1 Коринфянам 15 глава

Первое послание Коринфянам
Новый русский перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

Братья, хочу ещё раз напомнить вам Радостную Весть, которую я вам возвещал, которую вы приняли и в которой вы утвердились.
 
Хочу пояснить вам, братья, суть Благой Вести, которую уже проповедовал вам и в которой, приняв ее, вы утвердились.1

Она спасительна для вас, если только твердо придерживаетесь того, что я вам возвещал, а иначе ваша вера напрасна.
 
Через эту Весть спасаетесь, если остаетесь верными тому, что я возвещал вам; иначе ваша вера была с самого начала напрасной.

Самое важное, что я получил, я передал вам: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям.
 
Ведь я передал вам, как самое важное, то, что и сам принял, — весть, что Христос, по Писанию, за грехи наши умер

Он был погребен и был воскрешен на третий день согласно Писаниям[67].
 
и погребен был, а в третий день воскрешен, как о том в Писании и говорилось,

Он явился Кифе и потом Двенадцати.
 
и что явился Он Кифе, затем — Двенадцати,

После этого Он явился ещё более чем пятистам братьям одновременно. Большинство из них ещё живы, а некоторые уже умерли[68].
 
а однажды — более чем пятистам братьям сразу (из них большинство еще живо, а некоторые уже умерли).2

Затем Он явился Иакову[69], потом всем апостолам,
 
После того явился Он Иакову, а потом — всем апостолам,

и последнему из всех явился мне, жалкому недоноску.
 
и уже после всех явился и мне, недостойному.3

Ведь я самый наименьший[70] из апостолов и даже не заслуживаю чести называться апостолом, потому что я преследовал церковь Божью.
 
Я ведь из апостолов — наименьший и даже называться апостолом не вправе, потому что преследовал церковь Божию.

Но по благодати Божьей я есть тот, кто я есть, и Его благодать во мне была не напрасной: я трудился больше, чем все остальные, впрочем, не я, а благодать Божья, которая со мной.
 
Но по Божией благодати4 я есть то, что есть, и благодать Его во мне не тщетной оказалась. Нет, я даже более, чем все они, трудился и сделал, не я, впрочем, — благодать Божия была со мной.

Не имеет значения, кто возвещает: я или они. Главное — вы поверили в то, что мы возвещаем.
 
Не в том, однако, дело, я или они, — мы все так проповедуем, и вы так уверовали.

Скажите мне, если о Христе возвещается, что Он был воскрешен из мертвых, то как это некоторые из вас могут утверждать, что нет воскресения мертвых?
 
Мы проповедуем Христа воскресшего, — как же могут иные из вас говорить, что нет воскресения мертвых!

Если воскресения мертвых нет, то и Христос не был воскрешен.
 
Ведь если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес,

А если Христос не воскрес, то и всё, что мы возвещаем, не имеет смысла, равно как и ваша вера.
 
а если Христос не воскрес, тщетна наша проповедь и вера ваша тщетна.

Мы сами в таком случае оказываемся лжесвидетелями о Боге, так как мы засвидетельствовали о том, что Бог воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, конечно, мертвых вообще нельзя воскресить.
 
Но тогда получается, что мы и о Боге ложно свидетельствовали, мы ведь свидетельствовали, что Бог Христа воскресил, а Он — если воскресения мертвых и в самом деле нет — Христа не воскрешал.

Ведь если мертвых нельзя воскресить, то и Христос не был воскрешен.
 
Ибо, снова скажу, если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.

А если Христос не был воскрешен, то и вера ваша напрасна и ваши грехи по-прежнему на вас.
 
Ну, а если Христос не воскрес, немногого стоит ваша вера: вы всё еще во грехах ваших.

Тогда и те, кто умер во Христе, погибли.
 
Тогда безнадежно погибли и те, кто умер с верою во Христа.

Если мы надеемся на Христа лишь в этой жизни, то мы находимся в более жалком положении, чем все прочие люди.
 
