532 CONJ
ὅτε когда 3753 ADV
ἦλθον они пришли 2064 V-2AAI-3P
ἐπὶ на 1909 PREP
τὸν  3588 T-ASM
τόπον место 5117 N-ASM
τὸν  3588 T-ASM
καλούμενον называемое 2564 V-PPP-ASM
Κρανίον, Череп, 2898 N-ASN
ἐκεῖ там 1563 ADV
ἐσταύρωσαν распяли 4717 V-AAI-3P
αὐτὸν Его 846 P-ASM
καὶ и 2532 CONJ
τοὺς  3588 T-APM
κακούργους, злодеев, 2557 A-APM
ὃν которого 3739 R-ASM
μὲν ведь 3303 PRT
ἐκ с 1537 PREP
δεξιῶν правой [стороны́] 1188 A-GPF
ὃν которого 3739 R-ASM
δὲ же 1161 CONJ
ἐξ с 1537 PREP
ἀριστερῶν. левой [стороны́]. 710 A-GPM
34
⟦ὁ  3588 T-NSM
δὲ Же 1161 CONJ
Ἰησοῦς Иисус 2424 N-NSM
ἔλεγεν, говорил, 3004 V-IAI-3S
Πάτερ, Отец, 3962 N-VSM
ἄφες прости 863 V-2AAM-2S
αὐτοῖς, им, 846 P-DPM
οὐ не 3739 PRT-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
οἴδασιν знают 1492 V-RAI-3P
τί что 5100 I-ASN
ποιοῦσιν.⟧ делают. 4160 V-PAI-3P
διαμεριζόμενοι Разделяющие 1266 V-PMP-NPM
δὲ же 1161 CONJ
τὰ  3588 T-APN
ἱμάτια одежды 2440 N-APN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἔβαλον они бросили 906 V-2AAI-3P
κλήρους. жребии. 2819 N-APM
35
καὶ И 2532 CONJ
εἱστήκει стоял 2476 V-LAI-3S
 3588 T-NSM
λαὸς народ 2992 N-NSM
θεωρῶν. видящий. 2334 V-PAP-NSM
ἐξεμυκτήριζον Насмехались 1592 V-IAI-3P
δὲ же 1161 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
ἄρχοντες начальники 758 N-NPM
λέγοντες, говорящие, 3004 V-PAP-NPM
Ἄλλους Других 243 A-APM
ἔσωσεν, Он спас, 4982 V-AAI-3S
σωσάτω пусть спасёт 4982 V-AAM-3S
ἑαυτόν, Самого Себя, 1438 F-3ASM
εἰ если 1487 COND
οὗτός Этот 3778 D-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
 3588 T-NSM
ἐκλεκτός. Избранный. 1588 A-NSM
36
ἐνέπαιξαν Поглумились над 1702 V-AAI-3P
δὲ же 1161 CONJ
αὐτῷ [над] Ним 846 P-DSM
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
στρατιῶται воины 4757 N-NPM
προσερχόμενοι, подходящие, 4334 V-PNP-NPM
ὄξος уксус 3690 N-ASN
προσφέροντες подносящие 4374 V-PAP-NPM
αὐτῷ Ему 846 P-DSM
37
καὶ и 2532 CONJ
λέγοντες, говорящие, 3004 V-PAP-NPM
Εἰ Если 1487 COND
σὺ Ты 4771 P-2NS
εἶ есть 1487 V-PAI-2S
 3588 T-NSM
βασιλεὺς Царь 935 N-NSM
τῶν  3588 T-GPM
Ἰουδαίων, Иудеев, 2453 A-GPM
σῶσον спаси 4982 V-AAM-2S
σεαυτόν. Тебя Самого. 4572 F-2ASM
38
ἦν Была 3739 V-IAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
ἐπιγραφὴ надпись 1923 N-NSF
ἐπ᾽ над 1909 PREP
αὐτῷ, Ним, 846 P-DSM
 3588 T-NSM
βασιλεὺς Царь 935 N-NSM
τῶν  3588 T-GPM
Ἰουδαίων Иудеев 2453 A-GPM
οὗτος. Этот. 3778 D-NSM
39
Εἷς Один 1519 A-NSM
δὲ же 1161 CONJ
τῶν  3588 T-GPM
κρεμασθέντων [из] повешенных 2910 V-APP-GPM
κακούργων злодеев 2557 A-GPM
ἐβλασφήμει хулил 987 V-IAI-3S
αὐτὸν Его 846 P-ASM
λέγων, говорящий, 3004 V-PAP-NSM
Οὐχὶ [Разве] не 3780 PRT-I
σὺ Ты 4771 P-2NS
εἶ есть 1487 V-PXI-2S
 3588 T-NSM
Χριστός; Христос? 5547 N-NSM
σῶσον Спаси 4982 V-AAM-2S
σεαυτὸν Тебя Самого 4572 F-2ASM
