1 Коринфянам 15 глава

Первое послание Коринфянам
Новый русский перевод → Перевод Еп. Кассиана

 
 

Братья, хочу ещё раз напомнить вам Радостную Весть, которую я вам возвещал, которую вы приняли и в которой вы утвердились.
 
А я объявляю вам, братья, то Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,

Она спасительна для вас, если только твердо придерживаетесь того, что я вам возвещал, а иначе ваша вера напрасна.
 
которым и спасаетесь. В этом смысле я благовествовал вам, если вы держитесь моего благовествования, если только вы не напрасно уверовали,

Самое важное, что я получил, я передал вам: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям.
 
Ибо я передал вам во-первых то, что и принял: что Христос умер за грехи наши по Писаниям,

Он был погребен и был воскрешен на третий день согласно Писаниям[67].
 
и что Он был погребён, и что Он воздвигнут в третий день по Писаниям,

Он явился Кифе и потом Двенадцати.
 
и что Он явился Кифе, потом — Двенадцати;

После этого Он явился ещё более чем пятистам братьям одновременно. Большинство из них ещё живы, а некоторые уже умерли[68].
 
затем свыше чем пятистам братьям одновременно, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые почили;

Затем Он явился Иакову[69], потом всем апостолам,
 
затем явился Иакову, потом всем апостолам;

и последнему из всех явился мне, жалкому недоноску.
 
а после всех явился и мне, словно недоноску.

Ведь я самый наименьший[70] из апостолов и даже не заслуживаю чести называться апостолом, потому что я преследовал церковь Божью.
 
Ибо я наименьший из апостолов, я, который недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию.

Но по благодати Божьей я есть тот, кто я есть, и Его благодать во мне была не напрасной: я трудился больше, чем все остальные, впрочем, не я, а благодать Божья, которая со мной.
 
Но благодатию Божией я есмь то, что я есмь, и благодать Его во мне не оказалась тщетной, но я больше всех их потрудился, впрочем не я, но благодать Божия со мною.

Не имеет значения, кто возвещает: я или они. Главное — вы поверили в то, что мы возвещаем.
 
Итак, я ли, они ли, — мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Скажите мне, если о Христе возвещается, что Он был воскрешен из мертвых, то как это некоторые из вас могут утверждать, что нет воскресения мертвых?
 
Если же о Христе проповедуется, что Он восстал из мёртвых, — как говорят некоторые между вами, что нет воскресения мёртвых?

Если воскресения мертвых нет, то и Христос не был воскрешен.
 
Если же нет воскресения мёртвых, — то и Христос не восстал;

А если Христос не воскрес, то и всё, что мы возвещаем, не имеет смысла, равно как и ваша вера.
 
а если Христос не восстал, тщетна наша проповедь, тщетна и вера ваша.

Мы сами в таком случае оказываемся лжесвидетелями о Боге, так как мы засвидетельствовали о том, что Бог воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, конечно, мертвых вообще нельзя воскресить.
 
При этом мы оказываемся и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали против Бога, что Он воздвиг Христа, Которого Он не воздвигал, если действительно мёртвые не восстают.

Ведь если мертвых нельзя воскресить, то и Христос не был воскрешен.
 
Ибо, если мёртвые не восстают, то и Христос не восстал.

А если Христос не был воскрешен, то и вера ваша напрасна и ваши грехи по-прежнему на вас.
 
А если Христос не восстал, напрасна вера ваша: вы еще во грехах ваших.

Тогда и те, кто умер во Христе, погибли.
 
Значит и усопшие во Христе погибли.

Если мы надеемся на Христа лишь в этой жизни, то мы находимся в более жалком положении, чем все прочие люди.
 
Если мы в этой только жизни возложили надежду на Христа, — мы несчастнее всех людей.

Но Христос действительно воскрес из мертвых! Он — первый плод среди тех, кто умер.[71]
 
Но Христос восстал из мёртвых, начаток усопших.

И как смерть пришла в этот мир через одного человека, так через одного Человека пришло и воскресение мертвых.
 
Ибо, поскольку чрез человека — смерть, чрез Человека и воскресение мёртвых.

Как все умирают в Адаме, так все будут оживлены во Христе.
 
Ибо, как в Адаме все умирают, так и во Христе все будут оживотворены.

