По Марку 4 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → Перевод Еп. Кассиана

 
 

И снова учил Он у моря; и собралось к Нему так много людей, что Ему пришлось сесть в лодку. Лодка была на воде, а весь народ стоял на берегу моря.
 
И снова начал Он учить у берега моря; и собирается к Нему толпа весьма многолюдная, так что Он, войдя в лодку, был на море, а вся толпа на земле у моря.

Многому учил их Иисус, прибегая к притчам. И, учив их, говорил:
 
И учил Он их в притчах многому и говорил им в учении Своем:

«Послушайте: вот вышел сеятель сеять.
 
слушайте, вот, вышел сеятель сеять.

Когда сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.
 
И было: когда он сеял, иное семя упало при дороге, и прилетели птицы и поклевали его.

Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.
 
И другое упало на камень, где у него немного было земли, и тотчас взошло, ибо земля у него не была глубока;

Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.
 
и когда взошло солнце, было опалено и, не имея корня, засохло.

Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили1 их, и не дали такие зерна плодов.
 
И другое упало в терние, и поднялось терние и заглушило его, и плода оно не дало.

Иные же зерна упали на хорошую землю, взошли они, выросли и дали урожай тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».
 
И другие упали на землю добрую и давали плод, поднимаясь и возростая, и приносили по тридцати и по шестидесяти и по ста.

Иисус закончил словами: «У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
 
И говорил им: кто имеет уши слышать, да слышит!

Оставшись с Ним наедине, Двенадцать и другие ученики Иисуса стали спрашивать Его о притчах.
 
И когда Он оказался один, стали спрашивать Его окружающие вместе с Двенадцатью о притчах.

Он ответил: «Вам тайна Царства Божьего открыта, а для тех, внешних, приходится говорить притчами,
 
И говорил им: вам дана тайна Царства Божия, тем же внешним всё бывает в притчах,

чтобы, как того они сами пожелали, смотрели они глазами и не видели, ушами слушали и не понимали, дабы не обратились они к Богу и не были прощены».2
 
чтобы они глазами глядели и не увидели, и слухом слышали и не уразумели, чтобы не обратились они, и не было прощено им.

«Вы этой притчи не поняли? — спросил учеников Иисус. — Тогда как же вы поймете другие?3
 
И говорит им: не постигаете этой притчи? Как же вы поймете все притчи?

Сеятель здесь сеет слово.
 
Сеятель сеет слово.

С иными, внявшими слову, бывает, как с зернами при дороге: тотчас приходит сатана и похищает у этих людей услышанное ими.4
 
И вот те, что при дороге, где сеется слово: когда они услышат, тотчас приходит сатана и уносит слово, посеянное в них.

Зерна же, упавшие на каменистую почву, — это про людей, которые, услышав слово, сразу с радостью принимают его,
 
А вот подобным же образом и те, что сеются на камне: они, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,

но нет у них корня, они непостоянны и тотчас же теряют веру,5 едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.
 
но не имеют корня в себе и держатся короткое время; потом с наступлением скорби или гонения за слово, тотчас соблазняются.

А с другими всё происходит, как с зернами, попавшими в колючки: эти люди слышат слово,
 
И вот другие, те, что сеются в тернии: это — услышавшие слово,

однако мирские заботы, обольщение богатством и всякие другие желания поглощают6 их и заглушают слово, и оно остается бесплодным.
 
и заботы века и обольщение богатства и прочие вожделения, входя, заглушают слово, и оно делается бесплодным.

Но есть и такие, с которыми бывает, как с зерном, посеянным на добрую почву: они слышат слово и принимают его, и дают урожай7 тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».
 
А вот и те, что на земле доброй посеяны: они слышат слово и принимают и дают плод по тридцати и по шестидесяти и по ста.

И продолжил Иисус: «Для чего вносят в комнату светильник: чтобы сразу накрыть его сосудом или поставить под кровать? Не для того ли приносят его, чтобы стоял он на подставке?
 
И говорил им: разве для того приносится светильник, чтобы поставить его под сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить его на подсвечник?

Ибо нет ничего тайного, что не предназначено изначально стать явным, и если что-то скрывается, то только для того, чтобы выйти однажды на свет.
 
Ведь, если что скрыто, то лишь для того, чтобы быть обнаруженным, и сокровенным оно стало только для того, чтобы выйти наружу.

У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
 
Если кто имеет уши слышать, да слышит.

«Вникайте в то, что слышите, — говорил им Иисус. — Ведь какой мерою вы пользуетесь,8 такой и вам будет отмерено, да еще и прибавлено будет вам.
 