καὶ и 2532 CONJ
ἡμᾶς. нас. 2248 P-1AP
40
ἀποκριθεὶς Ответивший 611 V-AOP-NSM
δὲ же 1161 CONJ
 3588 T-NSM
ἕτερος другой 2087 A-NSM
ἐπιτιμῶν запрещающий 2008 V-PAP-NSM
αὐτῷ ему 846 P-DSM
ἔφη, сказал, 5346 V-IAI-3S
Οὐδὲ И не 3761 CONJ-N
φοβῇ боишься 5399 V-PNI-2S
σὺ ты 4771 P-2NS
τὸν  3588 T-ASM
θεόν, Бога, 2316 N-ASM
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
αὐτῷ том же 846 P-DSN
κρίματι приговоре 2917 N-DSN
εἶ; ты есть? 1487 V-PAI-2S
41
καὶ И 2532 CONJ
ἡμεῖς мы 2249 P-1NP
μὲν ведь 3303 PRT
δικαίως, справедливо, 1346 ADV
ἄξια достойное 514 A-APN
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὧν которого 3739 R-GPN
ἐπράξαμεν мы сделали 4238 V-AAI-1P
ἀπολαμβάνομεν· получаем; 618 V-PAI-1P
οὗτος Этот 3778 D-NSM
δὲ же 1161 CONJ
οὐδὲν ничто 3762 A-ASN-N
ἄτοπον неуместное 824 A-ASN
ἔπραξεν. сделал. 4238 V-AAI-3S
42
καὶ И 2532 CONJ
ἔλεγεν, он говорил, 3004 V-IAI-3S
Ἰησοῦ, Иисус, 2424 N-VSM
μνήσθητί вспомни 3415 V-APM-2S
μου меня 3450 P-1GS
ὅταν когда 3752 CONJ
ἔλθῃς придёшь 2064 V-2AAS-2S
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
βασιλείαν Царство 932 N-ASF
σου. Твоё. 4675 P-2GS
43
καὶ И 2532 CONJ
εἶπεν Он сказал 2036 V-2AAI-3S
αὐτῷ, ему, 846 P-DSM
Ἀμήν Истинно 281 HEB
σοι тебе 4671 P-2DS
λέγω, говорю, 3004 V-PAI-1S
σήμερον сегодня 4594 ADV
μετ᾽ со 3326 PREP
ἐμοῦ Мной 1700 P-1GS
ἔσῃ будешь 1510 V-FDI-2S
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
παραδείσῳ. раю. 3857 N-DSM
44
Καὶ И 2532 CONJ
ἦν был 3739 V-IAI-3S
ἤδη уже́ 2235 ADV
ὡσεὶ приблизительно 5616 ADV
ὥρα час 5610 N-NSF
ἕκτη шестой 1623 A-NSF
καὶ и 2532 CONJ
σκότος тьма 4655 N-NSN
ἐγένετο сделалась 1096 V-2ADI-3S
ἐφ᾽ на 1909 PREP
ὅλην всю 3650 A-ASF
τὴν  3588 T-ASF
γῆν землю 1093 N-ASF
ἕως до 2193 ADV
ὥρας часа 5610 N-GSF
ἐνάτης девятого 1766 A-GSF
45
τοῦ  3588 T-GSM
ἡλίου солнца 2246 N-GSM
ἐκλιπόντος, исчезнувшего, 1587 V-AAP-GSM
ἐσχίσθη разорвалась 4977 V-API-3S
δὲ же 1161 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
καταπέτασμα завеса 2665 N-NSN
τοῦ  3588 T-GSM
ναοῦ Святилища 3485 N-GSM
μέσον. посредине. 3319 A-ASN
46
καὶ И 2532 CONJ
φωνήσας возгласивший 5455 V-AAP-NSM
φωνῇ голосом 5456 N-DSF
μεγάλῃ громким 3173 A-DSF
 3588 T-NSM
Ἰησοῦς Иисус 2424 N-NSM
εἶπεν, сказал, 2036 V-2AAI-3S
Πάτερ, Отец, 3962 N-VSM
εἰς в 1519 PREP
χεῖράς ру́ки 5495 N-APF
σου Твои 4675 P-2GS
παρατίθεμαι полагаю 3908 V-PMI-1S
τὸ  3588 T-ASN
πνεῦμά дух 4151 N-ASN
μου· Мой; 3450 P-1GS
τοῦτο это 5124 D-ASN
δὲ же 1161 CONJ
εἰπὼν сказавший 2036 V-2AAP-NSM
ἐξέπνευσεν. Он испустил дух. 1606 V-AAI-3S
47
Ἰδὼν Увидевший 1492 V-2AAP-NSM
δὲ же 1161 CONJ
 3588 T-NSM
ἑκατοντάρχης сотник 1543 N-NSM
τὸ  3588 T-ASN
γενόμενον случившееся 1096 V-2ADP-ASN
ἐδόξαζεν прославлял 1392 V-IAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