Если вся наша надежда на Христа связана только с этой жизнью, мы несчастнее всех людей.

Но Христос действительно воскрес из мертвых! Он — первый плод среди тех, кто умер.[71]
 
Но воистину воскрес Христос из мертвых, и это было начало.5

И как смерть пришла в этот мир через одного человека, так через одного Человека пришло и воскресение мертвых.
 
Ведь если смерть пришла в мир через человека, то и воскресение мертвых — через Человека.

Как все умирают в Адаме, так все будут оживлены во Христе.
 
И так же, как связанные происхождением с Адамом6 все умирают, связанные верой со Христом все будут оживотворены.

Но каждый в своем порядке: вначале Христос, а затем, когда Он вернется, будем воскрешены и мы, принадлежащие Ему.
 
Но каждый в свой черед: первый — Христос как «начаток», потом — Христовы, в пришествие Его.

И потом наступит конец, когда Он, уничтожив всякое начальство, всякую власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.
 
И тогда наступит конец, когда Он, упразднив всякое иное начальство, всякую иную власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.

Христу предназначено царствовать до тех пор, пока Бог не повергнет всех врагов к Его ногам.[72]
 
Ибо царствовать Ему надлежит до тех пор, пока не повергнет Он всех врагов под ноги Свои;

Последний враг, который будет уничтожен, — это смерть.
 
последний же враг истребится — смерть.

Ведь Бог «всё подчинил под ноги Его».[73] Когда говорится, что «всё подчинил», то, конечно же, это «всё» не включает в себя Того, Кто и подчинил Ему всё.
 
Бог7 ведь всё в знак подчинения положил к ногам Его.8 Но когда было сказано «всё», это явно не включало Того, Кто всё Ему и подчинил.

Когда же всё будет Ему подчинено, тогда и Сам Сын будет подчинен Тому, Кто всё подчинил Ему, чтобы Бог был всё во всем.
 
Когда же всё будет подчинено Ему, тогда [и] Сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Ему всё, чтобы воистину Бог был «всё» во всём.9

Что же тогда делают те, кто принимает крещение за мертвых?[74] Если мертвых нельзя воскрешать, зачем люди принимают крещение за них?
 
Если всё это не так, что тогда, по-вашему, делают те, которые за мертвых принимают крещение? Зачем они за мертвых принимают крещение, если те не воскресают?

Зачем и нам ежечасно рисковать своей жизнью?
 
Да и мы зачем тогда ежечасно подвергаемся опасностям?

Я каждый день стою перед лицом смерти. Это верно, братья, как и то, что я хвалюсь вами перед Иисусом Христом, нашим Господом!
 
Я каждый день лицом к лицу сталкиваюсь со смертью.10 И это, [братья], так же верно, как и то, что я во Христе Иисусе, Господе нашем, горжусь вами.

Если я только из человеческих побуждений боролся с дикими зверями[75] в Эфесе, то что я этим приобрел? Если мертвые не воскресают, тогда что же: «Давайте будем есть и пить, потому что завтра умрем»[76]?
 
Если из простых человеческих побуждений боролся я «с дикими зверями» в Эфесе, чего я этим достиг? Если мертвые не воскресают, «будем есть и пить, ибо завтра умрем11

Смотрите, чтобы вам не оказаться обманутыми: «Плохая компания развращает добрые нравы».[77]
 
Не обманывайтесь: в дурном обществе и добрые нравы растлеваются.

Отрезвитесь, как вам и должно, и перестаньте грешить, ведь некоторые из вас не знают Бога, — я говорю это к вашему стыду.
 
Образумьтесь же, наконец, и более не грешите; из вас же иные до сих пор не имеют никакого представления о Боге — к стыду вашему говорю это.

Может, кто-то спросит: «Как воскреснут мертвые? Какое у них тогда будет тело?»
 