И говорил им: замечайте, что слышите: какою мерой мерите, такою будут мерить вам, и будет прибавлено вам.

Ибо у кого много,9 тому и еще будет дано, а у того, у кого мало,10 отнимется и то, что есть у него».
 
Ибо кто имеет, тому будет дано, и кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет.

«Царство Божие, — сказал Иисус, — так же возрастает, как зерна, брошенные в землю.11
 
И говорил: таково Царство Божие: оно подобно человеку, который бросит семя в землю,

Ночью спит человек, днем встает, а зерна тем временем прорастают, и тянутся вверх ростки, а как — человек до поры не видит.
 
и спит и встает, ночью и днем, а семя всходит и тянется вверх, он сам не знает как;

Земля же в должный срок12 приносит плод: сначала она дает зелень, потом колос, потом и полное зерно в колосе.
 
земля сама собой дает плод: сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе;

И вот созревает зерно, и за серп человек берется, ибо время жатвы пришло.
 
когда же созреет плод, он тотчас посылает серп, потому что настала жатва.

С чем сравнить Царство Божие? Какой притчей представить его? — говорил Иисус. —
 
И говорил: каким подобием выразить нам Царство Божие? Или в какой притче представить его?

Оно, как зернышко горчичное. Когда сеют это зерно в землю, оно самое малое из всех земных семян.
 
Подобием зерна горчичного. Когда его посеют в землю, оно, самое маленькое из всех семян на земле,

Но вот всходит оно после посева и становится больше всех огородных растений, и так разрастаются ветви его, что птицы поднебесные могут гнездиться под сенью их».13
 
поднимается и становится больше всех овощей и пускает большие ветви, так что птицы небесные могут вить гнёзда под тенью его.

С помощью многих притч, подобных этим, Иисус возвещал людям слово Божие, насколько они могли его принимать14
 
И такими многими притчами Он говорил им, насколько они могли слышать.

(без притчи Он не учил их, а наедине ученикам Своим всё объяснял).
 
Без притчи же им не говорил, но ученикам Своим отдельно от других объяснял всё.

А когда наступил вечер, Он предложил ученикам: «Переправимся на другой берег!»
 
И говорит им в тот день, когда вечер настал: переправимся на ту сторону.

Они оставили народ и отплыли с Иисусом,15 за ними следовали и другие лодки.
 
И они, оставив народ, берут Его с собой, как Он был в лодке; и другие лодки были с Ним.

Вдруг началась сильная буря. Волны захлестывали лодку так, что она быстро стала наполняться водой.
 
И поднимается сильный вихрь; и волны били в лодку, так что лодка уже наполнялась водой.

Иисус в это время спал на корме, положив голову на сидение кормчего.16 Ученики разбудили Его и сказали: «Учитель, неужели Тебе дела нет, что мы погибаем?!»
 
А Он спал на корме на изголовье. И будят Его и говорят Ему: Учитель, Тебе всё равно, что мы погибаем?

Он встал и усмирил ветер, а морю сказал: «Уймись, умолкни!» И прекратился ветер, и стало совершенно тихо.
 
И проснувшись. Он возбранил ветру и сказал морю: молчи, стихни. И прекратился ветер, и настала тишина великая.

Тогда сказал Иисус ученикам: «Что же вы так робки? Или у вас совсем нет веры?»
 
И сказал им: что вы так боязливы? Как у вас нет веры?

Преисполненные благоговейного страха, спрашивали они друг друга: «Кто Он, если повинуются Ему и ветер, и море?»
 
И они устрашились страхом великим и говорили друг другу: кто же Он, что и ветер и море повинуются Ему?

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: задушили.
12  [2] — Ис 6:9,10.
13  [3] — Букв.: все притчи.
15  [4] — Букв.: и похищает слово, посеянное в них (в некот. рукописях: в их сердцах).
17  [5] — Или: спотыкаются и падают.
19  [6] — Букв.: входят.
20  [7] — Букв.: приносят плод.
24  [8] — Букв.: мерите.
25  [9] — Букв.: кто имеет.
25  [10] — Букв: кто не имеет.
26  [11] — Букв.: с Царством Божьим так же, как если человек бросает семя в землю.
28  [12] — Букв.: земля сама собой.
32  [13] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33  [14] — Букв.: слушать.
36  [15] — Букв.: взяли Его с собой, как Он был в ло дке.
38  [16] — Букв.: на (лодочной) подушке; очевидно, речь идет о низкой скамье для кормчего или кожаной подушке кормчего.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.