Но каждый в своем порядке: вначале Христос, а затем, когда Он вернется, будем воскрешены и мы, принадлежащие Ему.
 
Но каждый в своем чине: начаток Христос, затем Христовы в пришествие Его.

И потом наступит конец, когда Он, уничтожив всякое начальство, всякую власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.
 
Потом конец, когда Он предает Царство Богу и Отцу, когда Он упразднит всякое начало и всякую власть и силу.

Христу предназначено царствовать до тех пор, пока Бог не повергнет всех врагов к Его ногам.[72]
 
Ибо надлежит Ему царствовать до тех пор, пока Он не положит всех врагов под ноги Свои.

Последний враг, который будет уничтожен, — это смерть.
 
Как последний враг, упразднена будет смерть.

Ведь Бог «всё подчинил под ноги Его».[73] Когда говорится, что «всё подчинил», то, конечно же, это «всё» не включает в себя Того, Кто и подчинил Ему всё.
 
Ибо Бог всё подчинил под ноги Его. Когда же Он скажет, что всё подчинено, — ясно, что за исключением Подчинившего Ему всё.

Когда же всё будет Ему подчинено, тогда и Сам Сын будет подчинен Тому, Кто всё подчинил Ему, чтобы Бог был всё во всем.
 
Когда же подчинено Ему будет всё, тогда и Сам Сын будет подчинён Подчинившему Ему всё, чтобы был Бог всё во всём.

Что же тогда делают те, кто принимает крещение за мертвых?[74] Если мертвых нельзя воскрешать, зачем люди принимают крещение за них?
 
Потому что, иначе, что будут делать те, которые принимают крещение за мёртвых? Если мёртвые вообще не восстают, почему же принимают крещение за них?

Зачем и нам ежечасно рисковать своей жизнью?
 
Для чего и мы подвергаемся опасностям ежечасно?

Я каждый день стою перед лицом смерти. Это верно, братья, как и то, что я хвалюсь вами перед Иисусом Христом, нашим Господом!
 
Я каждый день умираю: клянусь, братья, похвалою вашей, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.

Если я только из человеческих побуждений боролся с дикими зверями[75] в Эфесе, то что я этим приобрел? Если мертвые не воскресают, тогда что же: «Давайте будем есть и пить, потому что завтра умрем»[76]?
 
Если я из человеческих побуждений боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза? Если мёртвые не восстают, будем есть и пить, ибо завтра умрём!

Смотрите, чтобы вам не оказаться обманутыми: «Плохая компания развращает добрые нравы».[77]
 
Не заблуждайтесь: Дурное общество развращает добрые нравы.

Отрезвитесь, как вам и должно, и перестаньте грешить, ведь некоторые из вас не знают Бога, — я говорю это к вашему стыду.
 
Отрезвитесь, как должно, и не грешите. Ибо некоторые не имеют знания Бога: к стыду вашему говорю.

Может, кто-то спросит: «Как воскреснут мертвые? Какое у них тогда будет тело?»
 
Но скажет кто-нибудь: как восстают мёртвые и в каком теле они приходят?

Спрашивать об этом неразумно. Ведь каждому семени для того, чтобы прорасти, надо сначала умереть!
 
Неразумный! то, что ты сеешь, не может быть оживотворено, если не умрёт.

Когда ты сеешь, ты же сеешь не само растение, а лишь семя, пшеничное или какое-либо другое.
 
и то, что ты сеешь, не тело будущее ты сеешь, но голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое.

А Бог по Своему усмотрению дает ему тело — каждому семени свое.
 
Но Бог дает ему тело, какое Он захотел дать, и каждому семени — свое тело.

Не все тела одинаковы: у людей не такое тело, как у зверей, у зверей не такое, как у птиц, а у птиц не такое, как у рыб.
 
Не всякая плоть — та же плоть, но одна — у людей, другая плоть — у скотов, другая плоть — у птиц, другая — у рыб.

Есть тела небесные и тела земные. У небесных тел своя красота, и у земных тел своя.
 
И есть тела небесные, и есть тела земные, но иная слава небесных, иная слава земных.

У солнца тоже свое сияние[78], у луны свое, у звезд свое. Звезды, в свою очередь, тоже отличаются по яркости друг от друга.
 
Одна слава солнца, и другая слава луны, и другая слава звёзд; и звезда от звезды отличается славой.

