1 Коринфянам 15 глава

Первое послание Коринфянам
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

Теперь я хочу напомнить вам, братья и сёстры, о полученном вами Благовестии, которое я проповедовал вам. Вы по-прежнему следуете этому Благовестию,
 
Хочу пояснить вам, братья, суть Благой Вести, которую уже проповедовал вам и в которой, приняв ее, вы утвердились.1

и через него вы обретёте спасение, если твёрдо будете помнить слова, сказанные мной. Помните: вы должны верить в это Благовестие, и если вы перестанете верить, то ваша вера напрасна.
 
Через эту Весть спасаетесь, если остаетесь верными тому, что я возвещал вам; иначе ваша вера была с самого начала напрасной.

Я учил вас самым важным истинам, которые сам получил: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям,
 
Ведь я передал вам, как самое важное, то, что и сам принял, — весть, что Христос, по Писанию, за грехи наши умер

был погребён и воскрешён на третий день, как говорится в нём в Писаниях.
 
и погребен был, а в третий день воскрешен, как о том в Писании и говорилось,

Затем Христос явился Кифе и двенадцати апостолам,
 
и что явился Он Кифе, затем — Двенадцати,

а после этого Он явился более чем пятистам братьям одновременно, большинство из которых ещё живы, хотя некоторые из них умерли.
 
а однажды — более чем пятистам братьям сразу (из них большинство еще живо, а некоторые уже умерли).2

Затем Иисус явился Иакову, а потом всем апостолам,
 
После того явился Он Иакову, а потом — всем апостолам,

а под конец явился и мне тоже, как если бы я был недоношенный.
 
и уже после всех явился и мне, недостойному.3

Я — самый маловажный из всех апостолов. Я даже недостоин называться апостолом, потому что я преследовал Божью церковь.
 
Я ведь из апостолов — наименьший и даже называться апостолом не вправе, потому что преследовал церковь Божию.

Но я являюсь тем, кто я есть, по благодати Божьей. И благодать Его не была напрасной. Напротив, я работал упорнее, чем другие апостолы, хотя на самом деле не я это делал, а милость Божья, которая была со мной.
 
Но по Божией благодати4 я есть то, что есть, и благодать Его во мне не тщетной оказалась. Нет, я даже более, чем все они, трудился и сделал, не я, впрочем, — благодать Божия была со мной.

И нет разницы, я ли проповедовал вам или кто-то другой, мы все проповедуем одну и ту же истину, в которую вы уверовали.
 
Не в том, однако, дело, я или они, — мы все так проповедуем, и вы так уверовали.

Если мы проповедуем, что Христос был воскрешён из мёртвых, то почему же некоторые из вас говорят, что воскресения из мёртвых не существует?
 
Мы проповедуем Христа воскресшего, — как же могут иные из вас говорить, что нет воскресения мертвых!

Если воскресения из мёртвых не существует, то и Христос не был воскрешён из мёртвых,
 
Ведь если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес,

а, если Христос не был воскрешён из мёртвых, тогда наши проповеди и ваша вера бесполезны.
 
а если Христос не воскрес, тщетна наша проповедь и вера ваша тщетна.

К тому же мы окажемся лжесвидетелями о Боге, так как убеждали людей в том, что Он воскресил Христа. Если же, как утверждают некоторые, воскресения не существует, тогда Бог никогда не воскрешал Христа из мёртвых.
 
Но тогда получается, что мы и о Боге ложно свидетельствовали, мы ведь свидетельствовали, что Бог Христа воскресил, а Он — если воскресения мертвых и в самом деле нет — Христа не воскрешал.

И если мёртвые не воскресают, тогда и Христос не был воскрешён.
 
Ибо, снова скажу, если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.

Но если Христос не был воскрешён, то ваша вера напрасна и на вас по-прежнему лежит вина ваших грехов.
 
Ну, а если Христос не воскрес, немногого стоит ваша вера: вы всё еще во грехах ваших.

В этом случае все верующие, умершие во Христе, погибли.
 
Тогда безнадежно погибли и те, кто умер с верою во Христа.

Если бы мы надеялись на Христа только в этой жизни, то были бы несчастнейшими из всех людей.
 
Если вся наша надежда на Христа связана только с этой жизнью, мы несчастнее всех людей.

Однако же Христос в самом деле был воскрешён из мёртвых! Он — первый среди тех, кто умер и был воскрешён.
 
Но воистину воскрес Христос из мертвых, и это было начало.5

Так как смерть пришла через человека, то через человека явлено и воскресение из мёртвых.
 
Ведь если смерть пришла в мир через человека, то и воскресение мертвых — через Человека.

И, как все мы умрём из-за Адама, так же будем возвращены к жизни благодаря тому, что сделал Христос.
 
И так же, как связанные происхождением с Адамом6 все умирают, связанные верой со Христом все будут оживотворены.

Но для каждого будет свой черёд: Христос — первый среди воскресших, а затем воскреснут те, кто принадлежат Христу, когда Он снова придёт.
 
