По Луке 15 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Сборщики налогов и те, кого называли грешниками, постоянно теснились вокруг Иисуса, чтобы слушать Его.
 
Бяху же приближающеся к нему вси мытарие и грешницы, послушати его.

Но фарисеи и книжники возмущались и говорили: «Он принимает грешников и даже ест с ними!»
 
И роптаху фарисее и книжницы, глаголюще, яко сей грешники приемлет и с ними яст.

Тогда Он рассказал им такую притчу:
 
Рече же к ним притчу сию, глаголя:

« Скажем, у кого-то из вас есть сто овец, и он потеряет одну из них, не оставит ли он девяносто девять на пастбище1 и не пойдет ли искать пропавшую, пока не найдет ее?
 
кий человек от вас имый сто овец, и погубль едину от них, не оставит ли девятидесяти и девяти в пустыни и идет вслед погибшия, дондеже обрящет ю?

И когда ему удается найти, он, радуясь, кладет ее себе на плечи;
 
и обрет возлагает на раме свои радуяся:

и, возвратившись в свой дом, созывает друзей и соседей и говорит им: „Порадуйтесь со мной: я нашел мою потерянную овцу!“
 
и пришед в дом, созывает други и соседы, глаголя им: радуйтеся со мною, яко обретох овцу мою погибшую.

Говорю вам, что так же и на небе будет больше радости об одном кающемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках, в покаянии не нуждающихся.
 
глаголю вам, яко тако радость будет на небеси о единем грешнице кающемся, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния.

Или еще такой пример: у женщины было десять серебряных монет,2 и если она потеряет одну из них, не зажжет ли она светильник и не станет ли подметать в доме, ища усердно, пока не найдет?
 
Или кая жена имущи десять драхм, аще погубит драхму едину, не вжигает ли светилника, и пометет храмину, и ищет прилежно, дондеже обрящет?

И когда найдет, то созовет подруг и соседок и скажет: „Порадуйтесь со мной: я нашла свою потерянную монету!“
 
и обретши созывает другини и соседы, глаголющи: радуйтеся со мною, яко обретох драхму погибшую.

Говорю вам, так радуются ангелы Божии3 об одном кающемся грешнике».
 
Тако, глаголю вам, радость бывает пред ангелы Божиими о единем грешнице кающемся.

Затем Иисус продолжил: «У одного человека было два сына,
 
Рече же: человек некий име два сына:

и младший из них однажды сказал ему: „Отец, отдай мне часть имущества, которая мне причитается!“ И тот разделил состояние между сыновьями.
 
и рече юнейший ею отцу: отче, даждь ми достойную часть имения. И раздели има имение.

Спустя несколько дней младший сын, собрав всё, что было у него, ушел в далекую страну и расточил там свои деньги,4 живя разгульно.
 
И не по мнозех днех собрав все мний сын, отиде на страну далече, и ту расточи имение свое, живый блудно.

Так он растратил всё, и когда в той стране начался сильный голод, он оказался в большой нужде.
 
Изжившу же ему все, бысть глад крепок на стране той, и той начат лишатися:

Тогда он пошел и нанялся в работники к одному из местных жителей, и тот послал его на свои луга пасти свиней.
 
и шед прилепися единому от житель тоя страны: и посла его на села своя пасти свиния:

Он был бы рад утолить свой голод даже стручками,5 что ели свиньи, но и этого ему не давали.
 
и желаше насытити чрево свое от рожец, яже ядяху свиния: и никтоже даяше ему.

Наконец, образумившись, он сказал себе: „Сколько работников у отца моего едят хлеб досыта, а я здесь погибаю от голода!
 
В себе же пришед, рече: колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю?

Пойду к отцу и скажу ему: отец, согрешил я против Неба, и перед тобою виновен я,
 
востав иду ко отцу моему, и реку ему: отче, согреших на небо и пред тобою,

и больше недостоин называться сыном твоим! Прими меня как одного из твоих работников!“
 
и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя яко единаго от наемник твоих.

И он встал и пошел к отцу своему. Когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним: побежал к нему навстречу, обнял и поцеловал его.
 
И востав иде ко отцу своему. Еще же ему далече сущу, узре его отец его, и мил ему бысть, и тек нападе на выю его, и облобыза его.

И сын сказал ему: „Отец, согрешил я против Неба и перед тобою виновен я, и больше недостоин называться сыном твоим…“
 
Рече же ему сын: отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой.

Но отец сказал слугам своим: „Скорее принесите лучшую одежду и оденьте его, и наденьте перстень на руку его и обувь на ноги!
 
Рече же отец к рабом своим: изнесите одежду первую и облецыте его, и дадите перстень на руку его и сапоги на нозе:

И приведите откормленного теленка и заколите: будем есть и веселиться!
 
и приведше телец упитанный заколите, и ядше веселимся:

Ибо этот сын мой мертв был — и ожил, пропадал — и нашелся!“ И началось веселье.
 
яко сын мой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся. И начаша веселитися.

В то время старший его сын был в поле. Когда он, возвращаясь, подошел к дому, то услышал музыку и ликование.6
 
Бе же сын его старей на селе: и яко грядый приближися к дому, слыша пение и лики:

Подозвав одного из слуг, он спросил, что случилось.
 
и призвав единаго от отрок, вопрошаше: что (убо) сия суть?

Тот ответил ему: „Твой брат пришел, и откормленного теленка заколол отец, ведь его сын вернулся живым и здоровым“.
 
Он же рече ему, яко брат твой прииде: и закла отец твой телца упитанна, яко здрава его прият.

Старший сын рассердился и не захотел войти в дом. Тогда вышел отец его и стал упрашивать его войти.
 
Разгневася же, и не хотяше внити. Отец же его изшед моляше его.

Но он ответил отцу: „Посмотри, столько лет я работал на тебя, как раб, и никогда не преступал воли твоей, а ты ни разу даже козленка мне не дал, чтобы я мог повеселиться с друзьями моими!
 
Он же отвещав рече отцу: се, толико лет работаю тебе и николиже заповеди твоя преступих, и мне николиже дал еси козляте, да со други своими возвеселился бых:

А когда пришел этот сын твой, промотавший твое же состояние с блудницами, ты заколол для него откормленного теленка!“
 
егда же сын твой сей, изядый твое имение с любодейцами, прииде, заклал еси ему телца питомаго.

„Дитя мое! — сказал ему отец. — Ты всегда со мной, и всё, что есть у меня, — твое.
 
Он же рече ему: чадо, ты всегда со мною еси, и вся моя твоя суть:

Как же не веселиться нам и не радоваться тому, что этот брат твой был мертв — и ожил, пропадал — и нашелся?!“»
 
возвеселитижеся и возрадовати подобаше, яко брат твой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Или: в степи.
8  [2] — Букв.: драхм; то же в ст. 9. Драхма — греческая серебряная монета, составляющая обычную дневную плату работника.
10  [3] — Букв.: радость пред ангелами Божьими, что фактически равнозначно выражению в ст. 7.
13  [4] — Букв.: имущество.
16  [5] — Или: рожками — плодами рожкового дерева.
25  [6] — Букв.: хороводную пляску.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.