1 Коринфянам 15 глава

Первое послание Коринфянам
Новый русский перевод → Cовременный перевод WBTC

 
 

Братья, хочу ещё раз напомнить вам Радостную Весть, которую я вам возвещал, которую вы приняли и в которой вы утвердились.
 
Теперь хочу напомнить вам, братья, о благовестии, которое я проповедовал вам, которое вы также получили, которому в полной мере следуете

Она спасительна для вас, если только твердо придерживаетесь того, что я вам возвещал, а иначе ваша вера напрасна.
 
и через которое вы также спасаетесь, если твёрдо помните те слова, проповедованные мною (если только не стали вы верующими без цели).

Самое важное, что я получил, я передал вам: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям.
 
Ибо я передал вам прежде всего то, что сам получил: что Христос умер за грехи наши, согласно Писанию,

Он был погребен и был воскрешен на третий день согласно Писаниям[67].
 
и что Он был погребён, и что Он был воскрешён на третий день, согласно Писанию,

Он явился Кифе и потом Двенадцати.
 
и что явился Он Петру, а затем двенадцати.

После этого Он явился ещё более чем пятистам братьям одновременно. Большинство из них ещё живы, а некоторые уже умерли[68].
 
Затем Он явился более чем пятистам братьям одновременно, большинство из которых ещё живы сегодня, хотя некоторые из них умерли.

Затем Он явился Иакову[69], потом всем апостолам,
 
Затем Он явился Иакову, а потом всем Апостолам,

и последнему из всех явился мне, жалкому недоноску.
 
а под конец явился и мне тоже, как если бы я был недоношенный,

Ведь я самый наименьший[70] из апостолов и даже не заслуживаю чести называться апостолом, потому что я преследовал церковь Божью.
 
ибо я — самый маловажный из всех Апостолов. Я даже не достоин называться Апостолом, ибо я преследовал церковь Божью.

Но по благодати Божьей я есть тот, кто я есть, и Его благодать во мне была не напрасной: я трудился больше, чем все остальные, впрочем, не я, а благодать Божья, которая со мной.
 
Но я — то, что я есть, по благодати Божьей. И благодать Его не была напрасной. Напротив, я работал упорнее, чем все они, хотя не я это делал, а милость Божья, которая была со мной.

Не имеет значения, кто возвещает: я или они. Главное — вы поверили в то, что мы возвещаем.
 
И потому, я ли проповедовал вам или кто-то другой, именно это мы все проповедуем, и в это все вы веруете.

Скажите мне, если о Христе возвещается, что Он был воскрешен из мертвых, то как это некоторые из вас могут утверждать, что нет воскресения мертвых?
 
Но если мы проповедуем, что Христос был воскрешён из мёртвых, то как же некоторые из вас говорят, что нет воскресения из мёртвых?

Если воскресения мертвых нет, то и Христос не был воскрешен.
 
Если нет воскресения из мёртвых, то и Христос не был воскрешён из мёртвых,

А если Христос не воскрес, то и всё, что мы возвещаем, не имеет смысла, равно как и ваша вера.
 
а если Христос не был воскрешён из мёртвых, то тогда и проповеди наши впустую, и вера ваша впустую.

Мы сами в таком случае оказываемся лжесвидетелями о Боге, так как мы засвидетельствовали о том, что Бог воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, конечно, мертвых вообще нельзя воскресить.
 
И мы, к тому же, окажемся и лжесвидетелями о Боге, ибо поклялись перед Богом, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскресил, если, как утверждают, мёртвые не воскресают.

Ведь если мертвых нельзя воскресить, то и Христос не был воскрешен.
 
И если мёртвые не воскресают, то Христос тогда не был воскрешён,

А если Христос не был воскрешен, то и вера ваша напрасна и ваши грехи по-прежнему на вас.
 
и если Христос не был воскрешён, то вера ваша напрасна и вы все ещё во грехах своих,

Тогда и те, кто умер во Христе, погибли.
 
да и те, которые умерли во Христе, сгинули.

Если мы надеемся на Христа лишь в этой жизни, то мы находимся в более жалком положении, чем все прочие люди.
 
Если бы мы надеялись на Христа только в этой жизни, то были бы несчастнейшими из всех людей.

Но Христос действительно воскрес из мертвых! Он — первый плод среди тех, кто умер.[71]
 
Теперь же, на самом деле Христос был воскрешён из мёртвых, как первый плод среди тех, кто умер.

И как смерть пришла в этот мир через одного человека, так через одного Человека пришло и воскресение мертвых.
 
Ибо так как смерть пришла через человека, то через человека и воскресение из мёртвых.

Как все умирают в Адаме, так все будут оживлены во Христе.
 
И как все мы умрём из-за Адама, так же будем возвращены к жизни благодаря тому, что сделал Христос,

Но каждый в своем порядке: вначале Христос, а затем, когда Он вернется, будем воскрешены и мы, принадлежащие Ему.
 