θεὸν Бога 2316 N-ASM
λέγων, говорящий, 3004 V-PAP-NSM
Ὄντως Действительно 3689 ADV
 3588 T-NSM
ἄνθρωπος человек 444 N-NSM
οὗτος этот 3778 D-NSM
δίκαιος праведный 1342 A-NSM
ἦν. был. 3739 V-IAI-3S
48
καὶ И 2532 CONJ
πάντες все 3956 A-NPM
οἱ  3588 T-NPM
συμπαραγενόμενοι собравшиеся 4836 V-2ADP-NPM
ὄχλοι то́лпы 3793 N-NPM
ἐπὶ на 1909 PREP
τὴν  3588 T-ASF
θεωρίαν зрелище 2335 N-ASF
ταύτην, это, 3778 D-ASF
θεωρήσαντες увидевшие 2334 V-AAP-NPM
τὰ  3588 T-APN
γενόμενα, случившееся, 1096 V-2ADP-APN
τύπτοντες бьющие 5180 V-PAP-NPM
τὰ  3588 T-APN
στήθη [в] грудь 4738 N-APN
ὑπέστρεφον. возвращались. 5290 V-IAI-3P
49
εἱστήκεισαν Стояли 2476 V-LAI-3P
δὲ же 1161 CONJ
πάντες все 3956 A-NPM
οἱ  3588 T-NPM
γνωστοὶ знакомые 1110 A-NPM
αὐτῷ Ему 846 P-DSM
ἀπὸ из 575 PREP
μακρόθεν, далека, 3113 ADV
καὶ и 2532 CONJ
γυναῖκες женщины 1135 N-NPF
αἱ  3588 T-NPF
συνακολουθοῦσαι следующие с 4870 V-PAP-NPF
αὐτῷ Ним 846 P-DSM
ἀπὸ из 575 PREP
τῆς  3588 T-GSF
Γαλιλαίας, Галилеи, 1056 N-GSF
ὁρῶσαι смотрящие 3708 V-PAP-NPF
ταῦτα. [на] это. 5023 D-APN
50
Καὶ И 2532 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
ἀνὴρ муж 435 N-NSM
ὀνόματι именем 3686 N-DSN
Ἰωσὴφ Иосиф 2501 N-PRI
βουλευτὴς член совета 1010 N-NSM
ὑπάρχων пребывающий 5225 V-PAP-NSM
[καὶ] и 2532 CONJ
ἀνὴρ человек 435 N-NSM
ἀγαθὸς добрый 18 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
δίκαιος праведный 1342 A-NSM
51
--οὗτος --этот 3778 D-NSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἦν был 3739 V-IAI-3S
συγκατατεθειμένος согласившийся с 4784 V-RNP-NSM
τῇ  3588 T-DSF
βουλῇ советом 1012 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
τῇ  3588 T-DSF
πράξει делом 4234 N-DSF
αὐτῶν-- их-- 846 P-GPM
ἀπὸ от 575 PREP
Ἁριμαθαίας Аримафеи 707 N-GSF
πόλεως го́рода 4172 N-GSF
τῶν  3588 T-GPM
Ἰουδαίων, Иудеев, 2453 A-GPM
ὃς который 3739 R-NSM
προσεδέχετο ожидал 4327 V-INI-3S
τὴν  3588 T-ASF
βασιλείαν Царство 932 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
52
οὗτος этот 3778 D-NSM
προσελθὼν подошедший к 4334 V-2AAP-NSM
τῷ  3588 T-DSM
Πιλάτῳ Пилату 4091 N-DSM
ᾐτήσατο попросил 154 V-AMI-3S
τὸ  3588 T-ASN
σῶμα тело 4983 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSM
Ἰησοῦ, Иисуса, 2424 N-GSM
53
καὶ и 2532 CONJ
καθελὼν снявший 2507 V-2AAP-NSM
ἐνετύλιξεν обернул 1794 V-AAI-3S
αὐτὸ его 846 P-ASN
σινδόνι, полотном, 4616 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
ἔθηκεν положил 5087 V-AAI-3S
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἐν в 1722 PREP
μνήματι гробнице 3418 N-DSN
λαξευτῷ высеченной в скале 2991 A-DSN
οὗ где 3739 ADV
οὐκ не 3756 PRT-N
ἦν был 3739 V-IAI-3S
οὐδεὶς никто 3762 A-NSM-N
οὔπω ещё не 3768 ADV-N
κείμενος. лежащий. 2749 V-PNP-NSM
54
καὶ И 2532 CONJ
ἡμέρα день 2250 N-NSF
ἦν был 3739 V-IAI-3S
