1 Коринфянам 15 глава

Первое послание Коринфянам
Новый русский перевод → Открытый перевод

 
 

Братья, хочу ещё раз напомнить вам Радостную Весть, которую я вам возвещал, которую вы приняли и в которой вы утвердились.
 
Братья, напомню вам Весть, которую я вам передал. Вы приняли ее и пребываете в ней —

Она спасительна для вас, если только твердо придерживаетесь того, что я вам возвещал, а иначе ваша вера напрасна.
 
она вас и спасёт. Напомню и слова, какими я передал вам Весть, если вы держитесь её, если вы не бездумно поверили.

Самое важное, что я получил, я передал вам: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям.
 
Прежде всего я вам передал, как и принял , что Христос умер за наши грехи, по Писанию,

Он был погребен и был воскрешен на третий день согласно Писаниям[67].
 
и был погребен, и на третий день воскрес, по Писанию,

Он явился Кифе и потом Двенадцати.
 
и явился Кефе, потом Двенадцати;

После этого Он явился ещё более чем пятистам братьям одновременно. Большинство из них ещё живы, а некоторые уже умерли[68].
 
а затем явился сразу более чем пятистам братьям, лишь немногие из которых умерли, а большинство живы до сих пор.

Затем Он явился Иакову[69], потом всем апостолам,
 
Потом он явился Иакову, потом всем апостолам,

и последнему из всех явился мне, жалкому недоноску.
 
а последнему из всех, словно до срока рожденному , — мне.

Ведь я самый наименьший[70] из апостолов и даже не заслуживаю чести называться апостолом, потому что я преследовал церковь Божью.
 
Я — малейший из апостолов и даже недостоин называться апостолом, так как преследовал Божью общину.

Но по благодати Божьей я есть тот, кто я есть, и Его благодать во мне была не напрасной: я трудился больше, чем все остальные, впрочем, не я, а благодать Божья, которая со мной.
 
Но по милости Бога я стал тем, чем стал. Его милость ко мне не осталась бес-плодной: я потрудился больше всех — не сам я, но Божья милость, которая со мной.

Не имеет значения, кто возвещает: я или они. Главное — вы поверили в то, что мы возвещаем.
 
И я, и они — все мы возвещали вам именно так — в эту Весть вы и поверили,

Скажите мне, если о Христе возвещается, что Он был воскрешен из мертвых, то как это некоторые из вас могут утверждать, что нет воскресения мертвых?
 
А если возвещено вам, что Христос воскрес из мертвых, почему некоторые у вас говорят, будто мертвые не воскреснут?

Если воскресения мертвых нет, то и Христос не был воскрешен.
 
Если нет воскресения мертвых, то не воскрес и Христос.

А если Христос не воскрес, то и всё, что мы возвещаем, не имеет смысла, равно как и ваша вера.
 
А если он не воскрес, то наша Весть пуста и ваша вера пуста.

Мы сами в таком случае оказываемся лжесвидетелями о Боге, так как мы засвидетельствовали о том, что Бог воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, конечно, мертвых вообще нельзя воскресить.
 
Мы тогда — лжесвидетели, ибо утверждаем, что Бог воскресил Христа, а на самом деле Он его не воскрешал, поскольку мертвые не воскресают.

Ведь если мертвых нельзя воскресить, то и Христос не был воскрешен.
 
Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

А если Христос не был воскрешен, то и вера ваша напрасна и ваши грехи по-прежнему на вас.
 
А если Христос не воскрес, то ваша вера напрасна: вы все остаетесь в грехах,

Тогда и те, кто умер во Христе, погибли.
 
а усопшие во Христе погибли.

Если мы надеемся на Христа лишь в этой жизни, то мы находимся в более жалком положении, чем все прочие люди.
 
Если мы надеемся на Христа только в этой жизни, мы — самые жалкие люди.

Но Христос действительно воскрес из мертвых! Он — первый плод среди тех, кто умер.[71]
 
Но Христос воскрес из мертвых, он—первый плод от усопших.

И как смерть пришла в этот мир через одного человека, так через одного Человека пришло и воскресение мертвых.
 
Через человека — смерть, через человека — и воскресение мертвых.

Как все умирают в Адаме, так все будут оживлены во Христе.
 