но для каждого будет свой черёд. Христос — первый среди воскресших, затем те, кто принадлежит Христу, когда Он придёт.

И потом наступит конец, когда Он, уничтожив всякое начальство, всякую власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.
 
Потом наступит конец, когда Христос передаст царство Богу Отцу, когда Он уничтожит всех правителей, всю власть и всё могущество.

Христу предназначено царствовать до тех пор, пока Бог не повергнет всех врагов к Его ногам.[72]
 
Ибо Он должен править, пока Бог не отдаст всех врагов Христа в Его власть.

Последний враг, который будет уничтожен, — это смерть.
 
Смерть будет уничтожена, как последний враг.

Ведь Бог «всё подчинил под ноги Его».[73] Когда говорится, что «всё подчинил», то, конечно же, это «всё» не включает в себя Того, Кто и подчинил Ему всё.
 
Ибо "Он поверг всё к Его ногам". Когда говорится, что "всё" повергнуто, то ясно, что это — за исключением Бога, Кто подчинил всё Ему.

Когда же всё будет Ему подчинено, тогда и Сам Сын будет подчинен Тому, Кто всё подчинил Ему, чтобы Бог был всё во всем.
 
И когда всё будет отдано во власть Христу, тогда и Сам Сын будет во власти Бога, Который отдал всё во власть Ему, чтобы Бог мог быть всем для всех.

Что же тогда делают те, кто принимает крещение за мертвых?[74] Если мертвых нельзя воскрешать, зачем люди принимают крещение за них?
 
Иначе, что же делают те, кто крестится для мёртвых? Если мёртвые никогда не воскресают, то для чего принимают крещение из-за них?

Зачем и нам ежечасно рисковать своей жизнью?
 
Почему и мы ежечасно сталкиваемся с опасностью?

Я каждый день стою перед лицом смерти. Это верно, братья, как и то, что я хвалюсь вами перед Иисусом Христом, нашим Господом!
 
Я умираю каждый день. Я клянусь, братья, гордостью своей за вас во Иисусе Христе, Господе нашем.

Если я только из человеческих побуждений боролся с дикими зверями[75] в Эфесе, то что я этим приобрел? Если мертвые не воскресают, тогда что же: «Давайте будем есть и пить, потому что завтра умрем»[76]?
 
Если бы я, как простой человек, сражался с дикими зверями в Ефесе, то что бы я выиграл? Если мёртвые не воскресали бы, то "Давайте есть и пить, ибо завтра мы умрём!"

Смотрите, чтобы вам не оказаться обманутыми: «Плохая компания развращает добрые нравы».[77]
 
Перестаньте обманываться: "Плохой товарищ губит хорошие привычки".

Отрезвитесь, как вам и должно, и перестаньте грешить, ведь некоторые из вас не знают Бога, — я говорю это к вашему стыду.
 
Пробудитесь к трезвой жизни, как тому следует быть, и перестаньте грешить, ибо некоторые не знают Бога. Я говорю это, чтобы устыдить вас.

Может, кто-то спросит: «Как воскреснут мертвые? Какое у них тогда будет тело?»
 
Но кто-то может спросить: "Как мёртвые воскресают? Какое будет у них тело?"

Спрашивать об этом неразумно. Ведь каждому семени для того, чтобы прорасти, надо сначала умереть!
 
Безрассудный! То, что вы сажаете, не пробуждается к жизни, пока не умрёт.

Когда ты сеешь, ты же сеешь не само растение, а лишь семя, пшеничное или какое-либо другое.
 
А что касается того, что вы сажаете, вы закапываете в землю не зрелое растение, которое будет развиваться, а всего лишь голое зерно, будь то пшеница или что другое.

А Бог по Своему усмотрению дает ему тело — каждому семени свое.
 
Потом Бог даёт ему тело, какое избрал. Каждому зерну — его собственное тело.

Не все тела одинаковы: у людей не такое тело, как у зверей, у зверей не такое, как у птиц, а у птиц не такое, как у рыб.
 
Плоть живых существ — не одна и та же. Напротив, у людей — одна плоть, у животных — другая плоть, у птиц — иная и у рыб — иная.

Есть тела небесные и тела земные. У небесных тел своя красота, и у земных тел своя.
 
Есть небесные тела и земные. Но у небесных тел — одно великолепие, а у земных — другое.

У солнца тоже свое сияние[78], у луны свое, у звезд свое. Звезды, в свою очередь, тоже отличаются по яркости друг от друга.
 
У солнца — одно великолепие, а у луны и звёзд — другое, да и звезда от звезды отличается в великолепии.

Так же будет и при воскресении мертвых. Тело сеется в тлении, а воскресает нетленное.
 