Но кто-то спросит: «Как можно воскресить мертвых? И в каком теле они явятся?»

Спрашивать об этом неразумно. Ведь каждому семени для того, чтобы прорасти, надо сначала умереть!
 
Какое безумство! Что сеешь ты, не будет ведь оно оживотворено, если не умрет прежде.

Когда ты сеешь, ты же сеешь не само растение, а лишь семя, пшеничное или какое-либо другое.
 
И сеешь ты вовсе не то тело, коему только предстоит явиться, а голое зерно, пшеничное или другое какое.

А Бог по Своему усмотрению дает ему тело — каждому семени свое.
 
Бог же по Своему усмотрению дает ему тело, каждому семени — свое.

Не все тела одинаковы: у людей не такое тело, как у зверей, у зверей не такое, как у птиц, а у птиц не такое, как у рыб.
 
У каждой плоти свои особенности: одна плоть у людей, другая — у животных, своя плоть у птиц, иная — у рыб.

Есть тела небесные и тела земные. У небесных тел своя красота, и у земных тел своя.
 
Это как тела есть небесные и земные; но своя красота12 у небесных тел, у земных же — другая.

У солнца тоже свое сияние[78], у луны свое, у звезд свое. Звезды, в свою очередь, тоже отличаются по яркости друг от друга.
 
В небесах свое сияние у солнца, другое — у луны, иное — у звезд; и звезда от звезды отличается тоже. 13

Так же будет и при воскресении мертвых. Тело сеется в тлении, а воскресает нетленное.
 
Вот и при воскресении мертвых так: сеется в тлении, воскрешается в нетлении;

Сеется бесславно, а воскресает славно. Сеется в слабости, а воскресает в силе,
 
предается земле14 в унижении, воскрешается в славе; сеется в слабости, воскрешается в силе.

сеется физическое тело, а воскресает — духовное. Если есть тело физическое, то есть и тело духовное.
 
Погребается тело земное,15 воскрешается — духовное. Ведь если есть тело земное, то есть и тело духовное.

Писание говорит, что первый человек, Адам, стал живым существом[79], но последний Адам — духом животворящим.
 
По Писанию, «первый человек, Адам, стал душою живою»,16 Адам же последний — жизнетворным духом.

Сначала приходит не духовное, а физическое, и лишь потом — духовное.
 
И не духовное прежде, а душевное, лишь потом — духовное.

Первый человек был сотворен из праха земного[80], а второй Человек — это Человек с небес.
 
Первый человек — от земли, он — существо земное,17 второй Человек — с неба.18

Земные люди подобны первому земному человеку, а небесные будут такими же, как Человек, пришедший с небес.
 
Каков первый из праха, таковы и все из праха; и каков Тот, Кто с неба, таковы и все небесные.

И как сейчас мы носим образ земного человека, точно так же мы будем похожи на Человека небесного.
 
И как были мы подобны тому, кто из праха, так уподобимся19 и Небесному.

Я говорю вам, братья, что плоть и кровь не могут стать наследниками Божьего Царства; ничто тленное не может стать наследником нетленного.
 
Я говорю о том, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царства Божьего и тление не наследует нетления.

Послушайте, я открою вам тайну: мы не все умрем, но все будем изменены,
 
И еще скажу вам тайну: не все мы умрем,20 но все преобразимся.

внезапно, во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. По сигналу трубы мертвые воскреснут нетленными, а мы будем изменены.
 
Свершится это быстро, во мгновение ока, при последней трубе. Вострубит она, и мертвые воскреснут нетленными, мы же окажемся преображенными,

Всё тленное должно облачиться в нетленное, и всё смертное — в бессмертное.
 
ибо должно это тленное облечься в нетление и это смертное — в бессмертие.