παρασκευῆς, Приготовления, 3904 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
σάββατον суббота 4521 N-NSN
ἐπέφωσκεν. рассветала. 2020 V-IAI-3S
55
Κατακολουθήσασαι Последовавшие 2628 V-AAP-NPF
δὲ же 1161 CONJ
αἱ  3588 T-NPF
γυναῖκες, женщины, 1135 N-NPF
αἵτινες те, которые 3748 R-NPF
ἦσαν были 1510 V-IXI-3P
συνεληλυθυῖαι пришедшие вместе 4905 V-RAP-NPF
ἐκ из 1537 PREP
τῆς  3588 T-GSF
Γαλιλαίας Галилеи 1056 N-GSF
αὐτῷ, [с] Ним, 846 P-DSM
ἐθεάσαντο посмотрели 2300 V-ADI-3P
τὸ  3588 T-ASN
μνημεῖον [на] гробницу 3419 N-ASN
καὶ и 2532 CONJ
ὡς как 5613 ADV
ἐτέθη было положено 5087 V-API-3S
τὸ  3588 T-NSN
σῶμα тело 4983 N-NSN
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
56
ὑποστρέψασαι возвратившиеся 5290 V-AAP-NPF
δὲ же 1161 CONJ
ἡτοίμασαν они приготовили 2090 V-AAI-3P
ἀρώματα благовония 759 N-APN
καὶ и 2532 CONJ
μύρα. миро. 3460 N-APN
Καὶ И 2532 CONJ
τὸ  3588 T-ASN
μὲν ведь 3303 PRT
σάββατον [в] субботу 4521 N-ASN
ἡσύχασαν они отдохнули 2270 V-AAI-3P
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἐντολήν, заповеди, 1785 N-ASF

Толкование Феофилакта Болгарского

И поднялось всё множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Видимо противоречат истине. Ибо где Иисус воспретил платить подати, когда Он, напротив, повелел отдавать оные как должное? Именно Он так говорил: «отдавайте кесарево кесарю» (Лк. 20, 25). Как Он возмущает народ? Не доискивается ли Царства? Но этому никто не поверил. Ибо и тогда, когда народ хотел сделать Его царем, Он, узнав о сем, удалился (Ин. 6, 15). Поэтому и Пилат, поняв клевету, открыто говорит: я не нахожу никакой вины в этом человеке. — По моему мнению, и самый вопрос, который он делает Христу, есть насмешка над клеветой. Ибо говоря: Царь ли ты Иудейский? — он насмехается над самим делом. Он говорит как бы так: Тебя, убогого, бедного, нагого, беспомощного, обвиняют в стремлении к царской власти. А это, как мы сказали, есть насмешка над обвиняющими в сем Иисуса, что они такого беспомощного и такого бедняка представляют себе замышляющим такое дело, для которого нужны и состояние, и помощники, А они, не имея ничего другого в подтверждение клеветы, употребляют в дело голоса и кричат против Бога Слова, «Развращает», — говорят, — то есть возмущает «народ», и не в одном частном месте, но начал от Галилеи и, пройдя через средину Иудеи, успел возмутить до сего места. Мне кажется, что они неспроста упомянули о Галилее, но с намерением привести Пилата в страх. Ибо галилеяне всегда таковы, мятежники и склонны к нововведениям, каков и Иуда галилеянин. О нем-то, кажется, они и напоминали Пилату, говоря как бы так: правитель, сравни Иуду галилеянина, который наделал много беспокойства римлянам, возмутив немалую часть народа. Таков же и Сей, Которого тотчас нужно истребить.

Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом. Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу. А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника. Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю. И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Пилат посылает Господа к Ироду, во исполнение римского закона, повелевающего, чтобы каждый судим был начальником его области. Поэтому Иисуса как галилеянина он посылает к правителю Галилеи. Ирод обрадовался этому не потому, впрочем, будто бы имел приобрести какую-нибудь пользу для души, увидя Иисуса, но поскольку слышал о Нем, что Он мудрец и чудотворец, то имел неразумное желание, страдая и сам любовью к новостям, увидеть Сего странного Человека и послушать, что Он говорит. Не страждут ли и ныне многие из нас этой болезнью? Он сам желал увидеть какое-нибудь чудо от Иисуса не с тем, впрочем, чтобы уверовать, но чтобы насытить зрение, подобно как мы на зрелищах смотрим, как кудесники представляют, будто они проглатывают змей, мечи и подобное, и удивляемся. Ибо Иисуса относили почти к роду таковых же. Ирод расспрашивал Его о многом, обращаясь с Ним в некотором ироническом тоне и во всем насмехаясь над Ним; поэтому Иисус ничего и не отвечал ему. Ибо Тот, Кто все сотворил словом и о Ком Давид засвидетельствовал, что «он даст твердость словам своим на суде» (Пс. 111, 5), знает, когда должно отвечать. Ибо что за нужда отвечать тому, кто спрашивает не для научения? Какая нужда бросать жемчуг перед свиньями (Мф. 7, 6)? Напротив, как мы сказали (гл. 22), человеколюбие требует молчать в таких случаях. Ибо сказанное слово, не принося никакой пользы невнимательным, сверх того подвергнет их большему осуждению. Впрочем, Пилату, поскольку он был благонамереннее Ирода, Господь отвечает, хотя не совсем ясно. Ибо тот спрашивал, Царь ли Ты Иудейский? — а Господь отвечает: ты говоришь. Ответ сей заключает как бы двоякую мысль. Ибо можно понимать его и так: Я поистине есмь (Царь Иудейский), ты сказал сущую правду. Можно разуметь и иначе: Я не говорю, ты говоришь, имеешь власть и говоришь. А Ироду, как решительному насмешнику, нисколько не отвечает. Ибо поистине, как говорит Исаия (3, 4. 12), у семени лукавого, сынов беззаконных, то есть тогдашних иудеев, и сборщики были притесняющие их, и господствующие ими насмешники. А что Ирод желал видеть Иисуса с тем намерением, чтобы наругаться и насмеяться над Ним, и увидеть от Него чудо, и в таких мыслях расспрашивал Его, это показал конец. Ибо, уничижив Иисуса и наругавшись над Ним, отпустил Его, и не сам только наругался, но и воины его, что всего обиднее; и надев на Него светлую одежду, отослал Его к Пилату. — А ты смотри, пожалуй, как диавол запинается во всем, что ни делает. Он устрояет такие ругательства и обиды Христу, а отсюда яснее обнаруживается истина. Ибо насмешки самым очевидным образом свидетельствуют, что Господь не мятежник и не возмутитель. Если бы Он был таков, то не стали бы шутить, когда угрожает такая опасность и предполагается восстание целого народа, и притом народа многочисленного и очень склонного к новизне. «И сделались, — говорится, — в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою». Отослание Пилатом к Ироду подчиненного сему показалось началом дружбы, так как Пилат не присвояет себе преимуществ Иродовых. Впрочем, смотрю повсюду, как диавол, для того, чтоб только приготовить смерть Христу, сводит в одно, что отстояло друг от друга, поселяют единодушие и дружбу между теми, кои были врагами. Не стыд ли нам, когда он для того, чтоб Христа умертвить, и врагов примирил, а мы, для собственного спасения, и друзей не сохраняем в дружбе с нами? — Когда же Христос отослан был назад к Пилату, смотри, как опять сияет истина. Вы, — говорит Пилат, — привели ко мне человека сего, как развращающего народ; но я не нахожу в Нем ничего достойного смерти, равно как и Ирод. Видишь ли свидетельство двух человек, и притом одного — правителя, а другого — царя, совершенно истинно? Ни я, — говорит, — ни царь Ирод не нашли в Нем никакой вины. Что скажут на это иудеи? Судьи сами свидетельствуют, что человек сей невиновен; вы, обвинители, не привели ни одного свидетеля: кому же нужно верить? Дивно, как побеждает истина! Иисус молчит, а враги свидетельствуют в пользу Его. Иудеи кричат, и никто не подтверждает их воплей. Пилат был какой-то слабый и весьма мало вступался за правду. Он боялся клеветы, чтобы его не опорочили, что он отпустил возмутителя. Ибо он не умел сказать: страха вашего не убоимся, а Сам Господь будет мне в страх (Ис. 8, 12-13). «Итак, наказав Его», — говорит, то есть вразумив бичами, — «отпущу». А римлянам, в угоду иудеям, и надлежало ради праздника отпускать по одному узнику. Ибо при заключении договора с иудеями дали им свободу