Так и мёртвые, когда воскреснут. Тело, которое похоронено в земле, тленно, тело, которое воскреснет, нетленно.

Сеется бесславно, а воскресает славно. Сеется в слабости, а воскресает в силе,
 
Тело, которое похоронено в земле, бесславно, тело же, которое восстанет, — славно. Тело, которое похоронено в земле, слабо, тело же, которое восстанет, — сильно.

сеется физическое тело, а воскресает — духовное. Если есть тело физическое, то есть и тело духовное.
 
То, что похоронено, — душевное тело, то, что восстанет, — духовное тело. Раз существуют душевные тела, то существуют и духовные тела.

Писание говорит, что первый человек, Адам, стал живым существом[79], но последний Адам — духом животворящим.
 
И вот что сказано в Писании: "Первый человек, Адам, стал живым существом". Последний же Адам стал духом, дарующим жизнь.

Сначала приходит не духовное, а физическое, и лишь потом — духовное.
 
Но не духовный человек появился сначала. Сначала появился душевный человек, а потом духовный.

Первый человек был сотворен из праха земного[80], а второй Человек — это Человек с небес.
 
Этот первый человек пришёл из земли и праха. Второй Человек пришёл с небес.

Земные люди подобны первому земному человеку, а небесные будут такими же, как Человек, пришедший с небес.
 
И каков человек из праха, таковы те, кто из праха. И каков небесный Человек, таковы и небесные.

И как сейчас мы носим образ земного человека, точно так же мы будем похожи на Человека небесного.
 
И подобно тому, как запечатлено в нас подобие этого человека из праха, так же будет в нас запечатлено подобие того небесного Человека.

Я говорю вам, братья, что плоть и кровь не могут стать наследниками Божьего Царства; ничто тленное не может стать наследником нетленного.
 
Но скажу вам, братья, что наши земные тела из плоти и крови не могут наследовать Царство Божье. И так же то, что тленно, не наследует того, что нетленно.

Послушайте, я открою вам тайну: мы не все умрем, но все будем изменены,
 
Послушайте, я скажу вам такую тайную истину: мы все не умрём, но все мы изменимся,

внезапно, во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. По сигналу трубы мертвые воскреснут нетленными, а мы будем изменены.
 
во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. Ибо труба прозвучит, и мёртвые восстанут нетленными, а остальные преобразятся.

Всё тленное должно облачиться в нетленное, и всё смертное — в бессмертное.
 
Ибо это бренное тело должно облачиться в нетленное, и это смертное тело должно облачиться в бессмертное.

Когда тленное облечется в нетленное и смертное — в бессмертное, тогда исполнятся слова: «Смерть поглощена победой!»[81]
 
И когда это бренное тело облачится в нетленное, а это смертное тело облачится в бессмертное, тогда исполнится то, что сказано в Писании: "Смерть поглощена победой".

«О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?»[82]
 
"Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твоё жало?"

Жало смерти — грех, а сила греха — Закон.
 
Жало смерти — грех, а сила греха идёт от закона.

Но благодарение Богу! Он дает нам победу через нашего Господа Иисуса Христа!
 
Но благодарение Богу, Кто дарует нам победу через Господа нашего Иисуса Христа!

Поэтому, мои любимые братья, стойте твердо. Ничто не должно вас поколебать. Всегда отдавайте себя полностью на служение Господу и знайте, что ваш труд для Господа не напрасен.
 
Итак, мои дорогие братья, стойте твёрдо и непоколебимо. Предавайтесь постоянно всем сердцем трудам Господним, ибо вы знаете, что труд ваш в Господе не пропадёт зря.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [67] — См. Мф 12:40; Иона 2:1; ср. также Ос 6:2.
6 [68] — Букв.: уснули.
7 [69] — Скорее всего, это был единоутробный брат Иисуса Христа (см. Мф 13:55), важнейший лидер церкви в Иерусалиме.
9 [70]Наименьший. Вероятно, здесь игра слов, так как имя Павел (лат. Paulus) переводится как «маленький», «низкий».
20 [71] — О первых плодах см. Лев 23:9-14; Втор 26:1-11.
25 [72]Пс 109:1.
27 [73]Пс 8:7.
29 [74] — Здесь Павел не поддерживает тех, кто принимал этот обряд за мертвых, а просто приводит их в пример как один из аргументов, подтверждающих воскресение.
32 [75] — Многие толкователи видят здесь метафору: Павел сравнивает с дикими зверями людей, противников пути Бога.
32 [76]Ис 22:13; см. также Ис 56:12.
33 [77] — Цитата из комедии ТАИС древнегреч. поэта Менандра (342-292 гг. до н. э.).
41 [78] — Букв.: слава.
45 [79]Быт 2:7.
47 [80] — См. Быт 2:7.
54 [81]Ис 25:8.
55 [82]Ос 13:14.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.