Но каждый в свой черед: первый — Христос как «начаток», потом — Христовы, в пришествие Его.

После этого наступит конец, когда Христос уничтожит всех правителей, всю власть и всё могущество и передаст царство Богу Отцу.
 
И тогда наступит конец, когда Он, упразднив всякое иное начальство, всякую иную власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.

Иисус должен править до тех пор, пока Бог не отдаст всех врагов Христа в Его власть.
 
Ибо царствовать Ему надлежит до тех пор, пока не повергнет Он всех врагов под ноги Свои;

Смерть будет уничтожена как последний враг.
 
последний же враг истребится — смерть.

В Писаниях сказано: «Бог поверг всё к Его ногам». Когда говорится, что «всё» повергнуто, то ясно, что «всё» не включает Самого Бога, Который подчинил всё Христу.
 
Бог7 ведь всё в знак подчинения положил к ногам Его.8 Но когда было сказано «всё», это явно не включало Того, Кто всё Ему и подчинил.

И когда всё будет отдано во власть Христу, тогда и Сам Сын будет во власти Бога, Который отдал всё во власть Христу, чтобы Бог мог царствовать над всем.
 
Когда же всё будет подчинено Ему, тогда [и] Сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Ему всё, чтобы воистину Бог был «всё» во всём.9

Иначе, какую цель тогда преследуют те, кто крестятся для мёртвых? Если мёртвые не воскресают, то почему же люди принимают крещение ради них?
 
Если всё это не так, что тогда, по-вашему, делают те, которые за мертвых принимают крещение? Зачем они за мертвых принимают крещение, если те не воскресают?

Почему же мы ежечасно подвергаем себя опасности?
 
Да и мы зачем тогда ежечасно подвергаемся опасностям?

Я каждый день подвергаюсь смертельной опасности. Это такая же правда, братья и сёстры, как и то, что я горжусь вами во Христе Иисусе, Господе нашем.
 
Я каждый день лицом к лицу сталкиваюсь со смертью.10 И это, [братья], так же верно, как и то, что я во Христе Иисусе, Господе нашем, горжусь вами.

Если бы я из человеческих побуждений сражался с дикими зверями в Ефесе, то что бы я выиграл? Если мёртвые не воскресают, то «давайте есть и пить, потому что завтра мы умрём!»
 
Если из простых человеческих побуждений боролся я «с дикими зверями» в Эфесе, чего я этим достиг? Если мертвые не воскресают, «будем есть и пить, ибо завтра умрем11

Перестаньте обманываться: плохие товарищи губят хорошие привычки.
 
Не обманывайтесь: в дурном обществе и добрые нравы растлеваются.

Пробудитесь к праведной жизни и перестаньте грешить, потому что некоторые из вас не знают Бога. Я говорю это, чтобы устыдить вас.
 
Образумьтесь же, наконец, и более не грешите; из вас же иные до сих пор не имеют никакого представления о Боге — к стыду вашему говорю это.

Но кто-то может спросить: «Как воскресают мёртвые? Какое будет у них тело?»
 
Но кто-то спросит: «Как можно воскресить мертвых? И в каком теле они явятся?»

Какие глупые вопросы! То, что ты сажаешь, не пробуждается к жизни, пока не умрёт.
 
Какое безумство! Что сеешь ты, не будет ведь оно оживотворено, если не умрет прежде.

А когда ты сеешь семена, то закапываешь в землю не зрелое растение, которое будет развиваться, а всего лишь зерно, будь то пшеница или что-либо другое.
 
И сеешь ты вовсе не то тело, коему только предстоит явиться, а голое зерно, пшеничное или другое какое.

Затем Бог даёт ему тело, какое избрал: каждому зерну — его собственное тело.
 
Бог же по Своему усмотрению дает ему тело, каждому семени — свое.

Плоть живых существ — не одна и та же. Напротив, у людей — одна плоть, у животных — другая, у птиц — иная, а у рыб — иная.
 
У каждой плоти свои особенности: одна плоть у людей, другая — у животных, своя плоть у птиц, иная — у рыб.

Есть небесные тела и земные. Но у небесных тел — одно великолепие, а у земных — другое.
 
Это как тела есть небесные и земные; но своя красота12 у небесных тел, у земных же — другая.

У солнца — одно великолепие, а у луны и звёзд — другое, да и звезда от звезды отличается в великолепии.
 
В небесах свое сияние у солнца, другое — у луны, иное — у звезд; и звезда от звезды отличается тоже. 13

Так и мёртвые, когда воскреснут. Тело, которое похоронено в земле, — тленно, а тело, которое воскреснет, — нетленно.
 
Вот и при воскресении мертвых так: сеется в тлении, воскрешается в нетлении;

Тело, которое похоронено в земле, — бесславно, тело же, которое восстанет, — славно. Тело, которое похоронено в земле, — слабо, тело же, которое восстанет, — полно силы.
 
предается земле14 в унижении, воскрешается в славе; сеется в слабости, воскрешается в силе.