жить по своим обычаям и законам. А у иудеев был от отцов обычай вьшрашивать осужденных у правителя; подобно как и за Ионафана заступились пред Саулом (1 Цар. 14, 45). Если не знаешь этой истории, то возьми первую книгу Царств, и ты найдешь ее. «Но весь народ стал кричать, — говорится, — смерть Ему». Что может быть хуже этого? Народ избранный неистово требует убийства; Пилат язычник отвращается от убийства: верх стал низом. «Смерть, — говорят, — Ему! а отпусти нам Варавву», который посажен был в темницу как возмутитель и убийца. Пилат в третий раз предлагает отпустить, в третий раз и они кричат против Христа, чтобы сим троекратным воплем окончательно подтвердить свою жажду убийства. И они, — как говорит блаженный Петр, — отреклись от Святого и Праведного, а выпросили даровать им человекоубийцу (Деян. 3, 14). Ибо они любят подобное (почему и принимают участие в нем, потому что и сами возмутились против римлян, и стали виновниками бесчисленных убийств и собственной погибели. Господь предсказывает о сем через Иеремию: «Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу; возвысил на Меня голос свой: за то Я возненавидел его» (Иер. 12, 7-8). И Осия опять: «Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня! Я спасал их, а они ложь говорили на Меня. Падут от меча князья их за дерзость языка своего» (Ос. 7, 13. 16). — Иисуса повели и сначала на Него возложили крест, и Он шел с этой ношей. Ибо из прочих никто не брался нести его, так как считали его древом проклятым. Потом, найдя некоторого Симона Киринейского, возложили на него крест, принудив сего человека и, как бы какое поношение, возложив на него крест, которого прочие чуждались. Сим делается немаловажное внушение. Крест есть умерщвление, бездейственность страстей и неподвижность. Ибо распинаемый пригвождается и становится недеятельным. Итак, Учитель Христос сначала должен Сам взять крест и пригвоздить плоть Свою к страху Божию, и просиять бесстрастием, а потом уже возлагать его на покорных; ибо Симон означает: «послушание». Исполняются в сем и слова Исаии: «владычество (по церковно-славянски — начальство), — на раменах Его» (Ис. 9, 6). Ибо крест есть начальство Господа и Царство. Павел говорит: «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Поэтому и Бог превознес Его» и прочее (Флп. 2, 8-9). Если же крест стал для Иисуса высотой и славой, то он справедливо называется «начальством» Его, то есть начальственным достоинством и знаком начальства. Как сенаторы имеют знаки своих достоинств, иные — пояса, другие — мантии, так и Господь установляет крест знамением Своего Царствия. И всмотревшись ты найдешь, что Иисус царствует в нас не иначе, как через злострадание, что живущие в неге суть враги креста, и тот может сделаться покорным Христу и взять крест Его, кто упражняется в добродетели, кто «идет с поля», то есть оставляет настоящее поле — мир сей и дела в нем, и стремится в Иерусалим вышний, свободный (Гал. 4, 26). — Что за Христом следовало множество народа и женщин, сим обозначается то, что после креста уверует в Него великое множество иудеев и много женщин. Прочти книгу Деяний (2, 41; 4, 4), и ты увидишь тысячи верующих. А то, что следовавшие за Иисусом женщины плакали и рыдали, не служит ли для нас нравственным уроком? Слабая душа есть женщина; но если она через покаяние получает сокрушение сердца, плачет и рыдает, то она поистине следует за Иисусом, распинаемым и злостраждущим ради нашего спасения.

Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Женщины, эти создания, удобоподвижные на рыдания и плач, плачут так, как бы Господа постигла какая напасть, и тем выражают свою сострадательность и сетование о человеческой неправде. А Он не только этим недоволен, но даже возбраняет им. Ибо Он страдал добровольно, а страждущему добровольно, и притом за спасение всего рода человеческого, приличествуют не слезы, а одобрение и прославление. Крестом и смерть разрушена, и ад пленен. Слезы приносят утешение не тем, кои страждут добровольно, но тем, кои страждут невольно. Поэтому Он возбраняет им плакать о Нем, а убеждает их обратить внимание на будущие бедствия и плакать об этих бедствиях, когда женщины без жалости будут варить собственных детей, и чрево носившее, к сожалению, само опять в себя примет родившееся из него. Ибо если римляне так поступили со Мной, деревом влажным, плодоносным, вечно зеленеющим и вечно живущим силой Божества, и плодами учения своего всех питающих, то чего не причинят они вам, то есть народу, дереву сухому, лишенному всякой животворной праведности и не приносящему никакого плода? Если бы вы имели сколько-нибудь живительной силы добра, быть может, вы удостоились бы, по крайней мере, некоторой пощады; а теперь, как сухое дерево, вы подвергнетесь сожжению и погибели.