Ибо как все умерли в Адаме, так всем дана будет жизнь во Христе,

Но каждый в своем порядке: вначале Христос, а затем, когда Он вернется, будем воскрешены и мы, принадлежащие Ему.
 
каждому в свой черед: первый плод — сам Помазанник, а затем, когда Он придет, — те, кого Он избрал.

И потом наступит конец, когда Он, уничтожив всякое начальство, всякую власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.
 
А потом — конец, когда Он передаст Царство Богу и Отцу, и упразднит всякое Владычество, всякую Власть и Силу.

Христу предназначено царствовать до тех пор, пока Бог не повергнет всех врагов к Его ногам.[72]
 
Ибо Он должен царствовать, пока не повергнет всех врагов Себе под ноги.

Последний враг, который будет уничтожен, — это смерть.
 
Будет повержен и последний враг — смерть,

Ведь Бог «всё подчинил под ноги Его».[73] Когда говорится, что «всё подчинил», то, конечно же, это «всё» не включает в себя Того, Кто и подчинил Ему всё.
 
ибо сказано: ему подчинено всё. «Всё» — конечно же, кроме Того, кто всё ему подчинил.

Когда же всё будет Ему подчинено, тогда и Сам Сын будет подчинен Тому, Кто всё подчинил Ему, чтобы Бог был всё во всем.
 
А когда всё ему подчинится, то Сын и сам подчинится подчинившему ему всё — и Бог будет всё и во всём.

Что же тогда делают те, кто принимает крещение за мертвых?[74] Если мертвых нельзя воскрешать, зачем люди принимают крещение за них?
 
А что же те, которые принимают крещение от имени умерших? Если мертвые никогда не воскреснут, зачем от их имени креститься?

Зачем и нам ежечасно рисковать своей жизнью?
 
Ради чего мы каждый час встречаем опасность?

Я каждый день стою перед лицом смерти. Это верно, братья, как и то, что я хвалюсь вами перед Иисусом Христом, нашим Господом!
 
Я умираю каждый день—клянусь в том своей гордостью о вас, братья, в Иисусе Христе, Господине нашем.

Если я только из человеческих побуждений боролся с дикими зверями[75] в Эфесе, то что я этим приобрел? Если мертвые не воскресают, тогда что же: «Давайте будем есть и пить, потому что завтра умрем»[76]?
 
Я боролся со зверями в Эфесе — рассуждая по-человечески, какой в этом смысл? Если мертвые не воскреснут, давайте есть и пить, ибо завтра умрем!

Смотрите, чтобы вам не оказаться обманутыми: «Плохая компания развращает добрые нравы».[77]
 
Не обманывайте себя: дурное сообщество растлевает добрые нравы.

Отрезвитесь, как вам и должно, и перестаньте грешить, ведь некоторые из вас не знают Бога, — я говорю это к вашему стыду.
 
Опомнитесь и не грешите! Постыдно, что не все у вас знают Бога.

Может, кто-то спросит: «Как воскреснут мертвые? Какое у них тогда будет тело?»
 
Но ты спросишь: «Как воскреснут мертвые? В каком теле они придут?»

Спрашивать об этом неразумно. Ведь каждому семени для того, чтобы прорасти, надо сначала умереть!
 
Неразумный! То, что сеешь, не оживет, если не умрет.

Когда ты сеешь, ты же сеешь не само растение, а лишь семя, пшеничное или какое-либо другое.
 
Ведь ты сеешь не будущее тело растения, а простое зерно — зерно пшеницы или любое другое.

А Бог по Своему усмотрению дает ему тело — каждому семени свое.
 
Бог дает ему тело, какое захочет, каждому семени — особое тело.

Не все тела одинаковы: у людей не такое тело, как у зверей, у зверей не такое, как у птиц, а у птиц не такое, как у рыб.
 
У разных существ и плоть не одна и та же: у людей одна, у скота другая, у птиц своя и у рыб своя.

Есть тела небесные и тела земные. У небесных тел своя красота, и у земных тел своя.
 
Есть небесные тела, есть земные; сияние небесных — одно, величие земных — другое.

У солнца тоже свое сияние[78], у луны свое, у звезд свое. Звезды, в свою очередь, тоже отличаются по яркости друг от друга.
 
Свое сияние у солнца, свое у луны и свое у звезд; и звезды сияют по-разному.

Так же будет и при воскресении мертвых. Тело сеется в тлении, а воскресает нетленное.
 