То, что похоронено, — плотское тело, а то, что восстанет — духовное. Если существуют тела из плоти, то существуют и духовные тела.
 
Погребается тело земное,15 воскрешается — духовное. Ведь если есть тело земное, то есть и тело духовное.

И вот что сказано в Писаниях: «Первый человек, Адам, стал живым существом». Последний же Адам стал духом, дарующим жизнь.
 
По Писанию, «первый человек, Адам, стал душою живою»,16 Адам же последний — жизнетворным духом.

Но не духовный человек появился сначала. Сначала появился плотский человек, а затем духовный.
 
И не духовное прежде, а душевное, лишь потом — духовное.

Этот первый человек пришёл из земли и праха, второй человек сошёл с небес.
 
Первый человек — от земли, он — существо земное,17 второй Человек — с неба.18

Все люди на земле подобны первому человеку, сотворённому из праха. Но те, кто принадлежат небесам, подобны небесному Человеку.
 
Каков первый из праха, таковы и все из праха; и каков Тот, Кто с неба, таковы и все небесные.

И подобно тому как запечатлено в нас подобие этого человека из праха, так же будет в нас запечатлено подобие того небесного Человека.
 
И как были мы подобны тому, кто из праха, так уподобимся19 и Небесному.

Но скажу вам, братья и сёстры, что наши земные тела из плоти и крови не могут наследовать Царство Божье. И так же то, что тленно, не наследует того, что нетленно.
 
Я говорю о том, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царства Божьего и тление не наследует нетления.

Послушайте, я скажу вам такую тайную истину: мы не все умрём, но мы все изменимся
 
И еще скажу вам тайну: не все мы умрем,20 но все преобразимся.

в мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. Труба прозвучит, и мёртвые восстанут для вечной жизни, и все мы преобразимся.
 
Свершится это быстро, во мгновение ока, при последней трубе. Вострубит она, и мертвые воскреснут нетленными, мы же окажемся преображенными,

Потому что это бренное тело должно одеться в нетленное, и это смертное тело должно одеться в бессмертное.
 
ибо должно это тленное облечься в нетление и это смертное — в бессмертие.

И когда это бренное тело облачится в нетленное, а это смертное тело облачится в бессмертное, тогда исполнится то, что сказано в Писаниях: «Смерть поглощена победой».
 
Когда же тленное это облечется в нетление и смертное это — в бессмертие, сбудется сказанное в Писании: «Поглощена смерть победою».21

«Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твоё жало?»
 
«Смерть, где твоя победа? Где твое жало, смерть22

Жало смерти — грех, а сила греха идёт от закона.
 
Жало ведь смерти — грех, и сила его от Закона.23

Но мы благодарим Бога, Который дарует нам победу через Господа нашего Иисуса Христа!
 
Но Богу благодарение: через Господа нашего Иисуса Христа Он дарует нам победу.

Итак, мои любимые братья и сёстры, стойте твёрдо и непоколебимо. Предавайтесь постоянно всем сердцем трудам Господа, потому что вы знаете, что ваш труд в Господе не пропадёт зря.
 
Так будьте тверды и неколебимы, братья мои возлюбленные. Отдавайте себя беспредельно делу Господню, определенно зная, что труд ваш не тщетен в Нем.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: стоите.
6  [2] — Букв.: уснули.
8  [3] — Букв.: недоноску. Некоторые считают, что таким было прозвище, данное апостолу его противниками. Скорее же всего, здесь апостол образным языком утверждает, что он был лишен духовной жизни, когда Христос явился ему по дороге в Дамаск. Апостол, как видно, с присущим ему смирением считает себя недостойным доверенного ему служения из-за того, что он был гонителем христиан и сам не смог своевременно обратиться ко Христу.
10  [4] — Или: милостью.
20  [5] — Букв.: начаток из усопших; использование здесь слова «начаток» связано с древним установлением о посвящении Богу первого плода жатвы («начатка»); см. Исх 22:29.
22  [6] — См. в Словаре Адам.
27  [7] — Букв.: Он.
27  [8] — Букв.: подчинил под ноги; Пс 8:7.
28  [9] — Или: во всех.
31  [10] — Букв.: умираю.
32  [11] — Ис 22:13 (LXX).
40  [12] — Или: сияние/великолепие/слава; то же в ст. 41.
41  [13] — Букв.: отличается сиянием/славой.
43  [14] — Букв.: сеется; то же в ст. 44.
44  [15] — Или: душевное, т.е. недуховное, подверженное ограниченности и проблемам временного существования; здесь и далее переведено с греч. псюхикос; см. в Словаре Душа.
45  [16] — Быт 2:7 (LXX).
47  [17] — Букв.: состоящий из земли/праха.
47  [18] — В некот. рукописях: Человек — Господь с неба.
49  [19] — Букв.: носили образ… будем носить образ.
51  [20] — Букв.: уснем.
54  [21] — Ис 25:8.
55  [22] — Ос 13:14.
56  [23] — Букв.: сила греха — закон; см. Рим 7:7−11.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.