Когда тленное облечется в нетленное и смертное — в бессмертное, тогда исполнятся слова: «Смерть поглощена победой!»[81]
 
Когда же тленное это облечется в нетление и смертное это — в бессмертие, сбудется сказанное в Писании: «Поглощена смерть победою».21

«О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?»[82]
 
«Смерть, где твоя победа? Где твое жало, смерть22

Жало смерти — грех, а сила греха — Закон.
 
Жало ведь смерти — грех, и сила его от Закона.23

Но благодарение Богу! Он дает нам победу через нашего Господа Иисуса Христа!
 
Но Богу благодарение: через Господа нашего Иисуса Христа Он дарует нам победу.

Поэтому, мои любимые братья, стойте твердо. Ничто не должно вас поколебать. Всегда отдавайте себя полностью на служение Господу и знайте, что ваш труд для Господа не напрасен.
 
Так будьте тверды и неколебимы, братья мои возлюбленные. Отдавайте себя беспредельно делу Господню, определенно зная, что труд ваш не тщетен в Нем.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [67] — См. Мф 12:40; Иона 2:1; ср. также Ос 6:2.
6 [68] — Букв.: уснули.
7 [69] — Скорее всего, это был единоутробный брат Иисуса Христа (см. Мф 13:55), важнейший лидер церкви в Иерусалиме.
9 [70]Наименьший. Вероятно, здесь игра слов, так как имя Павел (лат. Paulus) переводится как «маленький», «низкий».
20 [71] — О первых плодах см. Лев 23:9-14; Втор 26:1-11.
25 [72]Пс 109:1.
27 [73]Пс 8:7.
29 [74] — Здесь Павел не поддерживает тех, кто принимал этот обряд за мертвых, а просто приводит их в пример как один из аргументов, подтверждающих воскресение.
32 [75] — Многие толкователи видят здесь метафору: Павел сравнивает с дикими зверями людей, противников пути Бога.
32 [76]Ис 22:13; см. также Ис 56:12.
33 [77] — Цитата из комедии ТАИС древнегреч. поэта Менандра (342-292 гг. до н. э.).
41 [78] — Букв.: слава.
45 [79]Быт 2:7.
47 [80] — См. Быт 2:7.
54 [81]Ис 25:8.
55 [82]Ос 13:14.
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: стоите.
6  [2] — Букв.: уснули.
8  [3] — Букв.: недоноску. Некоторые считают, что таким было прозвище, данное апостолу его противниками. Скорее же всего, здесь апостол образным языком утверждает, что он был лишен духовной жизни, когда Христос явился ему по дороге в Дамаск. Апостол, как видно, с присущим ему смирением считает себя недостойным доверенного ему служения из-за того, что он был гонителем христиан и сам не смог своевременно обратиться ко Христу.
10  [4] — Или: милостью.
20  [5] — Букв.: начаток из усопших; использование здесь слова «начаток» связано с древним установлением о посвящении Богу первого плода жатвы («начатка»); см. Исх 22:29.
22  [6] — См. в Словаре Адам.
27  [7] — Букв.: Он.
27  [8] — Букв.: подчинил под ноги; Пс 8:7.
28  [9] — Или: во всех.
31  [10] — Букв.: умираю.
32  [11] — Ис 22:13 (LXX).
40  [12] — Или: сияние/великолепие/слава; то же в ст. 41.
41  [13] — Букв.: отличается сиянием/славой.
43  [14] — Букв.: сеется; то же в ст. 44.
44  [15] — Или: душевное, т.е. недуховное, подверженное ограниченности и проблемам временного существования; здесь и далее переведено с греч. псюхикос; см. в Словаре Душа.
45  [16] — Быт 2:7 (LXX).
47  [17] — Букв.: состоящий из земли/праха.
47  [18] — В некот. рукописях: Человек — Господь с неба.
49  [19] — Букв.: носили образ… будем носить образ.
51  [20] — Букв.: уснем.
54  [21] — Ис 25:8.
55  [22] — Ос 13:14.
56  [23] — Букв.: сила греха — закон; см. Рим 7:7−11.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.