Так и при воскресении мертвых. Сеется истлевающее, воскресает нетленное,

Сеется бесславно, а воскресает славно. Сеется в слабости, а воскресает в силе,
 
сеется в бесчестии, воскресает в славе, сеется в слабости, воскресает в силе,

сеется физическое тело, а воскресает — духовное. Если есть тело физическое, то есть и тело духовное.
 
сеется природное тело, воскресает — духовное. Если есть природное тело, будет и духовное.

Писание говорит, что первый человек, Адам, стал живым существом[79], но последний Адам — духом животворящим.
 
В Писании сказано: «первый человек, Адам, стал живою душой». А последний Адам есть животворный дух.

Сначала приходит не духовное, а физическое, и лишь потом — духовное.
 
Но не духовное предшествует природному, а природное духовному.

Первый человек был сотворен из праха земного[80], а второй Человек — это Человек с небес.
 
Первый человек был из пыли земной, второй человек — с неба.

Земные люди подобны первому земному человеку, а небесные будут такими же, как Человек, пришедший с небес.
 
Каков первый земной человек, таковы и все земные, каков небесный, таковы и все небесные.

И как сейчас мы носим образ земного человека, точно так же мы будем похожи на Человека небесного.
 
И как имели мы образ земного, так обретем и образ небесного.

Я говорю вам, братья, что плоть и кровь не могут стать наследниками Божьего Царства; ничто тленное не может стать наследником нетленного.
 
Говорю вам, братья: плоть и кровь не унаследует Божьего Царства, и истлевающее не унаследует нетления.

Послушайте, я открою вам тайну: мы не все умрем, но все будем изменены,
 
Открою вам тайну: не все мы умрем, но изменимся все,

внезапно, во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. По сигналу трубы мертвые воскреснут нетленными, а мы будем изменены.
 
быстро, в мгновение ока, при звуке последней трубы. Когда она протрубит, мертвые встанут неистлевшими, а мы изменимся,

Всё тленное должно облачиться в нетленное, и всё смертное — в бессмертное.
 
ибо это тленное тело должно одеться в нетление, это смертное — в бессмертие.

Когда тленное облечется в нетленное и смертное — в бессмертное, тогда исполнятся слова: «Смерть поглощена победой!»[81]
 
А когда это тленное оденется в нетление и это смертное оденется в бессмертие, тогда исполнятся слова Писания: Побеждена, погублена смерть!

«О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?»[82]
 
О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?

Жало смерти — грех, а сила греха — Закон.
 
Жало смерти — грех, а сила греха — в Законе.

Но благодарение Богу! Он дает нам победу через нашего Господа Иисуса Христа!
 
Благодарение Богу, даровавшему нам победу через Господина нашего, Иисуса Христа!

Поэтому, мои любимые братья, стойте твердо. Ничто не должно вас поколебать. Всегда отдавайте себя полностью на служение Господу и знайте, что ваш труд для Господа не напрасен.
 
Итак, любимые мои братья, будьте тверды, неколебимы, всегда неутомимо трудитесь ради Господа и знайте, что ваш труд не останется у Господа тщетным.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [67] — См. Мф 12:40; Иона 2:1; ср. также Ос 6:2.
6 [68] — Букв.: уснули.
7 [69] — Скорее всего, это был единоутробный брат Иисуса Христа (см. Мф 13:55), важнейший лидер церкви в Иерусалиме.
9 [70]Наименьший. Вероятно, здесь игра слов, так как имя Павел (лат. Paulus) переводится как «маленький», «низкий».
20 [71] — О первых плодах см. Лев 23:9-14; Втор 26:1-11.
25 [72]Пс 109:1.
27 [73]Пс 8:7.
29 [74] — Здесь Павел не поддерживает тех, кто принимал этот обряд за мертвых, а просто приводит их в пример как один из аргументов, подтверждающих воскресение.
32 [75] — Многие толкователи видят здесь метафору: Павел сравнивает с дикими зверями людей, противников пути Бога.
32 [76]Ис 22:13; см. также Ис 56:12.
33 [77] — Цитата из комедии ТАИС древнегреч. поэта Менандра (342-292 гг. до н. э.).
41 [78] — Букв.: слава.
45 [79]Быт 2:7.
47 [80] — См. Быт 2:7.
54 [81]Ис 25:8.
55 [82]Ос 13:14.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.