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Диавол, желая составить и внушить дурное мнение о Господе, устрояет так, что с Ним распинаются два разбойника. Но смотри, как он одного из них лишился и как послужило к большей славе Господа то, что диавол замышлял против Него. Ибо крестов разбойников никто не искал, напротив, весь мир томился ожиданием креста Господня. И отсюда очевидно оказывается, что Господь не беззаконник, как разбойники, но путеначальник всякой праведности. — Ведут Его на место лобное, где, говорят, погребен был праотец, чтобы, где совершилось падение через древо, там же совершилось и восстановление через древо. — Иисус, являя черезвычайную кротость, молится за них, говоря: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». И, конечно, грех сей простился бы им, если бы после сего они не остались в неверии. — Для чего делят одежды Его? Быть может, многие нуждались в них, а быть может (что и вероятнее), делали это по дерзости и с намерением надругаться. Ибо на их взгляд, что было драгоценного в сих одеждах? Итак, они делали это в виде насмешки и ругательства. Ибо, что нужно заключать о простом народе, когда начальники его насмехались? «Других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий?» Это диавол говорит через них. Как на кровле храма (Лк. 4, 9), так и здесь он это говорит, завидуя спасению через крест и желая всеми возможными хитростями пресечь оное. — Воины подносили уксус для пития, служа именно как царю. — Вот и другая хитрость диавола, обращающаяся на него самого. Именно: он письменами трех языков объявляет о возмущении Иисусовом, чтобы всякому из проходящих было известно, что Он повешен за то, что выдавал Себя за царя. А изобретательный на зло не понимал, что это было знаком того, что сильнейшие из народов, каковы римляне, и мудрейшие, каковы греки, и набожнейшие, каковы евреи, войдут в Царство Иисуса и будут проповедовать Его. Впрочем, в толковании на Евангелие от Иоанна мы сказали о сем больше и возвышеннее.

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Как же прочие евангелисты говорят (Мф. 27, 44; Мк. 15, 32), что Иисуса злословили оба разбойника? Сначала, вероятно, оба злословили Его; а потом один из них, который поблагоразумнее, познал благость и Божество Иисуса из тех слов, кои Он изрек за распинателей, говоря: «Отче! прости им». Ибо слова сии не только исполнены совершенного человеколюбия, но обнаруживают много и собственной власти. Иисус не сказал: Господи, молю Тебя, прости им, но просто так же, как и со властью: «Отче! прости им». Вразумленный сими словами, тот, кто прежде злословил Иисуса, признает Его истинным Царем, заграждает уста другому разбойнику и говорит Иисусу: помяни меня во Царствии Твоем. Что же Господь? Как человек — Он на кресте, а как Бог — везде, и там, и в раю все наполняет, и нет места, где Его нет, — Иные спросят: когда Господь говорит разбойнику — «Ныне же будешь со Мною в раю», то как после сего Павел сказал, что никто из святых не получил обетования (Евр. 11, 39)? И одни отвечают: апостол не о всех святых выразился, что они не получили обетования, но только о тех, коих он перечислил. А перечислил он много других, но о разбойнике не упомянул. Ибо слушай, что говорит: «все сии»; очевидно, он речь свою относил к тем, коих он перечислял и в числе коих нет этого разбойника. Другие говорили, что и разбойник еще не наследовал жизни в раю; но поскольку обещание Господа непреложно и отнюдь неложно, поэтому и сказано: ныне же будешь со Мною в раю. Ибо есть, говорят, в речах Господа и такие обороты, в коих Он о будущем выражается как о случившемся. Например, когда говорит: «неверующий уже осужден» (Ин. 3, 18), и в другой раз: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24). Иные искажают это изречение, именно: после «ныне» ставят знак препинания так, чтоб выходила такая речь: истинно говорю тебе ныне, а потом продолжают: будешь со Мною в раю. Еще иные, и, кажется, весьма удачно, объясняют это так: обещанные нам блага суть не жизнь в раю или возвращение в оный, а Царство Небесное, почему мы и молимся: «да приидет Царствие Твое», а не жизнь райская. И не говори мне никто, что рай и Царствие одно и то же. Ибо благ Царствия ни глаз не видал, ни ухо не слыхало, и на сердце человеку они не приходили (1 Кор. 2,9). А рай и виден был глазом Адама, и ухо о нем слышало, ибо сказано: «от всякого дерева в саду ты будешь есть» (Быт. 2, 16). Хотя Адаму и воспрещено было одно дерево, однако же он и видел его, и слышал о нем. Рай и на сердце человеку приходил. Ибо Адам увеселялся душевно, так как он не оставлял такой деятельности и земледельческой радости. Поэтому, — говорят, — Павел нисколько не противоречит. Разбойник получил «рай», но не получил «Царствия»; получит же оное тогда, когда получат и все те, коих перечислил. По крайней мере, в настоящее время он в раю, который есть место душевного успокоения. Так говорили многие и много раз. Можно сказать, что ничто не мешает быть истинными словам как Господним, так и Павловым и в том случае, если даже Царство Небесное и рай суть одно и то же. Ибо разбойник хотя в раю или в Царствии, и не только он, но и все исчисленные Павлом, однако же он не наслаждается всецелым обладанием благ. Как осужденные не находятся в царских жилищах, но заключены в темницы и стерегутся для предназначенных наказаний, а почетные входят в чертоги царские и пребывают в них, потом, когда настанет время раздачи, удостаиваются даров царских, так и святые, хотя не вкушают еще полного блаженства, однако же, находятся в обителях светлых, полных благовония и, вообще говоря, царских, хотя еще не удостоились окончательного раздаяния царских даров. Так и разбойник, хотя стал теперь в раю, однако же, не наслаждается совершенным блаженством, чтобы не без нас достиг совершенства (Евр. 11, 40). И такое объяснение, по моему мнению, всех справедливее. — Не говорю уже о том, что и дарования святых, проявляющиеся в повседневных чудотворениях, справедливо могут быть названы раем и что все они, поскольку, сподобившись дарований духовных, приняли в оных залог Духа, находятся в раю, хотя не достигли совершенства, и получили Царствие, как говорит Павел в том же послании к Евреям, хотя не получили обещанного. Под словом «обетование» он, очевидно, разумел полноту наслаждения. Итак, они еще не получили всего обещанного, однако же, находятся в Царствии и в раю. Прошу тебя, подивись и сему: как царь какой-нибудь, возвращаясь с победы с трофеями, несет за собой самую лучшую часть добычи, так и Господь, похитив самую лучшую добычу у диавола, ведет оную с Собою, возвращаясь в первоначальное отечество человека, то есть в рай. Он был в раю не Божеством только, но и воспринятой Им мыслящей и разумной душой человеческой, и в раю был с духом и во ад нисходил с душой. Спасши разбойника, Господь связал орудие злобы, согласно Своему предсказанию: связав сильного, вещи его расхитит (Мф. 12,29).