Так же будет и при воскресении мертвых. Тело сеется в тлении, а воскресает нетленное.
 
Так и воскресение мёртвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;

Сеется бесславно, а воскресает славно. Сеется в слабости, а воскресает в силе,
 
сеется в бесчестии, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе.

сеется физическое тело, а воскресает — духовное. Если есть тело физическое, то есть и тело духовное.
 
Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Если есть тело душевное, есть и духовное.

Писание говорит, что первый человек, Адам, стал живым существом[79], но последний Адам — духом животворящим.
 
Так и написано: стал первый человек, Адам, душою живою; последний Адам — духом животворящим.

Сначала приходит не духовное, а физическое, и лишь потом — духовное.
 
Но не духовное прежде, а душевное, затем духовное.

Первый человек был сотворен из праха земного[80], а второй Человек — это Человек с небес.
 
Первый человек — от земли из праха; второй Человек — с неба.

Земные люди подобны первому земному человеку, а небесные будут такими же, как Человек, пришедший с небес.
 
Каков тот, кто из праха, таковы и те, кто из праха, и каков Небесный, таковы и небесные;

И как сейчас мы носим образ земного человека, точно так же мы будем похожи на Человека небесного.
 
и как мы носили образ того, кто из праха, так и будем носить и образ Небесного.

Я говорю вам, братья, что плоть и кровь не могут стать наследниками Божьего Царства; ничто тленное не может стать наследником нетленного.
 
Но то говорю вам, братья, что плоть и кровь Царства Божия наследовать не могут, и тление нетления не наследует.

Послушайте, я открою вам тайну: мы не все умрем, но все будем изменены,
 
Вот я говорю вам тайну: все мы не умрём, но будем все изменены,

внезапно, во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. По сигналу трубы мертвые воскреснут нетленными, а мы будем изменены.
 
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит она, и мёртвые будут воздвигнуты нетленными, и мы будем изменены.

Всё тленное должно облачиться в нетленное, и всё смертное — в бессмертное.
 
Ибо надо, чтобы это тленное естество облеклось в нетление, и это смертное естество облеклось в бессмертие.

Когда тленное облечется в нетленное и смертное — в бессмертное, тогда исполнятся слова: «Смерть поглощена победой!»[81]
 
Когда же это тленное естество облечётся в нетление, и это смертное естество облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.

«О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?»[82]
 
Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твое жало?

Жало смерти — грех, а сила греха — Закон.
 
Жало же смерти — грех, а сила греха — Закон.

Но благодарение Богу! Он дает нам победу через нашего Господа Иисуса Христа!
 
Но Богу — благодарение, дающему нам победу Господом нашим Иисусом Христом.

Поэтому, мои любимые братья, стойте твердо. Ничто не должно вас поколебать. Всегда отдавайте себя полностью на служение Господу и знайте, что ваш труд для Господа не напрасен.
 
Итак, братья возлюбленные, твёрдыми будьте, непоколебимыми, всегда преизобилующими в деле Господа, зная, что труд ваш не тщетен в Господе.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [67] — См. Мф 12:40; Иона 2:1; ср. также Ос 6:2.
6 [68] — Букв.: уснули.
7 [69] — Скорее всего, это был единоутробный брат Иисуса Христа (см. Мф 13:55), важнейший лидер церкви в Иерусалиме.
9 [70]Наименьший. Вероятно, здесь игра слов, так как имя Павел (лат. Paulus) переводится как «маленький», «низкий».
20 [71] — О первых плодах см. Лев 23:9-14; Втор 26:1-11.
25 [72]Пс 109:1.
27 [73]Пс 8:7.
29 [74] — Здесь Павел не поддерживает тех, кто принимал этот обряд за мертвых, а просто приводит их в пример как один из аргументов, подтверждающих воскресение.
32 [75] — Многие толкователи видят здесь метафору: Павел сравнивает с дикими зверями людей, противников пути Бога.
32 [76]Ис 22:13; см. также Ис 56:12.
33 [77] — Цитата из комедии ТАИС древнегреч. поэта Менандра (342-292 гг. до н. э.).
41 [78] — Букв.: слава.
45 [79]Быт 2:7.
47 [80] — См. Быт 2:7.
54 [81]Ис 25:8.
55 [82]Ос 13:14.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.