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали И смотрели на это. Некогда иудеи желали увидеть знамение с неба; итак, вот им знамение это: необычайная «тьма». — И «завеса» храма «раздирается». Господь этим показывает, что Святое Святых уже не будет недоступно, но предано будет римлянам, попрано и осквернено. Или еще Он показывает, что раздирается завеса, разлучавшая нас со святыми, живущими на небесах, то есть вражда и грех. Ибо это составляло великую преграду, разделявшую нас от живущих там. Показывает вместе и то, что Он не по бессилию распят. Ибо совершивший такое знамение мог бы и их расторгнуть и уничтожить. — Возгласив громким голосом, Иисус испускает дух. Ибо Он имел власть положить душу Свою и опять принять ее (Ин. 10, 18). — Голос этот и прочие чудеса послужили для сотника поводом к вере. Ибо Иисус умирал не как обыкновенный человек, но как Владыка, и смерть назвал передачей под сохранение, так как Он имел снова принять душу. Это первый голос, коим души наши удостоились свободы, так как их уже не диавол держит, но они предаются Отцу. Ибо до смерти Христовой диавол имел большое право над душами, но с тех пор, как Сын предал дух Свой не в ад, но в руки Отца, содержащиеся в аде получили свободу. Здесь-то усматривается событие сказанных некогда Господом слов: когда Я вознесен буду, всех привлеку к Себе (Ин. 12, 32). Ибо, вознесенный на крест, Он привлек разбойника, привлек сотника. — Некоторые из иудеев били себя в грудь и, упрекая распинателей, открыто признавали Иисуса праведником. — Ученики бежали, а женщины, этот униженный и проклинаемый род, остаются и смотрят на все сие, и зато первые наслаждаются проистекающим отселе оправданием и благословением, равно как и воскресением. — А ты подивись, пожалуй, ожесточению иудеев. Они говорят: пусть сойдет с креста, и мы поверим Ему. И видя большие чудеса, не веруют! Ибо не равнялось ли снитию со креста помрачение солнца, расседание камней, страшное землетрясение, воскрешение мертвых, раздрание завесы и изменение всей твари? Поэтому пусть никто не недоумевает, для чего Иисус не сошел с креста, но пусть принимает это без любопытства, соображая, что они и тогда не поверили бы, когда бы Он сделал то, и ничего другого не вышло бы из сего, кроме того, что исказилось бы спасение через крест. Ибо крест преимущественно пред всем есть слава Христова. Итак, Он, совершив больше чудес, тогда как они не веровали, в одно время исправил два дела: во-первых, до конца претерпел и воспринял крест, это великое знамение победы; и, во-вторых, обнаружил, что они совершенно бесчувственны, не имеют нисколько добра, но загрубели в неверии.

Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. Иосиф прежде не открывался, но теперь творит дело достохвальное. Несмотря на то, что был член совета и богатый человек, он смело просит тело Человека, Которого распяли как мятежника и возмутителя, и не обращает внимания ни на какую опасность, хотя богатство боязливо, но испрашивает и с честью погребает во гробе, иссеченном в камне, где никого другого прежде не полагали, чтобы клеветники не сказали, что воскресло тело другого. А женщины, хотя имели веру к Господу, но не такую, какую следовало иметь, а слабую и малую. Ибо, считая Его за простого человека, приготовляют масти и благовония по господствовавшему у иудеев обычаю, всегда соблюдаемому над умершими. Впрочем, в субботу по заповеди Закона остаются в покое.

« 22 глава ЛкОт Луки 23 глава VINVIN FBCФеофилакт 24 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.